Пятница, 24.11.2017, 06:59
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы естественного цикла » Биология

статья "ИКТ и внеурочная деятельность учащихся"
ИКТ и внеурочная деятельность учащихся
Колесникова Лариса Алексеевна, учитель биологии и географии республика Кыргызстан, г. Бишкек, Школа-комплекс с гимназическим образованием (ШКГ) №29
Статья отнесена к разделу: Преподавание биологии
В настоящее время в республике Кыргызстан, как и в любом современном обществе, огромное значение в области школьного образования уделяется:
- повышению качества образования и образованности молодого поколения,
- приобретению коммуникативных умений и навыков школьниками,
- формированию у учащихся способности к моделированию ситуаций,
- приобщению молодежи к творческой деятельности.
Для системы образования актуальными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Педагоги наряду с традиционными методами и формами обучения внедряют новые технологии для изучения школьных предметов. Это связано со снижением интереса к учебе, интеллектуальной пассивностью школьников.
Как показывает практика, современные дети в большинстве не проявляют интерес к чтению научно-исследовательской литературы, не проводят причинно-следственные связи явлений и событий в окружающем их мире. И в результате у школьников появляются трудности восприятия даже базового материала, связанные с невозможностью смыслового анализа, трудности развития логического мышления и воображения, что приводит к нежеланию учиться. Такие дети попадают в категорию группы риска - детей «интеллектуально пассивных», « часто болеющих», детей « с трудностями обучения», и просто трудных и проблемных. Вместе с тем, к сожалению, есть педагоги, которые не уделяют должного внимания детям из группы риска из-за нежелания «тратить время в пустую», сложности работы с таким контингентом учащихся. Активнее ими проводится работа с одаренными и способными детьми с высоким уровнем умственного и познавательного развития, сформированностью познавательных интересов и инициативы.
Однако, важной задачей для педагога является создание условий для комфортного обучения любого ребенка, независимо от уровня образованности или подготовленности. Ну, а повышенная уязвимость детей группы риска требует совершенствования образовательного процесса с учетом необходимости социальной и психолого-педагогической компенсации трудностей развития. В этой связи при изучении любого предмета важно заинтересовать ребенка, помочь прийти к необходимости познания окружающего мира.
В этот связи очевидны преимущества внедрения в школьную практику новых информационных технологий. Внедрение ИКТ, прежде всего, продиктовано возрастающим их значением в различных сферах общественной жизни. Средства ИКТ активно и прочно входят в среду обитания человека, изменяя его образ жизни, поведение и сознание. Основная часть информационного поля современного человека создается телевидением, радиовещанием, электронными носителями информации, программными комплексами, сетями Интернета.
Информационные технологии предоставляют возможность:
1. Повысить интерес молодежи к изучению окружающего мира как неотъемлемой части всего живого на Земле, во взаимосвязи живой и неживой Природы.
2. Активизировать познавательную деятельность, а также организовать учебно-познавательную деятельность школьников.
3. Сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия школьника и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием.
4. Вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения, предоставляя материалы различной направленности и разного уровня сложности.
5. Значительно усилить как глобальный аспект обучения, так и в большей мере отвечающий местным потребностям.
6. Внедрять в процесс обучения изучение специфических особенностей природных явлений и событий родного края.
7. Создать яркую интерактивную среду обучения с неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении ученика и учителя.
8. Индивидуализировать процесс обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов с учетом выбранного индивидуально-психологического темпа.
Информационные технологии являются одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся в процессе обучения биологии в общеобразовательной школе. В результате решается важная педагогическая проблема – развитие личности ребенка на основе развития компетенций. При этом важно каждому педагогу найти правильные пути в выборе и использовании методов и приемов в обучении школьников. Важно учитывать личностные качества, индивидуальные и возрастные особенности ребенка. При использовании интерактивных методов обучения необходимо способствовать реализации деятельностного подхода в личностно- ориентированном обучении. Создавать такие условия в процессе обучения, которые явились бы наиболее эффективным при взаимосвязи ученика и учителя, могли бы помочь ученику стать «субъектом учебной деятельности».
Однако, несмотря на то, что требования современного общества диктуют необходимость воспитания информационной грамотности, нельзя преувеличивать роль средств современных ИКТ в учебном процессе. Необходимо их разумное сочетание с традиционными средствами обучения. Еще К.Д. Ушинский в своих трудах подчеркивал, что "не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а, напротив - приучить его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает" [№6, с. 208].
В процессе преподавания биологии учащиеся на основе традиционных методов познания живой Природы (теоретическом и экспериментальном) получают базовые знания об особенностях живых объектов и первоначаль-ные сведения о человеческом организме. Это не всегда является интересным детям с низкой познавательной активностью. Так же сказывается недостаток урочного времени при изучении биологии, не позволяющий ребенку на практике сопоставить теорию с явлениями, происходящими в окружающем его мире. Не всегда у учителя имеется возможность проведения учебных экскурсий и практических занятий с природными объектами со всеми школьниками. Используя интерес современных школьников к компьютерным технологиям, можно дополнить процесс обучения направлением их на самообразование, самоанализ, получение полезной и нужной биологической информации, реализацию идей, развитие творческих способностей.
Проблема организации учебно-познавательной деятельности учащихся остается одной из наиболее важных в изучении биологии. Компьютеризация процесса обучения, происходящая в настоящее время, придает этой проблеме особый смысл. Результаты внедрения ИКТ в нашей школе говорят сами за себя. Ежегодно в течение всего учебного года преподавателями-предметниками проводится диагностика знаний учащихся по различным критериям оценки. Согласно мониторингам анализа уровня обученности и качества знаний учащихся по предметам, использование современных информационно-коммуникационных технологий, в том числе в курсе биологии, значительно повышает и уровень обученности учащихся, и интерес к предмету, и качество знаний, даже при низкой мотивации школьников.
Но на сегодняшний день недостаточно разработана система методов применения средств современных ИКТ в учебных целях, так как отсутствуют адекватные методики применения компьютеров, и нет массового опыта использования персонального компьютера как средства развития самостоя-тельности учащихся. Поэтому большинство учителей пользуются своей интуицией, педагогическим опытом работы с детьми разных возрастных групп, методом «проб и ошибок».
Важно учитывать, что внимание учителя при внедрении того или иного средства ИКТ должно быть направлено на использование методов и приемов, требующих активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, определять причинно-следственные связи, применять творческую деятельность. Следует помнить, что организуя процесс обучения, педагогу необходимо учитывать, что каждый учащийся обладает индивидуальными особенностями и важно найти оптимальные варианты организации учебно-познавательной деятельности каждого ученика.
Как отмечает В.В. Пасечник: «…важно определить психолого-педагогические условия, позволяющие учителю организовывать и управлять познавательной деятельностью учащихся, добиваясь при этом высокой эффективности учебного процесса при обучении биологии» [№5, с. 7]. Лишь по результату познавательной деятельности учащихся, мы можем судить о правильности выбранной методики организации этой деятельности.
Нельзя не согласиться с мнением В.В. Пасечника и о том, что учебная деятельность учащихся осуществляется как познавательная, поскольку ее результатом является новое для них знание, новые для них умения и навыки. Учение рассматривается как вид деятельности учащихся в процессе обучения, при взаимодействии двух субъектов – учителя (обучающая деятельность) и обучаемого (обучаемая деятельность). От того, как учитель организует в процессе обучения познавательную деятельность учащихся, зависит эффективность этого процесса. [№5, с. 87].
Поэтому задачей каждого преподавателя является научить учащихся учиться самостоятельно, заинтересовать учащегося этим процессом, чтобы, в конечном счёте, учащиеся могли бы обходиться без его рекомендаций и руководства, реализовывать свои планы и идеи. У школьника должен появиться устойчивый интерес к получению знаний, сформироваться опыт творческой активности и самостоятельности, способность реализации приобретенных умений и навыков в измененных и новых ситуациях. Это позволит не только насытить школьника большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные способности учащихся, их умение приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Для приближения к решению выше указанных проблем в преподавании биологии, в своей работе я большое внимание уделяю внеурочной деятельности со школьниками, так как считаю ее наиболее многогранной, дающей возможность максимально раскрыться таланту ребенка, реализоваться личностному «Я». Различные мероприятия позволяют в неформальной обстановке работать индивидуально и в группе с учащимися разных возрастных групп, учитывая особенности психолого-педагогической характеристики каждого ребенка.
При выборе вида деятельности я основываюсь на важности развития у учащихся научно-технической компетентности, учебно-познавательной мотивации работы Личности, умений интеллектуальной и практической деятельности школьника. В процессе совместной работы считаю связь «учитель-ученик» необходимой на всех этапах, однако стараюсь оставаться лишь направляющим звеном в творческом процессе ребенка. Результаты часто превосходят все ожидания.
Более трех лет назад мне удалось собрать учащихся ШКГ №29 в экологическую группу. Причем не было отбора по уровню подготовленности или успеваемости, а учитывалось лишь желание ребенка. В данной группе собрались ученики 7-9 классов нашей школы, которые были вовлечены в увлекательную работу в предложенных проектах и конкурсах, проводимых в республике Кыргызстан.
При участии в конкурсе «Ледники Кыргызстана» все ученики получили различные задания, согласно возрасту, возможностям и желанию. Школьники активно включились в работу, при этом были обработаны многочисленные материалы, как Интернета, так и научной литературы. Они очень активно помогали друг другу, проводили дискуссии, подборку и обработку материалов к конкурсу. В результате совместной работы были подготовлены эссе, рефераты, рисунки, доклады и презентация научно-исследовательского проекта. Заняв призовые места в различных номинациях, ребята вдохновились на осуществление новых идей. Теперь уже от них поступали предложения о различных видах деятельности. В том числе электронные материалы, собранные при подготовке к конкурсу были переработаны и созданы презентации уроков географии Кыргызстана для 8-х классов, которые используются до сих пор.
Следующим этапом нашей совместной деятельности стало участие в проекте «Здравствуй, родной край» с представителями ОФ «Таалим-Форум» при поддержке Фонда Кристенсен (США). В течение трех лет продолжалась наша совместная деятельность, направленная на осуществление экологического воспитания школьников, изучение географических особенностей регионов и природных ландшафтов Иссык-Кульской области, развивался интерес к изучению этнической культуры народов многонационального Кыргызстана, более крепкой становилась дружба между участниками и усиливалась любовь к родному краю. Ежегодно на несколько дней мы выезжали в районы Иссык-Кульской области, проводили походы, экскурсии, практические занятия, готовили небольшие концертные программы для школьников сел и их родителей, знакомились с бытом сельских жителей. У детей появилась возможность на практике применить теоретические знания, продемонстрировать свои скрытые таланты и это дало отличные результаты. У всех детей повысилась успеваемость, самооценка своих возможностей, они стали активны, более самостоятельны.
Работая в проекте под руководством опытных инструкторов, ребята научились снимать видеофильмы, создавать фотографии, обучились написанию эссе, ведению репортажей и интервью у участников различных национальных мероприятий («Яблочный фестиваль», конно-спортивные игры, «Мой сельский друг» и многие другие). Полученные материалы вместе с ребятами мы обрабатывали и представляли в виде презентаций проектов научной и социальной направленности, участвовали в фестивалях, конкурсах и фотовыставках. Параллельно ребята приглашались на участие в экологических конференциях, проводимых акциях по защите окружающей среды. Во всех мероприятиях отмечалась подготовленность ребят, грамотность суждений, умение вести диалоги, формулировать выводы и анализировать предложенные ситуации, сплоченность. Хочется еще раз отметить, что в экологическую группу входили и школьники с низким уровнем обученности, мотивацией, познавательной активностью. Были ребята, которые вошли в группу за компанию с другом. Благодаря совместной деятельности, разнообразию предлагаемых мероприятий, ребята изменились в лучшую сторону. Педагоги школы и родители этих учащихся отметили, что уже в первый год работы ребята стали собраннее, дисциплинированные, более ответственные. В приложении мною представлены фотографии участия детей в проекте «Здравствуй, родной край!» по Иссык-Кульской области.
В процессе трехлетней совместной работы ученики нашей школы собрали многочисленный фотоматериал по истории, географии и экологии Кыргызстана. Все материалы используются в том числе и на уроках. Так были разработаны уроки-презентации: история Кыргызстана 6 класс – «Мое отечество», «Люди – вершившие историю Кыргызстана», кыргызский язык 7 класс – «Юрта – жилище кыргызов», «По святым местам родного края», география Кыргызстана 9 класс – «Великий Шелковый путь», «Иссык-Куль – жемчужина Кыргызстана», геоэкология 11 класс – «Экология города Бишкек», «Природные катаклизмы», «Хвостохранилища на территории Кыргызстана». Во всех случаях успешно использовались ИКТ.
Внеклассным мероприятиям также уделяется внимание нашими ребятами. Одним из первых было создано и проведено внеклассное мероприятие для учащихся 6-7 классов «Экологические проблемы современности», презентация которого была составлена с использованием фотоматериалов участников экологической группы. Это привлекло дополнительные силы из учащихся нашей школы.
Кроме вышеуказанной деятельности, с учащимися 9-11 классов мы создаем научно-исследовательские курсовые работы, которые представляются в рамках школьного проекта. Ежегодно ученики выбирают предмет и тему курсовой работы (тему предлагают учителя-предметники или учащийся обсуждает интересующую его тему). В течение полугода ученики набирают и обрабатывают материал, оформляют в электронном варианте и по окончанию представляют презентацию к защите. Весь период ученик и учитель работают в тандеме, причем учитель выступает лишь в роли консультанта, направляя и корректируя самостоятельную деятельность учащихся. Многие ученики для создания презентаций используют не только такие программные средства, как Power Point или Open Impress, но и более сложные, прибегая к помощи отзывчивого преподавателя ОИВТ.
И материалы курсовых работ в дальнейшем также успешно используются в урочной и внеурочной деятельности. Остановлюсь на одном примере, созданного интегрированного проекта «Полиэтилен – за и против!». Этот групповой проект создан ученицами 9 класса, работа которых была направлена с учетом предметных пристрастий. Свойства, производство, влияние на живую природу и человека, использование полиэтилена были изучены ими с точки зрения химии, биологии, экологии в индивидуальном порядке. Затем обработка и оформление большого по объему материала проводились совместно. В результате кропотливого труда была представлена презентация на школьную конференцию и отмечена как одна из интересных и многогранных. По окончанию работы над курсовой, школьницы приняли решение использовать презентацию для создания и проведения внеклассного мероприятия для учащихся 8-х классов, а также для урока химии был создан фрагмент урока-презентации «Полипропилены».
Таким образом, работая с учащимися в системе внеурочной деятельности, не обучая, а помогая учиться, используя современные технологии, то, что их увлекает, можно добиться:
- приближения к решению проблемы организации учебно-познавательной деятельности учащихся;
- формирования устойчивой мотивации к изучению предмета;
- устойчивую динамику роста учащихся, стремящихся к самореализации и самоопределению посредством предмета биологии;
- воспитания современной молодежи в рамкам компетентностного подхода.

Источник: http://Литература 1. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 1985. 2. Ко
Категория: Биология | Добавил: B-G-X-2012-Kolesnikova_ (19.08.2012) | Автор: Колесникова Лариса Алексеевна E
Просмотров: 1002 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]