Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Физкультура |
«Повышение качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и в
СОДЕРЖАНИЕ I. Информация об опыте……………………………………. 2 – 6 стр. II. Технология опыта………………………………………… 6 – 12 стр. III. Результативность опыта………………………………….. 12 – 14 стр. IV. Библиографический список………………………………. 15 стр. V. Приложение к опыту……………………………………..... 16 стр. Раздел I Информация об опыте Условия возникновения и становления опыта На протяжении 20 лет автор опыта работает учителем физической культуры в муниципальном образовательном учреждение основная общеобразовательная школа № 5. В течение многих лет ведется работа по внедрению в практику здоровьесберегающих технологий, которые модернизируются в соответствии с требованиями времени. Данное учебное заведение характеризуется устойчивым контингентом учащихся. Здание находится вблизи от культурных центров, что благоприятно сказывается на учебно-воспитательном процессе. В классах, где работает автор опыта больше половины учащихся, чьи родители заняты на производствах города, остальная часть предприниматели, матери - одиночки, родители заняты в сфере торговли. Поэтому взрослые не всегда могут уделять должного внимания детям по физической подготовке. Проведенное анкетирование это подтвердило: 56% родителей заняты карьерным ростом; 44%родителей не всегда адекватно осознают, что нельзя заставит ребенка заниматься физической культурой, если взрослые сами не всегда этому следуют. Проанализировав анкеты учащихся,(Приложение №6) сделаны следующие выводы: необходимо создать условия для развития самостоятельной творческой деятельности в сфере физической культуры и спорта; привлечь учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом; повысить интерес к физической культуре и спорту и стремление к соревновательной деятельности; закрепить потребности к регулярным занятиям физическими упражнениями и избранным видом спорта; Возникновение данного опыта работысвязано, прежде всего: во-первых с повышением качества знаний учащихся на уроках физической культуры, во- вторых учащиеся испытывают трудности между имеющимися у них теоретическими знаниями и слабой материально-технической базой. Работу разделили на 3 этапа: I этап – обнаружение проблемы(сентябрь 2008-2009учебный год) подбор диагностического материала осуществляется на основе комплексной программы физического воспитания учащихся 1-11классов (авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич. Москва «Просвещение», 2008 г.) (Приложение №1) выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у учащихся. дать определение понятиям: «личностно-ориентированный подход», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «развитие», «творчество» II этап – внедрение разработанных приемов и методов (сентябрь 2008-2011 учебный год): определить уровень знаний и умений учащихся; выявить особенности современных личностно-ориентированных технологий; раскрыть особенности личностно-ориентированного подхода. III этап – диагностическое обследование учащихся подтверждающие успешность выбранной педагогической технологии направленной на повышение качества знания учащихся на уроках физической культуры посредством личностно-ориентированного подхода (апрель 2011 - 2012 учебного года). Для реализации опыта работы предусмотрено освоение обучающимися умения осуществлять собственную физкультурно-оздоровительную и спортивно – творческую деятельность. Личностно-ориентированный подход к обучающимся дает возможность воспитывать в ребенке выносливость, целеустремлённость, желание побеждать, поддерживает его организм здоровым, сильным и ловким. Данный подход к учащимся является неотъемлемой частью всей учебно-воспитательной работы общеобразовательного учреждения и занимает важное место в подготовке учащихся к жизни. Очевидным решением проблемы по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры стало применение личностно-ориентированных технологий. В центре внимания личностно-ориентированных технологий – уникальная целостная личность растущего человека, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Ключевыми словами личностно-ориентированных технологий образования являются «развитие», «личность», «индивидуальность», «свобода», «самостоятельность», «творчество». В преподавательской деятельности учитываются возрастные особенности и уровень развития учащихся. Осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Актуальность опыта Современная физическая культура выполняет важные социальные функции по оптимизации физического состояния населения, организации здорового образа жизни, подготовке к жизненной практике. Она, как и любая сфера культуры, предполагает, прежде всего, работу с духовным миром человека – его взглядами, знаниями и умениями, его эмоциональным отношением, ценностными ориентациями, его мировоззрением. Необходимым условием развития личности школьника является личностно-ориентированное обучение, это не просто учет особенностей субъекта учения, это иная методология организации условий обучения, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно-личностных функций или востребование его субъективного опыта. Содержание личностно-ориентированного образования призвано помочь учащемуся в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения, открыть рефлексивный мир собственного «Я» и научиться управлять им. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: возникновение потребности в формировании устойчивой мотивации к занятиям физической культурой начинается с первого класса. Несмотря на то, что много говорится и пишется о необходимости ведения здорового образа жизни, регулярных занятий физической культурой и спортом, на практике большинство детей и подростков школьного возраста ведут малоподвижный образ жизни. Актуальность и недостаточная теоретическая и практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для возникновения противоречия между необходимостью эффективности работы по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры и отсутствием действенного механизма для ее реализации. Исходя из этого, попытаемся решить данное противоречие, используя при этом личностно-ориентированную технологию обучения. Таким образом, можно дать определение личностно-ориентированного обучения: «Личностно-ориентированное обучение» – такой тип обучения, в котором организация взаимодействия субъектов обучения в максимальной степени ориентирована на их личностные особенности и специфику личностно-предметного моделирования мира. Ведущая педагогическая идея опыта Ведущая педагогическая идея опыта состоит в личностно-ориентированном подходе к созданию на уроках физической культуры условий для реализации повышения качества знаний. Длительность работы над опытом Работа над опытом велась в течение трех лет поэтапно с момента обнаружения противоречия (сентябрь 2008 года), до момента выявления результативности (май 2012года). 1этап – сентябрь 2008года - начальный (констатирующий) 2этап – сентябрь 2008-2011г - основной (формирующий). 3этап – май 2012г - заключительный (контрольный). Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявления уровня сформированности мотивации к занятиям физической культурой у детей. На формирующем этапе была проведена апробация предложенных приемов и методов. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной технологии для решения обозначенной педагогической проблемы. Диапазон опыта Диапазон опыта представлен системой работы учителя, представляющей собой единую систему «урок – внеурочная деятельность». Теоретическая база опыта Теоретическая база опыта разрабатывалась на основе теоретических положений Л.С. Выготского, С.Т. Шацкого, психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой, на основе современных образовательных технологий, гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения, рекомендации БелРИПКППС. «Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор. Цель личностно-ориентированного подхода заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного и общественно значимого личного опыта. На основе проведенного анализа теоретических источников считается целесообразным выделить три уровня потенциала личности: биологический, личностный и деятельностный. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности каждого, главным является развитие учащегося, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. Таким образом, на основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению были отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии с целями, условиями, возможностями образовательного учреждения: психическое здоровье и личностная зрелость (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность, самостоятельность, стремление к самовыражению); социокультурная компетентность (способность к конструктивному сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций, толерантность к чужому мнению); познавательная активность (наличие познавательной мотивации, стремление к получению знаний, развитость навыков самостоятельной работы). Основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания. Новизна опыта Новизна опыта состоит в рационализации, усовершенствовании личностно-ориентированного подхода, направленного на повышение качества знания учащихся, посредством создания и апробации педагогической технологии на уроках физической культуры. Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта Применение данного опыта возможно в условиях общеобразовательных учреждений, начальной школы, учреждениях дополнительного образования, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с учеником. Раздел II. Технология описания опыта Целью педагогической деятельности является формирование повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию, созданию условий для познавательной активности на уроках физической культуры и формированию у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний. Для достижения цели были обозначены задачи и условия: Задачи: 1.Проводить мониторинг мотивации к занятиям физической культурой у учащихся и их состояния здоровья. 2.Повышать у учащихся интерес к познавательной активности на уроках физической культуры. 3.Способствовать формированию у учащихся стремления быть здоровым, вести здоровый образ жизни. 4.Знакомить с результатами исследований родителей, учителей, учащихся. Чтобы добиться положительного результата, необходимо соблюдать следующие условия: 1. Работа должна проводиться систематически. 2. Важна роль мотивации действий, понимание, чему научатся дети в процессе работы. 3. Задания должны быть посильными. Внедрение личностно-ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс осуществлялось поэтапно: создание определенной предметно-развивающей среды в классе; разработка тематического планирования (Приложение № 1); разработка план - конспектов тематических занятий (Приложение № 2); составление программы «Дня здоровья» (Приложение №3), «Спартакиада школы» (Приложение №4), школьной олимпиады (Приложение №5) Уроки проходят в спортивном зале, на спортивной площадке и стадионе, с использованием методических средств (разработки уроков по физической культуре, и индивидуальных занятий, бесед, соревнований, подвижных игр), дидактических (сюжетно - ролевые, карточки-задания с данной проблемной ситуацией), технических (компьютер, медиа проектор, спортивное оборудование). Для реализации поставленных задач сложилась система форм, методов и приемов обучения, которая дает положительные результаты. Владея традиционными приемами и методами преподавания предмета «Физическая культура», использую активные формы обучения: проектирование, элементы передовых педагогических технологий. Сущность педагогической технологии заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ученику при организации занятий физической культурой, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивно-творческой деятельности. Изучив, особенности физического развития детей, занятия физической культурой проводятся на индивидуализации и дифференциации обучения. Учитываются возрастные особенности обучающихся. На первой ступени образования проводились подвижные игры по сюжетам народных сказок, мультфильмов, герои которых известны детям. Например: Ребятам предлагаются упражнения различной степени сложности, предоставляется возможность постепенного овладения необходимыми умениями и навыками. На второй ступени образования помимо развития физических качеств, начинается углубленное изучение двигательных умений, формируются навыки самооценки и самоконтроля при выполнении упражнений. Разработаны комплексы физических упражнений для каждого ученика с учетом уровня его физического развития. Третья ступень образования это период тренировки мышечной силы, выносливости, а так же время приобретения теоретических знаний по предмету «Физическая культура». На этом этапе изучения предмета дифференцируются физические нагрузки по половому, психологическому, физиологическому признакам. В каждой четверти проводится промежуточная диагностика, показывающая положительную динамику по формированию повышения качества знаний образования на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. На каждом уроке проводятся информационные беседы, а в конце учебного года на II и III ступени образования – экзамен по теории физической культуры. Результаты успеваемости учащихся за последние 3 года: Учебный год Кол-во учащихся детей Классы, в которых учитель работает согласно тарификации Успеваемость по предмету (в ![]() 2008-2009 150 4-8 100% 89,3% 2009-2010 154 5-9 100% 91,9% 2010-2011 157 4-7 100% 93,5% Полученные аналитические материалы структурированы в таблицы, диаграммы, шкалы, описания.(Приложение №7). Опыт педагогической деятельности позволяет выделить такие траектории мониторинговых исследований как: 1. Оценка качества успеваемости по предмету «Физическая культура».. 2. Сравнение показателей обучающихся по различным разделам физической культуры с нормативами ГОСа. 3. Результативность физкультурно-оздоровительной деятельности ОУ. 4. Эффективность спортивно-творческой деятельности ОУ. 5. Оценка уровня степени удовлетворенности обучающихся и их родителей, , педагогов, состоянием спортивно – физкультурной работы школы. 6.Педагогическая экспертиза методических материалов по проблемам здоровьесбережения и здоровьеформирования школьников. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что работа по формированию повышения качества знаний учащихся 5-9 классов на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводится по разработанной педагогом системе и требует соблюдения следующих принципов: 1. Сознательность и активность (формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями); 2. Наглядность(создает правильное представление, образ двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его); 3. Доступность(определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации); 4. Систематичность(регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха); 5. Динамичностьили постепенное повышение требований (заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих). Таким образом, вся работа учителя физической культуры способствует ориентации сознания учащегося на формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков культуры здоровья, формирование привычки к здоровому образу жизни. Организация учебно-воспитательного процесса При организации учебно-воспитательного процесса используются основные мотивы спортивной деятельности: стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств); стремление к самовыражению и самоутверждению удовлетворение духовных и материальных потребностей. Личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры тесно связан с методикой проведения урока. Планируя работу, четко учитываются возрастные, типовые и индивидуальные особенности учащихся и проводится обучение так, чтобы приобретение знания, умения и навыки стали для них потребностью: I. Когда физическая нагрузка – в радость Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения. II. Индивидуальная круговая тренировка Это позволяет повысить моторную плотность урока, а также дает учителю возможность видеть работу всех учащихся, контролировать их действия. III. Распределение по группам Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта IV. Обучение по карточкам Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках. V. Психологический тип школьника При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Особенности методики индивидуального подхода по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию: 1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей. 2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих. 3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке. 4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности. 5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать: создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств; методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения. Таким образом, личностно-ориентированный подход на уроках физической культуры является главной составляющей для организации учебно-воспитательного процесса. Методы и приемы обучения В данной работе применяются как общепедагогические методы, так и специфические, основанные на активной двигательной деятельности: метод регламентированного упражнения, игровой метод, соревновательный метод, словесный и сенсорный методы, диагностика, тестирование, интерактивные. Метод регламентированного упражнения предусматривает обеспечение оптимальных условий для усвоения новых двигательных умений, навыков. Игровой метод может быть применен на основе любых физических упражнений и не обязательно связан с какими-либо спортивными играми. Соревновательный метод используется как в относительно элементарных формах, для активизации занимающихся при выполнении отдельных упражнений на занятиях Словесный и сенсорный методы предполагают широкое использование слова и чувственной информации Одну из важнейших основ всех методов физического воспитания составляет избираемый способ регулирования нагрузки и порядок сочетания ее с отдыхом. Важную роль в личностно-ориентированном подходе к учащимся является не только методы и приемы, но и форма проведения урока. Личностно - ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика. Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству, иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что учитель должен не только давать знания, но и создавать оптимальные условия для развития личности учащихся. В таблице представлены основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком. Традиционный урок Личностно- ориентированный урок 1. Обучает всех детей установленной сумме знаний, умений и навыков 1. Способствует эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личностного опыта 2. Определяет учебные задания, форму работы де¬тей и демонстрирует им образец правильного вы¬полнения заданий 2. Предлагает детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощряет ребят к самостоятельному поиску путей решения этих заданий 3. Старается заинтересовать детей в том учебном материале, который предлагает сам 3. Стремится выявить реальные интересы детей и согла¬совать с ними подбор и организацию учебного материала 4. Проводит индивидуальные занятия с отстающими или наиболее подготовленными детьми 4. Ведет индивидуальную работу с каждым ребенком 5. Планирует и направляет детскую деятельность 5. Помогает детям самостоятельно спланировать свою деятельность 6. Оценивает результаты работы детей, подмечая и исправляя допущенные ошибки 6. Поощряет детей самостоятельно оценивать результаты их работы и исправлять допущенные ошибки 7. Разрешает возникающие конфликты между деть¬ми: поощряет правых и наказывает виноватых 7. . Побуждает детей обсуждать возникающие между ними конфликтные ситуации и самостоятельно искать пути их разрешения Основными формами обучения являются: 1) метод круговой тренировки; 2) индивидуальные задания; 3) беседы; 4)педагогическое наблюдение – учитель отмечает, каковы реакции занимающегося на физическую нагрузку; 5) дифференцированный подход в обучении; 6) опрос – даёт возможность получить информацию от самих занимающихся – до, во время и после занятий физическими упражнениями: о самочувствии, о настроении; 7) тестирование физической подготовленности. Раздел III. Результативность опыта Диагностическое обследование по формированию повышения качества знаний учащихся на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию проводилась на основании выделенных в комплексной программе физического воспитания учащихся 5-9 классов уровней развития: высокий, средний, низкий уровень. В процессе работы по развитию двигательных способностей на уроках физкультуры (по результатам анкетирования) у учащихся появилось осмысленное отношение и стойкий интерес к физической культуре. У многих учеников сформировалась устойчивая потребность в занятиях физической культурой и спортом, который обеспечивает высокий уровень положительной мотивации к занятиям физической культуры: в 5-6 классах - 82%; 7-9 классах – 85%. Результаты тестирования отражают рост уровня общей физической подготовленности учащихся. Проведя мониторинг с учащимися (Приложение № 6), было выявлено, что большинство детей (61,4%) имеет высокий уровень школьной мотивации, это видно на приведённой диаграмме. Результаты проведённой работы по изучению уровня развития познавательной активности. Сведения, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, позволили не только оценить возможности конкретного ученика на текущий момент, но и дали возможность спрогнозировать степень личностного роста каждого ученика и всего классного коллектива. Систематическое отслеживание результатов диагностики из года в год позволяет увидеть динамику изменения личностных характеристик ученика проанализировать соответствие достижений запланированным результатам. Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работой. Это повышает качество знаний. Например:2009-2010 учебном году коэффициент успешности работы составлял 87,3%, коэффициент качества – 76,6%. По итогам I полугодия 20011-2012 учебного года коэффициентуспешности составляет 95%, коэффициент качества - 88%. Динамика уровня обученности и качества знаний, обучающихся по физической культуре за последние 3 года /2010-2012уч. / Результативность опыта отслеживалась ежегодно в течение 3 лет работы посредством обнаружения проблемы, внедрения разработанных занятий. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что создания условий для устойчивого интереса школьников к предмету физическая культура обеспечивает положительную динамику поформированию повышения качества знаний на уроках физической культуры, посредством личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию. Перспективность данного опыта состоит в реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся. Именно поэтому немаловажное значение имеет создание условий в образовательном учреждении, в семье с целью сохранения и укрепления здоровья школьников и формирования здорового образа жизни. IV. Библиографический список 1. Аникиев В.С. Как повысить эффективность физической культуры //Спорт в школе. 1997. №8. 2. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе – Ростов н / Д: Феникс, 2006.-332 с. 3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика1999. 192 с. 4. Жук. Н. Личностно-ориентированный урок: технология проведения и оценки// Директор школы. № 2. 2006. – с. 53-57. 5. Жуков О.Ф. Технология реализации индивидуального подхода к физической подготовке школьников 14-17 лет //Физическая культура, 2004, №2 6. Ковалько В .И. Здоровьесберегающие технологии, "Вако",2007. 37 -39с. 7. Колеченко. А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб.: КАРО, 2002. -368 с. 8. Лёвушкин С.П., Салимзянов Р.Р. Оптимизация физического состояния школьников 7 - 10 лет на основе влияния мышечных нагрузок различной направленности. - Ульяновск: ИПК ПРО, 2003. 9. Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания в 1-11-х классах. М., 2004. 10. Лукъянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока // Завуч. № 2. 2006. – с. 5-21. 11. СмирновН.К.«Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе». М.:2002г. 12. Разина Н.А. Технологические характеристики личностно-ориентированного урока // Завуч. № 3. 2004. – 125-127. 13. Тестирование физической подготовленности школьников. (Методические рекомендации для учителей физкультуры). Сост . Никифоров А.А., заведующий кабинетом физической культуры и технологии БелРИПКППС, 2009 14. Тимофеев С.П., Луханин В.В. Здоровый образ жизни в современных образовательных учреждениях.– 2004, 77-100с. 15. Чайцев В.Г., Пронина Ч.В. "Новые технологии ФВ школьников” Практическое пособие. М., 2007 г. 16. Чичикин В.Т., Игнатьев П.В., Конюхов Е.Е. "Регуляция физкультурно-оздоровительной деятельности в образовательном учреждении”. Н.Новгород. 2007 г. 17. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. – М.: Сентябрь, 1999. – 96 с. | |
Просмотров: 6031 | |
Всего комментариев: 0 | |