Понедельник, 05.12.2016, 19:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Музыка

«Использование интерактивных технологий для создания собственных образовательных ресурсов»

Современный этап развития российской школы предполагает широкое внедрение ИКТ в образовательный процесс. Усовершенствование информационно-коммуникационных технологий стимулирует нас, учителей, к постоянному повышению квалификации в данном направлении. Именно современные компьютерные технологии помогли мне расширить свой информационный, методический и дидактический арсенал и ввести в него, наряду со стандартными видами учебной деятельности, различные новые формы.

Лейтмотивом введения новых форм была, казалось бы, неновая тема — создание презентаций. Многие преподаватели хорошо умеют создавать простые презентации Power Point и часто используют их в учебном процессе. Эти ресурсы обладают многофункциональностью, позволяют легко демонстрировать и редактировать учебный материал и объединять большой объём информации на одном носителе. В последнее время в данной сфере появились интересные новинки, которые прекрасно подходят для применения на уроках музыки в начальной школе.

Прежде всего, интерес представляет совершенно новая технология создания нелинейных презентаций Prezi. Она появилась в 2009 году и набрала колоссальную популярность по всему миру. Prezi —уменьшительная форма венгерского слова «презентация». ЦОРы данного вида еще называют «летающими» презентациями. Особенность технологии — изначально облачная природа. Это значит, что презентации Prezi создаются в Интернете на сайте Prezi.com. В презентациях Prezi присутствует только один слайд. Все объекты размещаются на одном листе, а затем задается сценарий, по которому «камера» должна перемещаться по листу при каждом нажатии кнопки «Далее». При просмотре презентации сервис будет передвигать этот лист, отображая последовательно каждую его часть как отдельный слайд. В любое время докладчик может отвлечься от намеченного пути, свободно перемещаясь по изображению и используя прокрутку мыши. В презентациях «Прези» пользователю доступно огромное 3D-пространство, которое позволяет создавать слайды в любом месте и делать необычные переходы между ними. В его распоряжении множество инструментов для создания элементов презентации, а также целый ряд функциональных возможностей. «Прези» позволяет создавать оригинальные презентации для выступлений, с помощью которых можно легко выделиться среди других ораторов. Большим плюсом в создании таких презентаций является возможность загрузки файлов различных форматов и видео с «Ютьюба» и компьютера. «Прези» даёт возможность совместной с учениками работы в Сети над одной презентацией. Затем можно легко разместить получившуюся презентацию в блоге и других сервисах. Также презентацию «Прези» можно легко скачать на свой компьютер и демонстрировать на уроке даже при отсутствии Интернета.

С помощью сервиса «Прези» мне удалось пополнить свою методическую копилку несколькими различными играми с песнями, собранными из дополнительного песенного материала. При создании этих игр мною преследуется цель расширения  песенного кругозора детей, поскольку в процессе используются различные детские песни, которые не входят в основную учебную программу. Эти игры проводятся в конце урока, когда детям необходимы психологическая разрядка и позитивные эмоции.

Новым и многофункциональным оборудованием на данный момент является интерактивная доска. На ней можно работать с презентацией путем выбора управляющих элементов на сенсорном экране. К сожалению, доска пока не относится к широкодоступным ТСО, и вряд ли скоро появится в каждом учебном кабинете.

Частично заменить интерактивную доску можно, добавив в знакомые всем презентации интерактивные элементы. Это даёт возможность увеличить динамизм и выразительность излагаемого учебного материала. Таким образом можно сделать различные типы упражнений «живыми» и подвижными и тем самым активизировать внимание всего класса. Такие презентации ориентированы на работу в игровой форме с обучающимися на уроках и мероприятиях. Также они могут применяться при выполнении индивидуальных дополнительных заданий с одарёнными детьми. «Оживить» и разнообразить привычные многим презентации Power Point можно с помощью эффектов анимации, триггеров и гиперссылок.

Анимация — это эффекты изменения объектов: появление, исчезновение, перемещение и выделение. Анимация регулирует выполнение заданий внутри слайда: объекты могут появляться, исчезать и перемещаться. Это позволяет сделать упражнение подвижным, а значит – более эффективным. Анимационное упражнение запрограммировано на строгий порядок подачи материала и очередность появления объектов. Работа со слайдами презентации проходит в соответствии с этим алгоритмом. Я часто использую эффекты анимации в заданиях по отгадыванию загадок, в игровых упражнениях по заполнению пропусков в тексте и подбору подписей для ряда картинок. Гиперссылка применяется для связи между файлами, веб-страницами, частями одного документа. Она позволяет осуществить различные переходы. В презентации можно использовать ссылки на другие слайды, другие документы, открывая их прямо из презентации. Можно добавить ссылки на ресурсы сети Интернет, обеспечив быстрый переход к ним. В своих презентациях гиперссылки часто использую в различных играх, на уроках-экскурсиях, в квестах для привлечения дополнительной информации, а также в викторинах на заключительных уроках-обобщениях для систематизации знаний разного уровня. Такие презентации позволяют привнести в учебный процесс элемент игры, приключения: ученик воспринимает переходы по гиперссылкам как выполнение игровой миссии. Стараюсь поддерживать этот интерес новизной и вариативностью заданий.

Триггеры — это эффекты, устанавливающие возможность выбора последовательности действий на слайде в зависимости от желания и ситуации. Открывать задание можно по мере его выполнения. Наличие триггеров значительно повышает интерактивность презентации. Технологические приёмы, созданные с помощью триггеров, оживляют и оптимизируют информационное пространство слайда. Этих приёмов очень много, однако на некоторые из них стоит обратить особое внимание.

 Приём «Технологическая сорбонка» — это интерактивная версия игры с карточками. Применяю этот приём для запоминания и заучивания определений, имён и портретов композиторов, различных музыкальных понятий. На одной стороне карточки записывается понятие, а на другой — ответ. Ученик перебирает карточки, пытается дать ответ и тут же проверяет себя. Анимированный вариант «сорбонки» помогает сделать процесс запоминания привлекательным и разнообразным. В своей работе применяю этот приём в интерактивных играх и тренажёрах.

 «Яблочко на тарелочке» — это технологический приём, основанный на технологии вращения. С методической точки зрения его можно отнести к творческим упражнениям, которые могут выполняться на любом этапе урока. Вращение можно запрограммировать по шагам или задать произвольное движение, если в упражнение важно ввести элемент случайного выбора. В качестве объектов выбирается изобразительная наглядность, которая должна вызывать ассоциации с тренируемым материалом. Данный прием можно использовать во всевозможных тренажёрах.

Приём «Верно-неверно». На слайде задаётся вопрос и дается несколько вариантов ответа в качестве слов, цифр или изображений. Если выбран неправильный вариант ответа, ответ исчезает, в противном случае срабатывает любой эффект анимации, изменяющий размер, цвет или местоположения объекта, а также добавляется звук (аплодисменты, игра музыкального инструмента). Как один из вариантов этого приёма, появляются слова «верно» или «неверно» или анимационная картинка грустного и улыбающегося смайлика. Широко применяю этот приём в различных тестовых и творческих заданиях, самостоятельных работах, в интерактивных тренажёрах.

Приём «Исключение лишних объектов или понятий» позволяет решить проблему очерёдности объектов в настройках анимации. Лишним объектам на слайде присваивается анимация исчезновения, а тем, которые нужно оставить – анимация выделения. Например, с помощью этого приёма создаются дидактические игры, которые в классе провожу с детьми следующим образом: ребёнок с указкой выбирает вариант ответа, который после нажатия мышкой учителем остаётся, а остальные исчезают. Задания в этом технологическом приёме очень нравятся детям.

Мои авторские презентации обязательно содержат интерактивные элементы, благодаря которым они используются как своеобразная электронная доска. Это даёт возможность увеличить динамизм и выразительность излагаемого учебного материала и сделать различные типы упражнений «живыми», подвижными и тем самым активизировать внимание всего класса. Такие презентации ориентированы на работу в игровой форме с обучающимися в классе и на мероприятиях, а также на составление индивидуальных дополнительных заданий для одарённых детей.

Подводя итог, стоит отметить, что создание и использование нового поколения обучающих материалов на уроках является перспективным направлением работы каждого современного педагога, в том числе и меня. В этом контексте компьютер в целом и вышеперечисленное программное обеспечение в частности можно рассматривать как техническую платформу для создания собственных образовательных ресурсов.

                                                Список использованной литературы:
1.Аствацатуров, Г.О. Дизайн мультимедийного урока: ме­тодика, технологические приемы, фрагменты уроков [Текст] / Г. О. Аствацатуров, канд. ист. наук. - Волгоград: Учитель, 2009. – 133с.

2.Аствацатуров, Г.О. Медиадидактика и современный урок: технологические приемы [Текст]  / Г.О. Аствацатуров, канд. ист. наук. – Волгоград: Учитель, 2011.-111 с.

3.Игра как средство гармонизации общего и художественного образования в школе Искусство в школе. №№ 2-3, 2002

4.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.

5.Тарасова И.А. Дидактические  игры в начальной школе - («Начальная школа» № 10-2002 г.)

Интернет-источники:

1.Аствацатуров, Г.О.  Сайт «Дидактор» http://didaktor.ru/priemy-pedagogicheskoj-texniki/

2.Материалы раздела «Современные интерактивные технологические приемы обучения и визуализации информации» на сайте http://easyen.ru/

3.Интернет-портал «Медиаобразование и медиакультура»
http://mediaeducation.ucoz.ru

 

 

Категория: Музыка | Добавил: helenbeauty (02.03.2016) | Автор: Дзюба Елена Николаевна E
Просмотров: 190 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Елена Николаевна, ваш материал допущен к участию в конкурсе.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]