Понедельник, 21.01.2019, 07:14
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Урок информатики и ИКТ в 5 классе по теме «Действия с информацией. Хранение информации»
Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации
Цель урока:
Определить действия, производимые с информацией.
Развивать коммуникативные навыки.
Воспитывать культуру взаимодействия в группах.
Оснащение урока:
мультимедийный проектор; основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного; слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1: pril_1.ppt); разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2: pril_2.doc); таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3: pril_3.doc); разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4: pril_4.doc); фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп.

ХОД УРОКА


I. Инициация. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Цветное настроение»
Цель: Контроль эмоционального фона класса.
Материалы: основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Я рад приветствовать вас на уроке. У меня хорошее настроение и хотелось, чтобы и вы поделились своим. Выберите из имеющихся лепестков лепестки того цвета, который больше всего отражает ваше настроение и вставьте его в основу цветка.
УЧЕНИКИ выбирают лепестки и вставляют в основу.
УЧИТЕЛЬ фиксирует эмоциональный фон класса.

II. Вхождение в тему. Время проведения – 6 минут.
УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ проводят анализ проверочной работы предыдущего урока.
УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы вернемся к понятию «информация». Тема нашего урока «Действия с информацией. Хранение информации».

III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты.
Метод «Полилог»
Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока.
Участники: Все ученики.
Проведение:
УЧИТЕЛЬ: - Скажите, знаете ли вы, как жили наши предки?
УЧЕНИКИ: - Да.
УЧИТЕЛЬ: - А откуда вы об этом узнали?
УЧЕНИКИ: - Из уроков истории, из учебников.
УЧИТЕЛЬ: - А откуда узнали, как жили наши предки, те люди, которые создали эти учебники?
УЧЕНИКИ: - Из древних рукописей, рисунков, раскопок.
В результате полилога устанавливается важность таких действий с информацией, как получение и хранение.

IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 9 минут.
УЧИТЕЛЬ: - Есть еще не менее важные действия с информацией.
Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию.
Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку.
Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку – всё это примеры обработки информации.
Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства.
Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, обработкой и хранением информации.
Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной.
Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров.
Изобретённая в 1839 году фотография позволила со¬хранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён.
В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее).
Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот.
В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации.
Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию.
Метод «Комментирование»
Цель: Развивать коммуникативные навыки.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 4 минуты.
Материалы: слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1).
Проведение:
УЧЕНИКИ комментируют слайды презентации. Обсуждение.

V. Проработка содержания темы. Время проведения – 15 минут.
Метод «Блицтурнир»
Цель: Закрепить изученный материал. Развивать навыки коммуникаций в группе.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 8 минут.
Материалы: разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2).
Проведение:
УЧЕНИКИ делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются разрезные материалы с примерами действий с информацией.
Каждая группа выбирает капитана. Капитаны команд вытаскивают, не глядя, метку действия с информацией. По очереди капитаны команд демонстрируют доставшуюся метку другим командам, участники которых, посоветовавшись, выбирают и показывают подходящие примеры. Участники группы, предъявившие метку, судят о правильности выбора примеров. Во время обсуждения устанавливается истина.
УЧИТЕЛЬ направляет обсуждение в русло обоснования выборов.
Метод «Найди свое место»
Цель: Закрепить изученный материал.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 4 минуты.
Материалы: таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3).
Проведение:
В отдалении друг от друга на столах устанавливаются таблички с метками. На отдельном столе смешаны примеры с действиями по хранению информации на карточках. Ученики, не глядя, выбирают карточки и собираются вокруг метки, которой соответствует пример.
Проверяется правильность выбора учеников и анализируются ошибки общим обсуждением.
Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются.

VI. Разминка. Время проведения – 4 минуты.
Метод «Найди пару»
Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся.
Участники: Все ученики.
Время проведения: 4 минуты.
Материалы: разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4).
Проведение:
На отдельном столе смешаны карточки с изображениями объектов и их названиями. Ученики, не глядя, выбирают карточки, образуют круг и демонстрируют их остальным участникам. Задача – найти пары соответствия изображения и названия, взявшись за руки. Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются.

VII. Подведение итогов. Время проведения – 4 минуты.
Метод «Цветок»
Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом.
Участники: все ученики.
Время проведения: 3 минуты.
Необходимые материалы: фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп..
Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы. Разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал мало, синий – средний вклад, зеленый – сделал достаточно, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы.
По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу.
Делаются выводы о работе учеников и групп на уроке. Выставляются оценки.

VIII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута.
§§1.2, 1.3, ответить на вопросы к параграфам.

Литература:
1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.

Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html
Категория: Информатика | Добавил: boris (30.09.2012) | Автор: Затынайченко Борис Дмитриевич E W
Просмотров: 3440 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]