Суббота, 19.08.2017, 23:29
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Предметы худож, здоровьесбер, эстет. направления » Черчение

Методическое пособие для учителей по созданию творческого проекта по конструированию в рамках творческого объединения педагогов

Авторы-составители:

Л.Г. Прозорова, учитель черчения, технологии, изобразительного искусства высшей категории, «отличник народного просвещения» 1995 г победитель областного конкурса творческих работ учителей «Дети мира – против наркотиков!» 1996 г, награждена дипломом за подготовку учеников-лауреатов Международного конкурса детского рисунка 1998 г, награждена дипломом за успехи в подготовке победителей IV Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке 2007 г.;

А.П. Леоненко, учитель физики, астрономии, математики I категории, награжден дипломом за подготовку учеников-лауреатов Международного конкурса детского рисунка 1998 г, награждена дипломом за успехи в подготовке победителей IV Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке 2007 г.;

Для создания интересного, емкого творческого проекта ученика по конструированию необходимо объединить усилия нескольких учителей – предметников, способствующих активному развитию конструкторской мысли ребенка.

 Работа, построенная поэтапно, с изучением потребностей, формулированием задачи, выдвижением первоначальной идеи, проведением исследования по этому поводу и разработкой лучшей идеи с приобретением определенных навыков и умения изготовления изделия; планирования изготовления изделия, изготовление, испытание и оценивание своего изделия – всё усиливает осознание глубины поднимаемой проблемы, как со стороны ученика, так и со стороны учителя.

Сам творческий процесс не терпит никаких временных ограничений и является мощным двигателем в обучении, приобретении более глубоких  знаний по изучаемой проблеме, в приобретении первого осознания своей личности как «я – исследователь»…

Создается своеобразный переход от школьного мира с объемом знаний Единого Государственного стандарта по предметам через школьное научное общество, систему олимпиадных и конкурсных движений в мир высшей школы, далее – науки и будущих открытий для себя и общества.

Предварительная подготовка ученика к конструированию достаточно трудоемка, кропотлива и её содержание определяется конкретным содержанием задания, включающим в себя знания о конструируемом объекте и практические умения, необходимые для выполнения работы.

Нужно переработать много информации по литературному материалу, фотографиям, научно-популярным фильмам, музейным экспонатам, чертежам. Ученику необходимо проявить усердие, многое запомнить, проанализировать, понять важные элементы конструкции, уловить смысл начатой творческой работы. Фактически создается хорошая база для воображения ученика и в этом процессе очень важна роль творческого объединения педагогов, являющихся гарантами качества приобретаемых знаний.

Неформальное общение с учеником, систематические консультации по возникающим вопросам позволяют минимизировать затраты времени в отборе более рациональных идей.

«Метод проектов дает возможность учащимся интегрировать знания из разных областей, применять их на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности» (Письмо МО РФ № 585/11-13 от 12.04.2000 г. «Об использовании метода проектов в образовательной области «Технология»)

Интересным опытом этой работы явился проект ученика 11 класса МОУ "Высоцкая средняя общеобразовательная школа имени С.И. Ростоцкого" Прозорова Германа по теме: «(ММТС) Многоразовая Межорбитальная Транспортная Система» 2007 г.   

Высокая степень увлеченности ученика такими предметами, как физика, астрономия, черчение, изобразительное искусство, технология была выражена в желании и готовности заниматься ими после уроков.

Это побудило учителя физики и учителя черчения войти в творческий союз и создать оптимально благоприятные условия для самореализации ученика через творческую деятельность в системе индивидуальных консультативных занятий.

Ювелирное исполнение моделей по чертежам укрепило желание у ученика стать конструктором. Вся эта деятельность оказалась созвучной с «Посланием Президента РФ Федеральному Собранию» Д.А. Медведева, которое прозвучало 05.11.2008 г. в Москве в Большом Кремлевском дворце.

«…Мы будем дальше максимально использовать потенциал Основного Закона. Главное – сделать всё необходимое, чтобы помочь людям проявить себя. И особенно – открыть дорогу способным и деятельным молодым людям. Они ровесники новой, демократической России. В них – её открытость, её свободный дух, стремление ко всему передовому. И им предстоит нести ответственность за сохранение наших фундаментальных ценностей».

Доступ к высококачественному среднему образованию является необходимым условием для успешности дальнейшего образования и подготовки к выходу на рынок труда.

Политика качественного общего образования для всей молодежи служит интересам социальной справедливости и росту экономики.

«Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой – человек как личность и как гражданин, которому от рождения гарантированы равные возможности, а жизненный успех, которого зависит от его личной инициативы и самостоятельности, от его способности к новаторству и творческому труду. И сейчас это для нас важнее, чем  когда бы то ни было» Д.А. Медведев «Послание Федеральному Собранию» 05.11.2008 г.

Прозоров Герман стал призёром Всероссийского открытого конкурса научно-исследовательских и творческих работ молодежи «Меня оценят в XXI веке» и был награжден серебряным знаком отличия национальной системы «Интеграция» 2007 г., Москва, Непецино.

Прозорова Германа наградили дипломом первой степени за победу в IV Всероссийском открытом конкурсе научно-исследовательских и творческих работ молодежи и Всероссийском молодежном фестивале «Меня оценят в XXI веке», серебряным знаком отличия Министерства Образования и науки Российской Федерации национальной системы «Интеграция», г. Москва, ДДО «Непецино» УД Президента РФ 31.10.2007 – 02.11.2007 г.

Правнук К.Э. Циолковского С.Н. Самбуров, являясь членом жюри этого конкурса особо отметил оригинальность проекта и высокое качество исполнения моделей в бумажной пластике.

Герман был активным участником научно-практической конференции по вопросам профессионального, инженерного и технологического образования «Наука. Культура. Творчество» в ЛОИРО 03.05.2007 г. Принимал участие в работе X Международной научно-практической конференции «Личность. Образование. Общество» в ЛОИРО 15.05.2007 г.

По результатам успешного участия в олимпиадах и конкурсах (I место – областная олимпиада по черчению – конструирование 6-7 апреля 2007 г., III место во Всероссийском конкурсе «Первый спутник – космический прорыв России» и т.д.). Материалы по проекту были представлены на сайте ГОУ ДОД Центра «Интеллект».

В 2008 году Прозоров Герман стал Лауреатом премии по поддержке талантливой молодежи, установленной Указом Президента РФ от 06.04.2006 г. № 325 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», был награжден дипломом победителя и денежной премией за проект,  социально-значимую и общественную деятельность. Также Герман стал Лауреатом премии главы администрации МО «Выборгский район» Ленинградской области Патраева К.Н., установленной распоряжением от 29.11.2007 г. № 700-р «Поддержка талантливой молодежи» и был награжден дипломом.

Школа должна гордиться своими учениками, а ученики должны быть патриотами своей страны способными учиться, творить на благо и процветание Родины.

Работа Германа над проектом (ММТС) «Многоразовая Межорбитальная Транспортная Система», явилась той отправной точкой, от которой луч света познаний устремляется в будущее с уверенностью на успех, присущей молодым!

Хочется вспомнить слова К.Э. Циолковского: «Сначала идут мысль, фантазия, сказка, за ними шагает научный расчет, и уж потом исполнение венчает дело».

Личный интерес Германа в проектной деятельности являлся необходимым условием для успешной работы. Проблема, решаемая учеником, стала для него особо значимой. Мы, учителя-консультанты всего лишь руководили проектной работой, направляя поиск ученика в нужное русло и показывая источники информации. Полученные знания помогли ученику в профессиональной ориентации.   В 2008 году Прозоров Герман закончил МОУ "Высоцкая СОШ имени С.И. Ростоцкого" с золотой медалью и поступил в Балтийский Государственный Технический Университет «Военмех» имени Д.Ф. Устинова.

«Многоразовая межорбитальная транспортная система» (исследовательская работа Германа Прозорова)

Большинство запускаемых космических аппаратов выводятся на высокие (более 2000 км) околоземные и гелиоцентрические орбиты (спутники системы «Гланас»20000 км, спутники связи на синхронные орбиты и пр.). В настоящее время для вывода на такие орбиты используются одноразовые ракетные блоки на химическом топливе, масса которых, как правило, превышает массу полезной нагрузки, и стоимость для выведения на высокую составляет значительную часть от полной стоимости самого космического аппарата. Поэтому, я предлагаю использовать многоразовую межорбитальную транспортную систему (ММТС) для вывода полезных грузов на высокие и гелиоцентрические (межпланетные) орбиты, с использованием электрических двигателей малой тяги, позволяющих увеличить массу выводимой полезной нагрузки и обеспечить возвращение системы на базовую орбиту для выполнения последующих задач.

Исследуя данную проблему, я поставил перед собой следующую

Цель: Изучить область применения многоразовых межорбитальных транспортных систем и разработать модель межорбитальной многоразовой транспортной системы (ММТС).

Задачи:

  1. Проанализировать различные информационные источники, освещающие данную проблему;
  2. Изучить в специальных источниках возможность применения различных видов двигателей для ММТС, выявить экономические технические преимущества двигателей разных типов;
  3. Изготовить модель ММТС;
  4. Произвести расчеты и дать техническое обоснование космическому аппарату;
  5. Изучить возможности применения ММТС.

Гипотеза: Я предполагаю, что разработанная мной система ММТС позволит обеспечить вывод на высокие околоземные орбиты все виды полезных нагрузок в практических и научно-исследовательских целях на ближайшие 20-30 лет. Возможна проработка применения этого космического аппарата в других областях.

Со своей работой я планирую познакомить учащихся моей школы на ежегодной научной конференции, выступить перед учениками 5-11 классов с лекцией о современных космических аппаратах с применением ионных двигателей, а так же принять участие в различных конкурсах и олимпиадах.

Основные характеристики различных типов двигателей

Изучение литературы показало, что двигатели на химическом топливе не способны обеспечить постоянную и надежную работу ММТС или требуют выведения на опорную орбиту больших масс нагрузок, превышающее возможности современных ракет-носителей или требуют большого количества запусков.

Проанализировав различные научные источники по теории двигателей малой тяги, в том числе академика В.П. Глушко, генерал-майора, кандидата технических наук Н.Я. Кондратьева, полковника В.А. Одинцова, кандидатов технических наук В.М. Дёмина, Л.М. Воробьёва, Г.Г. Бебенина, В.Н. Василинина, кандидата военных наук Н.А. Лопаткина мне стало ясно, что в настоящее время существует множество электрических двигателей.

Электрический ракетный двигатель (ЭРД) – РД, в котором рабочее тело разгоняется до весьма высоких скоростей истечения (невозможных в обычных РД с использованием химической энергии топлива) с помощью электрической энергии. Для ЭРД характерен весьма удельный импульс.  Большой относительный вес электросиловой установки (главным образом с ядерным реактором) определяет малую подвижность КЛА. Поэтому ЭРД может применяться лишь на верхних ступенях космических ракет, после сообщения им 1-ой космической скорости, когда для разгона ракеты допустимы малые ускорения порядка (0,0001 – 0,0010) g.  Для сообщения ракете 2-ой космической скорости требуется длительная, до нескольких месяцев, работа ЭРД. Созданы экспериментальные образцы ЭРД: электротермический, электромагнитный, электростатический (ионный). В СССР на АМС серии «Зонд» и ИСЗ серии «Космос», а также в США проводится отработка ЭРД в условиях космического полета.

Электротермический ракетный двигатель – ЭРД, рабочее тело которого нагревается до высокой температуры с помощью электрической дуги, омического нагрева и других методов (дуговой ракетный двигатель). Нагретое рабочее тело – обычно газы с малым молекулярным весом (гелий, водород и др.), далее расширяется в сопле. Скорость истечения может достигать 20 км/с.

Дуговой ракетный двигатель – электротермический РД с нагревом рабочего тела стабилизированной электрической дугой. Рабочее тело – обычно лёгкие вещества с малым молекулярным весом – водород, гелий и др. Скорость истечения рабочего тела до 20 км/с.

Вышеперечисленные двигатели не подходят для моей разработки в связи с тем, что у них весьма малая скорость истечения рабочего вещества.

Электромагнитный ракетный двигатель (плазменный, магнитогидродинамический) – ЭРД, в котором рабочее тело находится в состоянии плазмы и разгоняется с помощью воздействующего на него электромагнитного поля. В ЭРД возможна весьма большая скорость истечения (сотни км/с). Впервые практически применен для системы ориентации на советской автоматической станции «Зонд-2», запущенной 30 ноября 1964 г. по направлению к Марсу.

Электростатический ракетный двигатель (ионный, коллоидный) – ЭРД, в котором рабочее тело, обычно щелочные металлы – цезий, рубидий, а также другие элементы – ртуть, аргон и т.п., сначала подвергается ионизации, а затем образовавшиеся ионы ускоряются в сильном электростатическом поле до скоростей в десятки и сотни км/сек. Чтобы реактивная струя была нейтральной в ЭРД предусмотрено устройство для нейтрализации пучка ионов электронами. В орбитальном полете впервые испытан на КК «Восход». (1)

Ионные двигатели испытывались в лабораториях и на экспериментальных аппаратах «Янтарь», запускаемых по баллистической траектории и на американских спутниках серии «Эксплорер». Ионные двигатели активно используются в системах управления полетом космических аппаратов, но есть примеры использования их в маршевых двигателях для разгона и торможения космических аппаратов. В 2004 году ракетой-носителем «Ариан 5» была успешно выведена в космическое пространство исследовательская станция европейского космического агентства SMART 1. Установленный на SMART 1 ионный двигатель потребляет 1350 Ватт электроэнергии, вырабатываемой солнечными батареями, и развивает тягу в 0,07 Ньютона, что примерно соответствует весу почтовой открытки. Кроме того, новый ионный двигатель, четырехсетчатый Dual-Stage (DS4G), был успешно протестирован европейским космическим агентством (ESA) в лаборатории электрической тяги в Нидерландах. По мощности он в 10 раз превышает существующие ионные аналоги и в 4 раза прототипные, и развивает тягу до 210 км/сек.   

Для широкого использования ионных двигателей в длительных космических полетах необходимо досконально изучить побочные эффекты их длительной эксплуатации, а также характер взаимодействия с естественной электромагнитной средой, окружающей станцию. К возможным проблемам относится отклонение вектора тяги ионного двигателя от первоначальной ориентации, эрозия поверхностей, короткие замыкания, интерференция с радиосигналами, а также аккумуляция пылевых частиц. Что в перспективе может стать дальнейшим направлением моих исследований. (9-16) Я пришел к выводу, что ионные двигатели наиболее подходящие для этой цели, поэтому для своей разработки я выбрал этот тип двигателей. Тем более, что в космосе имеется возможность получения значительного количества электроэнергии за счет применения солнечных батарей, конструкцию и механизм раскрытия которых я разработал.

Аналоги многоразовой межорбитальной транспортной космической системы и их применение на современном этапе

До определенного момента разработка многоразовой межорбитальной транспортной космической системы не рассматривалась конструкторами всего мира как перспективное направление. Но всё более стремительное освоение космического пространства во второй половине XX века, неизбежно привело к их разработке.

В настоящее время в России разрабатывается многофункциональный межорбитальный буксир, предназначенный для транспортировки грузов с низких орбит на орбитальную станцию. Но использование химического топлива не позволяет применять космический буксир для вывода грузов на высокие, стационарные и межпланетные орбиты.

В США была идея использовать систему межорбитального транспортного корабля, выводимого на орбиту Шаттлом, но «многоразовость» им не удалась, т.к. химическое топливо не позволило этого сделать и он до сих пор используется как одноразовый.

Дальнейшие попытки найти в специальной литературе и других различных источниках информацию о создании, а уж тем более о применение многоразовой межорбитальной транспортной космической системы мне не удалось. Поэтому считаю, что предлагаемая мною модель ММТС может оказаться интересной как узким специалистам, так и другим конструкторам.

Техническое обоснование разрабатываемой модели ММТС

Система ММТС состоит из двух составных частей:

  1. Двигательный модуль.
  2. Энергетический служебный модуль.

Модули выводятся на низкую околоземную орбиту при помощи МТК (Приложение 6) или ракеты-носителя среднего класса («Союз») (Приложение 3). Можно выводить модули совместно при помощи тяжелых РН (ракет-носителей, например «Ангара» или «Протон»)

В состав двигательного модуля входят:

  1. Электрические двигатели (ионные или плазменные и системы их обслуживания).
  2. Топливный отсек.
  3. Стыковочный узел.
  4. Системы ориентации стыковки.

В состав энергетического модуля входят:

  1. Системы управления.
  2. Два стыковочных узла (для стыковки с двигательным модулем и полезной нагрузкой).
  3. Двигатели ориентации стыковки.
  4. Разработанная мной система солнечных батарей.

Она позволяет при достаточно малой массе получить значительную энергетическую отдачу. Разработанная мной система крепления солнечных батарей позволяет независимо друг от друга каждой из четырех солнечных батарей ориентироваться в пространстве перпендикулярно к солнечным лучам.

Тактико-технические характеристики

  Двигательный модуль

Мах длина

7м.

Мах диаметр

3м.

Масса общая

8т.

Масса топлива

4,5т.

Энергетический служебный модуль

Мах длина со сложенными СБ

8м.

Мах габариты, при раскрытых батареях

30 30м.

Диаметр отсека

3м.

Площадь солнечных плёночных батарей

4 220=880 кв.м.

Предполагаемая суммарная мощность солнечных батарей

300 кВт.

Масса модуля

5-6т.

Максимальная выводимая нагрузка

1.При выводе на синхронные орбиты, к Луне и межпланетные траектории с возвращением ММТС на базовую орбиту

 

до 7т.

2.То же, но без возвращения

до 15т.

Назначение

  1. Система позволяет обеспечить вывод на высокие околоземные и гелиоцентрические (межпланетные) орбиты все виды полезных нагрузок в практических и научно-исследовательских целях на ближайшие 20-30 лет, при значительно меньших финансовых затратах.
  2. При использовании солнечного паруса и изотопного (ядерного) источника энергии обеспечивается исследование всех планет и запланетных областей вплоть до межзвездных полетов.
  3. Возможно построение орбитальных станций вокруг Луны и Марса и доставка к ним посадочных модулей.
  4. Эта система может использоваться для сбора космического мусора с высоких околоземных орбит (отработанные ступени ракет, отработавшие спутники и т.д.)
  5. Использование отдельно энергетического служебного модуля позволяет создавать спутники и космические станции практически любого назначения (мощные спутники связи и т.д.). Он также может служить функциональной единицей при сборке больших энергетических станций, крупных обитаемых станций и передачи энергии на Землю.
  6. Моя система ММТС может использоваться и в военных целях, например, для перехвата спутников предполагаемого противника (и не только противника) на высоких и стационарных орбитах… (Связные, разведывательные…).

Чертежи и расчеты

Характеристическая скорость, которую должны обеспечить двигатели КА или РН.

В нашем случае за основу вата скорость, необходимая для доставки спутника на стационарную орбиту (над экватором, с нулевым отклонением к плоскости экватора, период обращения 24 часа) и возвращения на низкую базовую орбиту. Она примерно составляет 9 км/с.

Расчеты по формуле К.Э. Циолковского:

Показывают, что при использовании даже самых лучших современных двигателей на химическом топливе, одноступенчатый КА для транспортировки полезной нагрузки 6-8 тонн (с низкой базовой орбиты на стационарную орбиту и обратно), должен иметь массу не менее 200-250 тонн.

При использовании ионных двигателей со скоростью истечения рабочего тела 40 – 50 км/с, масса топлива, необходимого для той же цели, может составлять менее половины массы всего космического аппарата.

На основании, полученных сведений и произведенных расчетов я выполнил следующие чертежи: ММТС (общий вид), поворотный узел крепления солнечной батареи, поворотная ось крепления солнечной батареи, держатель.     

Я считаю, что мой проект ММТС очень интересен потому, что в ближайшем будущем надо будет перевозить грузы между планетами (возможно обеспечить транспортировку энергетического сырья будущего – изотопа водорода He 3 1  с Луны на Землю; можно использовать ММТС при подготовке полета человека к Марсу). Перспективы моей работы очень большие и они изложены в практической части.

При проектировании моей работы я сделал из бумаги действующую модель ММТС. Придумал и сделал систему солнечных батарей, позволяющую каждой из четырех солнечных батарей, независимо друг от друга ориентироваться в пространстве перпендикулярно солнечным лучам. Придумал узел поворота и крепления солнечных батарей. Отработал раскладывание и складывание плёночных солнечных батарей. Совместно со своим руководителем (учителем физики) проводил математические расчеты и тактико-технические характеристики ММТС. Спроектировал и начертил все необходимые чертежи. Работал со всеми доступными источниками информации по этой теме.

С моей работой ознакомились члены жюри Всероссийской олимпиады школьников (региональный этап) по  конструированию, среди которых были:

Тихонов-Бугров Дмитрий Евгеньевич – заслуженный работник высшей школы РФ, профессор, заведующий кафедрой «Инженерная и машинная геометрия и графика» БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова;

Бородавкин Вячеслав Александрович – директор института ракетно-космической техники, декан факультета «авиа- и ракетостроения», доктор технических наук, профессор БГТУ «Военмех» им. Д.Ф. Устинова;     

Топоровский Виталий Петрович – декан ФРПО Ленинградского Областного Института образования, д.п.н., профессор;

Пахомова Ольга Федоровна – заведующая НМЦ профессионального образования, технологии и черчения ФРПО Ленинградского Областного Института Развития образования.

Столь компетентное жюри дало высокую оценку моей работы по черчению (конструированию), она была признана лучшей.

В сентябре 2007 года моя модель была представлена на Всероссийский конкурс «первый космический спутник – прорыв России», где она заняла 3 место.

Имея столь высокую оценку своей работы, я реально понимаю большую практическую значимость моей многоразовой транспортной космической системы.

Хочу выразить благодарность моим научным руководителям, которые помогли мне в принятии решений в ходе обсуждения этой интересной темы:

Леоненко Андрею Петровичу – учителю астрономии и физики,

Прозоровой Людмиле Германовне – учителю черчения и изобразительного искусства.

Общение с этими преподавателями расширили мои познания в исследуемых вопросах, что повысило мой интерес к космической области знаний.

Отсутствие до настоящего момента систем подобной Межорбитальной Многоразовой Транспортной Системы дает основание предполагать, что она сможет получить дальнейшее практическое применение и моя разработка будет полезной для РОССИИ.

Список литературы

  1. Левицкий В.С. «Машиностроительное черчение и автоматизация выполнения чертежей» ФГУП Издательство «Высшая школа», 2004.
  2. Методическое пособие по черчению. Графические работы» В.В. Степакова, М, «Просвещение», 2001.
  3. «Занимательное черчение» С.В. Титов, издательство «Учитель», Волгоград, 2006.
  4. Энциклопедия «Космонавтика под ред. академика В.П. Глушко, стр. 506-509, издательство «Советская энциклопедия», Москва, 1984.
  5. Справочник по космонавтике под ред. генерал-майора авиации, кандидата технических наук Н.Я. Кондратьева; полковника, кандидата технических наук В.А. Одинцова, военное издательство министерства обороны СССР, Москва, 1982.
  6. Энциклопедический словарь юного астронома под ред. Э.Р. Мустель, Н.П. Ерпылева, М., «Педагогика», 1980. стр. 106, 125-129.
  7. «Тайны военной космонавтики», С.Н. Славин. – М.: Вече, 2005, стр. 448: ил.- (Военный парад истории).
  8. Виноградов В.Н. «Начертательная геометрия», Минск, «Высшая школа».
  9. «Формирование рабочего чертежа детали с учетом технологии изготовления», Б.И. Рыбин,  А.А. Лызлов, Д.Е. Тихонов-Бугров, Министерство образования и науки РФ, БГТУ «Военмех», кафедра инженерной и машинной геометрии и графики, Санкт-Петербург, 2006 .
  10. Малая советская энциклопедия под ред. Б.А. Введенского, Москва, 1959.
  11. Советская военная энциклопедия, Министерство Обороны СССР, Институт Военной истории, председатель редакционной комиссии – Маршалл Советского Союза Н.В. Огарков, военное издательство Министерства СССР, Москва 1979.
  12. http://www.novosti-kosmonavtiki.ru : Источник: Crave;
  13. http://www.physorg.com
  14. http://www.spasenews.ru
  15. http://www.uchilka.ru
  16. http://www.membrana.ru
  17. CD-диск «Малая космическая энциклопедия»
  18. CD-диск «Ракетоносители СССР»
  19. CD-диск электронный справочник «Ракетное и космическое оружие», военная Россия, 2006, ООО «Медиахауз», Русский Военно-Исторический фонд.

                       

 

 

Категория: Черчение | Добавил: Людмила54 (13.11.2015) | Автор: Прозорова Людмила Германовна E
Просмотров: 405 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Людмила Германовна, ваш материал допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]