Воскресенье, 04.12.2016, 15:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Воспитание и внеурочная деятельность

Сценарий круглого стола для старшеклассников "Причины возникновения проблем в отношениях и пути их решения"
Причины возникновения проблем в отношениях и пути их решения
Форма – круглый стол
Метод – развивающий диалог
Цель: Создание условий для осознания причин возникновения проблем в отношениях и способов их решения по средствам активного познания и самоанализа
План:
1. Информблок – информация об актуальности, значимости мероприятия. Формулирование проблемы для обсуждения
2. Выявление причин проблем во взаимоотношениях.
3. Формулирование проблем во взаимоотношениях.
4. Поиск способов их решения.
5. Формулирование схемы решения проблем в отношениях.
6. Анализ работы.
7. Формулирование основных выводов.
Особенность проведения – импровизация с учетом составленного плана.
Сценарий прошедшего круглого стола по теме для старшеклассников.
Человеческие взаимоотношения – важнейший элемент нашей жизни. В отличие от животных, наша среда – социум. Для того, чтобы достичь в жизни успеха нужно уметь взаимодействовать с другими людьми, научиться сотрудничеству. А что необходимо для того, чтобы сотрудничество состоялось?
«Уважение»
«Доверие»
«Понимание»
«Любовь»
«Терпение»
Иногда в процессе взаимодействия, сотрудничества, взаимоотношений все-таки возникаю конфликтные ситуации. Как вы понимаете, что такое конфликт?
«Столкновение взглядов»
Почему происходят эти столкновения взглядов?
«Потому что мы все разные. У нас разные взгляды, убеждения, мировоззрение, потребности и интересы»
Правильно, посмотрите на экран. Слайд 2. Анимация автоматическая. Мы все индивидуальны и это делает нас интересными. У нас у всех разные цели, потребности, желания, мировоззрение и личные взгляды и убеждения. Назовем их условно личное пространство. Начиная взаимодействовать с другими, личное пространство партнеров начинают пересекаться. Личное пространство одного партнера «вторгается» в личное пространство другого. Поэтому может возникнуть конфликт. Это хорошо или плохо?
«Конечно плохо. Любой конфликт – это негативные эмоции. Человек их переживает, иногда копит в себе. Это может привести к различным болезням»
«Такого же не бывает, чтобы у людей всегда совпадали взгляды, а, значит, конфликт неизбежен»
«В споре рождается истина», иногда конфликт полезен. Когда есть разные взгляды и убеждения, есть возможность прийти к какому-то новому мнению. Может быть даже более лучшему»
Совершенно верно, иногда конфликт полезен, но если он конструктивный, т.е. партнеры не просто спорят, оскорбляя друг друга, а стараются привести аргументы своих взглядов и позиций. Но бывает, что конфликт перерождается в целую проблему, которая уже не помогает, а, наоборот, мешает. Как вы думаете, почему это происходит?
«Отсутствие уважения. Неуважение по отношению к другому человеку порождает взаимное неуважение. Кто уважает себя – знает себе цену. И не позволит кому-то посягнуть на собственное достоинство. Ни кто не будет долго терпеть такое отношение к себе».
«Отсутствие доверия. Мы не можем доверять человеку, который нас не уважает и не ценит. Потому что доверие – это отсутствие страха открыть свое личное пространство для другого человека. При всем нашем желании, инстинкт самосохранения (сильнейший инстинкт, доставшийся нам от природы) не позволит это сделать. Невозможно доверять человеку, если постоянно ждешь от него «удара».
«Когда нет доверия одновременно исчезает понимание. Мы начинаем сомневаться в отношениях к нам другого человека. Почему нам не доверяют? Чем это вызвано? Мы не понимаем, что происходит. Мы не можем верно оценить существующую ситуацию. Мы продолжаем уважать его право доверять нам или нет. Однако, отстраненность партнера постепенно приводит и к нашей отстраненности от него».
«Отсутствие терпимости. Когда нет терпимости по отношению к другим людям, прекращается контакт с человеком. Потому что с таким человеком становиться дискомфортно, а любой человек остается там где ему комфортно и удобно».
«Отсутствие заинтересованности. К примеру, один идет на контакт, а другой нет, потому что ему это не надо. Он не хочет решать проблему»
А почему у человека нет заинтересованности?
«Потому что ему это не надо. У человека нет желания дальше взаимодействовать с партнером»
«А может он сам по себе такой. Есть же люди, которым все равно, что вокруг них происходит»
Бывает и такое. Это проявление эгоцентризма, когда человек заинтересован только в самом себе. Такой человек не способен уважать чужую позицию и принимать ее. И это тоже может стать причиной конфликта. Давайте сформулируем, какие существуют причины возникновения проблем во взаимоотношениях?
«Отсутствие желания решать проблему»
«Отсутствие уважения»
«Отсутствие доверия»
«Отсутствие взаимопонимания»
«Отсутствие терпимости»
«Отсутствие взаимодействия»
Молодцы. Вы выявили и сформулировали причины возникновения проблем во взаимоотношениях. А как же их решить? Чтобы вам было удобнее, давайте попробуем представить ситуацию конфликта. Ваша подруга (друг) обещал вам вечером позвонить и по какой-то причине не позвонил. Обидно, правда? Вы же ждали звонка? Она (он) же вам обещал. На следующий день вы решаете проучить его и не разговариваете с ним. Даже после того, как он неоднократно пытается установить с вами контакт. Как вы думаете, какая у него реакция?
«Он злится»
«Он не понимает, что происходит»
А почему не понимает?
«Потому что мы не разговариваем с ним»
Как вы думаете, он знает, в чем причина вашего поведения?
«Наверно догадывается, он же сам не позвонил»
Догадывается, а точно знает?
«Может и нет»
А можно решить конфликт, если один из партнеров не знает причины этого конфликта?
«наверно нет»
Какой из этого можно сделать вывод?
«Для того, чтобы решить проблему нужно, для начала, знать о ней»
Другая ситуация. У каждого человека есть свои традиционные атрибуты. Например, поцелуй при встрече, комплимент и т.д. Допустим ваша подруга (друг) всегда говорит вам комплименты при встрече. Приятно? И вы уже привыкли к этим комплиментам? А сегодня она (он) забыла сказать. Опять обидно? Допустим, что вам обидно. И вы снова холодны и сдержаны с ней. Опять конфликт?! В этот раз подруга (друг) знает, в чем причина. Но для него – это такой пустяк. Что происходит в этой ситуации?
«Для одного человека проблема является проблемой. А другой считает, что ни какой проблемы нет»
И как быть?
«Нужно объяснить, что для меня это проблема»
В таком случае, мы поступаем эгоистично и не считаемся с позицией другого человека. Для него – это не проблема. И это его позиция, которую мы должны уважать. А может действительно то, что мы считаем проблемой, совсем не является проблемой. Такое может быть?
«Может»
Тогда что необходимо, чтобы все-таки разрешить конфликтную ситуацию?
«Договориться»
Правильно, нужно решить совместно, существует ли на самом деле какая-то проблема, т.е. необходимо осознание и понимание. Только, когда оба партнера осознают и понимают, в чем заключается проблема конфликтной ситуации можно ее решить. Вот еще одна ситуация. Вы снова поругались с подругой (другом) и не знаете, как лучше подойти и помириться. Что вам не хватает?
«Знаний, умений, опыта выхода из конфликтной ситуации»
А почему важны эти знания и навыки?
«Если человек не умеет выходить из конфликтной ситуации, он будет постоянно конфликтовать со всеми. В итоге потеряет друзей и будет одинок».
Совершенно верно, а что самое главное человек должен уметь, чтобы выйти из конфликтной ситуации?
«Находить точки соприкосновения»
«Человек должен научиться договариваться»
«Уметь слушать и слышать партнера»
«Уметь адекватно реагировать на чужую позицию или взгляды»
«Научиться понимать позицию партнера, почему он считает ее правильной»
Молодцы! Давайте подведем итоги, что мы сегодня узнали, чему научились?
Выводы. Причины проблем во взаимоотношениях:
• Отсутствие желания решать проблему
• Отсутствие уважения
• Отсутствие доверия
• Отсутствие взаимопонимания
• Отсутствие терпимости
• Отсутствие взаимодействия
Путь решения проблемы:
• Узнать в чем заключается проблема
• Осознать, понять ее
• Принять, т.е. определиться, что это действительно проблема
• Попытаться договориться, каким образом ее можно устранить.
Что необходимо для решения проблемы:
• Желание
• Уважение
• Умение слышать и слушать собеседника
• Терпение
• Принятие
Слайд 3. Мы сегодня продуктивно поработали. Каждый из вас что-то вынес для себя новое. Кто-то закрепил уже имеющиеся знания. Надеюсь, что наш круглый стол был для вас полезен и интересен! Спасибо всем за активную работу!
Категория: Воспитание и внеурочная деятельность | Добавил: vasilisca (29.08.2013) | Автор: Блудова Светлана Игревна E
Просмотров: 1264 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]