Среда, 07.12.2016, 00:49
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

Открытый урок по информатике в 9 классе на тему: "Системы счисления".
  1.  

ФИО (полностью)

Салихова Джума Магомедрасуловна

  1.  

Место работы

МКОУ «Левашинская СОШ» с.Леваши, Республика Дагестан

  1.  

Должность

Учитель информатики и ИКТ

  1.  

Предмет

Информатика

  1.  

Класс

9 класс

  1.  

Тема урока

"Системы счисления"

  1.  

Базовый учебник

Информатика и ИКТ, Н.Д.Угринович,

БИНОМ, Лаборатория знаний 2012 г.

 

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

  1. Тема урока: «Системы счисления».
  2. Цель урока:
  • ввести понятие «Система счисления (СС)», научиться переводить целые числа из десятичной СС в двоичную СС и обратно;
  • развить логическое мышление;
  • воспитать уверенность в своих силах.
  1. Задачи урока:

a)   Активизация и развитие познавательных процессов учащихся (восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности и т.д.);

b)   Изучение нового материала;

c)    Развитие логического мышления;

d)   Создание деятельной, творческой обстановки в процессе урока, благотворно влияющей на эмоциональность, психику учащихся;

e)    Внедрение компьютерных технологий в процесс обучения

  1.  Тип урока - урок получения новых знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного.
  2. Вид урока - изучения нового материала и первичного закрепления изученного материала.
  3. Формы работы учащихся фронтальная, индивидуаль­ная.
  4. Необходимое оборудование: ПК, презентация "Системы счисления", интерактивный комплекс.

СТРУКТУРА УРОКА

1.

Организационный момент.

2 мин.

2.

Постановка целей урока.

3 мин.

3.

Развитие логического мышления.

5 мин.

4.

Объяснение нового материала.

20 мин.

5.

Первичное закрепление учебного материала.

10 мин.

6.

Подведение итогов .

2 мин.

7.

Домашнее задание.

2 мин.

8.

Рефлексия

1 мин.

Ход урока.

 

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока. Слайд 2
  3. Развитие логического мышления.

– Прежде чем перейти к изучению нового материала, давайте проведем небольшую разминку для нашего мозга. Предлагаю вам решить вот такие логические задачи:

  • «В фигуре, состоящей из 4 квадратов, переложить 3 палочки так, чтобы получилось 3 таких же квадрата.»
  • «Из спичек выложено неверное равенство 58+2=58, переложите 1 спичку так, чтобы получилось верное равенство.»
  • «Из спичек выложено неверное равенство 3+0=5, переложите 1 спичку так, чтобы получилось верное равенство.»

 

– Переложили? Теперь проверим что у вас получилось. (Слайд 3)

– Молодцы! Итак, разминку мы провели, теперь можно приступать к изучению нового материала

  1. Объяснение нового материала.

– Скажите мне, пожалуйста, для чего нам нужны числа?

– Действительно, для записи информации о количестве объектов используют числа. Давайте посмотрим числа арабские, к которым мы привыкли и которыми пользуемся каждый день и числа римские. Они отличаются? Чем?

– Правильно, записываются по-разному.

Итак, числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.

Давайте запишем определение систем счисления (Слайд 4).

Система счисления – это знаковая система, в которой числа записываются по определенным правилам с помощью символов некоторого алфавита, называемых цифрами.

Все системы счисления делятся на две большие группы: позиционные и непозиционные системы счисления. (Зарисовать в тетрадь схему)

В позиционных СС количественное значение цифры зависит от ее положения в числе. (Записать в тетрадь)

– Как вы думаете, а в непозиционных? (Записать в тетрадь)

Рассмотрим вначале позиционные СС, например десятичную СС. Число 579. Цифра 5 обозначает пять сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц.

Если поменять местами цифры, например, 5 и 7, то цифра 5 – станет обозначать пять десятков, 7 – семь сотен. (Записать пример в тетрадь)

– Одним из примеров непозиционных СС  является римская СС (римские числа). Давайте подробнее рассмотрим, по какому принципу образуются числа в римской СС.

В римской СС числа получаются путем прибавления или вычитания. Например, число IX (9) получается путем вычитания единицы из десяти. Теперь переставим единицу слева направо, получили число XI (11) путем прибавления единицы к десяти. Таким образом, дописывая цифру справа от числа, прибавляем её, дописывая цифру слева от числа, отнимаем её. При этом количественное значение цифры от её положения в числе не изменяется. (Записать в тетрадь с слайда пример)

 

Запишем примеры позиционных и непозиционных СС. (Слайд 5) (Продолжить схему, которую начали на слайде 4 в тетради)

Обратите внимание, что в позиционных СС основание системы равно количеству цифр (знаков в её алфавите) и определяет во сколько раз различаются значения одинаковых цифр, стоящих в соседних позициях.

Вся информация в компьютере представлена в виде двоичного кода. Компьютер переводит информацию (числовую, текстовую, графическую, звуковую, видео) в последовательность нулей и единиц. Давайте посмотрим, как можно перевести числа из привычной нам десятичной СС в двоичную СС.

Для начала рассмотрим перевод целых чисел из десятичной СС в двоичную (слайд 6)

Алгоритм перевода:

1.     Последовательно выполнять деление исходного целого десятичного числа и получаемых целых частных на основание системы (на 2) до тех пор, пока не получится частное, меньшее делителя, то есть меньшее 2.

2.     Записать полученные остатки в обратной последовательности.

Теперь рассмотрим обратную задачу – перевод чисел из двоичной СС в десятичную. (Слайд 7)

Алгоритм перевода:

  1. Двоичное число записать в развернутой форме.

Давайте вернемся в курс математики и вспомним, как записывается число в развернутой форме. (Пройти по гиперссылке «развернутой форме»).

 

Запишем число 579 в десятичной СС в развернутой форме.

Мы уже с вами выяснили, что в э том числе цифра 5 означает 5 сотен, 7 – семь десятков, 9 – девять единиц. Число 579 записано в привычной для нас свернутой форме. Мы настолько привыкли к такой форме записи, что уже не замечаем, как в уме умножаем цифры числа на различные степени числа 10.

В развернутой форме записи числа такое умножение записывается в явной форме (Слайд 11).

 
 

 

 

                                                                                             

Аналогично, и для двоичной СС. В двоичной СС основание равно 2, а алфавит состоит из двух цифр (0 и 1). Следовательно, числа в двоичной системе в развернутой форме записываются в виде суммы степеней основания 2 с коэффициентами, в качестве которых выступают цифры 0 или 1 (Слайд 11).

 

 

Итак, вернемся к нашему примеру (через гиперссылку «назад») запишем число 11101001 в развернутой форме. (слайд 7)

 

 2. Произвести вычисления.

   (Слайд 7)

– Теперь вы умеете переводить числа десятичной СС в двоичную СС и обратно. Давайте решим два примера на закрепление ваших знаний.

 

  1. Закрепление изученного материала.

Примеры для самостоятельного решения и закрепления изученного материала.

Перевести из десятичной СС в двоичную число. (Слайд 8)

– Решили? Теперь проверьте себя.

 
 

 

 

 

  1. Подведение итогов урока.

– Сегодня на уроке мы с вами провели большую работу и узнали много нового. Что для вас было новым? Что вы узнали?

Узнали, что числа записываются с использованием особых знаковых систем, которые называются системами счисления.

Все системы счисления делятся на две большие группы. Какие? (Позиционные и непозиционные).

 

Научились переводить числа из десятичной СС в двоичную и обратно.

 

 

  1. Домашняя работа (Слайд 9).  

 – Открываем дневники, записываем домашнее задание:

 выучить конспект, решить примеры в тетради.

– В тетрадь запишите примеры.

– Урок окончен. Досвидания.

 

 

 

 

Категория: Информатика | Добавил: dzhuma90 (03.03.2016) | Автор: Салихова Джума Магомедрасуловна E
Просмотров: 310 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Джума Магомедрасуловна, к сожалению, ваш материал не соответствует Положению Конференции и не допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]