Суббота, 10.12.2016, 02:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Педагогическая деятельность в коррекционных ОУ » Дополнительное образование детей

Активные методы при определении образовательных результатов

В дополнительном образовании детей, как известно, образовательный результат – это прежде всего умение применять знания на практике, наличие позитивного отношения к творчеству, общий уровень развития личности, адаптированность к жизни в социуме, толерантность, сформированность личностной позиции, опирающейся на общечеловеческие ценности.

Эти показатели - главные ориентиры педагога при определении результативности образовательного процесса.

Но именно здесь мы сталкиваемся с определенными трудностями. Если при отслеживании результатов на уровне знаний и умений легко разработать четкие стандарты и выработать однозначную шкалу оценок, то при отслеживании результатов развития и сформированности ценностного отношения вопрос о критериях и показателях довольно сложен. Процесс этот во многом субъективный, зависит от содержания и целей образовательного процесса, а также от квалификации и личности педагога, к тому же «представления педагогов о ценностной значимости личностных проявлений всегда субъективны, то и понятие о результативности воспитательной деятельности также несет в себе субъективную окраску» [1].

Еще один важный момент при определении образовательных результатов – это позиции участников процесса. И здесь опять возникает некоторая проблема. Зачастую мониторинг образовательных результатов в большей своей части решает задачи педагога. Он необходим, чтобы оценить процесс реализации целей и задач образовательной программы. Позиция ребенка в этом случае зачастую остается пассивной (ребенок – объект процесса).

Но в определении результатов развития, социализации и воспитания нельзя обойтись без сотрудничества, содействия педагога и ребенка. Поэтому в этом случае позиция ребенка должна быть активной (ребенок – субъект процесса).

И в этом на помощь педагогу приходят активные методы, которые строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы и характеризуются высоким уровнем активности учащихся.

Деятельностная, активная позиция обучающихся и творческий подход педагога делают процесс отслеживания образовательных результатов и увлекательной игрой, и развитием способностей к саморефлексии, и хорошим поводом для взаимодействия, диалога, позитивного общения между ними.

 «Детская самооценка образовательного результата не только основной показатель его качества, но и способ стимулирования ребенка к более высоким результатам, а также способ формирования аналитических способностей, адекватной самооценки, способности к рефлексии» [2].

Подобрать и выработать систему активных методов, которые будут служить, прежде всего, инструментом для самоанализа и самооценки обучающихся, педагог может самостоятельно, исходя из задач своей образовательной программы.

Приведем несколько примеров использования активных методов при определении образовательных результатов из опыта работы объединения «Журналистика» учреждения дополнительного образования детей.

Главным коллективным творческим делом в объединении и результатом обучения является выпускаемая детская газета.

Поскольку это продукт коллективной деятельности, то важно отметить личное участие каждого в обеспечении общего успеха. Коллективный анализ творческого дела проводится в форме экспресс-диагностики: «Мое участие в выпуске N-ого номера газеты полезно на ____ %». Каждый определяет свой процент участия при общем обсуждении и оформляет это графически.  Такие графики составляются по результатам каждого выпуска, а в конце года оформляются в своеобразный коллективный «Рейтинг эффективности».

Эта форма наглядна, не требует большого количества времени и проходит очень активно. В то же время решаются задачи развития навыков самоанализа, осознания персональной ответственности и значимости своей роли в коллективе, стимулирование творческой активности.

Деловая игра «Читатель спрашивает» сочетает в себе мыслительную, исследовательскую и практическую деятельность обучающихся. Участникам раздаются подготовленные карточки с заданиями. Задания состоят из трех вопросов, каждый из которых начинается словами «Читатель спрашивает…».

Вопросы касаются всех сфер жизни человека: либо необходимо: найти толкование неизвестного слова или выяснить, действителен ли определенный факт, объяснить происхождение крылатого выражения, разъяснить, в чем особенности той или иной страны, «найти» географические объекты или виды растений, животных и т.д.

Пример вопросов на одной карточке. Читатель спрашивает, в самом ли деле, в Санкт-Петербурге есть остров Грязный? Читатель просит объяснить, что такого особенного было в древнем японском театре? Читатель интересуется, из какого кинофильма выражение «Если нельзя, но очень хочется, то можно»?

Ребятам необходимо за определенное время найти ответы на эти вопросы, пользуясь различными справочными изданиями, интернетом и т.п. Результаты же своих поисков они должны оформить в виде небольших сообщений. Завершается игра коллективной работой по оформлению специального «выпуска» газеты для любознательных читателей и обсуждением.

С помощью активных методов можно успешно отслеживать результаты развития познавательной деятельности обучающихся и умения грамотно и доступно излагать результаты интеллектуального труда.

С этой целью довольно часто проводится «Турнир кроссвордистов». Малым группам обучающихся дается определенная тема кроссворда или сетка кроссворда, или набор терминов. Необходимо за определенное время составить кроссворд для другой группы.

Чем быстрее противоположная группа отгадает предложенный ей кроссворд, тем удачнее даны все определения.

Очень важно при определении результатов задействовать эмоциональную сторону личности ребенка, чтобы понять и оценить степень включенности его в процесс обучения, мотивы его прихода в объединение и нахождение в нем, а также выявить связи внутри коллектива. Активные методы в полной мере дают эту возможность.

Приведем примеры таких методик.

Методика «Мы в путешествии» создает для ребенка ситуацию выбора. Каждому индивидуально предлагается ранжировать каюты с определенными социальными ценностями (каюта с другом, каюта, где можно изобретать, каюта, где можно общаться, капитанский мостик и т.д.). Такая форма помогает ребенку самостоятельно осознать мотивы посещения объединения, сформулировать для себя свои приоритеты, а педагогу еще и диагностировать психологический климат в коллективе (процент совпадений выборов, частота выбора каюты с другом и т.д.).

Проводя данную методику несколько раз в год можно проследить динамику изменения мотивов, настроений обучающегося и проанализировать факторы их определяющие.

Развитию способности к самоанализу и умению анализировать жизненную ситуацию способствует методика «Определи свою высоту». Она может использоваться как форма окончания занятия в группах первого года обучения. Свою работу в этот день предлагается определить по четырем «высотам» – «Я – Super», «Я – Молодец», «Тише едешь – дальше будешь», «Отдыхаю я». 

В конце месяца по фиксированным результатам каждый составляет график своей работы, который затем демонстрируется группе и коллективно обсуждается. Такой анализ этой своеобразной «самоаттестации» может иметь большой эффект.

Другая творческая и рефлексивная форма – анкета «Я и мы», в которой используется методика незаконченных предложений. Например, «Наше объединение – это…», «У нас не принято,.. но зато мы любим… и ценим…», «Мы гордимся… и огорчаемся, когда…», «Мне нравится, когда мы на занятиях,.. и не очень люблю, когда…», «Как хорошо, что у нас занимаются…», «А еще я хочу, чтобы мы все вместе… и могу для этого сделать…» и т.д.

После заполнения анкет проводится своеобразный круглый стол, где каждый объясняет свою позицию, выслушивает мнения других и может задавать уточняющие вопросы.

Подобная характеристика своего объединения каждым ребенком, а затем совместное обсуждение позволяют выявить коллективные и личностные ценности и интересы, стимулирует выработку этих ценностей, создают определенный психологический и творческий настрой в объединении. И поскольку эта форма довольно гибкая и может быть наполнена любым содержанием, то с ее помощью можно решать многие задачи.

Естественно, выбор методик определения результатов, в которых обучающиеся находятся в активной позиции, должен определяться спецификой детского объединения, возрастом детей и задачами образовательного процесса.

Конечно, такая работа требует от педагога постоянного поиска вариантов, которые окажутся действенными для каждого конкретного ребенка или объединения. Использование активных методов значительно облегчает педагогу эту работу. Опираясь в этом процессе на участие ребенка, педагог избегает опасности сделать отслеживание результатов самоцелью. Наоборот, если рассматривать процесс отслеживания результатов, как процесс управления качеством образования, то он органично вписывается в структуру образовательного процесса. А это позволяет сделать   обучение и воспитание интересным и детям, и педагогу, а в конечном итоге, более эффективным.

 

Литература:

  1. Титова Е.В. Результативность воспитания школьников (постановка проблемы и подход) // Проблема результата и качества деятельности учреждений дополнительного образования детей. - Ярославль, 1997, с. 28.
  2. Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-методический аспект). В 2-х ч. - Ярославль, 2000, II ч., с. 6.


Источник: https://yadi.sk/i/Kt4GQVeVcDaXx
Категория: Дополнительное образование детей | Добавил: bobrovnitskaya (22.10.2014) | Автор: Бобровницкая Виктория Юрьевна E
Просмотров: 429 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 1
0
1  
Виктория Юрьевна, ваша статья допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]