Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия |
Конспект интегрированного занятия (с использованием методов АМО) в логопедической подготовительной к школе группе "Осень. Периоды осени."
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ) В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ «ОСЕНЬ. ПЕРИОДЫ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ ОСЕНЬЮ» Цель: Профилактика и коррекция речевых и психофизических функций дошкольников, подготовка к обучению в школе по родному языку, c использованием активных методов обучения. Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень». Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения с противопоставлением) и грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Обогащение экспрессивной речи словами-антонимами. Совершенствование навыков: звукового анализа слова «дубы». Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков. Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, просодических компонентов. Развитие координации речи с движением, ловкости. Развитие фонематических процессов. Развитие слухового и зрительного внимания и гнозиса; мышления, восприятия и памяти; тонкой и общей моторики. Закрепление навыков самооздоровления. Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии. Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, инициативности, активности, самостоятельности. Оборудование. Компьютерное оборудование в комплекте. Компьютерная презентация по теме занятия. CD- проигрыватель. CD-диск с записью музыкального произведения «Осенняя песня» П. Чуковского; музыкального сопровождения к упражнению «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой; музыкальное сопровождение для проведения зрительной гимнастики. Корзинка с осенними листьями разных деревьев. Резиновый мяч. Надувной бассейн с водой и настоящими осенними листьями. Листы бумаги на каждого ребенка, контейнеры с карандашами, дубовые листья. Контейнеры с фишками для звукового анализа на каждого ребенка. Зрительные ручные тренажеры «Листочки» на каждого ребенка. Медали в форме листочков каждому ребенку. Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе. Обучать умению узнавать деревья по листьям. Беседа об эмоциональном состоянии, которое возникает во время прогулки (экскурсии). Обучение умению разгадывать загадки. Развитие умения ловить мяч и одновременно давать продуманный ответ. Формирование навыка звукобуквенного анализа слов, развитие мелкой моторики (штриховка и обводка) на индивидуально-подгрупповых занятиях с логопедом. Знакомство с оздоровительными методиками на коррекционно-игровых минутках в группе. Разучивание упражнения «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой., слушание и обсуждение пьесы П.Чайковского «Осенняя песенка» на музыкальном занятии. Ход образовательного мероприятия. Инициация (1 минута). Работа в группе. Метод приветствия «Осенние листочки» (1 минута). [Развитие коммуникативных навыков, чувства эмпатии; снятие напряжения перед занятием]. Фоном звучит музыкальное произведение «Осенняя песня» П. Чуковского. Логопед предлагает детям пройти в группу и поиграть, представив себя разноцветными листочками, растущими на дереве. Подул прохладный осенний ветерок и сорвал с деревьев листики, закружив их в легком танце. Сели листики на полянку и протянули свои ладошки- листики, поздоровавшись друг с другом. Дети выполняют упражнение, взявшись за руки, произносят приветствие: «Здравствуй, здравствуй, не зевай, друг, ладошку мне давай!» Вхождение в тему занятия (2 минуты). Индивидуально-групповая работа. Метод начала образовательного мероприятия «Корзина с листьями» (2 минуты). [Объявление темы занятия. Создание эмоционального фона. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных). Активизация словаря по теме]. В руках у логопеда корзинка, наполненная разноцветными листьями разных деревьев. Педагог просит детей выбрать каждому по одному листочку и вспомнить название дерева, с которого упал взятый им листок. Затем назвать какие это листья. Например, лист березы- березовый лист, лист клена- кленовый лист и т.д. Педагог просит рассказать, какие листья на вид, на ощупь, как они пахнут. Просит подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Какие осенние листья?» Формирование ожиданий воспитанников (2 минуты). Работа в группе. Метод презентации учебного материала «Загадка» (2 минуты). [Развитие слухового внимания, мышления, памяти. Проявление инициативности, активности]. Педагог акцентирует внимание на том, что когда дети разгадают загадку, смогут узнать, о чем будем говорить на занятии. После выполнения задания, логопед подводит итог, что на занятии продолжим говорить об осени, её периодах. Будем учиться составлять красивые предложения. Эмоциональная разрядка (1,5 минуты). Работа в группе. Подвижное упражнение «Ветер и листья» (1,5 минуты). [Поддержание динамики урока, положительной атмосферы. Развитие координационно-регулирующих функций речи и движения]. Педагог «превращает» детей в осенние листочки, которые отправляются в «лес». Дети поют и выполняют упражнение под музыкальное сопровождения к упражнению «Песенка про ветер и листья» Л. Гавриловой, Н. Нищевой. Объяснение информации (5 минут). Индивидуально-групповая работа. Метод презентации учебного материала «Периоды осени» (5 минут). [Развитие эмоционального мира. Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин. Развитие всех видов восприятия. Развитие связной речи]. Компьютерная презентация учебного материала: репродукций картин А.Грицая «После дождя. Осень», А. Лентулова «Осень», В. Попкова «Поздняя осень». Педагог привлекает внимание детей к репродукциям картин, на слайде. Рассматривание репродукций картин, с ведением диалога-дискуссии по плану: - Назовите авторов картин. - Как называются это картины? Почему? - Что объединяет эти картины? - Какие приметы осени видят дети на первой картине/ второй/ третьей? - Описание ярких частей картины. И т.д. Уточнение информации (3 минуты). Индивидуально-групповая работа. Метод сравнения «Закончи предложение» (3 минуты). [Совершенствование синтаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением). Развитие памяти]. Логопед предлагает сравнить картины и рассказать об этом. Педагог начинает предложение и бросает мяч в руки ребенку, он заканчивает его и отдает мяч педагогу. Например: Логопед: «На первой картине изображено ясное чистое небо…» Ребенок: «… а на второй картине- небо, покрытое густыми облаками». И т.д. Эмоциональная разрядка: дыхательный тренинг (1,5 минуты). Подгрупповая. Метод релаксации «Листья в пруду» (1,5 минуты). [Снятие напряжения, восстановление энергии перед выполнением следующей учебной задач]. Логопед приглашает детей пройти к «большому пруду», в котором плавают разноцветные листья. Предлагает присесть «на берегу пруда» и представить себя ветром. Подуть на листики так, чтобы они поплыли по воде, не забывая о правилах дыхания (вдох через нос, выдох- губы трубочкой и не раздувать щёк). Логопед контролирует выполнение задания. Детьми выполняется не более трех раз. Проработка содержания темы (5 минут). Индивидуальная работа. Метод организации самостоятельной работы над темой «Штриховка» (2,5 минуты). [Развитие тонкой моторики]. Логопед приглашает детей за столы (оформленные осенними листьями), на которых лежат листы бумаги и дубовые листья, которые принес им осенний ветер. Предлагает приложить листья к бумаге, обвести по контуру, а затем заштриховать горизонтальными линиями так, чтобы они казались золотыми. Метод организации самостоятельной работы над темой «Выложи схему слова» (2,5 минуты). [Развитие фонематических представлений: совершенствование навыка звукового анализа слов] Логопед уточняет, какие листья обводили дети. Убирает листы бумаги и предлагает выложить звуковую схему слова дубы. Дети выполняют задание и выкладывают схему. Затем проводим звуковой анализ слова. Эмоциональная разрядка (1 минута). Групповая работа. Метод релаксации: танцы для глаз «Листопад» по методике В.Ф. Базарного (1 минута). [Закрепление навыка самооздоровления. Снятие зрительного напряжения.] Педагог говорит, что начался листопад. Предлагает детям взять по листочку- поиграть с ними, а заодно дать отдохнуть глазам, после работы с компьютером и в тетрадях. Дети ритмично выполняют движения глазами под текст и музыкальное сопровождение «Вальс» И.Брамс. И.П. –стоя, выполнять медленно, ритмично. 1. 1-2-3-4-5, листья будем с листьями играть (глаза широко открыты - смотрят на тренажер) -5 сек. 2. Закружился надо мной дождь из листьев озорной (глаза прослеживают траекторию движения тренажера наверх) – 7 сек. 3. Без конца и без начала танцевать под ним мы стали (тренажером прорисовываем в воздухе спираль: сверху - вниз, глазами следим за траекторией движения) – 4 круга. 4. Мы плясали, как друзья, - дождь из листиков и я (тренажером рисуем «лодочку» - глазами прослеживаем траекторию движения)- 4 раза. Подведение итога занятия (3 минут). Индивидуально-групповая работа. Рефлексия занятия «Корзинка с листьями» (1 минуты). [Умение анализировать свое состояние, поведение, проявленные умения на занятии и давать оценку.] Логопед предлагает детям выбрать листья того цвета, которые бы соответствовали их состоянию на занятии: желтый, если было познавательно, весело; красный - если сначала было непонятно, скучно а затем стало интересно; коричневый- если чего-то опасались, что-то не получилось. Метод оценки работы «Корзинка с листьями» (2 минуты). [Оценка работы детей. Совершенствовать умение быстро отбирать речевые средства и правильно формулировать мысль.] Логопед подводит итог изучения темы и задает детям контрольные вопросы. Награждает детей за старание медалями в виде осенних листьев. Использованная литература. 1. Использование логопедической ритмики при коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста./ Сост. Емченко С.А., Силяева Г.Б.- Южно-Сахалинск, Издательство СОИПиПКК, 2006. 2. Методы профилактики близорукости и сохранение здорового зрения при использовании компьютеров в дошкольном учреждении./ Сост. С.А. Емченко, Г.Б. Силяева. – Южно-Сахалинск: Изд-во СОИПиПКК, 2009. 3. Нищева Н.В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в подготовительной к школе группе для детей с ОНР. Февраль-май. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009. | |
Просмотров: 4290 | |
Всего комментариев: 0 | |