Суббота, 16.12.2017, 23:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Предметы естественного цикла

Современные формы проведения урока по ознакомлению с окружающим миром в МСКБОУ г. Мурманска СКОШИ №1 VIII вида.
Первая Всероссийская научно-методическая конференция "Интерактивные технологии в образовании".
Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ.
5 класс
Каримова Наталья Дмитриевна
Учитель
Муниципальное специальное (коррекционное)бюджетное образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья г. Мурманска специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №1
г. Мурманск
В статье описываются современные формы работы в преподавании природоведения и окружающего мира в школе-интернате VIII.Принципы построения программы от простого к сложному.
Современные формы проведения урока по ознакомлению с окружающим миром в МСКОУ СКОШИ №1 VIII вида.

Курс природоведения в нач. школе - развития речи, по своей значимости для детей с ОВЗ, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, чтение и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.
Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность.
На уроках природове¬дения и на экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Разви¬вается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся по¬знают природу во всем ее многообразии. Любовь к род¬ному краю воспитывается на основе познания его приро¬ды. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования эколо¬гически грамотной личности.
Отмечается огромная роль уроков природоведения в младших классах
вспомогательной школы, в программе под ред. В.В. Воронковой это уроки «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности», они способствуют, в первую очередь, коррекции нарушенного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывают интерес школьников, развивают эстетические чувства и формируют элементарные представления об окружающем мире, что очень важно для последующего обучения таких детей.
У детей с нарушением интеллекта запас сведений об окружающей действительности беден. Во вспомогательной школе большое значение придается пропедевтике – системе работы, по существу, предваряющей собственно школьное обучение. В этом отношении очень важны уроки развития речи. Они развивают познавательную деятельность и речь детей с интеллектуальной недостаточностью, расширяют круг их представлений об окружающей действительности. На этих занятиях дети получают некоторые практические умения и приемы действий с предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении, учатся наблюдать и сравнивать предметы и явления. Особенно важны предметные уроки и экскурсии в 1-4 классах как подготовка к изучению естествознания и географии. Об этом говорят в своих работах В.А. Грузинская и Г.В. Мурашев – специалисты в области теории и практики преподавания географии во вспомогательной школе.
Подготовка к систематическому изучению географии, проводимая в 1-4
классах вспомогательной школы, должна по возможности носить действенный, практический характер. Так, например, если учащиеся в процессе практических занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей в различных тепловых поясах и т.п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа земной поверхности в ближайшем окружении, то смогут в дальнейшем по кинофильмам, диапозитивам, иллюстрациям представить себе и рельеф отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов).
С первых же дней пребывания детей в школе организуются с ними
систематические наблюдения в природе и фиксируются результаты этих
наблюдений в календаре природы. Учебный материал с каждым годом
последовательно расширяется и углубляется. Каждая тема служит базой для усвоения последующей. Среди предметных уроков есть немало таких,
которые при правильной организации могут способствовать формированию многих представлений, являющихся необходимой основой изучения географии и естествознания в старших классах. Это уроки природоведения в 5 классах, прежде всего, должны удовлетворять существующим методическим требованиям и отвечать задачам пропедевтики естествознания и географии.
Программой для младших классов вспомогательной школы предусмотрены предметные уроки, которые подготавливают детей к изучению географии в старших классах. Так, в 1 классе по теме «Осень» рекомендуется ознакомление с понятиями: «ясно – пасмурно», «дождь», «похолодание», «листопад». По этой теме с учащимися 1 класса организуется ряд наблюдений и небольших практических занятий, связанных с изучением признаков осени. Для уточнения понятий «ясно – пасмурно» организуются несколько простых кратковременных наблюдений. Например, выбрав один из ясных, солнечных дней в сентябре, нужно выйти с учащимися во двор школы, постоять на месте, освещенном солнцем, чтобы дети почувствовали, как оно греет. В это время ученики вспоминают, как было жарко на солнце летом, сравнивают; учитель обращает внимание детей и на другой признак ясной погоды: отсутствие (или небольшое количество) облаков на небе, его голубой цвет. Учащиеся наблюдают, как движутся облака; следят за тем, что происходит, когда облако ненадолго заслоняет солнце (оно светит уже не так ярко, становится прохладнее, поднимается ветерок). Так они подводятся к понятию «ясная погода». Затем выбирается пасмурный день и снова выходят на то же место (в то же время дня). Учащиеся замечают, что теперь значительно прохладнее, солнца не видно. Если в прошлый раз ребята запомнили, где находилось солнце, то сейчас (при условии не очень плотной облачности) могут заметить, как оно слабо просвечивает сквозь облака. Осмотрев небо, ученики должны рассказать, какого оно сейчас цвета и какого было в прошлый раз. Наблюдения детей, сравнения, дополнения, которые делает учитель обобщаются в понятиях: «облачно», «пасмурно», «прохладно» и т.д. То явление, что на протяжении осени становится все холоднее, дети могут сформулировать сами. Для этого на одном из занятий в конце осени их спрашивают: «В чем ты сегодня пришел в школу?»; «В чем ты приходил, когда начали учиться?»; «Почему?». Наблюдения за солнцем, проводившиеся в начале сентября, повторяются в один из октябрьских солнечных дней. В 1 классе многие экскурсии и наблюдения могут быть непродолжительными, но проводить их нужно систематически. Для одновременного наблюдения на первом году обучения лучше выбирать небольшое количество объектов (например, выйти во двор школы, понаблюдать, как движутся облака, какого они цвета).
В программе 1 класса вспомогательной школы указывается в качестве объекта наблюдений и листопад – один из самых ярких и заметных признаков осени. В течение сентября – октября регулярно ведутся наблюдения за листопадом. В сентябре еще много деревьев, покрытых зелеными листьями. Дети наблюдают, как постепенно желтеют и опадают листья, а количество их на земле увеличивается. На экскурсиях они собирают листья, сравнивают их по цвету и форме, затем делают зарисовки (вначале листья можно использовать как трафареты для обведения контура, особенно удобны для этого дубовые и не очень крупные осиновые листья). В процессе наблюдений находятся возможности для упражнений в осмыслении простых причинно-следственных зависимостей, последовательности изменений, происходящих в природе. После заморозков на деревьях и кустарниках появляется особенно много желтых и красноватых листьев; сильный ветер сопровождается увеличением листопада (причинно-следственная зависимость). Зеленые листья осенью желтеют и опадают, на ветках остаются почки, из которых весной вырастают новые листья (последовательность явлений). Учащимся предлагается отыскать на земле прошлогодние листья рябины, березы; сравнить их с листьями, опавшими в этом году, задается вопрос, куда деваются все листья, которые опадают каждый год, трава, которая увядает и засыхает. Дети понимают, что листья сгнивают (превращения и изменения). Во время зимних экскурсий и наблюдений также, как осенью, ведутся наблюдения за солнцем, изменениями погоды (тепло – морозно, ясно – пасмурно, снегопад, метель). Проводится сравнение зимних сезонных явлений с осенними. В конце осени учащимся предлагается понаблюдать, как выглядят утром лужи, как хрустит под ногами лед. Зимой знакомить детей со свойствами снега (белый, холодный – лепится в теплую погоду; рассыпается и скрипит под ногами – в холодную; тает в тепле); проводятся опыты, выясняющие свойства льда (прозрачный, холодный, хрупкий, тает в тепле); проводятся наблюдения за метелью и тихим снегопадом, когда снег падает крупными хлопьями; организуется подкормка зимующих птиц и наблюдение за ними». По мере приближения весны обращается внимание детей на увеличение дня (в начале зимы утром вставали, когда было темно, теперь в это время стало светлее). Во время весенних экскурсий наблюдаются образование проталин; таяние снега; работа воды (ручейки); набухание почек; цвет неба и прочие признаки весны. Устанавливаются отличие их от признаков осени, зимы.
Таким образом, ознакомление первоклассников с сезонными явлениями
происходит последовательно, по мере возникновения этих явлений. Кроме того, признаки каждого времени года сравниваются с признаками предыдущего. При обучении ориентировке в ближайшем окружении программа уроков развития речи рекомендует ознакомить первоклассников со школьным зданием и классной комнатой. Ознакомления со школьными помещениями организуются практически, начав с экскурсии по школьному зданию, а потом проводятся упражнения в практической пространственной ориентировке. Например, учащегося спрашивают после того, как он практически ознакомился со школьным зданием: «Как ты пойдешь в библиотеку?» Он должен описать свой маршрут: «Сначала пойду по коридору направо, потом по лестнице вниз и направо». Если ученик затрудняется, с ним необходимо практически пройти этот путь. Систематически проводятся упражнения в пространственном ориентировании по направлениям направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз и т.п. Но лучше всего связывать эти упражнения с разнообразными видами учебной деятельности учащихся: проводить их на экскурсиях, на уроках ручного труда, на занятиях по физическому воспитанию и на других занятиях.
В 1 классе вспомогательной школы уроки развития строятся так, что они способствуют практическому ознакомлению учащихся с окружающей действительностью. Само по себе практическое действие, направленное на решение даже самой элементарной задачи, стимулирует развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя бы потому, что в процессе него у детей возникают вопросы. Для ответа на них ученики вынуждены внимательно вглядываться в окружающее, сравнивать изучаемые объекты и т.д. Все экскурсии, наблюдения в природе способствуют коррекции развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Систематическая и правильно организованная работа приводит к тому, что к концу первого учебного года у большинства детей происходит заметное улучшение умения наблюдать, сравнивать, правильно осмысливать причину и следствие; развивается любознательность – дети начинают задавать вопросы.
Во 2 классе (и последующем обучении) познание окружающей действительности на уроках развития речи расширяется и углубляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями природы. Если в 1 классе обращали внимание только на некоторые элементы, из которых составляется понятие «погода» (солнечно, пасмурно, дождь, снег), то во 2 классе можно подробно остановиться на понятиях: «похолодание», «потепление», «туман», «прохладно» и т.п., а также научить детей пользоваться уличным термометром. В 1 классе учащиеся практически осваивают расположение различных помещений в школьном здании, а во 2 они уже учатся находить дом по адресу. Не все младшие школьники вспомогательной школы хорошо отличают тротуар от мостовой, скверы и парки от древесных посадок вдоль домов, поэтому во 2 классе с ними проводятся экскурсии для практического ознакомления с основными правилами уличного движения, с расположением улиц, парков в районе школы.
Во 2 классе дети практически знакомятся с правилами проезда на городском транспорте, с покупкой некоторых товаров в магазине. Проводятся экскурсии в мастерскую. Здесь ученики наблюдают работу взрослых. Таким образом, названия профессий учащийся будет связывать с определенным конкретным представлением о трудовом процессе, о результатах его, а не только с иллюстрациями и текстами детских книжек.
В 3 классе значительно расширяется программа наблюдения за явлениями природы, а следовательно, и объем практических действий учащихся, связанных с этими наблюдениями (фиксирование наблюдений в календаре природы, подкормка птиц, помощь старшим в сезонных работах на пришкольном участке). Расширяется и круг ознакомления с видами труда людей в ближайшем окружении. Дети должны ознакомиться с расположением и работой библиотеки, почты, аптеки, поликлиники вблизи школы. Проводятся экскурсии в швейную и столярную мастерские, в магазины и т.п.
В 4 и 5 классах учащиеся практически знакомятся с термометром и измерением температуры воздуха. Сначала им дается картонная модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину окрашенным в красный цвет, а затем приступаем к работе с настоящим термометром. Записывается температура в календаре природы и сравниваются разные показания термометра.
В программах начальных классов имеется определенная преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к изучению программы последующего. Чем богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего. Общая тема для всех младших классов одна: «Как в связи с сезонными изменениями в погоде изменяется жизнь растений, животных, деятельность человека».
Как пишет Усвайская: «мы рекомендуем уже с первого класса изучать
сезонные особенности в сравнительном плане; осенние явления – по сравнению с летними, зимние особенности – по сравнению с осенними и т.д. Подобный аспект изучения природы является для детей интересным, ярким, поучительным и в зависимости от умелого руководства со стороны учителя вполне доступным наблюдению и пониманию детей. В итоге мыслительные способности детей постепенно развиваются, становятся более подвижными, гибкими и, что существенно, при этом развивается связная речь: дети начинают отвечать фразами, а не отдельными словами. Все это педагогически ценно и особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью».
Большого внимания на уроках развития речи заслуживает речь учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание и воспроизведение изучаемого материала. Уже в младших классах вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать может сформироваться именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания ответам и рассказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно утверждают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить детей новым необходимым словам, новым формам выражения мысли в связи с
научением конкретной действительности. Особенно важно вспомнить
высказывания выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной, доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир, всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную речь.
В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала уроков развития речи, выделив из него то, что способствует дальнейшему овладению географией. Этому посвящается несколько последних предметных уроков, на которых дети с помощью учителя вспоминают и обобщают все, что узнали о растениях (дикорастущих и культурных), животных (домашних и диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года. Суммируются знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающем пространстве; представления о предприятиях, бытовых и культурных учреждениях (завод, мастерская, теплица, почта, ателье, поликлиника, магазин, библиотека, кино, театр и др.).
Переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, осуществляет курс «Природоведение». Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю. Программа по природоведению (64 ч) состоит из шести блоков. По четвертям они распределяются следующим образом:
Вселенная -4 ч; Наш дом – Земля – 13ч; Растительный и животный мир – 24ч;
Человек – 8ч; Есть на Земле страна Россия -14ч.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
Учителем используется на уроке глобус и физическая карта мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагог обращает внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывает взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна — Россия». В процессе изучения этого раздела программы формируются у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно знакомятся с растениями и животными нашей местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
Огромное значение придается на уроках охране природы. Дети часто
ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно, всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. Наблюдения за
сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования чувства прекрасного.



Введение
Данная тема курсовой работы актуальна в условиях обучения как нормальных (в интеллектуальном отношении) детей, обучающихся в общеобразовательных школах, так и обучения умственно отсталых детей, которые в силу недостатков в своем развитии не способны усвоить программу обучения нормы и вынуждены заниматься по специальной программе во вспомогательных школах VIII вида.
Курс природоведения, по своей значимости для детей с интеллектуальной недостаточностью, можно поставить наряду с такими предметами как математика, русский язык, развитие речи и другими, так как именно этот курс позволяет детям получить первоначальные понятия об окружающем их мире, формирует у учащихся определенные понятия об элементах живой и неживой природы, воспитывает в детях любовь к природе и своей Родине, формирует у них бережное отношение ко всему живому.
Особую роль в курсе природоведения играет ведение календаря природы, который преподносится в наглядной и доступной форме, так как он позволяет формировать представления детей о смене времен года, позволяет развивать эстетические чувства и чувство прекрасного, позволяет учителю наглядно делать обобщающие выводы. У детей с ограниченными возможностями здоровья особенно страдает мышление и такие его операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.
Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность. Но нельзя забывать о том, что такие дети никогда не достигнут уровня развития детей с нормальным интеллектом.
Кроме календаря природы необходимо вести дневник наблюдений. Это работа самостоятельная и каждый ученик должен вести свой дневник. Ведение дневника наблюдений помогает учителю выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка и на основе этого применять дифференцированный подход. Дневник наблюдений приучает детей к аккуратности, самостоятельности, практической деятельности.

Знакомство умственно отсталых детей с изменениями в природе.

Главная цель обучения во вспомогательной школе – коррекция нарушенных функций. Курс природоведения позволяет проводить коррекционную работу, а главное корригировать мышление таких детей, память, внимание, развивать речь, воображение и наблюдательность, воспитывать любовь к природе, а также воспитывать детей как личность.
На уроках природове¬дения и на экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Разви¬вается эстетическое чувство, пробуждаются интерес и любовь к природе. Особенно сильное впечатление оказывает на ребенка изучение живых организмов, природы родного края, экскурсии в природу. На экскурсиях учащиеся по¬знают природу во всем ее многообразии. Любовь к род¬ному краю воспитывается на основе познания его приро¬ды. Осознание ребенком меры ответственности человека перед природой, необходимости сохранения ее богатства и многообразия, является условием формирования эколо¬гически грамотной личности.
Отмечается огромная роль уроков природоведения в младших классах
вспомогательной школы, в программе под ред. В.В. Воронковой это уроки «Развитие речи на основе ознакомления с явлениями и предметами окружающей действительности», они способствуют, в первую очередь, коррекции нарушенного развития детей с интеллектуальной недостаточностью, воспитывают интерес школьников, развивают эстетические чувства и формируют элементарные представления об окружающем мире, что очень важно для последующего обучения таких детей.
У детей с нарушением интеллекта запас сведений об окружающей действительности беден. Во вспомогательной школе большое значение придается пропедевтике – системе работы, по существу, предваряющей собственно школьное обучение. В этом отношении очень важны уроки развития речи. Они развивают познавательную деятельность и речь детей с интеллектуальной недостаточностью, расширяют круг их представлений об окружающей действительности. На этих занятиях дети получают некоторые практические умения и приемы действий с предметами, необходимыми в жизни и последующем обучении, учатся наблюдать и сравнивать предметы и явления. Особенно важны предметные уроки и экскурсии в 1-4 классах как подготовка к изучению естествознания и географии. Об этом говорят в своих работах В.А. Грузинская и Г.В. Мурашев – специалисты в области теории и практики преподавания географии во вспомогательной школе.
Подготовка к систематическому изучению географии, проводимая в 1-4
классах вспомогательной школы, должна по возможности носить действенный, практический характер. Так, например, если учащиеся в процессе практических занятий, экскурсий овладели в основном жизненно необходимой пространственной ориентировкой, то у них легче будет сформировать и более отвлеченные пространственные представления: о вращении Земли вокруг собственной оси и вокруг Солнца, о наклоне солнечных лучей в различных тепловых поясах и т.п. Если они хорошо уяснили себе особенности рельефа земной поверхности в ближайшем окружении, то смогут в дальнейшем по кинофильмам, диапозитивам, иллюстрациям представить себе и рельеф отдаленных географических областей (например, горных и пустынных районов).
С первых же дней пребывания детей в школе организуются с ними
систематические наблюдения в природе и фиксируются результаты этих
наблюдений в календаре природы. Учебный материал с каждым годом
последовательно расширяется и углубляется. Каждая тема служит базой для усвоения последующей. Среди предметных уроков есть немало таких,
которые при правильной организации могут способствовать формированию многих представлений, являющихся необходимой основой изучения географии и естествознания в старших классах. Это уроки природоведения в 5 классах, прежде всего, должны удовлетворять существующим методическим требованиям и отвечать задачам пропедевтики естествознания и географии.
Программой для младших классов вспомогательной школы предусмотрены предметные уроки, которые подготавливают детей к изучению географии в старших классах. Так, в 1 классе по теме «Осень» рекомендуется ознакомление с понятиями: «ясно – пасмурно», «дождь», «похолодание», «листопад». По этой теме с учащимися 1 класса организуется ряд наблюдений и небольших практических занятий, связанных с изучением признаков осени. Для уточнения понятий «ясно – пасмурно» организуются несколько простых кратковременных наблюдений. Например, выбрав один из ясных, солнечных дней в сентябре, нужно выйти с учащимися во двор школы, постоять на месте, освещенном солнцем, чтобы дети почувствовали, как оно греет. В это время ученики вспоминают, как было жарко на солнце летом, сравнивают; учитель обращает внимание детей и на другой признак ясной погоды: отсутствие (или небольшое количество) облаков на небе, его голубой цвет. Учащиеся наблюдают, как движутся облака; следят за тем, что происходит, когда облако ненадолго заслоняет солнце (оно светит уже не так ярко, становится прохладнее, поднимается ветерок). Так они подводятся к понятию «ясная погода». Затем выбирается пасмурный день и снова выходят на то же место (в то же время дня). Учащиеся замечают, что теперь значительно прохладнее, солнца не видно. Если в прошлый раз ребята запомнили, где находилось солнце, то сейчас (при условии не очень плотной облачности) могут заметить, как оно слабо просвечивает сквозь облака. Осмотрев небо, ученики должны рассказать, какого оно сейчас цвета и какого было в прошлый раз. Наблюдения детей, сравнения, дополнения, которые делает учитель обобщаются в понятиях: «облачно», «пасмурно», «прохладно» и т.д. То явление, что на протяжении осени становится все холоднее, дети могут сформулировать сами. Для этого на одном из занятий в конце осени их спрашивают: «В чем ты сегодня пришел в школу?»; «В чем ты приходил, когда начали учиться?»; «Почему?». Наблюдения за солнцем, проводившиеся в начале сентября, повторяются в один из октябрьских солнечных дней. В 1 классе многие экскурсии и наблюдения могут быть непродолжительными, но проводить их нужно систематически. Для одновременного наблюдения на первом году обучения лучше выбирать небольшое количество объектов (например, выйти во двор школы, понаблюдать, как движутся облака, какого они цвета).
В программе 1 класса вспомогательной школы указывается в качестве объекта наблюдений и листопад – один из самых ярких и заметных признаков осени. В течение сентября – октября регулярно ведутся наблюдения за листопадом. В сентябре еще много деревьев, покрытых зелеными листьями. Дети наблюдают, как постепенно желтеют и опадают листья, а количество их на земле увеличивается. На экскурсиях они собирают листья, сравнивают их по цвету и форме, затем делают зарисовки (вначале листья можно использовать как трафареты для обведения контура, особенно удобны для этого дубовые и не очень крупные осиновые листья). В процессе наблюдений находятся возможности для упражнений в осмыслении простых причинно-следственных зависимостей, последовательности изменений, происходящих в природе. После заморозков на деревьях и кустарниках появляется особенно много желтых и красноватых листьев; сильный ветер сопровождается увеличением листопада (причинно-следственная зависимость). Зеленые листья осенью желтеют и опадают, на ветках остаются почки, из которых весной вырастают новые листья (последовательность явлений). Учащимся предлагается отыскать на земле прошлогодние листья рябины, березы; сравнить их с листьями, опавшими в этом году, задается вопрос, куда деваются все листья, которые опадают каждый год, трава, которая увядает и засыхает. Дети понимают, что листья сгнивают (превращения и изменения). Во время зимних экскурсий и наблюдений также, как осенью, ведутся наблюдения за солнцем, изменениями погоды (тепло – морозно, ясно – пасмурно, снегопад, метель). Проводится сравнение зимних сезонных явлений с осенними. В конце осени учащимся предлагается понаблюдать, как выглядят утром лужи, как хрустит под ногами лед. Зимой знакомить детей со свойствами снега (белый, холодный – лепится в теплую погоду; рассыпается и скрипит под ногами – в холодную; тает в тепле); проводятся опыты, выясняющие свойства льда (прозрачный, холодный, хрупкий, тает в тепле); проводятся наблюдения за метелью и тихим снегопадом, когда снег падает крупными хлопьями; организуется подкормка зимующих птиц и наблюдение за ними». По мере приближения весны обращается внимание детей на увеличение дня (в начале зимы утром вставали, когда было темно, теперь в это время стало светлее). Во время весенних экскурсий наблюдаются образование проталин; таяние снега; работа воды (ручейки); набухание почек; цвет неба и прочие признаки весны. Устанавливаются отличие их от признаков осени, зимы.
Таким образом, ознакомление первоклассников с сезонными явлениями
происходит последовательно, по мере возникновения этих явлений. Кроме того, признаки каждого времени года сравниваются с признаками предыдущего. При обучении ориентировке в ближайшем окружении программа уроков развития речи рекомендует ознакомить первоклассников со школьным зданием и классной комнатой. Ознакомления со школьными помещениями организуются практически, начав с экскурсии по школьному зданию, а потом проводятся упражнения в практической пространственной ориентировке. Например, учащегося спрашивают после того, как он практически ознакомился со школьным зданием: «Как ты пойдешь в библиотеку?» Он должен описать свой маршрут: «Сначала пойду по коридору направо, потом по лестнице вниз и направо». Если ученик затрудняется, с ним необходимо практически пройти этот путь. Систематически проводятся упражнения в пространственном ориентировании по направлениям направо – налево, вперед – назад, вверх – вниз и т.п. Но лучше всего связывать эти упражнения с разнообразными видами учебной деятельности учащихся: проводить их на экскурсиях, на уроках ручного труда, на занятиях по физическому воспитанию и на других занятиях.
В 1 классе вспомогательной школы уроки развития строятся так, что они способствуют практическому ознакомлению учащихся с окружающей действительностью. Само по себе практическое действие, направленное на решение даже самой элементарной задачи, стимулирует развитие познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью, хотя бы потому, что в процессе него у детей возникают вопросы. Для ответа на них ученики вынуждены внимательно вглядываться в окружающее, сравнивать изучаемые объекты и т.д. Все экскурсии, наблюдения в природе способствуют коррекции развития познавательной деятельности детей с нарушением интеллекта. Систематическая и правильно организованная работа приводит к тому, что к концу первого учебного года у большинства детей происходит заметное улучшение умения наблюдать, сравнивать, правильно осмысливать причину и следствие; развивается любознательность – дети начинают задавать вопросы.
Во 2 классе (и последующем обучении) познание окружающей действительности на уроках развития речи расширяется и углубляется в процессе ознакомления с предметами и явлениями природы. Если в 1 классе обращали внимание только на некоторые элементы, из которых составляется понятие «погода» (солнечно, пасмурно, дождь, снег), то во 2 классе можно подробно остановиться на понятиях: «похолодание», «потепление», «туман», «прохладно» и т.п., а также научить детей пользоваться уличным термометром. В 1 классе учащиеся практически осваивают расположение различных помещений в школьном здании, а во 2 они уже учатся находить дом по адресу. Не все младшие школьники вспомогательной школы хорошо отличают тротуар от мостовой, скверы и парки от древесных посадок вдоль домов, поэтому во 2 классе с ними проводятся экскурсии для практического ознакомления с основными правилами уличного движения, с расположением улиц, парков в районе школы.
Во 2 классе дети практически знакомятся с правилами проезда на городском транспорте, с покупкой некоторых товаров в магазине. Проводятся экскурсии в мастерскую. Здесь ученики наблюдают работу взрослых. Таким образом, названия профессий учащийся будет связывать с определенным конкретным представлением о трудовом процессе, о результатах его, а не только с иллюстрациями и текстами детских книжек.
В 3 классе значительно расширяется программа наблюдения за явлениями природы, а следовательно, и объем практических действий учащихся, связанных с этими наблюдениями (фиксирование наблюдений в календаре природы, подкормка птиц, помощь старшим в сезонных работах на пришкольном участке). Расширяется и круг ознакомления с видами труда людей в ближайшем окружении. Дети должны ознакомиться с расположением и работой библиотеки, почты, аптеки, поликлиники вблизи школы. Проводятся экскурсии в швейную и столярную мастерские, в магазины и т.п.
В 4 и 5 классах учащиеся практически знакомятся с термометром и измерением температуры воздуха. Сначала им дается картонная модель термометра, где столбик ртути заменен шнуром, наполовину окрашенным в красный цвет, а затем приступаем к работе с настоящим термометром. Записывается температура в календаре природы и сравниваются разные показания термометра.
В программах начальных классов имеется определенная преемственность, то есть каждый предыдущий класс подготавливает детей к изучению программы последующего. Чем богаче материал предыдущего, тем ярче и интереснее наблюдения последующего. Общая тема для всех младших классов одна: «Как в связи с сезонными изменениями в погоде изменяется жизнь растений, животных, деятельность человека».
Как пишет Усвайская: «мы рекомендуем уже с первого класса изучать
сезонные особенности в сравнительном плане; осенние явления – по сравнению с летними, зимние особенности – по сравнению с осенними и т.д. Подобный аспект изучения природы является для детей интересным, ярким, поучительным и в зависимости от умелого руководства со стороны учителя вполне доступным наблюдению и пониманию детей. В итоге мыслительные способности детей постепенно развиваются, становятся более подвижными, гибкими и, что существенно, при этом развивается связная речь: дети начинают отвечать фразами, а не отдельными словами. Все это педагогически ценно и особенно важно для детей с интеллектуальной недостаточностью».

Большого внимания на уроках развития речи заслуживает речь учащихся. Она оказывает непосредственное влияние на понимание, запоминание и воспроизведение изучаемого материала. Уже в младших классах вспомогательной школы необходимо работать над правильным речевым оформлением практических работ и наблюдений. Привычка небрежно отвечать на вопросы учителя, бессвязно и нечетко рассказывать может сформироваться именно в младших классах, если учитель не уделяет достаточного внимания ответам и рассказам своих учеников, довольствуясь односложными, нечеткими и даже невнятными ответами. Современная педагогика и психология правильно утверждают, что речь у детей легче развивается в связи с овладением содержательным и интересным учебным материалом, надо только вовремя научить детей новым необходимым словам, новым формам выражения мысли в связи с
научением конкретной действительности. Особенно важно вспомнить
высказывания выдающегося советского психолога Л.С. Выготского о том, что мысль не только выражается в слове, но и совершается в слове. Развитие речи неотделимо от развития мышления. Необходимо найти способы в интересной, доступной пониманию детей форме, шире открывать им глаза на окружающий мир, всемерно развивать их мыслительные способности и вместе с ними – связную речь.
В конце учебного года необходимо провести обобщение всего материала уроков развития речи, выделив из него то, что способствует дальнейшему овладению географией. Этому посвящается несколько последних предметных уроков, на которых дети с помощью учителя вспоминают и обобщают все, что узнали о растениях (дикорастущих и культурных), животных (домашних и диких), о поверхности земли (водоемы, возвышенности), о временах года. Суммируются знания и умения, связанные с ориентировкой в окружающем пространстве; представления о предприятиях, бытовых и культурных учреждениях (завод, мастерская, теплица, почта, ателье, поликлиника, магазин, библиотека, кино, театр и др.).
Переход от первоначальных представлений, полученных в 1-4 классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, осуществляет курс «Природоведение». Обучение природоведению рассчитано на два урока в неделю. Программа по природоведению (64 ч) состоит из шести блоков. По четвертям они распределяются следующим образом:
Вселенная -4 ч; Наш дом – Земля – 13ч; Растительный и животный мир – 24ч;
Человек – 8ч; Есть на Земле страна Россия -14ч.
При изучении темы «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В теме «Наш дом — Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает знакомство с поверхностью Земли — сушей (материки, равнины, горы, холмы, овраги) и водоемами (моря, реки, озера, болота).
Учителем используется на уроке глобус и физическая карта мира (не раскрывая принципов ее построения) для демонстрации формы поверхности Земли и расположения суши и воды на ней, опираясь на основные условные цвета суши и воды — зеленый, коричневый, синий.
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в 1—4 классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагог обращает внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показывает взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями идет опора на личный опыт учащихся.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание уделяется пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершает курс раздел «Есть на Земле страна — Россия». В процессе изучения этого раздела программы формируются у учащихся элементарные страноведческие понятия. Учащиеся знакомятся с Россией как единым государством, ее городами, населением и его занятиями, крупнейшими географическими объектами. В данном разделе обобщаются знания пятиклассников о своем родном крае, более подробно знакомятся с растениями и животными нашей местности, основными географическими достопримечательностями, занятиями населения.
Огромное значение придается на уроках охране природы. Дети часто
ломают ветки, мнут траву, разоряют муравейники, птичьи гнезда и т.д. Задача учителя – уже в младших классах научить детей любить природу, воспитывать стремление беречь зеленые насаждения, животных, их жизнь, по-хозяйски относиться к ним. Охранять природу – значит охранять Родину. В процессе занятий дети учатся видеть вокруг прекрасное, замечать то, что раньше не замечали. Эстетическое воспитание – это очень широкое понятие. К воспитанию у детей чувства прекрасного нужно подходить разносторонне, повседневно, всюду: в быту, на уроках, во внеклассное время. При этом важно иметь в виду, что пробуждение положительного эмоционального отношения к природе служит дальнейшей предпосылкой воспитания познавательного интереса к ней. Наблюдения за
сезонными изменениями в природе дают богатейший материал для формирования чувства прекрасного.



4. Дидактические игры – как средство обучения
Дидактические игры по праву считаются одним из эффективнейших средств обучения. Если во время занятия учитель осуществляет так называемое прямое обучение, то в дидактической игре познавательные задачи соединяются с игровыми, что и делает дидактическую игру особой формой обучения.
Дидактические задачи в играх на материале природы могут быть самые разнообразные: закрепление представлений о предметах и явлениях природы; упражнение детей в анализе, сравнении, обобщении и т.д. Планируя занятия, включающие дидактические игры, необходимо учитывать не только программное содержание, но и игровые задачи и действия, правила игры. В противном случае, по мнению Аванесовой, происходит процесс «...разрушения дидактической игры как особого средства образовательной работы...».
Каждая дидактическая игра содержит в основном одну-две задачи, которые определяют ход игры. Например:
«Угадай, что где растет».
Цель: уточнить знания детей о названиях растений и месте их произрастания; развитие внимания, сообразительности.
Ход игры.
Дети стоят в кругу. Учитель (или ребенок) бросает кому-нибудь из детей мяч, называя при этом место произрастания растения (сад, огород, лес, поле, луг). Поймавший мяч должен назвать соответствующее растение.
«Когда это бывает?»
Цель: уточнить знания детей о различных сезонных изменениях в природе; развивать умение классифицировать, развитие связной речи, внимания, быстроты мышления.
Ход игры.
Учитель (или ребенок) поднимает картинку с изображением какого-либо
сезонного явления (например, листопад). Дети быстро поднимают квадрат соответствующего цвета (желтый – осень). Кто-то из детей рассказывает, какие другие явления бывают в это время года.

При использовании дидактической игры учитель следует определенным педагогическим принципам: опирается на уже имеющиеся у детей знания; следит за тем, чтобы дидактическая задача была доступна детям; поддерживает интерес и разнообразие игрового действия; постепенно усложняет дидактическую задачу и игровые действия; конкретно и четко объясняет правила. Задание «Разложи по порядку картинки, покажи, что бывает раньше (сначала), что потом, и расскажи, почему ты так разложил», - требует от ребенка не только предметного действия, но и его объяснения.
Для упражнения ребят в классификации явлений природы по сезонам проводятся игры с картинками, изображающими сезонные явления в неживой природе, растительном и животном мире, труде и быте людей, например игры «Устроим выставку картин на тему «Зима – лето». Правильно распределяя картинки по сезонам «зима – лето», дети затрудняются, однако, в мотивации своих действий они просто описывают картинку, а не отвечают на вопрос, почему она относятся и зиме или лету. Чтобы помочь ребенку объяснить свой выбор, учитель еще раз напоминает ему задание и предлагает дополнительные вопросы: «Объясни, почему эту картинку ты повесил на «зимнюю» (или «летнюю») выставку», «Вспомни, когда это бывает», «Видел ли ты такое зимой (летом)?» Если ребенок и после этого затрудняется ответить, педагог дает ему образец объяснения, помогает оформить высказывание.
Значительно труднее дети воспринимают природные изменения в «смежные» переходные времена года (весна – лето; осень – зима; зима – весна) в силу их сходства и повторности. Они не сразу понимают необратимость развития сезонной жизни природы, поэтому выпадение снега весной вызывает у них тревогу: «Зима снова наступает». Для того чтобы облегчить детям усвоение наблюдаемых ими раньше (во время экскурсий и прогулок) особенностей изменений природы в эти сезоны, различение их, учитель проводит ту же дидактическую игру.
Широкое использование дидактических игр и упражнений дает возможность преподавателю учить детей анализировать окружающий мир и, следовательно, развивать их мышление в процессе знакомой, доступной и приятной им деятельности. И было бы не эффективно не использовать дидактические игры в курсе природоведения.

Заключение
Данная курсовая работа позволяет обобщить сведения и особенности обучения умственно отсталых детей на уроках природоведения и развития речи, понять специфику неполноценности таких учащихся.
Также стоит отметить тот факт, что проблема обучения и воспитания умственно отсталых учащихся на этих уроках рассматривается уже очень давно – соответственно были разработаны достаточно эффективные методики, отточенные десятилетиями и открывающие большие возможности для всестороннего развития таких детей, коррекции нарушенных функций и личности в целом.
Можно предположить или даже утверждать, что такие уроки будут и далее совершенствоваться, будут появляться новые приемы и методы обучения и воспитания, позволяющие добиться более значительного прогресса в развитии умственно отсталых детей.
Помимо этого стоит обратить внимание на связь уроков природоведения с другими предметами – эта связь должна быть более тесной, чем на данном этапе развития.
В курсовой работе было обращено внимание на использование в учебном процессе дидактических игр, без которых не проходит ни один урок.
Категория: Предметы естественного цикла | Добавил: tatikys241070 (20.03.2012) | Автор: Каримова Наталья Дмитриевна E
Просмотров: 1688 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]