Среда, 16.01.2019, 07:24
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Урок информатики и ИКТ в 5 классе по теме «Информация – Компьютер – Информатика»
Тема урока: Информация – Компьютер – Информатика
Цель урока:
Заинтересовать учащихся содержанием нового предмета посредством демонстрации важности понятия «информация» в жизни человека.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать культуру взаимодействия в группах.
Оснащение урока:
Персональные компьютеры базовой комплектации; мультимедийный проектор; слайдовая презентация (Приложение 1: pril_1.ppt); раздаточный материал, дублирующий слайды 3-6 (Приложение 2: pril_2.doc); раздаточный и разрезной материал «Виды информации по форме представления» (Приложение 3: pril_3.doc); метки с надписями устройств компьютера (Приложение 4: pril_4.doc); раздаточный и разрезной материал «Правила техники безопасности» (Приложение 5: pril_5.doc); задания для организации этапа проработки содержания темы (Приложение 6: pril_6.doc); фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп.

ХОД УРОКА


I. Инициация. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Что где расположено»
Цель: Знакомство с кабинетом информатики.
Участники: Все ученики.
Проведение: УЧИТЕЛЬ:
- Здравствуйте! Мы собрались в новом для вас кабинете: кабинете информатики. Повернитесь, кто сидит справа направо, кто слева – налево. За полминуты внимательно рассмотрите все, что попадает в ваше поле зрения. Повернитесь друг к другу лицом и поделитесь тем, что запомнили.

II. Вхождение в тему. Время проведения – 4 минуты.
Метод «Потерянное слово»
Цель: Выявить ключевое слово темы урока.
Участники: Все ученики.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - На экране вы видите три выражения. В каждом из них потеряно одно и то же слово. Давайте его найдем. (Приложение 1. Слайд 1)
УЧЕНИКИ читают выражения, подбирают подходящее слово, в конечном итоге приходят к выводу, что потеряно слово ИНФОРМАЦИЯ.
УЧИТЕЛЬ: - Каждый день вы узнаете что-то, чего не знали раньше, получаете сведения, которые помогают принять правильное решение. Например, прежде чем выйти на улицу вы непременно интересуетесь, какая погода. И, получив необходимую информацию, вы соответственно одеваетесь.

III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 2 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы с вами обсудим тему «Информация – Компьютер – Информатика». (Приложение 1. Слайд 2) Мы уже несколько раз употребили слово «информация». Кто может объяснить значение этого понятия?

IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 16 минут.
УЧИТЕЛЬ: - Информация – это знания, получаемые вами от учителя в школе, это сведения, которые вы черпаете из книг, телепередач, это новости, которые вы слышите по радио или от людей, с которыми общаетесь.
В ходе повседневной жизни каждый из нас получает (воспринимает) самую разнообразную информацию.
Первичную информацию об окружающем мире – о температуре, цвете, запахе, вкусовых качествах, физических свойствах предметов – люди и другие живые существа получают через органы зрения, слуха, вкуса, осязания, обоняния, через вестибулярный аппарат и нервную систему.
Но можем ли мы полностью доверять своим органам чувств? Больше всего информации мы получаем с помощью зрения. Взгляните на рисунки. (Приложение 1. Слайды 3-9)
УЧИТЕЛЬ: - Для получения более точной информации в дополнение к органам чувств человек издавна использует различные устройства и приборы. Перечислите их. (Линейка, транспортир, термометр, барометр, весы, компас, телескоп, микроскоп и др.) А теперь уточните ваши ответы, по некоторым изображениям, используя линейку. (Приложение 2)
Полученную информацию человек может представить в виде записей, изображений, звуков и так далее, то есть представить в различной форме.
Метод «Соотнесение»
Участники: Все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Предварительная подготовка: В отдалении друг от друга подготавливаются места (столы) для обсуждения.
Материалы: Приложение 3.
Проведение:
УЧЕНИКИ делятся на три равных по возможностям группы. Необходимо соотнести виды информации по форме представления.
Обсуждение, анализ результатов выполненных заданий.
УЧИТЕЛЬ: - С давних времён люди всегда стремились облегчить свой труд. Они придумали подъемный кран, автомобиль, самолет и множество других машин, механизмов и приспособлений, усиливающих их физические возможности.
В ХХ веке были созданы компьютеры. Они облегчают умственный труд человека, усиливают его интеллектуальные способности, помогают справиться с гигантскими объемами информации. Сегодня компьютеры – обычное явление в учреждениях, банках, магазинах, больницах и наших домах.
С помощью компьютера человек не только выполняет математические расчеты, управляет сложным оборудованием, но может рисовать, слушать мелодии, смотреть мультфильмы и делать многое другое.
Метод «Соотнесение»
Участники: Все ученики.
Время проведения: 2 минуты.
Предварительная подготовка: В отдалении друг от друга за каждой группой закрепляются персональные компьютеры базовой комплектации.
Материалы: Надписи-метки устройств компьютера. (Приложение 4)
Проведение:
УЧЕНИКИ в составе тех же групп. Необходимо разместить надписи на соответствующие устройства.
Обсуждение соответствия устройств и надписей.
УЧИТЕЛЬ: - Информацию, представленную в форме, пригодной для хранения, передачи и обработки компьютером, называют данными. Например: тексты, числа, картинки, видеофрагменты, звуковые фрагменты и т.д.
Изучением всевозможных способов передачи, хранения и обработки информации с помощью компьютера занимается наука информатика.
Чтобы работать в компьютерном классе, необходимо знать правила техники безопасности. Познакомимся с ними.
Метод «Соотнесение»
Участники: Все ученики.
Время проведения: 4 минуты.
Предварительная подготовка: В отдалении друг от друга подготавливаются места (столы) для обсуждения.
Материалы: Приложение 5.
Проведение:
УЧЕНИКИ в составе тех же групп. Необходимо соотнести правила техники безопасности с запрещающими знаками.
Обсуждение, анализ результатов выполненных заданий. (Приложение 1. Слайды 10-19)

V. Разминка. Время проведения – 5 минут.
Метод «Пойми нас»
Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся.
Проведение:
УЧЕНИКИ разбиваются на группы по 3 человека. Два ученика коротко обговаривают действия, которые будут предложены выполнить третьему участнику. Используя язык жестов, «сговорившиеся» объясняют, что необходимо сделать. Меняются ролями по очереди.

VI. Проработка содержания темы. Время проведения – 10 минут.
Выполненных заданий. (Приложение 6)

VII. Подведение итогов. Время проведения – 4 минуты.
УЧИТЕЛЬ: - Какое понятие при изучении информатики и ИКТ является ключевым?
Метод «Цветок»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.
Участники: все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп..
Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы. Разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал мало, синий – средний вклад, зеленый – сделал достаточно, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы.
По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу.
Делаются выводы о работе учеников и групп на уроке.

VIII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута.
§1.1, 2.2, ответить на вопросы к параграфам. (Приложение 1. Слайд 20)

Литература:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....>
Категория: Информатика | Добавил: boris (10.09.2012) | Автор: Затынайченко Борис Дмитриевич E W
Просмотров: 1642 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]