Понедельник, 05.12.2016, 19:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Предметы естественного цикла

статья "КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБУЧЕНИЯ VII ВИДА С ПОМ"

КАК ПОВЫСИТЬ КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ  И МОТИВАЦИЮ К ОБУЧЕНИЮ БИОЛОГИИ И ХИМИИ В КЛАССАХ СПЕЦИАЛЬНО (КОРРЕКЦИОННОГО) ОБУЧЕНИЯ VII ВИДА С ПОМОЩЬЮ ИКТ.

Скажи мне, и я забуду.

 Покажи мне, и я запомню.

 Дай мне действовать самому, и я пойму.

             (древняя китайская мудрость)

В настоящее время МОБУ СОШ № 16 г. Таганрога – это общеобразовательное учреждение, состоящее из классов специального (коррекционного) обучения (5-9 классы) и  классов заочного обучения (9-11 классы).

В 2014-2015 учебном году в школе обучались подростки 5 – 9 классов специального (коррекционного) обучения (11 – 18 лет), пришедшие по направлению Межшкольной психолого-медико-педагогической консультации, по следующим проблемам:

  • с отклонениями интеллектуального и личностного развития, с задержкой психического развития (ЗПР);
  • физически и соматически ослабленные, хронически больные;
  • с низкой работоспособностью и частичным отставанием в развитии высших психических функций;
  • с нарушением эмоционально-волевой сферы;
  • испытывающие трудности в общении со сверстниками, родителями;
  • дети из многодетных и малообеспеченных семей, из семей «группы риска»;
  • подростки, состоящие на учёте в подразделении по делам несовершеннолетних (ПДН), в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП), уголовно-исполнительной инспекции;
  • пришедшие из учреждений закрытого типа и нуждающиеся в социальной адаптации;
  • условно - осуждённые.

У обучающихся в основном отсутствует или снижена мотивация к обучению. В классах специально (коррекционного) обучения трудно говорить о качестве знаний. Для учителя, работающего в такой школе,  одним из направлений в его работе повышать мотивацию  к обучению. Но как это можно сделать? На помощь могут прийти информационно – коммуникативные технологии.

Преподавание биологии и химии в школе подразумевает постоянное сопровождение курсов демонстрационным экспериментом. Однако в современной школе проведение экспериментальных работ по предмету часто затруднено из-за недостатка учебного времени, отсутствия современного материально-технического оснащения. И даже при полной укомплектованности лаборатории кабинета требуемыми приборами и материалами,  реальный эксперимент требует значительно большего времени как на подготовку и проведение, так и на анализ результатов работы. При этом в силу своей специфики реальный эксперимент часто не выполняет основное свое предназначение – служить источником знаний.

         Бурное развитие науки вызывает постоянное увеличение объёма учебного материала, подлежащего изучению. Следовательно, в те же сроки обучения учащиеся должны усваивать большой объём учебного материала, что заставляет совершенствовать старые и искать новые методы и формы обучения.

Успешное обучение возможно только в том случае, если удаётся пробудить интерес к изучаемому к  своему предмету и не только пробудить, но и систематически поддерживать его. Обучение биологии и химии с использованием средств ИКТ является актуальным, так как наиболее эффективные методы преподавания связаны с применением технических средств обучения и перспективным потому, что внедрение информационных технологий повышают динамику урока, наглядность, информативность. Позволяет возбудить интерес к получаемым знаниям и развивает интеллект и творческие способности учащихся.

Нужно учитывать и то, что на уроке биологии или химии ИКТ не может заменить натуральные объекты, опыты, изучение живых организмов в естественной среде обитания. Однако с помощью ИКТ можно на уроках и во внеклассной деятельности расширить возможности обучения и воспитания школьников:

  • информационная насыщенность;
  • преодоление существующих временных и пространственных границ;
  • проникновение в сущность изучаемых явлений и процессов;
  • показ изучаемых явлений в развитии, динамике;
  • реальность отображения действительности;
  • выразительность, богатство изобразительных приемов, эмоциональная насыщенность.

В классах специального (коррекционного) обучения  эффективность усвоения материала при использовании одних только словесных методов изложения возможна в пределах 10 – 15 %, при использовании только зрительной наглядности усвоение возрастает до 25 %. Но при одновременном предъявлении звуковой и зрительной информации эффективность усвоения материала достигает уже 65 %.   Особенностью преподавания биологии и химии является необходимость демонстрации различных форм наглядности на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала, и в процессе закрепления новых знаний.

         Обучающиеся  получают больше информации, чем при традиционном способе передачи материала. Учитель произносит этот текст примерно в течение 1-2 минут. За эту же минуту полноэкранное видео воспроизводит порядка 1,2 Гбайта информации. Вот почему «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».

ИКТ на уроках биологии и химии учитель может применять:

  1. на этапе объяснения нового материала (интерактивные компьютерные лабораторные, опыты, цветные рисунки и фото, слайд-шоу, видеофрагменты, 3D–рисунки и модели, анимации короткие, анимации сюжетные, интерактивные модели, интерактивные рисунки, вспомогательный материал);
  2. на этапе  закрепления (интеллектуально-творческие игры, задания с выбором ответа, тематические подборки заданий, задания с использованием фото, видео и анимаций,  задания с реакцией на ответ,  интерактивные задания,  вспомогательный материал);
  3. на этапе контроля (задания с выбором ответа, с необходимостью ввода ответа с клавиатуры, с использованием, фото, видео и анимаций, интерактивные задания, тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты).

 Результатом таких занятий может являться повышение интереса к предмету, прослеживается положительная динамика в развитии мотивации обучения и в связи с этим наблюдается тенденция к повышению качества знаний учеников.

         Возможности внеклассной работы во многом шире, чем проводимая работа в рамках классно-урочной системы. Это объясняется тем, что внеклассная работа ориентирована на развитие личности и не подразумевает выравнивание учащихся под единый шаблон. Внедрение современных информационных технологий во внеклассную работу позволяет придать новое качество традиционным формам работы во внеурочное время.  Ежегодно в школах  проводятся декады биологии и химии. В  этот период учителю даётся возможность привлечь дополнительное внимание к своему предмету.  В рамках предметных декад можно проводить такие мероприятия как  «Экскурсия в кабинет химии», «Свалка по имени Земля», «НебезОПАСНАЯ Е-да», «Подводная Одиссея», «Путешествие овощей», «Прогулка под водой»,  которые вызывают интерес у учащихся к предмету  и способствуют повышению мотивации к обучению.

Особенность таких  мероприятий в том, что их можно проводить не только на предметной неделе, но и как обобщающие уроки после изучения тем. Что делает урок разнообразным и творческим.

Таким образом, можно сделать вывод, что использование ИКТ в процессе обучения  биологии повышает эффективность урока, делает его более наглядным, насыщенным (повышается интенсификация процесса обучения), способствует развитию у учащихся классов специального (коррекционного) обучения высших психических функций  и как следствии этого создает условия для формирования различных общеучебных умений, повышения качество обучения.

Категория: Предметы естественного цикла | Добавил: snezhanikus (11.05.2015) | Автор: Лаврентьева Снежана Павловна E
Просмотров: 422 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Снежана Павловна, к сожалению, ваш материал не соответствует тематике Конференции. Ваша статья больше подходит для участия в Конференции на факультете мультимедиа.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]