Четверг, 08.12.2016, 21:04
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Информатика » Информатика

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ»

ИНТЕРАКТИВНЫЙ ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ ПО ТЕМЕ «ДВОИЧНОЕ КОДИРОВАНИЕ»

Представим конспект урока по теме «Двоичное кодирование» для 8 класса. На уроке используется интерактивный дидактический материал, разработанный в онлайн-сервисе LearningApps. Данный сервис позволяет в яркой и динамичной форме представить учебный материал, активизируя учебную деятельность учащихся.

Конспект урока

Тип урока: изучение нового материала.

Цели урока:

образовательные

  • формирование представления о двоичном кодировании;
  • формирование умения применять полученные знания на практике;
  • дифференцированная проверка качества усвоения учебного материала;

развивающие

  • развитие аналитических способностей, логического мышления;
  • развитие творческой познавательной деятельности;
  • развитие устной речи;
  • развитие познавательного интереса;

воспитательные

  • воспитание уверен­ности в своих силах;
  • воспитание ответственности, организованности, дисциплинированности;
  • воспитание добросовестного отношения к труду.

Форма проведения урока: урок-практикум.

Методы, используемые на уроке: лекция, демонстрация, упражнение, практическая работа.

Оборудование: персональный компьютер, подключенный к сети Интернет; проектор.

Дидактический материал: интерактивные упражнения, разработанные в сервисе LearningApps.

Структура урока

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Актуализация знаний учащихся (3 мин.)
  3. Ознакомление с новым материалом (20 мин.)
  4. Первичное осмысление и применение изученного (17 мин.)
  5. Подведение итогов урока (3 мин.)

 

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, проверка присутствующих.

Проверка готовности учащихся к уроку (тетрадь, рабочая тетрадь, ручка).

 

2. Актуализация знаний учащихся

Организуется фронтальная беседа с учащимися следующего содержания.

Учитель: «Что означает кодирование?»

Ученик 1: «Представление информации на каком-либо языке».

Учитель: «Что такое язык? На какие виды его разделяют?»

Ученик 2: «Язык – знаковая система, используемая человеком для выражения своих мыслей, общения с другими людьми. Различают естественные и формальные языки»

Учитель: «Какие формы представления информации вы знаете?»

Ученик 3: «Знаковая и образная формы представления информации».

Учитель: «Что такое знак (набор знаков)?»

Ученик 4: «Знак – это заменитель объекта, позволяющий передающему информацию человеку вызвать в сознании принимающего информацию человека образ объекта».

Учитель: «При помощи какого языка работает компьютер?»

Ученик 5: «При помощи формального языка».

Учитель: «Каким образом в компьютер загружается звуковая, графическая и текстовая информация?»

Ученик 6: «Информация представляется в дискретной форме».

Учитель: «Итак, тема нашего урока «Двоичное кодирование». Откройте тетради и запишите тему урока».

 

3. Ознакомление с новым материалом

Учащиеся разбиваются на две группы. Форма работы следующая: первая группа выполняет задание и называет ответ, вторая группа оценивает правильность выполнения задания; затем наоборот.

Учитель: «Посмотрите на экран: на нём представлено задание для первой группы (рис. 1), вторая команда будет оценивать правильность ответа. Обратите внимание, что некоторые цепочки можно расшифровать не одним способом. Например, 00010101 может означать не только СКА, но и СНК».

Рис. 1. Страница с интерактивным упражнением №1

Адрес интерактивного упражнения №1 в сети Интернет: http://LearningApps.org/display?v=pc3sjgk5316

После того как первая группа даст свой ответ, а вторая группа оценит его правильность, нажимается кнопка «Проверить ответ» на странице с интерактивным упражнением. Подводится итог по заданию: правильный ответ – 00011110; варианту 10111101 соответствуют две цепочки символов НОК и КОА; варианту 100111101 также соответствуют две цепочки символов НАОА и ДОК.

Учитель: «Продолжим, в жизни мы часто сталкиваемся с закодированной информацией, т.е. с такой информацией, которая передается специальными знаками (кодами).

Для решения своих задач человеку часто приходится преобразовывать имеющуюся информацию из одной формы представления информации в другую. Например, при чтении вслух происходит преобразование информации из дискретной (текстовой) формы в непрерывную (звук). Во время диктанта на уроке русского языка, наоборот, происходит преобразование информации из непрерывной формы (голос учителя) в дискретную (записи учеников)».

Учитель: Попробуйте привести свои примеры, преобразования информации?»

Ученики приводят свои примеры.

Далее учитель представляет новый учебный материал.

Информация, представленная в дискретной форме, значительно проще для передачи, хранения или автоматической обработки. Поэтому в компьютерной технике большое внимание уделяется методам преобразования информации из непрерывной формы в дискретную.

Дискретизация информации – это процесс преобразования информации из непрерывной формы представления в дискретную.

Чтобы представить информацию в дискретной форме, её следует выразить с помощью символов какого-нибудь естественного или формального языка. Таких языков  очень много и каждый из них имеет свой алфавит.

Алфавит – это набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации. Мощность алфавита – это количество входящих в него символов (знаков).

Алфавит, содержащий два символа, называется двоичным алфавитом. Примеры символов двоичного алфавита представлены на рис. 2.

Рис. 2. Примеры символов двоичного кодирования

Представление информации с помощью двоичного алфавита называют двоичным кодированием. Закодировав таким способом информацию, мы получим её двоичный код.

Рассмотрим в качестве символов двоичного алфавита цифры 0 и 1. Покажем, что любой алфавит можно заменить двоичным алфавитом. Прежде всего, присвоим каждому символу рассматриваемого алфавита порядковый номер. Номер представим с помощью двоичного алфавита. Полученный двоичный код будем считать кодом исходного символа (рис. 3).

Рис. 3. Преобразование символа в произвольном алфавите в двоичный код

Если мощность исходного алфавита больше двух, то для кодирования символа этого алфавита потребуется не один, а несколько двоичных символов. Другими словами, порядковому номеру каждого символа исходного алфавита будет поставлена в соответствие цепочка (последовательность) из нескольких двоичных символов.

Правило двоичного кодирования символов алфавита мощности больше двух представим схемой на рисунке 4.

Рис. 4. Схема двоичного кодирования

Двоичные символы (0, 1) на рис. 5 берутся в заданном алфавитном порядке и размещаются слева направо. Двоичные коды (цепочки символов) читаются сверху вниз. Все цепочки из двух двоичных символов (кодовые комбинации) позволяют представить четыре различных символа произвольного алфавита (рис. 5).

Рис. 5. Двузначный двоичные код

Цепочки из трёх двоичных символов получаются дополнением двузначных двоичных кодов справа символом 0 или 1. В итоге трёхзначных двоичных кодовых комбинаций получается 8 – вдвое больше, чем двузначных (рис. 6).

Рис. 6. Трехзначный двоичный код

Соответственно четырёхзначный двоичный код позволяет получить 16 кодовых комбинаций, пятизначный – 32, шестизначный – 64 и т.д.

Длину двоичной цепочки (количество символов в двоичном коде) называют разрядностью двоичного кода (рис. 7).

Рис. 7. Разрядность двоичного кода

Обратите внимание, что 2=21, 4 = 22, 8 = 23, 16 = 24, 32 = 25 и т.д.

Если количество кодовых комбинаций обозначить буквой N, а разрядность двоичного кода – буквой i, то выявленная закономерность в общем виде будет записана так: N=2i.

 

4. Первичное осмысление и применение изученного материала

Учитель: «Давайте с вами вспомним степени числа 2, попробуем определить информационный вес символа. На экране вы видите задание (рис. 8), каждая группа выполняет его на листочке, после выполнения меняетесь листочками, и  мы с вами вместе проверим, правильно ли выполнено задание».

Рис. 8. Страница с интерактивным упражнением №2

Адрес интерактивного упражнения №2 в сети Интернет: http://LearningApps.org/display?v=punr71hgn16.

Ученики выполняют задание, обмениваются листочками.

Учитель: «Все справились с заданием? Давайте проверим ваше решение».

Ученики рассказывают учителю о решении задания. Учитель вписывает ответы учеников в пустые ячейки. Если задание выполнено правильно, то ячейка загорается зеленым цветом. Группы оценивают правильность выполнения задания в группе.

Учитель: «В следующем задании (рис. 9) нужно определить мощность алфавита».

Каждая группа выполняет задание и также обменивается листочками для взаимопроверки.

Рис. 9. Страница с интерактивным упражнением №3

Адрес интерактивного упражнения №3 в сети Интернет: http://learningapps.org/1284795, упражнение включает в себя 9 заданий, на рис. 9 демонстрируется задание 7.

Ученики выполняют задание в группах, обсуждая решение с учителем.

Учитель: «Обменялись листочками? Давайте проверим правильность ваших ответов».

Учитель нажимает кнопку «Проверить решение», на экране появляется ответ.

Учитель: «А теперь мы с вами выполним следующее задание: переведем двоичное число в десятичную систему счисления» (рис. 10).

Учитель вызывает по одному ученику из каждой группы, и они выполняют задание у доски. Остальные ученики с группы помогают своему товарищу. После выполнения задания нажимается кнопка «Проверить решение».

Рис. 10. Страница с интерактивным упражнением №4

 

5. Подведение итогов урока

Учитель: «Что нового вы узнали на уроке? Что было интересным для вас? Как вы могли бы применить полученные знания в жизни?»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: «На этом наше время подходит к концу, спасибо за урок. До свидания!»

 

Список использованной литературы

  1. Босова  Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 220 с.
  2. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика. 8 классы. Методическое пособие // Сайт методической службы издательства БИНОМ. Лаборатория знаний, – Режим доступа: http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/files/metod8kl.pdf

 

 

Категория: Информатика | Добавил: end (17.05.2016) | Автор: Дронова Екатерина Николаевна E
Просмотров: 171 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Екатерина Николаевна, ваш материал прошел техническую экспертизу и допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]