Среда, 23.01.2019, 02:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Родительские собрания

Родительское собрание «Эмоциональная поддержка ребёнка в новой социальной роли школьника»
Родительское собрание
«Эмоциональная поддержка ребёнка в новой социальной роли школьника»

Цель: научить родителей взаимодействовать со своим ребёнком, быть в роли партнёров; акцентировать внимание родителей на соучастии, сопереживании, и поддержки ребёнка; научить родителей показывать ребёнку, что он интересен и важен сам по себе, вне зависимости от его удач и просчётов.

План проведения:
1. Приветствие «Волшебный мяч».
2. Мини- лекция «Эмоциональная поддержка ребёнка в новой социальной роли школьника».
3. Упражнение «Техника «Активное слушание» и форма «Я- высказывание».
4. Упражнение - игра «Умею ли я оказывать внимание другим».
5. Решение задач для ролевого проигрывания.
6. Памятка «Эмоциональное благополучие во взаимоотношениях родителей и детей».
7. Рефлексия.

Ход занятия:

Ведущая:
Добрый вечер, уважаемые родители! Цель нашей встречи сегодня: научиться эмоционально поддерживать ребёнка в преддверии школы; не пренебрегать чувствами и потребностями ребёнка.

Приветствие участников друг с другом «Волшебный мяч»

Родители называют свое имя, качество на первую букву своего имени, которое больше всего ассоциируется с его характером и передают мяч следующему.
Сегодня каждый из вас постарается ненадолго стать 6-7 летним ребёнком, чтобы понять чувства и состояние ребенка перед поступлением в школу. Для начала напишите крупными буквами на листочках имя, которым вас называли в детстве. Сядьте удобно, расслабьтесь, закройте глаза, вспомните себя 6-7 ребёнком: что на вас одето, какое у вас настроение, кто рядом.
Рефлексия (как ощущаете себя в роли, приятно или неприятно вам) -родители по очереди рассказывают о своих ощущениях.
Безусловно, приятно вспомнить себя ребёнком, а ещё приятнее вспоминать ласковые слова мамы, которые она говорила вам, когда вы пошли в школу, её поддержка. И сегодня мы поговорим с вами о тех чувствах и эмоциях, которые возникают у нас к нашим детям.

Мини-лекция «Эмоциональная поддержка ребёнка в новой социальной роли школьника»
Попробуйте сказать какой-нибудь матери, что она не любит сына или дочь. Возмущение её будет искренним. Но одно дело - чувства испытывать, а другое - их выражать. Как ни странно, это искусство дано не каждому. Правда, любой родитель может возразить: «Неужели я не сумею объяснить ребёнку, что я чувствую?» Но ведь дети воспринимают не только слова, но и то, как это говорится: интонацию, выражение лица, взгляд, улыбку, прикосновения. Всеми этими несловесными средствами заботливые, любящие родители могут передать ребёнку примерно такую информацию: «Как хорошо, что ты - это ты. Как хорошо, что ты пытаешься сам преодолеть трудности. Это хорошо, что ты умеешь чувствовать, быть открытым с людьми. Я верю, что ты добьешься всего!»
Конечно, каждый родитель может выражать это по-своему. Но каждому необходимо поддерживать у ребёнка уверенность в себе. Для этого нужно быть готовым и терпеливо относиться к тому, что дети ошибаются. Не поддавайтесь искушению сравнивать сына или дочь с другими детьми, у которых, на ваш взгляд, больше достоинств. Ваш ребёнок должен чувствовать, что он неповторим и что вы его любите таким, каков он есть.

Упражнение «Техника «Активное слушание» и форма «Я – высказывание»

Это наиболее удачные способы эмоционально открытого общения с ребёнком. Активное слушание позволяет не обесценивать чувство ребёнка, не показывать родительского превосходства, не подавлять его инициативы, напротив, выражать ему своё доверие.
Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство. Например,
Ребенок: Он отнял мою машинку!
Родитель: Ты очень огорчен и рассержен на него.
Ребенок: Больше я туда не пойду.
Родитель: Ты больше не хочешь ходить в садик.
Ребенок: Не буду носить эту гадкую шапку.
Родитель: Тебе она очень не нравится.
Такие ответы, скорее всего, покажутся непривычными и даже неестественными. Гораздо легче и привычнее было бы сказать:
— Ну, ничего, поиграет и отдаст!
— Как это ты не пойдешь в садик?!
— Перестань капризничать, вполне приличная шапка!

В напряженной ситуации, когда родитель испытывает сильные чувства, появляются сложности с тем, чтобы выразить их. Самый эффективный способ решить эту проблему – осознать свои чувства и назвать их ребенку. Именно этот способ самовыражения и называется «Я-высказывание». И это, пожалуй, лучший из придуманных воспитательных приемов.
Когда вы сообщаете о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщайте о себе, о своем переживании, а не о поведении и характеристиках ребенка. Это может звучать примерно так:
1. Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей.
2. Мне трудно собираться на работу, когда под ногами кто-то ползает, и я все время спотыкаюсь.
3. Меня очень утомляет громкая музыка.
Все эти предложения содержат личные местоимения «я», «мне», «меня». Поэтому высказывания такого рода психологи назвали «Я-высказываниями».
Давайте мы с Вами попробуем использовать данные приемы на практике. Одна группа будет работать с активным слушанием, а другая с «Я-высказываниями». (приложение 1)

Упражнение - игра «Умею ли я оказывать внимание другим»

Мы будем учиться оказывать знаки внимания другому человеку и принимать их от собеседника. Участники образуют два круга – внутренний и внешний, стоя лицом друг другу. Внутренний круг «А» говорит комплимент внешнему «Б». Тот подкрепляет сказанное ещё одной похвалой в свой адрес: «Но кроме того я ещё умею…»(называет качество, которое он ценит в себе и считает, что оно заслуживает положительных знаков внимания). Знаками внимания могут отмечаться личные качества, умения, внешность, манера поведения. Затем участники меняются местами и упражнение повторяется.
Рефлексия - что было проще: оказывать знаки внимания или принимать их?
Безусловно, нам легче принимать, чем оказывать знаки внимания другим. Зачастую мы не умеем или не хотим или не считаем должным уделять своим детям достаточно внимания, редко хвалим их, делаем комплименты. А детям очень важно чувствовать вашу заботу, любовь, поддержку, особенно, когда ребенок оказывается в новой ситуации, принимает новую роль школьника.

Решение задач для ролевого проигрывания

Представим себе несколько ситуаций. Предлагаются две проблемные задачи для ролевого проигрывания (из кн.: Волков Б. С., Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. С.77, 83).(приложение 2)
Родители делятся на 2 группы и обсуждают ситуации, что было сделано неправильно, какие ошибки были допущены взрослыми, как можно исправить ситуацию (либо проигрывают ситуации, при этом необходимо проговорить, какие чувства испытывали взрослые в роли ребенка, матери)
Подводя итоги, хочется озвучить несколько важных советов:
1. Наблюдайте за ребёнком, обращайте внимание на то, какие чувства ему сложнее выразить, какие сложно предъявить, озвучить, какие чувства он подавляет, избегает
2. Учите ребёнка наблюдать за собой.
3. Чаще задавайте вопрос: «Чтобы ты хотел(а) от меня?»
4. Учитесь подбирать и формулировать нужные ребёнку слова, которые его действительно поддержат, в которых он нуждается в данный момент.

Общие принципы эмоционального благополучия во взаимоотношениях родителей и детей (приложение 3)

Рефлексия
Каждый присутствующий высказывает свое мнение, какое впечатление осталось от работы, что полезного вынес для себя, какие рекомендации может дать при дальнейшей работе в группе, будет ли применять некоторые правила в своей жизни.

Приложения

Приложение 1

Напишите фразу родителя, используя прием активного слушания.
1. Ребенок: «У меня не получается собрать этот пазл»
Родитель:
2. Ребенок: «Он меня ударил»
Родитель:
3. Ребенок: «Я сегодня забыл дома пенал»
Родитель:
4. Ребенок: «Она не хочет со мной дружить»
Родитель:

Используйте «Я-высказывания» в следующих ситуациях:
1. ребенок испачкал одежду в грязи –
2. ребенок отказывается прибирать игрушки –
3. ребенок в магазине требует купить ему дорогую игрушку –
4. ребенок долго сидит за компьютером -

Приложение 2

1. Таня (6 лет 4 мес.) учится в первом классе. Ей трудно даётся учение, особенно чтение. Дома мама усаживает её за стол и начинает спрашивать:
- Как называется эта буква? Что здесь написано?- девочка молчит.
- Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! – Мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. – Сегодня гулять не пойдёшь, будешь читать!
2. Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у неё не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось.
Когда Ире исполнилось шесть лет, родители забрали её у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на её взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на неё: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»
С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Приложение 3

Памятка «Эмоциональное благополучие во взаимоотношениях родителей и детей»

* Попытайтесь сначала разобраться в поведении ребёнка, внимательно его выслушайте, а уж потом действуйте. Ваше первое впечатление о том, что реально происходит с ребёнком, а, значит, ваша реакция могут быть неверными.
* Реагируйте не на все проявления сына или дочери, которые вам не нравятся. В противном случае вы можете добиться лишь того, что закрепите нежелательное поведение ребёнка. Если же при этом вы обращаете на него мало внимания в другие моменты, то ребёнок получает информацию: «Хочешь, чтобы взрослые обращали на тебя внимание, - раздражай их».
* Постарайтесь не быть многословными, говорить спокойно и твёрдо. Не поддавайтесь искушению включиться с ребёнком в бесплодный спор, который поведёт к выяснению того, кто главнее. Когда спор прекратить не удаётся, можно даже выйти из комнаты, показывая, что разговор закончен и нужно переходить к другим делам.
* Постарайтесь в своей семье не устанавливать слишком много запретов. Но уж те, которые существуют, нарушать нельзя – ребёнок должен быть в этом уверен.
* Наказание физическое при кажущейся действенности быстро снимает у наказанного чувство вины и препятствует её осознанию. Одновременно оно передаёт ребёнку информацию: «Когда ты на кого-то зол – бей».
* Если вы чувствуете, что неправы, - имейте мужество признаться в этом. Чаще всего, боясь потерять авторитет, родители избегают признаваться в своей неправоте. Однако тем самым они подают ребёнку пример подобного поведения: упрямо стоять на своём, не желая объективно оценить свои слова и поступки.
*Не копите недовольство ребёнком. Однажды оно лавиной выплеснется на сына или дочь. Вместо этого попытайтесь разобраться в происходящем сразу.
Дети могут испытывать разные чувства: радость, удивление, раздражение, обиду, страх. Объясните ребёнку, что чувствовать - это нормально. Отделяйте поведение ребёнка от его чувств и подсказывайте, исходя из ситуации, удачное действие, которое не задевало бы окружающих и не унижало бы самого ребёнка.
Категория: Родительские собрания | Добавил: norez-olya (06.09.2012) | Автор: Шарай Мария Влдаимировна E
Просмотров: 1348 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]