Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Логопедические занятия |
Эффективность сочетания методов активного обучения с нетрадиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях.
Розова Юлия Евгеньевна Санкт-Петербург Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат (VII вида) № 8 Пушкинского района Санкт-Петербурга Учитель-логопед Эффективность сочетания методов активного обучения с нетрадиционными образовательными технологиями на логопедических занятиях. «Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом.» (Википедия) В последнее время нестабильные экономические и экологические условия нашей страны влияют на рост рождаемости детей с ограниченными возможностями здоровья и различными патологиями, в структуру которых входят и нарушения речи. Все чаще речевые патологии имеют комбинированную форму, когда у ребенка одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, эмоционально-волевая сфера. Учитывая особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в своей коррекционно-логопедической работе я стараюсь находить новые методы активного обучения, интегрировать в логопедию знания смежных дисциплин, что стимулирует к разработке инновационных технологий в области коррекционно-развивающего обучения. Методы активного обучения (МАО) — совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала в процессе познавательной деятельности. (сл. Википедия) Появление в логопедической работе методов активного обучения связано со стремлением педагогов активизировать познавательную деятельность обучающихся или способствовать её повышению. Этот подход согласуется с экспериментальными данными, которые свидетельствуют, что при лекционной подаче материала усваивается не более 20-30% информации, при самостоятельной работе с литературой — до 50%, при проговаривании — до 70%, а при личном участии в изучаемой деятельности (например, в игре) — до 90%. Методы могут использоваться как самостоятельные педагогические разработки, так и в сочетании с традиционными. Существуют также принципы активизации традиционных форм обучения. (Сл. Википедия) Нетрадиционные методы воздействия в деятельности логопеда давно стали перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей-логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка. Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Кроме того, альтернативные методы и приемы помогают организовывать занятия интереснее и разнообразнее. Анализ литературы показывает, что нетрадиционные методы преодоления нарушений речи представляют для педагогов не часть содержания логопедического воздействия, а дополнительный набор возможностей коррекции отклонений в речевом развитии ребенка. Использование традиционных приемов без дифференцированного сочетания нетрадиционных приемов оказывается недостаточным и во многом снижает эффективность логопедической работы в целом. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо-, глина-, воско-, библио-, хорео-, имаго- (рисование под музыку), кристаллотерапия и др.), но хочется остановиться на тех, которые являются наиболее целесообразными и эффективными. На своих логопедических занятиях я часто использую приемы сказкотерапии, сочетая их с информационными технологиями, психогимнастикой, водотерапией и пескотерапией. На таких занятиях удачно сочетаются элементы инновационных и традиционных педагогических технологий. Нестандартные логопедические занятия, в течение которых разворачиваются определенные сюжетные линии любимых сказок, очень нравятся детям. С этой целью мною была создана серия компьютерных игр-презентаций по сюжетам сказок: «В царстве Снежной королевы», «Приключения Алисы», «В гостях у Буратино» и др. Преимуществом компьютерных средств обучения является то, что позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий путем моделирования коррекционно-развивающей компьютерной среды, а если при этом происходит погружение ребенка в сказочный мир, то это является дополнительной стимуляцией учебной деятельности. На каждом таком занятии ведущим звеном является презентация-игра, но на определенных этапах используются приемы музыкотерапии, водо- и пескотерапии, элементы психогимнастики. Важно соблюдать условие – все этапы занятия должны подчиняться общей сюжетной линии занятия. Песочная терапия - одна из форм сказкотерапии. Тактильная форма ощущений является у человека наиболее древней. Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познаётся окружающий мир, параллельно расширяется словарный запас ребенка. Для такого вида работы мною собрана коллекция разнообразных миниатюрных игрушек и предметов на разные лексические темы. Незатейливые упражнения с песком помогают стабилизировать стабилизации эмоциональное состояние детей, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики учат ребёнка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, что способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Использование приемов музыкотерапии на вводном, заключительном этапе занятия способствует максимально комфортному «погружению» в рабочую ситуацию и «выходу» из нее. Эффективно проведение динамических пауз и зрительной гимнастики под музыку. (Музыка должна соответствовать сказочному сюжету.) При построении логопедического занятия стараюсь учитывать следующие признаки методов активного обучения: -Проблемности. Основная задача при этом состоит в том, чтобы ввести обучаемого в проблемную ситуацию, для выхода из которой (для принятия решения или нахождения ответа) ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания. -Взаимообучения. Стержневым моментом многих форм проведения занятий с применением методов активного обучения является коллективная деятельность и дискуссионная форма обсуждения. -Индивидуализации. Требование организации учебно-познавательной деятельности с учетом индивидуальных способностей и возможностей обучающегося. Признак также подразумевает развитие у обучающихся механизмов самоконтроля, саморегулирования, самообучения. -Непосредственности, самостоятельности взаимодействия обучающихся с учебной информацией. При активизации обучения — педагог отходит на уровень обучающихся и в роли помощника участвует в процессе их взаимодействии с учебным материалом, в идеале преподаватель становится руководителем их самостоятельной работы, реализуя принципы педагогики сотрудничества. -Мотивации. Активность, как индивидуальной, так и коллективной, как самостоятельной, так и регламентируемой учебно-познавательной деятельности обучающихся, развивается и поддерживается системой мотивации. При этом к числу используемых преподавателем мотивов обучающихся относят: творческий характер учебно-познавательной деятельности, состязательность, игровой характер проведения занятий. -Эмоциональное воздействие. В условиях проблемности содержания, творческого характера и состязательности деятельности происходит быстрый, резкий ввод в действие резервов организма. Возникающие при этом эмоции активизируют, побуждают человека, инициируют его направленность на совершение деятельности. В качестве примера представляю конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии в 3 классе. Логопедическая тема: Зрительно-слуховая дифференциация строчных рукописных букв п – т в словах, предложениях, тексте. Лексическая тема: Игра – путешествие «Поиски пиратских сокровищ». Грамматическая тема: Имя существительное. Цель: Дифференциация рукописных букв п – т на письме. Задачи: Образовательные: Учить различать звуки [п – т], буквы п – т на письме. Автоматизировать графокинетический образ букв п – т на материале слов, предложений и текста. Учить определять род имен существительных. Коррекционные: Развитие зрительно-пространственных восприятия, представлений и ориентировки. Развитие зрительного гнозиса и мнезиса. Развитие фонематического анализа и синтеза. Активизировать словарь по лексической теме занятия: «Поиски пиратских сокровищ». Развитие внимания, зрительной памяти, мыслительных процессов. Развитие общей и мелкой моторики рук. Развитие навыка самоконтроля. Воспитательные: Воспитание умения слушать и слышать друг друга. Воспитание вежливого отношения к товарищу. Прививать любовь к путешествиям. Оборудование: интерактивная доска, презентация «Поиски пиратских сокровищ», контейнеры для индивидуальной работы с песком, таблицы для составлений предложений, парта для работы с песком и водой, компас, монеты, составляющие слово «знания», светильник «Пламя», массажные коврики, эмблемы морских обитателей, карта (фрагменты). Содержание занятия. I. Организационный момент. Сообщение темы занятия. (Слайд 1) 1.Развитие зрительно-пространственных представлений и ориентировки. Логопед дает указание учащимся: - Сядьте так, чтобы между Сашей и Колей сидел Денис, а Алина сидела рядом с Сашей. 2.Сообщение логопедической темы. (Слайд 2) - Сегодня мы отправимся в путешествие, а куда и с кем, мы должны узнать. Прочитайте буквы красного цвета. Что у вас получилось? (Слайд 3) - Верно. Сегодня мы отправимся в путешествие с пиратом Попугаем, но это не просто путешествие. Мы будем искать настоящие пиратские сокровища. - Когда-то давно Попугай был птицей одного известного пирата, который спрятал свои сокровища надежно от людей. Но Попугай помнит эту тайну и готов с вами поделиться. Вы готовы на время стать настоящими пиратами? -Тогда в путь. А помогут нам попугаи-пираты. (Слайд 3) - Чтобы собрать карту старого пирата, мы должны выполнить все задания урока. Вот вам первое задание. 3.Уточнение связи звука и буквы. (Слайд 4-5) - Назовите первый и последний звук в слове ПИРАТ. - Дайте характеристику звуку |п,|. Какая строчная буква обозначает этот звук? -Дайте характеристику звуку |т|. Какая строчная буква обозначает этот звук? - Какие буквы сегодня будем различать? Запишите тему урока. А). Зрительный гнозис букв. (Слайд 6-7) • Сравнение букв п - т по начертанию. Из каких элементов состоит каждая буква? Какие элементы одинаковые? Каким элементом отличаются? • Произнесение и письмо букв в воздухе ручкой. • Написание букв на песке. Игра «Кто самый внимательный?» • Обвести буквы по контуру. «Корабль на волнах». • Условное обозначение букв. - Молодцы! Вы справились с заданием. Получите первый фрагмент карты. II. Основная часть. (Слайд 8-9) 1) Дифференциация букв п-т на уровне слова. - Чтобы найти клад, нам придется постараться и преодолеть различные препятствия. Учащиеся разгадывают ребусы, пиктограммы слов: остров, мост, пистолет, пальма, парус, песок, канат.; записывают их в тетрадь, выделяют буквы п – т по заданию. Какой частью речи являются эти слова? Докажите. Какое слово здесь лишнее? - Молодцы, выполнили и второе задание. Вот вам второй кусок карты. 3) Динамическая пауза. (Слайд 10) ( Может выполняться на массажных ковриках под музыку.) Игра «Море волнуется». Каждый из детей получает эмблему с изображением обитателя моря. По сигналу: «Морская фигура на месте замри!» они должны максимально точно показать: рыбу, морского конька, морскую звезду, черепаху. 4) Зрительная гимнастика под музыку. (Слайд 11) - Плыли мы, плыли, но вдруг на море начался шторм. Чтобы закрепится, нам нужно бросить якорь. Посмотрите внимательно на канаты, якорь на том канате, на котором нет узла. 5) Дифференциация букв п-т на уровне предложения. (Слайд 12-13) - Когда то давно после такого шторма произошло кораблекрушение, на берег выбросило много различных предметов (предметы в контейнере с водой), но лишь в одном из них хранится ценная информация. Попугай дает нам подсказку-шифр. - Используя слоговую таблицу, расшифруй название данного предмета.(Бутылка) - Верно. В этой бутылке хитрый пират спрятал указания, где зарыт клад. Нам нужно потрудиться и разгадать его послания. Каждый ученик получает записку с зашифрованным предложением. (Дифференцированное по сложности задание) А) Составить предложение, распутав паутинку. Б) Составить предложение по координатам слов В) Составить предложение по подсказке-цвету Г) Составить предложение по подсказке-рисунку. - Подчеркните в предложениях главные члены*. - Вы получаете третью часть карты. 6) Дифференциация букв п-т на уровне текста. (Слайд 14-15) - Чтобы добраться до клада, нам необходимо из ваших предложений составить текст. Попугай вспомнил подсказку. - Вы догадались, в каком порядке следуют предложения? -У кого первое предложение? Прочитайте его. И т.д. А) Пиратский корабль на остров плывет. Б) На острове старая пальма растет. В) Под пальмой письмо пират написал. Г) Пират попугай то письмо передал. - Попугай передает нам письмо Старого пирата. Но пират был неграмотный, он допустил в письме ошибки. Исправьте их. Плывипе на спров. Под тальмой разведите коспёр. Опложите от тальмы при камня по спрелке костра. - Вот вам четвертый фрагмент карты. Ура! Мы собрали карту. Используем письмо пирата, найдем клад. 7) Развитие высших психических функций. Перед учениками появляется контейнер с песком, расположение всех объектов на песке соответствует плану на карте. Зажигается светильник «Пламя» (1-3 сек.), дети запоминают направление стрелки. Поиски клада. - Перед нами три сундука, но, ни одного ключа. Пират приготовил последнее испытание – «Морской бой». Сыграем. (Графический диктант) - Какой сундук открыть? Как вы считаете? Проверим удачу? Наш сундук первый. А в нем монеты. Но что это за клад, сложите монеты согласно их достоинствам. Какое слово получилось? (Слайд 16-18) III. Подведение итогов урока. Оценка деятельности учащихся. Организованное окончание урока. - Правильно. На любом занятии вы находите ценный клад – знания, которые всегда останутся с вами и помогут в трудную минуту. Что нового вы узнали сегодня на занятии? Какие звуки и буквы мы сравнивали? Спасибо за работу. Вы все сегодня молодцы. И вы получаете удостоверение настоящего пирата. Таким образом, одновременное использование в рамках одного занятия нескольких нетрадиционных методов терапии, здоровьесберегающих, информационных технологий значительно повышает эффективность коррекционно-логопедической работы. В процессе такого сочетания ребенок исподволь постепенно овладевает необходимыми речевыми навыками и умениями. Помощь ребёнку может быть по настоящему действенной, когда мы верим в ценность его личности, как бы она ни была своенравна, принимаем ребёнка таким, какой он есть, и делаем всё зависящее от нас, чтобы способствовать его развитию. Литература 1.Коробченко Т.В., Розовой Ю.Е. Здоровьесберегающие методы в работе с детьми с речевыми нарушениями. Реализация идей «Новой школы» в работе с детьми с речевыми нарушениями/Под. Ред. Н.Н. Яковлевой , Е.А. Петровой – СПб АППО, 2010г. – 255 с. (259-262) 2. Зинкевич – Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. / Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.- СПб.,1998. 3. Белорукова В. Н. Использование приёмов сказкотерапии на логопедических занятиях. Материалы VII Международной научной конференции. – 2011. 4. Методы активного обучения. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. | |
Просмотров: 3375 | |
Всего комментариев: 0 | |