Пятница, 22.02.2019, 05:48
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Работа с трудными детьми и подростками

Реализация программы правового воспитания "Нам с законом по пути"
Основные направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные президентом Дмитрием Медведевым в апреле 2011 года, направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду.
Главными целями государственной политики в этой сфере являются:
1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; 2) повышение уровня правовой культуры граждан.
Основные направления государственной политики:
1) правовое просвещение и правовое информирование граждан;
2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права.
Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются:
1) включение в образовательные программы задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида;
3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей.
Основные направления государственной политики взяты за основу в организации правового воспитания обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей муниципального образования «Город Архангельск» «Центр технического творчества и досуга школьников».
Центр технического творчества и досуга школьников является учреждением дополнительного образования детей округа Майская горка г. Архангельска. Более 20 лет Центр осуществляет деятельность в дополнительном образовании, ведет культурно-досуговую и организационно-массовую работу.
На протяжении многих лет Центр осуществляет работу с детьми с особыми образовательными потребностями, в число которых входят дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки, состоящие на профилактических учетах и подростки с девиантным поведением.
Особое место в этой работе уделяется детям и подросткам группы риска. Деятельность в этом направлении Центром осуществляется в течение календарного года.
Наиболее значимыми выступают следующие мероприятия:
1. Организация профильного спортивно-оздоровительного лагеря «Отрыв» (с. Шеговары, Шенкурский район, 8 лет работы) для детей из малообеспеченных семей и подростков, состоящих на учёте в КДН, ПДН; профильного спортивно-оздоровительного отряда «Отрыв» (ДОЛ «Орленок» Вельского района, 1 год работы; ДОЛ «Орленок» Онежского района, 1 год работы) для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Участие Центра в межведомственной городской операции «Подросток», проводимой в течение 3-х лет для подростков, состоящих на учёте в КДН, ПДН округов Майская горка и Варавино-Фактория с целью профилактики по предупреждению подростковой преступности.
3. Реализация социального проекта «Я выбираю путь» для молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, получившего финансирование в сумме 50000 рублей в рамках социально-экономической программы Архангельской области «Молодёжь Поморья» (2006 - 2008 годы).
4. Реализация инновационного проекта «Каникулы» для разных категорий детей, подростков и молодёжи округа Майская и города Архангельска, в том числе состоящих на профилактических учетах.
Обобщая многолетний опыт работы Центра в данном направлении, анализируя наблюдения за обучающимися, проведя диагностику правовых знаний и уровня воспитанности в ходе реализации различных программ, проведя анкетирование по проблемам правового воспитания, пришли к выводу о необходимости организации программного обеспечения правового воспитания обучающихся Центра технического творчества и досуга школьников. Была разработана и утверждена программа правового воспитания «Нам с законом по пути», цель которой: создание условий для формирования правовой культуры обучающихся Центра технического творчества и досуга школьников.
Задачи программы:
1. Формирование правого сознания обучающихся, создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом.
2. Профилактика девиантного поведения подростков.
3. Создание условий для развития, становления и укрепления гражданской позиции, социальной активности.
4. Пополнение и систематизация знаний обучающихся о правах и обязанностях.
5. Формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы.
Программа «Нам с законом по пути» адресована, в первую очередь, детям и подросткам, состоящим на профилактических учётах или относящимся к «группе риска», а также обучающимся Центра округа Майская горка в возрасте от 6 до 18 лет.
В реализации программы принимают участие: специалисты КДН и ПДН территориального округа Майская горка; Детская библиотека № 9; «Центр защиты прав несовершеннолетних»; «Центр охраны прав детства»; Центра занятости Архангельска; региональная общественная организация «Сохрани жизнь»; ГИБДД г. Архангельска; Ломоносовский военкомат; социальные педагоги общеобразовательных школ округа Майская горка; волонтерские организации; другие приглашенные специалисты (по согласованию).
Содержание программы построено по ступенчато-модульному принципу. Распределение по ступеням подразумевает разделение по возрасту: первая – 6-10 лет, вторая – 10-14 лет, третья – 14-18 лет.

Программа предусматривает следующие модули:
1 ступень:
- Модуль «Правила поведения»;
- Модуль «Правила дорожного движения»;
- Модуль «Правила общения».
2 ступень:
- Модуль «Асоциальное поведение»;
- Модуль «Я – гражданин».
3 ступень:
- Модуль «Административная и уголовная ответственность»;
- Модуль «Здоровый образ жизни»;
- Модуль «Уроки жизни».
Содержание модулей:
Модуль «Правила поведения». Мероприятия включены в «Школу правильного поведения»: Устный журнал «Права и обязанности человека», деловая игра «Выборы в сказочную думу», встреча с инспектором ОВД, час общения «Это трудное слово – толерантность», мультсалон «Уроки безопасности». Могут проводиться в рамках «Школы», могут быть реализованы по отдельности.
Модуль «Правила дорожного движения». Мероприятия проводятся как самостоятельные: конкурсная программа «Безопасное поведение на дорогах», игра-соревнование «Путешествие в страну дорожных знаков». Предусматривают интерактивные формы, т.к. в школьной программе уделяется достаточная теоретическая информация.
Модуль «Правила общения». Мероприятия объединены в акцию «Мир, в котором мы живём, делаем лучше» и включают: беседу «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», конкурс рисунков «Я в мире не один», поездку в УФСИН: знакомство с работой кинологов.
Модуль «Асоциальное поведение». Мероприятия этого модуля включены в фестиваль «Закон и порядок»: беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»; поездка в СИЗО № 1 г. Архангельска (экскурсия по изолятору; беседа с подследственными); круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; Консультационный пункт «Проступок. Закон. Ответственность». Также могут проводиться как отдельные самостоятельные мероприятия.
Модуль «Я – гражданин». В акцию «Диалог с веком» входят: сюжетно-ролевая игра «Суд над сигаретой»; диспут «Герои нашего времени»; поездка в воинскую часть, беседа «Твоя воинская обязанность», знакомство с бытом и службой солдат.
Модуль «Административная и уголовная ответственность». Мероприятия этого модуля: встреча с инспектором ПДН: «Административное право. Правонарушения. Взыскания»; встреча с юристом. Беседа на тему «Уголовное право. Преступление. Ответственность»; викторина «Уроки Фемиды», тестирование по правовым знаниям и консультационный пункт «Правовая неотложка» объединены в юридическую декаду, но могут выступать как самостоятельные.
Модуль «Уроки жизни». Правовой вернисаж этого модуля включает: турнир знатоков «В лабиринте правовых знаний»; диспут «Его величество закон»; выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль"; мониторинг правовых знаний.
Для отслеживания результатов реализации программы применяется качественная и количественная оценка.
Ожидаемые результаты:
1. Качественные показатели:
- психологически комфортное положение всех участников программы;
- степень активности участия в предложенных мероприятиях;
- готовность к творчеству и познанию;
- приобретение нового социального опыта;
- увеличение показателей правовой грамотности.
2. Количественные показатели:
- статистика прихода участников программы в различные объединения Центра;
- показатели правонарушений, совершенные подростками и молодежью –
участниками программы;
- расширение сети социального партнёрства в решении проблемы.
Для качественной оценки используется листы опроса педагогов и участников программы. Педагоги, присутствующие и проводящие мероприятия, заполняют листы экспертной оценки путем анализа и самоанализа предложенной деятельности. Для наиболее массовых мероприятий заполняется сводный экспертный лист.
Удовлетворенность школьников от участия в мероприятии отслеживается по цветовой гамме после мероприятия.
Рейтинг участия детей или групп из школ, а также различных объединений Центра в программе. Рейтинг проводится с целью выявления активности участия школьников в мероприятиях по программе. Результаты оформляются в таблицу. Итоги подводятся в конце учебного года.
По итогам реализации программы (за каждый год) участниками заполняется анкета: «Результаты самооценки участников программы».
Количественная оценка направлена на количество проведенных мероприятий и охват школьников, на количество созданных новых мероприятий с изменением содержания, формы проведения, на статистические данные.
Программа правового воспитания «Нам с законом по пути» принята на методическом совете и с ноября 2011 года начата реализация программы, проведены следующие мероприятия:
- Оформление стенда по правам детей (к всемирному дню ребенка);
- Проведение бесед с обучающимися о правах и обязанностях (Модуль «Правила поведения»);
- Фильм и лекция о вреде курения. (Модуль «Асоциальное поведение».);
- поездка в УФСИН: знакомство с работой кинологов (Модуль «Правила общения»);
- беседа «Твоя воинская обязанность» (Модуль «Я – гражданин»);
- викторина «Уроки Фемиды» (Модуль «Административная и уголовная ответственность»;
- конкурсная программа «Безопасное поведение на дорогах» (Модуль «Правила дорожного движения»).
Мероприятия проводились с обучающимися Центра, с воспитанниками детского оздоровительного лагеря. Общий охват участников составил 628 человек.
Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. Особую роль в формировании правового воспитания должна играть система образования, в том числе дополнительное образование детей.
Категория: Работа с трудными детьми и подростками | Добавил: olganeronova (28.09.2012) | Автор: Неронова Ольга Борисовна E
Просмотров: 1441 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]