Вторник, 22.01.2019, 14:08
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия

"Использование современных логопедических технологоий в коррекции нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи"
«Использование современных логопедических технологий в коррекции нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи»

Чтение, посредством которого дети получают большую часть информации, играет огромную роль в процессе усвоения знаний. Его значение все возрастает в условиях существующей системы образования
Представление о симптоматике, сущности и механизмах нарушения чтения складывалось постепенно. Впервые на эти нарушения как на самостоятельную патологию речевой деятельности указал А. Куссмауль в труде «Расстройство речи» 1877 году.Затем появилось много других работ, в которых давались описания детей с различными нарушениями чтения. Своевременное выявление этих нарушений, точное определение их патогенеза в каждом отдельном случае, ограничение дислексии от ошибок чтения иного характера чрезвычайно важно для построения логопедической работы с детьми.
Требования к поступающим в первый класс детям на сегодняшний день очень возросли. Программа обучения, который должен быть усвоена через чтение, усложнена и насыщена разнообразным материалом. Ребенок, испытывает большие трудности в обучении чтению, когда идет в массовую школу из логопедической группы с диагнозом общее недоразвитие речи
Ранняя диагностика и своевременное оказание помощи этим детям значительно повышают шансы на успех в дальнейшем обучении чтению. Таким образом, изучение нарушений чтения у младших школьников и их коррекция являются актуальными.
Определение проблемы исследования позволило сформулировать тему статьи:
«Использование современных логопедических технологий в коррекции нарушений чтения у детей с общим недоразвитием речи"

Чтение является одной из основных форм речевой деятельности, выполняющей важнейшие социальные функции. Значение чтения заключается в обогащении человека знаниями, в формировании и нравственном воспитании личности.
Чтение нельзя рассматривать как простое действие: оно является сложной деятельностью, включающей такие высшие психические функции, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.
Существуют разные определения понятия «дислексия». В настоящее время дислексия рассматривается как частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностъю (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
.С учетом нарушенных операций процесса чтения Р. И. Лалаева (1983) выделяют следующие виды дислексии: фонематическую, семантическую, аграмматичекую, мнестическую, оптическую, тактильную
Изучив и систематизировав различные программы по коррекции нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи, хочется описать несколько рекомендаций по использованию компьютерных технологий.
Новые информационные технологии (НИТ) стали перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Повсеместная компьютеризация открывает новые, еще не исследованные варианты обучения. Они связаны с уникальными возможностями современной электроники и телекоммуникаций.
Компьютерные технологии принадлежат к числу эффективных средств обучения, все чаще применяемых в специальной педагогике. Анализ литературы показывает, что компьютерные средства представляют для специалиста не часть содержания коррекционного обучения, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребенка..
Лучше использовать компьютерные технологии во время следующих видов работы - учебы, самопроверки и контроля знаний.
Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним. Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма.
Хотелось бы порекомендовать использовать компьютерные программы при подготовке к логопедическим занятиям. Так что каждый учитель-логопед из этого многообразия может выбрать для себя то, что для него наиболее приемлемо. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности с ним.
Движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка и отлично помогают решению задач обучения. Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей. Компьютер предоставляет возможность индивидуализации обучения. В процессе работы за компьютером ребенок приобретает уверенность в себе и в том, что он многое может. Компьютер к тому же “терпелив”: он никогда не ругает ребенка за ошибки и ждет, пока он сам исправит их, что особо важно для детей с нарушением психики и расстройствами поведения.
Конечно, при использовании компьютера на занятиях всегда необходимо учитывать и негативные моменты работы с ним. С осторожностью надо применять компьютер, когда работаете с ребенком, имеющим невротические расстройства, страдающим судорожными реакциями, нарушениями зрения, поскольку компьютер может усугубить все эти отклонения в состоянии здоровья. Вот почему необходимо разработать определенную структуру использования компьютера на всех этапах урока, чтобы не перенасыщать занятия электронными программами.
Большая часть современных развивающих компьютерных игр для школьников имеет достаточно красочную анимацию, удобный интерфейс. Однако надо помнить , что можно использовать далеко не все массовые компьютерные игры для работы с детьми, поскольку многие из игр не соответствуют методике специального коррекционного обучения.
Выход из такого положения можно найти, создав собственные слайд-фильмы и компьютерные презентации, разработанные с учетом изучаемого материала и речевых нарушений у той или иной группы детей.
Содержание презентаций зависит от целей и вида логопедического занятия. При использовании презентации ,хотелось бы порекомендовать, заранее подбирать необходимые иллюстрации для объяснения смысла слов и словосочетаний, появляются они на мониторе с различными спецэффектами, а при правильном назывании ребенком слова или предложения он получает заслуженную оценку.
Можно использовать презентации,созданные в программе PowerPoint с добавлением звуковых эффектов (речь, голоса животных, звуки леса),. Подписи под картинками, включенными в каждый слайд, повышают значимость наглядной опоры, вызывают у ребенка интерес к графическому образу печатного слова и стимулируют мотивационную готовность к освоению чтения и письма. Эффективно проходит работа по развитию связной речи, уточнение и расширения словарного запаса.
Немаловажную роль в коррекции нарушения чтения играет программа Microsoft Word, которую можно широко использовать на логопедических занятиях .
Я думаю , что систематическое применение на логопедических занятиях развивающих игр, тематических презентаций, тестовых заданий и других видов компьютерных технологий формирует у детей правильные речевые навыки, у них вырабатываются навыки самоконтроля за своей устной речью. Я считаю, что ,таким образом, использование компьютерных технологий в процессе коррекции нарушения чтения у детей с общим недоразвитием речи позволяют более эффективно устранять у них речевые недостатки, тем самым преодолевать преграды на пути достижения успеха. Применение компьютера позволяет сочетать коррекционные и учебно-развивающие задачи логопедического воздействия с учетом закономерностей и особенностей психического развития каждого ребенка.
Мною разработан банк компьютерных заданий для преодоления различных форм дислексий, которые прилагаются к работе.
И в заключении хочется отметить: актуальность профилактики дислексий у дошкольников с ОНР состоит в наиболее ранней, целенаправленной коррекции речевого и психического развития дошкольников, обеспечение готовности детей к обучению грамоте и школьной адаптации в целом, предупреждение вторичных отклонений в развитии аномального ребенка. Учитывая, что у детей с ОНР комплексно нарушено формирование всех компонентов речевой системы: имеет место недоразвитие познавательной деятельности и соответственно не сформированы речевые и неречевые предпосылки овладения чтением. В связи с этим логопедическая работа по профилактики дислексий в условиях речевого детского сада должна быть направлена на формирование как речевых, так и не речевых психических функций и процессов, обуславливающих нормальный процесс овладения чтением.
Основными условиями успешного овладения навыком чтения является сформированность устной речи, фонетико-фонематической (произношения, дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза) и лексико-грамматической стороны речи, достаточное развитие пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза, зрительного мнезиса.
Компьютерные программы, предназначенные для коррекционного обучения детей, в первую очередь учитывают закономерности и особенности их развития, а также опираются на современные методики преодоления и предупреждения отклонений в развитии. Многообразие дефектов, их клинических и психолого-педагогических проявлений предполагает применение разных методик коррекции, а следовательно, и использование разных современных технологий. Их применение способствует повышению результативности коррекционно-образовательного процесса. Поэтому разработка новых приемов, методов и средств коррекционного обучения детей представляется одним из актуальных направлений развития специальной педагогики.

Батаева М.В.
д/с № 68 «Серебряное копытце»
г. Тольятти
Приложение:http://amo.letitbit.net/download/68e956aee7b01ddc00255598452406a36/___________________.pptx.html
Категория: Логопедические занятия | Добавил: bataeva (10.07.2012) | Автор: Батаева Марина Викторовна E
Просмотров: 1961 | Комментарии: 4 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 4
4 bataeva  
Спасибо за сообщение. Давайте оставим здесь.А с третьего открытого Фестиваля убирайте .

2 bataeva  
А разве нельзя участвовать в нескольких конкурсах с одной статьёй?

3 nfnmzyf  
Согласно Положению, нельзя. Скажите, где оставить вашу работу?

1 nfnmzyf  

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]