Понедельник, 20.11.2017, 20:00
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Экология

Развитие творческого потенциала школьников через проектно-исследовательскую деятельность по экологии
Социально-экономические перемены, которые мы сегодня переживаем, обостряют проблемы подготовки молодых поколений к реальным и интенсивно изменяющимся условиям жизни. Выпускникам школ недостаточно одних только теоретических знаний. Конкурентоспособность на рынке труда зависит от активности человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Поэтому понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения, которые предполагают не только усвоение результатов научного познания, но “проживание” самого пути познания, реализацию способов творческой поисковой деятельности по решению реальной познавательной проблемы.
В философской притче португальского писателя Паоло Коэльо старый Алхимик говорит своему ученику: “Есть только один путь достижения – действовать!”.
Научить наших учеников действовать – самая важная задача, которую необходимо решить.
Скажи мне и я забуду, покажи мне и я запомню,
дай мне действовать самому, и я научусь!
Организуя экологически ориентированную деятельность школьников, следует рассматривать обучение и воспитание в качестве модели реальной деятельности, позволяющей обеспечивать возможность познания и усвоения детьми системы знаний, ценностей, нравственно-этических и правовых норм поведения в окружающей среде.
Экологическое образование будет эффективным в том случае, когда школьникам не просто передаются те или иные знания, формируются отдельные теоретические, оценочные и практические умения экологического характера, а с помощью целостной системы педагогических технологий воссоздается модель экологически целесообразного взаимодействия человека и общества с природной средой. Этим требованиям наиболее полно отвечает технология проектной деятельности.
Среди различных инновационных технологий проектное обучение обладает рядом преимуществ, а именно: позволяет ученику самостоятельно (при консультативной поддержке учителя) добывать знания, работая с многочисленными источниками информации, приборами и лабораторным оборудованием, и, одновременно, в деловом общении со сверстниками развивать коммуникативные умения и навыки.
В основе метода проектов – развитие познавательных интересов учащихся; умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта; развитие критического мышления. Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определенного времени.
Проектная деятельность предполагает выполнение учителем только функции управления и коррекции деятельности учеников. Они сами ставят перед собой задачи и решают их, осуществляют контроль своих действий и оценку своего результата, сами определяют свою индивидуальную образовательную траекторию. Проект, как форма работы, требует оформления результатов для предъявления их окружающим.
Довольно часто школьники работают по заданному алгоритму:
- Постановка проблемы
- Оценка возможностей для решения проблемы
- Формулирование цели и предположений
- Сбор и обработка необходимой информации
- Разработка вариантов решения проблемы, выбор наиболее эффективного варианта, разработка тактики реализации проекта
-Организация и выполнение проекта
- Обобщение результатов, оценка качества выполненной работы
- Представление проекта
Исследовательские проекты – одна из наиболее распространенных форм данного вида деятельности.
Исследовательские проекты имеют четко продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования: актуальность темы, проблема, предмет и объект исследования; цель, гипотеза и вытекающие из них задачи исследования; методы исследования, обсуждение результатов, выводы и рекомендации. Цель исследовательской деятельности: развитие у школьников важнейшего инструмента оперативного освоения действительности, возможность осваивать не суммы готовых знаний, а методы получения новых знаний.
Биология – тот школьный курс, в котором имеются реальные возможности приобщить учащихся к исследовательской деятельности, развить их творческие способности. Длительные наблюдения за объектами живой природы, эксперимент, самостоятельные учебные исследования… Они являются неотъемлемой частью преподавания этого предмета.
Завершающим этапом исследовательской работы является презентация школьниками своих исследовательских проектов на научно-практических конференциях различного уровня.
Для того, чтобы развить у ребят навыки исследования, учителю необходимо помнить, что исследования и наблюдения должны быть систематическими и планомерными, цель работы – четко сформулирована и посильна для достижения. При этом надо обязательно учитывать общее развитие ученика, имеющийся у него запас знаний и умений.
Создание благоприятных условий для учебного творчества: позитивной мотивации, атмосферы сотрудничества и совместного поиска, создание ситуации успеха, направленность учебной деятельности на формирование творческих умений позволит учителю решить проблему развития личностного потенциала учащихся.
Категория: Экология | Добавил: olenevava (31.07.2012) | Автор: Оленева Валентина Александровна E
Просмотров: 1113 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]