Воскресенье, 04.12.2016, 15:12
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Урок "Файлы и файловые структуры"

Предмет

Информатика и ИКТ

Класс

7 класс

Тема

"Файлы и файловые структуры"

Автор урока

Пажильцева Ольга Петровна, учитель информатики

Образовательное учреждение

МАОУ Гимназия №2

Федеральный округ России

Россия

Республика/край 

Красноярский край

Город/поселение

г. Красноярск

Тип урока

«открытия» нового знания

Время реализации урока

45 мин

Краткая информация

Информатика изучается со 2 класса. В 6 классе изучалось понятие файл, имя файла, типы, действия. Учебник Информатика и ИКТ. 7 класс
Семакин И.Г. и др.

 

Цели урок

Деятельностная цель: создание условий для формирования понятий «полное имя файла», «иерархическая файловая структура», «логический диск», «путь к файлу».

Содержательная цель: формирование понятия «файловая структура» через умение объяснять понятия «файл», «имя файла», «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла».

Задачи:

Обучающие:

- актуализировать знания о понятии «файл», «имя файла», «тип файла», «действия над файлами»;

- познакомить учащихся с понятиями: «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;

- проверить первичное понимание понятий.

Развивающие:

- развивать коммуникативные умения учащихся, через работу в парах;

- развивать умение анализировать свою деятельность, через представление своей работы.

Воспитывающие:

- развивать информационную культуру посредством инструментальной среды http://wikiwall.ru/;

- воспитывать отношение к компьютеру, как инструменту информационной деятельности человека.

Планируемые результаты

Предметные:

- понимать понятия «логический диск», «иерархическая файловая структура», «каталог», «дерево», «путь к файлу», «полное имя файла»;  

- уметь объяснять понятия.

Личностные:

воспитание положительной мотивации к учению, формирование интереса к изучению информатики.

Метапредметные:

умение сравнивать, анализировать полученную информацию, находить необходимую информацию в источниках, формирование навыка монологической и диалогической речи.

УУД

Личностные УУД: 

развитие познавательных интересов и учебных мотивов; 

умение находить ответ на вопрос; формирование границ собственного знания и незнания;

формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия;

оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностно- моральный выбор.

Регулятивные УУД:

принятие и сохранение учебной задачи; 

внесение необходимых корректив; 

оценка правильности выполнения действия, внесение необходимых корректив;

контроль в форме сличения способов действия и его результата с заданным эталоном с   целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя.

 Коммуникативные УУД:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; 

формулирование собственного мнения; использование речи для регуляции своего действия;

владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка;

формулирование собственного мнения.

Познавательные УУД:

построение речевого высказывания;

поиск разнообразных способов решения задач;

анализ объектов с целью выделения признаков,

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

осуществление поиска необходимой информации;

выделение информации из текстов;

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Структура урока

Этапы урока      

Деятельность учителя

Деятельность  обучающихся

УУД

1.  Этап мотивации к учебной деятельности.

Цель: Создание ситуации включения в учебную деятельность

Создает ситуацию включения в учебную деятельность.

Проводит игру- активатор "4 картинки"[i]. Обучающимся необходимо отгадать слово (ключевое понятие урока) по картинкам. Всего 4 картинки, выигрывает тот, кто угадает слово за меньшее число картинок.

Загаданное слово «файл».

Это и есть первая часть нашей темы.

Учащиеся отгадывают слово сначала по первой картинке, если не удалось, то показывается вторая и т.д. до четвертой картинке.

Угадывают слово «файл».

Познавательные:

построение речевого высказывания; осуществление синтеза как составления целого из частей.

Коммуникативные:

понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной.

Личностные: развитие познавательных интересов.

2. Актуализация знаний

Цель:

- повторить основные сведения, необходимые для восприятия нового материала;

- зафиксировать затруднение, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний.

Это понятие нам знакомо?

Вспомним, что мы о нем знаем, поиграв в игру.

АМО "Замок и ключик"[ii]

Класс делится на 2 команды: «Замки» и «Ключи». Замки получают вопросы. Ключи получают ответы на эти вопросы.  Каждый замок должен найти свой ключ. Когда пары образовались, озвучивается вопрос и ответ. Остальные определяют правильность.

Да.

 

Разделились на команды. Каждый взял свою карточку и нашёл свою пару. Озвучивают вопрос и ответ.

 

Познавательные:

осуществление поиска необходимой информации;

самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

умение работать в парах;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Регулятивные: внесение необходимых корректив.

Личностные:

формирование границ собственного знания и незнания.

3. Открытие нового знания

 

АМО «Потерянное звено»

Следующие задание дается с недостаточной информацией для его выполнения, что побуждает учащихся задать вопросы и определить цель дальнейшей познавательной деятельности.

Задание: Откройте файл «Пропуски» и с помощью учебника заполните недостающую информацию.

Что нужно знать, чтобы найти файл на компьютере?

Это и есть вторая часть нашей темы – «Файловая структура».

Нужный файл лежит на диске Z:, в папке 7 класс, папка выпуск 11.

АМО «Выпуск новостей»

Итак, для выполнения работы класс делится на три группы, выполняем задание, сравнивает его с эталоном и делает информационный выпуск новостей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся начнут задавать вопросы: «А где взять файл?», «В какой папке он лежит?» и т.д.

 

- Диск и папку, в которой он лежит.

 

 

Группа №1: Логические диски

Группа №2: Файловая структура диска

Группа №3: Путь к файлу

 Читают, заполняют свою часть задания, самостоятельно проверяют свою работу по эталону и оформляют свою колонку новостей.

Познавательные:

использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач;

выделение информации из текстов;

самостоятельное создание способов решения поставленной задачи.

Коммуникативные:

умение работать в группах;

умение с кратко и точно выражать свои мысли.

Регулятивные:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений от него.

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

4. Эмоциональная разрядка

Цель: разрядить обстановку, снять физическое и умственное напряжение. Активизировать внимание для следующего этапа.

Игра «Руки-ноги»

условие игры объяснять очень кратко: «Один хлопок — команда рукам: их надо поднять или опустить; два хлопка — команда ногам: нужно встать или сесть», после чего пре­подаватель тут же подает сигналы. Моментальное включение учени­ков в упражнение заставляет их на ходу уяснять задание, используя сообразительность и находчивость. После нескольких команд все уже хорошо ориентируются в задании и с удовольствием его выполняют, едва успевая за быстрой сменой команд.

Слушают инструктаж и выполняют команды.

Личностные: формирование культуры предметно- преобразующей деятельности человека.

5. Первичное проверка понимания

 

Презентация полученных новостей. По результату работы оформляется газета знаний:

http://wikiwall.ru/wall/02cfeef74bfd61ae42639f103bd778f6

 

Каждая группа кратко рассказывает свою новость. Так как все новости свежи, то вносятся коррективы, задаются вопросы.

 

Познавательные:

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

 

 Коммуникативные:

контроль, коррекция, оценка действий партнера;

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. Регулятивные:

внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения ожидаемого результата действия и его реального продукта;

Личностные: умение оценивать свои действия, находить ответ на вопрос.

6. Домашнее задание, инструктаж

Цель:

- закрепление и применение полученных знаний,

- развитие творческих способностей.

- расширение и углубление изучаемого материала.

Учащимся предлагается задание на выбор.

-Дома сочинить историю из 5 предложений с понятиями: файл, тип файла, полное имя файла, путь к файлу, каталог, дерево и иерархическая структура. А в помощь вам параграф учебника и наша газета.

- Зачем жесткий диск делить на разделы?

Результаты своей домашней работы можно опубликовать в нашем выпуске газеты.

Учащиеся слушают, уточняют детали, фиксируют полученную информацию.

Познавательные:

самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

построение монологического высказывания.

Регулятивные:

принятие и сохранение учебной задачи.

Личностные:

развитие познавательных интересов и учебных мотивов

7. Подведение итогов

Цель: определение результатов работы, фиксирование успехов и затруднений у учащихся.

АМО «Ресторан»

На доске написан список фраз, с которых ученики начинают подведение итога урока.

Я съел бы еще этого…

Больше всего мне понравилось…

Я почти переварил…

Я переел…

Пожалуйста, добавьте…

Дома я попробую повторить…

 

Учащиеся анализируя свою работу на уроке. Высказываются о результатах начиная с любой предложенной фразы. Слушают своих одноклассников.

Познавательные:

построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные:

формулирование собственного мнения; понимание возможности различных позиций других людей.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результатам; адекватное восприятие оценки учителя

Личностные: формирование адекватной позитивной самооценки личности, самоуважения и самопринятия.

 

 

[i] Игра - активатор «4 картинки». Как только ученики отгадали слово нужно нажать на вопросительный знак, чтобы появилось слово «файл».

[ii] АМО «Замок и ключик». Если в группе учащиеся больше, то вопросы и ответы добавляются. Если число учащихся не четное, то включается учитель.

 



Источник: https://yadi.sk/d/h08BdpBNgitnF
Категория: Информатика | Добавил: Infa (19.05.2015) | Автор: Пажильцева Ольга Петровна E
Просмотров: 714 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Ольга Петровна, ваш материал допущен к участию в Конференции

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]