Пятница, 22.02.2019, 05:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Применение электронных таблиц в различных профессиональных областях
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»
2. Предмет в направлении информатика
3. Класс. 10
4. Автор/ы статьи Мусинова Татьяна Владимировна
5. Должность. Учитель информатики
6. Образовательное учреждение. МБОУ СОШ р.п. Ровное
7. Республика/край Саратовская область
8. Город/поселение. Р.п. Ровное

Тема: Применение электронных таблиц в различных профессиональных областях.
Тип урока: обобщение и практическое применение полученных знаний;
Форма проведения урока: беседа, практическая работа в группах (парах) и индивидуально, с элементами деловой игры;
Цели урока:
• Образовательная: практическое применение усвоенного материала; знание общих принципов работы табличного процессора MS Excel и умение составить ЭТ для решения конкретной задачи; приобретение навыков в составлении таблиц разного типа;
• Развивающая: развить навыки индивидуальной и групповой практической работы; способность логически рассуждать, делать выводы; умение выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать ее и оформить; умение применять знания для решения различного рода задач;
• Воспитательная: сформировать понятие о вычислениях в ЭТ как о наиболее важных в изучении информатики и широко применяемых на практике; воспитать творческий подход к работе, желание экспериментировать; профессионально ориентировать и готовить учащихся к трудовой деятельности.
Оборудование: ПК, мультимедиа (проектор, доска)
Ход урока:
1. Вступление
2. Новости. Удиви меня!
3. Объяснение материала. Беседа.
4. Техника безопасности.
5. Практическая работа
6. Защита

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.
Здравствуйте уважаемое жюри.
Меня зовут Мусинова Татьяна Владимировна.
Начнем наш урок «Электронные таблицы» под необычным девизом «История моей маленькой родины в истории страны».
Вопрос: А как вы думаете почему выбран именно такой девиз? Ответ:

Сегодня нам предстоит большая и серьёзная работа на уроке, мы обобщим большую тему «Электронные таблицы».
Ребята! Что вы ожидаете от данного урока?
У вас на парте лежат двухцветные карточки. Если вы приготовились к активной работе на уроке, настроились на хорошую работу на нашем занятии, то положите карточку синей стороной вверх, если вы не настроены на работу и думаете «Опять эти электронные таблицы!», то поверните конверт желтой стороной верх.

Я вам предлагаю разминку: Удиви меня!
Вопрос: Какие последние новинки на сегодняшний день появились в информационных технологиях?
Главный специалист Центр IT- технологий информирует:
изобретена электронная графическая бумага;
новая батарейка для телефона;
клавиатура для геймеров;
виртуальные симуляторы, можно заниматься спортом (играть в теннис, гольф) не выходя из дома.

Итак, наша основная тема Электронная таблица
Представьте, что вы эксперты и вам необходимо провести статистический анализ данных.
Вопрос: В каком случае лучше оценить информацию и почему?
Графическая информация усваивается лучше, благодаря наглядности.
Человек, часто работающий с числовой информацией, часто стоит перед выбором правильного и наглядного представления информации. И тогда хорошим помощником человека становятся электронные таблицы.

Вопрос: Из каких объектов состоит таблица? (ответ: Электронная таблица – это набор ячеек).
Вопрос: С помощью какого знака замораживается адрес ячейки?
Вопрос: Что позволяют хранить ЭТ? Ответ (Электронные таблицы позволяют хранить в табличном виде определенное количество исходных данных, результатов и связей между ними.)
Вопрос: Какую информацию мы можем внести в ячейку? Ответ: текстовая информация, либо числовые или какие-нибудь другие данные (например, дата или время), либо формула.
Вопрос: Какое программное обеспечение используется для ЭТ? ответ (табличные процессоры - прикладное программное обеспечение, предназначенное для обработки данных в табличном виде).
Вопрос: В нашем случае это будет..?(ответ: MS Excel.)
Вопрос: Какие еще табличные процессоры вы знаете (ответ:Calc).
Вопрос: Приведите пример где могут быть использованы электронные таблицы:
(ответ: применяются везде, где встречаются данные в виде таблиц и вычисления над данными, представленными в табличном виде. Это могут быть всевозможные отчёты, списки сотрудников, товаров, расчёты зарплат, налогов, стоимостей и тому подобное. В виде таблиц можно вести домашние расходы, успеваемость учеников, наблюдения за погодой, котировки валют, словари иностранных слов и так далее, и так далее.)
Вопрос: А в какой области, деятельности человека используются ЭТ?
Ответ: (наука, производство, бухгалтерия, торговля, конструкторы).
Мы можем сделать вывод: Круг применения ЭТ очень широк, и без них не обойтись современному специалисту.

В электронных таблицах предусмотрен также графический режим работы, который дает возможность графического представления числовой информации, содержащейся в таблице.
Вопрос: Для чего служат диаграммы и графики? Ответ: диаграммы и графики служат для визуализации изменений числовых данных. Excel.
Вопрос: Какой тип диаграмм вы знаете? Ответ: гистограммы, столбиков, пирамид, конусов, цилиндров и т.д. К любой диаграмме можно добавить пояснительный текст, заголовки.

Итак, мы оказались в компьютерном центре по обработке статистических данных
Ровенского района.
Вам, Зоя и Ирина, молодым специалистам предоставляется возможность поработать в отделе «Демографическая политика», Руслан - «Сельскохяйственный отдел» , Нелли и Светлана - «Отдел спорта и здоровья»
Руслан сегодня является также моим помощником.
Перед началом работы вспомним технику безопасности за компьютером.

1. Техника безопасности
Руки сухие?
Булок здесь нет?
Еду мы оставим сейчас на обед!
Учителя слушать и слышать прошу!
Давайте начнем же! К компьютеру вас подойти попрошу!

2. Практическая работа
Зоя и Ирина Ваша задача обработать данные по демографической ситуации с. Привольное.
Нелли и Светлана - обработать данные о количестве учащихся, занимающихся в школе различными видами спорта.
Руслан - обработать данные по затратам на посадку разных видов культур.
(включить музыку)

Результаты работы Вы представите на Информационном Совете по критериям, которые находятся у вас на столе.

Ребята если Вы устали сделайте гимнастику для глаз: посмотрите вдаль, затем на кончик носа.

Учитель: я вижу наши статисты хорошо поработали, обработка данных завершается
Защита:
Информационный Совет начинает свою работу.
Не забудьте оценить работу выступающего специалиста по критериям.
Предоставляется слово специалисту отдела «Демографическая политика»
1. Демография. Защита. Вывод – ученики 1 группы
Вопрос: Как вы думаете почему это произошло?
Сравним график рождаемости по Ровенскому району и с. Привольное.
Вопрос:
• Как вы думаете в связи с чем происходит рост населения?
• Что делает правительство для того чтобы способствовать естественному приросту населения? (материнский капитал, пособие на рождение, детское пособие)
Предоставляется слово специалисту отдела «Спорт и здоровье».
2. Спорт. Защита. Вывод – ученики 2 группы.

Слово учителя:
Статистические данные Российского спорта. Россия по фигурному катанию занимает высокие позиции много лет. На примере Евгения Плющенко мы можем увидеть как спорт закаляет человека, что даже с серьезными травмами можно стать первым.
Не обязательно быть первым, важно просто заниматься спортом, заниматься спортом ради своего здоровья.
Но в России самой распространенной вредной привычкой является курение. По данным экспертов, табачный дым содержит 4000 химических веществ. Табакокурение в 90% случаев является причиной смерти от рака легких, от бронхита, от болезней сердца преждевременно.
Как вы думаете? Какая связь между этими данными?

Предоставляется слово специалисту «Сельскохозяйственного отдела».
3. Защита. Вывод. – Руслан
Слово учителя:
Одним из главных направлений радикального реформирования аграрных отношений в России в начале девяностых годов определялось создание качественно нового сектора сельхозпроизводства - крестьянского (фермерского) хозяйства.
В с. Прогресс были великолепный сады, урожай поступал в различные уголки нашей страны. Как вы думаете в наше время можно возродить сады Прогресса?

Подведем Итог работы информационного совета за 3 февраля 2012 г.
Продолжите любое из этих высказываний или можете высказать своё мнение:
Поделиться своими впечатлениями?
 сегодня я узнал…
 теперь я могу…
 я приобрел…
 я научился…
 у меня получилось …
 я попробую…
 урок дал мне для жизни…
 мне захотелось…

Вывод: Ваша малая Родина с. Привольное является маленькой частицей нашей огромной страны, она вносит вклад в демографическую ситуацию страны, играет роль в развитии сельского хозяйства, растит молодое и здоровое поколение.

Молодые специалисты сегодня Вы поработали замечательно и плодотворно.

(Выставляю оценки) …
Оцените свою работу самостоятельно возьмите жетон «Мастер диаграмм» соответствующего цвета: синий – выполнил задание отлично, зеленый – выполнил задание хорошо, желтый – плохо справился с работой.
Ребята, мы с вами очень плодотворно поработали! Молодцы!
А теперь поверните листочки синим цветом, если вы считаете, что урок удался, желтым цветом, если урок не получился. Листочки оставьте на партах.
Поднимите у кого мастер диаграмм синего цвета. Вы получаете за урок -5, зеленого цвета – 4, желтого – 3. Надеюсь, что свое мастерство создания диаграмм вы будете в дальнейшем совершенствовать.

Мне очень было приятно работать с вами! Но…без интересного домашнего задания вы не останетесь.
Домашнее задание
ЗАДАНИЕ. Оценить экологическое состояние окружающей среды возле своего дома. Вам дома необходимо выработать 4-е основных параметра, оценить их. Построить гистограмму или график. Представить результаты на следующий урок на любом из носителей.

1. Группа «Демографический взрыв»
Задача: Графически представить данные о количестве учащихся, занимающихся в школе с. Привольное за 2006 – 2011 г. Составить график или диаграмму по данным из таблицы.

Данные: В среднеобразовательной школе с. Привольное количество учащихся в:
2006 год – 173 чел.; 2007 год – 152 чел.; 2008 год – 174 чел.; 2009 год – 183 чел.; 2010 год – 174 чел.; 2011 год – 149 чел.

Сделать вывод. Защитить свой проект.

Наводящие вопросы:
Что показывает Ваша диаграмма?
В каком году был рост (скачок) количества учащихся?
Почему произошел такой скачок?

2 группа «Мы выбираем спорт»

Задача: Графически представить данные о количестве учащихся, занимающихся в школе разными видами спорта по классам.
Построить диаграмму на основе данных из таблицы.
Данные:
7 класс: баскетбол - 2 чел., волейбол - 4 чел.;
8 класс: баскетбол - 3 чел., волейбол - 2 чел., футбол - 5 чел.;
9 класс: баскетбол - 4 чел., волейбол - 5 чел., футбол - 5 чел., легкая атлетика – 2 чел.;
10 класс: баскетбол - 7 чел., волейбол - 7 чел., футбол - 2 чел; легкая атлетика – 1 чел.;
11 класс: баскетбол - 3 чел., волейбол - 2 чел., футбол - 5 чел; легкая атлетика – 1 чел.

Сделать вывод. Защитить свой проект.

Наводящие вопросы:
Какое значение в твоей жизни занимает спорт?
Каким видом спорта больше всего увлекаются учащиеся (по диаграмме)?
В Вашем классе все занимаются спортом? Каких результатов Вы достигли?

Индивидуальное задание «Возродим сады Прогресса»
Задача: Графически представить данные по затратам на посадку разных видов культур.
Построить диаграмму по общей сумме затрат на каждую культуру. Построить диаграмму по трем видам культур (используя ячейки с данными по горючему, оплате труда, посадочному материалу, прочие расходы).
Данные:
Крыжовник:
• оплата труда при посадке – 167 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 92 руб.,
• удобрения – 555 руб.,
• посадочный материал – 594 руб.,
• прочие расходы – 388 руб.
Малина:
• оплата труда при посадке – 235 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 89 руб.,
• удобрения – 532 руб.,
• посадочный материал – 1200 руб.,
• прочие расходы – 474 руб.
• материал на шпалеру – 780 руб.
Черная смородина:
• оплата труда при посадке – 150 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 90 руб.,
• удобрения – 585 руб.,
• посадочный материал – 1100 руб.,
• прочие расходы – 260 руб.

Сделать вывод. Защитить свой проект.

Наводящие вопросы:
Какой вид культуры выгоден при посадке по Вашей диаграмме?
Почему эта культура выгодна?
Возможна ли реализация продукции Вашего сада в области и за её пределами?
Варианты:
• создание складов по хранению продукции сада,
• строительство цехов по производству соков, джемов и варенья,
• открытие сети магазинов,
• организация поставок продукции в дошкольные, образовательные и учреждения общественного питания.
Критерии

Правильность построения таблицы 2
Оформление таблицы 1
Применение алг-ма построения диаграммы 1
Оформление диаграммы 1
Аргументарованная защита диаграммы 2
Интонация, культура речи 1
Содержательность ответа 2
Участие в обсуждении 4


1 Группа «Демографический взрыв»
Задача: Графически представить данные о количестве учащихся, занимающихся в школе с. Привольное за 2006 – 2011 г. Составить график или диаграмму по данным из таблицы.
Данные: В среднеобразовательной школе с. Привольное количество учащихся в:
2006 год – 173 чел.; 2007 год – 152 чел.; 2008 год – 174 чел.; 2009 год – 183 чел.; 2010 год – 174 чел.; 2011 год – 149 чел.
Сделать вывод. Защитить свой проект.

2 группа «Мы выбираем спорт»
Задача: Графически представить данные о количестве учащихся, занимающихся в школе разными видами спорта по классам.
Построить диаграмму на основе данных из таблицы.
Данные:
7 класс: баскетбол - 2 чел., волейбол - 4 чел.;
8 класс: баскетбол - 3 чел., волейбол - 2 чел., футбол - 5 чел.;
9 класс: баскетбол - 4 чел., волейбол - 5 чел., футбол - 5 чел., легкая атлетика – 2 чел.;
10 класс: баскетбол - 7 чел., волейбол - 7 чел., футбол - 2 чел; легкая атлетика – 1 чел.;
11 класс: баскетбол - 3 чел., волейбол - 2 чел., футбол - 5 чел; легкая атлетика – 1 чел.
Сделать вывод. Защитить свой проект.

Индивидуальное задание «Возродим сады Прогресса»
Задача: Графически представить данные по затратам на посадку разных видов культур.
Построить диаграмму по общей сумме затрат на каждую культуру. Построить диаграмму по трем видам культур (используя ячейки с данными по горючему, оплате труда, посадочному материалу, прочие расходы).
Данные:
Крыжовник:
• оплата труда при посадке – 167 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 92 руб.,
• удобрения – 555 руб.,
• посадочный материал – 594 руб.,
• прочие расходы – 388 руб.
Малина:
• оплата труда при посадке – 235 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 89 руб.,
• удобрения – 532 руб.,
• посадочный материал – 1200 руб.,
• прочие расходы – 474 руб.
• материал на шпалеру – 780 руб.
Черная смородина:
• оплата труда при посадке – 150 руб.,
• горючее, ядохимикаты и гирбициды для посадки – 90 руб.,
• удобрения – 585 руб.,
• посадочный материал – 1100 руб.,
• прочие расходы – 260 руб.
Сделать вывод. Защитить свой проект.
Категория: Информатика | Добавил: MusinovaTV (07.08.2012) | Автор: Мусинова Татьяна Владимировна E W
Просмотров: 2792 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]