Главная » Статьи » Информатика » Информатика |
Урок информатики и ИКТ в 5 классе по теме «Действия с информацией. Хранение информации»
Тема урока: Действия с информацией. Хранение информации Цель урока: Определить действия, производимые с информацией. Развивать коммуникативные навыки. Воспитывать культуру взаимодействия в группах. Оснащение урока: мультимедийный проектор; основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного; слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1: pril_1.ppt); разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2: pril_2.doc); таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3: pril_3.doc); разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4: pril_4.doc); фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп. ХОД УРОКА I. Инициация. Время проведения – 3 минуты. Метод «Цветное настроение» Цель: Контроль эмоционального фона класса. Материалы: основа цветка, набор лепестков-конусов пяти цветов: красного, желтого, синего, зеленого и черного. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Я рад приветствовать вас на уроке. У меня хорошее настроение и хотелось, чтобы и вы поделились своим. Выберите из имеющихся лепестков лепестки того цвета, который больше всего отражает ваше настроение и вставьте его в основу цветка. УЧЕНИКИ выбирают лепестки и вставляют в основу. УЧИТЕЛЬ фиксирует эмоциональный фон класса. II. Вхождение в тему. Время проведения – 6 минут. УЧИТЕЛЬ и УЧЕНИКИ проводят анализ проверочной работы предыдущего урока. УЧИТЕЛЬ: - Сегодня мы вернемся к понятию «информация». Тема нашего урока «Действия с информацией. Хранение информации». III. Формирование ожиданий учеников. Время проведения – 3 минуты. Метод «Полилог» Цель: Заинтересовать учащихся содержанием темы урока. Участники: Все ученики. Проведение: УЧИТЕЛЬ: - Скажите, знаете ли вы, как жили наши предки? УЧЕНИКИ: - Да. УЧИТЕЛЬ: - А откуда вы об этом узнали? УЧЕНИКИ: - Из уроков истории, из учебников. УЧИТЕЛЬ: - А откуда узнали, как жили наши предки, те люди, которые создали эти учебники? УЧЕНИКИ: - Из древних рукописей, рисунков, раскопок. В результате полилога устанавливается важность таких действий с информацией, как получение и хранение. IV. Интерактивная лекция. Время проведения – 9 минут. УЧИТЕЛЬ: - Есть еще не менее важные действия с информацией. Когда вы слушаете объяснение учителя, читаете книгу, изучаете схему метро, смотрите кинофильм, посещаете музеи и выставки, вы получаете информацию. Важную для себя информацию человек старается запомнить, а если не надеется на свою память, то и записать, например, в записную книжку. Люди обдумывают полученную информацию, делают определённые выводы, другими словами, обрабатывают информацию. Поиск нужного слова в словаре, перевод текста с иностранного языка на русский, заполнение календаря погоды, раскрашивание контурных карт, вставка пропущенных букв в упражнении по русскому языку – всё это примеры обработки информации. Потребность человека выразить, передать имеющуюся у него информацию привела к появлению речи, письменности, изобразительного и музыкального искусства. Человек постоянно совершает действия, связанные с получением и передачей, обработкой и хранением информации. Каждый человек хранит определённую информацию в собственной памяти — «в уме». Вы помните свой домашний адрес, имена, адреса и телефоны близких родственников и друзей. В вашей памяти хранятся таблицы сложения и умножения, основные орфограммы и другие знания, полученные в школе. Собственную (внутреннюю) память человека можно назвать оперативной, потому что содержащаяся в ней информация воспроизводится достаточно быстро. Но так уж устроен человек, что он не может долго хранить большие объёмы информации в собственной памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, информация очень быстро забывается. Чтобы избежать этого, мы используем записные книжки, справочники, энциклопедии и другие внешние хранилища информации – внешнюю память. Эту память можно назвать долговременной. Существует память отдельного человека и память человечества. Память человечества, в отличие от памяти отдельного человека, содержит все знания, которые накопили люди за время своего существования и которыми могут воспользоваться ныне живущие люди. Эти знания представлены в книгах, запечатлены в живописных полотнах, скульптурах и архитектурных произведениях великих мастеров. Изобретённая в 1839 году фотография позволила со¬хранить для потомков лица людей, пейзажи, явления природы и другие зримые свидетельства прошедших времён. В 1895 году в Париже был продемонстрирован первый в мире кинофильм. С той поры человечество получило возможность сохранять образы, воплощённые в движении (танец, жесты, пантомима и так далее). Человек научился хранить и звуковую информацию. Вначале её сохранение обеспечивалось передачей «из уст в уста» (например, напевами), позднее – с помощью записи нот. В середине прошлого столетия в Японии было налажено производство магнитофонов. До сих пор магнитофоны широко применяются для записи и воспроизведения звуковой информации. Современный компьютер может хранить в своей памяти различные виды информации: текстовую, графическую, числовую, звуковую и видеоинформацию. Метод «Комментирование» Цель: Развивать коммуникативные навыки. Участники: Все ученики. Время проведения: 4 минуты. Материалы: слайдовая презентация «Хранение информации» (Приложение 1). Проведение: УЧЕНИКИ комментируют слайды презентации. Обсуждение. V. Проработка содержания темы. Время проведения – 15 минут. Метод «Блицтурнир» Цель: Закрепить изученный материал. Развивать навыки коммуникаций в группе. Участники: Все ученики. Время проведения: 8 минут. Материалы: разрезной материал с действиями с информацией и примерами (Приложение 2). Проведение: УЧЕНИКИ делятся на три равных по возможностям группы. В отдалении друг от друга подготавливаются площадки для обсуждения (столы) на которые выкладываются разрезные материалы с примерами действий с информацией. Каждая группа выбирает капитана. Капитаны команд вытаскивают, не глядя, метку действия с информацией. По очереди капитаны команд демонстрируют доставшуюся метку другим командам, участники которых, посоветовавшись, выбирают и показывают подходящие примеры. Участники группы, предъявившие метку, судят о правильности выбора примеров. Во время обсуждения устанавливается истина. УЧИТЕЛЬ направляет обсуждение в русло обоснования выборов. Метод «Найди свое место» Цель: Закрепить изученный материал. Участники: Все ученики. Время проведения: 4 минуты. Материалы: таблички с метками: «Оперативная память» и «Долговременная память», примеры с действиями по хранению информации (Приложение 3). Проведение: В отдалении друг от друга на столах устанавливаются таблички с метками. На отдельном столе смешаны примеры с действиями по хранению информации на карточках. Ученики, не глядя, выбирают карточки и собираются вокруг метки, которой соответствует пример. Проверяется правильность выбора учеников и анализируются ошибки общим обсуждением. Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются. VI. Разминка. Время проведения – 4 минуты. Метод «Найди пару» Цель: Стабилизировать эмоциональный фон учащихся. Участники: Все ученики. Время проведения: 4 минуты. Материалы: разрезной материал с изображением объектов и их названиями (Приложение 4). Проведение: На отдельном столе смешаны карточки с изображениями объектов и их названиями. Ученики, не глядя, выбирают карточки, образуют круг и демонстрируют их остальным участникам. Задача – найти пары соответствия изображения и названия, взявшись за руки. Выполняется несколько раз. Перед каждым проведением карточки собираются у всех участников и перемешиваются. VII. Подведение итогов. Время проведения – 4 минуты. Метод «Цветок» Цель: Оценить собственный вклад в работу группы и группы в целом. Участники: все ученики. Время проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: фломастеры-маркеры: красный, синий, зеленый, листы А4 с изображенными по окружности номерами участников групп.. Проведение: Каждый ученик оценивает только участников своей группы. Разноцветными маркерами отражая свой вклад и вклад каждого из группы по принципу: красный – сделал мало, синий – средний вклад, зеленый – сделал достаточно, нанося штрих рядом с номером, соответствующим участнику группы. По окончании учитель создает контур лепестка вокруг каждого номера тем цветом, какого больше присутствует после оценки (если цветов одинаково – синим). Затем обводится контур цветка вокруг лепестков по тому же принципу. Делаются выводы о работе учеников и групп на уроке. Выставляются оценки. VIII. Домашнее задание. Время проведения – 1 минута. §§1.2, 1.3, ответить на вопросы к параграфам. Литература: 1. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ : учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. 2. Босова Л.Л. Информатика и ИКТ. 5-7 классы : методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. Приложение: http://amo.letitbit.net/downloa....ip.html | |
Просмотров: 3934 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |