Воскресенье, 04.12.2016, 15:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «АЛГЕБРА ЛОГИКИ»

В настоящее время в образовательных учреждениях большое внимание уделяют интерактивным методам. Это объясняется тем, что в концепции модернизации российского образования на период до 2015 года к системе образования сформулированы социальные требования, заключающиеся в том, что современному обществу, двигающемуся вперед, нужны образованные, предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать важные решения, прогнозировать на будущее, люди, способные к взаимодействию, мобильные и ответственные.  Поэтому перед учебными заведениями и педагогами поставлена задача – сформировать у учеников соответствующие качества личности, отвечающие требованиям времени.

Вследствие этого, сегодня в учебном процессе особенно важно использование педагогических технологий, которые могли бы обеспечить активное развитие личности каждого учащегося. Педагоги могли бы создавать такие условия обучения, чтобы школьники активно стремились получать новые знания, которые в дальнейшем успешно могли бы применить на практике.

Использование интерактивных методов обучения в образовательном  процессе – это одно из важных направлений улучшения качества подготовки школьников в современной школе. Основные методические нововведения связаны сегодня с применением именно интерактивных методов обучения, в частности, на уроках информатики.

Учебный предмет информатика интересен большинству школьников, не зря многие выбирают для сдачи ЕГЭ именно этот предмет. В 2015 году был достаточно высокий минимальный балл для подтверждения прохождения экзамена и для поступления, по сравнению с остальными баллами по предметам, но выпускников это не испугало. Тема «Основы алгебры логики» в заданиях ЕГЭ не остается без внимания.

Молодые люди понимают, что в наше время успех каждого человека зависит от его интеллектуального развития, от того способен ли он четко мыслить, логически рассуждать, грамотно и понятно излагать свои мысли. Именно поэтому мы можем говорить, что развитие мышления является одной из самых главных задач в образовательном процессе. Задача же учителя на уроках информатики заключается не только в передаче учащимся знаний, но и в формировании высокого уровня логической культуры учащихся.

Именно изучение курса математической логики на уроках информатики помогает развивать логическое мышление.

Основное значение логики заключается в использовании ее методов для проведения и проверки рассуждений. Умение правильно рассуждать необходимо в любой человеческой деятельности.

Использование средств логики для уточнения языка в электронно-вычислительной технике – еще одно предназначение логики.

И наконец, третий аспект приложений логики условно можно назвать «техническим». Аппарат математической логики используется для анализа и синтеза переключательных схем, имеющих разнообразное применение в технике. Для того чтобы внедрить алгебру логики в образовательный процесс, можно использовать известные методы обучения.

Понятие «метода обучения» является достаточно сложным. Однако большинство авторов этот термин считают способом организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

В переводе с греческого, слово «метод» – это исследование, способ, путь к достижению цели. В процессе обучения метод выступает как упорядоченный способ сотрудничества учителя и учащихся, служащий для достижения определенных учебно-воспитательных целей. Отметим, что каждый метод обучения включает в себя обучающую работу учителя, например, на таких этапах урока как изложение и закрепление нового материала, а также включает организацию активной учебно-познавательной деятельности учащихся. С одной стороны, учитель сам объясняет материал, а с другой – стремится стимулировать учащихся получать знания самостоятельно. Учитель может не объяснять новый материал, лишь определить его тему, провести вступительную беседу, проинструктировать учащихся к предстоящей учебной деятельности, и предложить школьникам самим осмыслить и усвоить материал. Заметим, что и в этом сочетается обучающая работа учителя и организуемая активная учебно-познавательная деятельность учащихся.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод: под методами обучения следует понимать способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных учебных задач, направленных на получение новых знаний.

В зависимости от роли обучающегося в процессе обучения все методы условно можно разделить на три типа: активные, пассивные и интерактивные. Подробнее рассмотрим интерактивные методы.

В дословном переводе с английского интерактивные методы – это методы, позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая учителя. В ходе использования интерактивного обучения учителю важно опираться на личностный опыт учащихся, индивидуальные способности и потребности, на самоанализ и самостоятельность. Проверено, ученик чувствует себя свободнее и увереннее, когда организуется общение со сверстниками и педагогом. Особенность интерактивных методов такова: они ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с педагогом, но и друг с другом. Также немаловажное условие: в работу на уроке вовлекаются все школьники, несмотря на их уровень знаний, учащиеся могут думать, сопоставлять, сравнивать, задавать вопросы, рефлексировать. Такие методы соответствуют личностно-ориентированному подходу, так как они предполагают сообучение, причем, и обучающийся, и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора, лидера и создателя условий для инициативы учащихся. На рисунке 1 наглядно демонстрируется особенность взаимодействия участников образовательного процесса при использовании интерактивных методов обучения.

Рис. 1. Взаимодействие педагога и учащихся при использовании интерактивных методов обучения

 

Хочется отметить, что в основу интерактивных методов заложены самостоятельность учащихся в приобретении знаний и уровень их исследовательской деятельности, а также умение школьников соблюдать требования к поведению на интерактивном уроке. Вот эти требования:

  • выслушай спокойно мнение всех, не перебивая никого;
  • высказывайся конкретно по теме, убирай лишнюю информацию, говори понятно;
  • умей грамотно задавать вопросы оппонентам, избегай односложных вопросов и ответов;
  • критикуй идеи, а не людей;
  • помни, победа в споре – это возможность найти общее правильное решение;
  • говори корректно, не обижай товарища и не обижайся сам;
  • учись разбираться в своих чувствах и выражать свои ощущения.

Большинство интерактивных упражнений обращается к применению опыта самого ученика и его товарищей, причем не только учебному, но и жизненному. Часто творческие задания содержат не только один правильный ответ, в этом случае особенно важен сам процесс нахождения решения, который всегда основывается на опыте учащегося.

Как правило, интерактивные методы предполагают моделирование реальных жизненных ситуаций, ролевые (деловые) игры, коллективное решение проблем,  не приветствуется и такой момент, когда какой-нибудь ученик или какая-нибудь идея доминирует. Все это способствует формированию навыков и умений, выработку ценностных ориентиров, созданию доброжелательной атмосферы в классе, атмосферы сотрудничества и взаимодействия; также психологами был установлен такой факт, что при использовании на уроках интерактивных методов у учащихся увеличивается результативность работы памяти, наблюдается повышение точности восприятия, быстрее развиваются интеллектуальные и эмоциональные свойства личности, такие как – наблюдательность при восприятии; устойчивость внимания, умение его распределять; способность  к само- и взаимооценке, видеть мотивы, цели одноклассников.

В России использование интерактивных методов широко практиковалось, как не удивительно, уже  в 1920-х годах. Разработка этого метода присутствует в трудах В.Ф. Шаталова, В.А.. Сухомлинского, Ш.А. Амонашвили и многих других. Также отметим опыт американских педагогов. В последние десятилетия XX века ими проводились многочисленные научные исследования и эксперименты в области интерактивных методов, были разработаны подробные и детальные методические рекомендации для учителей. Все эти наработки способствуют активному использованию интерактивных методов в учебных заведениях.

Исследования, проведенные в 80-х годах Национальным тренинговым центром США показали, что интерактивные методы позволяют резко увеличить процент усвоения  материала. Результаты исследования были выражены в таблице, получившей в дальнейшем название  «Пирамида обучения» (рис. 2).


Рис. 2. «Пирамида обучения»

 

Заметим, пассивные методики, например, такие как лекция, чтение, когда школьники безынициативны, инертны, имеют наименьший процент качества усвоения нового материала. Наибольший процент показывают интерактивные методики, в частности, дискуссионные группы, практика через действие, обучение других или немедленное применение, что говорит о положительной динамике при использовании интерактивных методов в обучении школьников. В данном случае, уместно известное высказывание: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать – и я пойму».

Разнообразие и количество интерактивных методов в педагогике удивляет. Можно выделить методы, которые наиболее часто встречаются в литературе: работа в парах; ротационные (сменные) тройки; работа в малых группах; «мозговой штурм»; «миксер»; «карусель»; «аквариум»; синквейн; «дерево решений»; суд; ролевая (деловая) игра; дискуссия, дебаты; метод пресс; «займи позицию» и др.

В рамках урока интерактивные методы можно использовать как на каждом этапе урока, так и на одном из них. Не следует забывать и о возможностях информационных технологий для организации интерактивного обучения. Например, урок можно провести с использованием интерактивной доски, которая позволяет разнообразить урок, сделать его интересным и запоминающимся.

Проиллюстрируем применение интерактивных методов обучения при изучении темы «Алгебра логики» в 8 классе.

На уроке по теме «Построение таблиц истинности для логических выражений» мы предлагаем учащимся поработать с электронным образовательным ресурсом (рис. 3, рис. 4). Данный ресурс разработан для использования его на этапе актуализации знаний (раздел «Повторение») и на этапе первичного закрепления знаний (раздел «Закрепление»).

Рис. 3. Страница ЭОР с заданием 1 в разделе «Повторение»

 

Рис. 4. Страница ЭОР с заданием 3 в разделе «Закрепление»

 

На уроке по теме «Решение логических задач» можно предложить использовать интерактивный метод «Микрофон». Например, на этапе актуализации знаний учащимся предложить высказать свою точку зрения по поставленному вопросу («Логика – это...?», «В каком случае результатом операции логического умножения является истина?», «В каком случае результатом операции логического сложения является истина?», «В каком случае результатом операции логического отрицания является истина?», «Какие основные законы алгебры логики вам известны?», «Какова правильная последовательность выполнения законов алгебры логики?»). По классу нужно передавать предмет,  напоминающий микрофон. Каждый, кто получает такой «микрофон», должен четко и лаконично ответить на вопрос.

В заключении отметим, что интерактивные методы стремительно входят в нашу жизнь. Они помогают как педагогу, так и учащемуся максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать самостоятельным и успешным. У современного учителя, применяющего интерактивные методы в процессе обучения школьников, появляется возможность воспитать и укрепить коллектив учащихся через межличностное взаимодействие в процессе усвоения учебного материала, возможность развивать устойчивый познавательный интерес у учащихся на уроках, формировать ответственность и дисциплинированность. Методически правильная организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала через применение интерактивных методов может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом. Интерактивное творчество учителя и ученика безгранично. Важно только умело направить его для достижения поставленных учебных целей.



Источник: https://drive.google.com/file/d/0B2p_AWAE7-0CMmJGVXp0WW5RQ3c/view?usp=sharing
Категория: Информатика | Добавил: end (21.05.2016) | Автор: Дронова Екатерина Николаевна E
Просмотров: 139 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]