Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Работа с трудными детьми и подростками |
Реализация программы правового воспитания "Нам с законом по пути"
Основные направления государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан, утвержденные президентом Дмитрием Медведевым в апреле 2011 года, направлены на формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду. Главными целями государственной политики в этой сфере являются: 1) формирование в обществе устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма; 2) повышение уровня правовой культуры граждан. Основные направления государственной политики: 1) правовое просвещение и правовое информирование граждан; 2) развитие правового образования и воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов, программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в области права. Мерами государственной политики в области образования и воспитания подрастающего поколения являются: 1) включение в образовательные программы задач приобщения детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также развитие ценностно-смысловой сферы личности; 2) развитие практики обучения основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида; 3) применение специальных программ правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей. Основные направления государственной политики взяты за основу в организации правового воспитания обучающихся в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей муниципального образования «Город Архангельск» «Центр технического творчества и досуга школьников». Центр технического творчества и досуга школьников является учреждением дополнительного образования детей округа Майская горка г. Архангельска. Более 20 лет Центр осуществляет деятельность в дополнительном образовании, ведет культурно-досуговую и организационно-массовую работу. На протяжении многих лет Центр осуществляет работу с детьми с особыми образовательными потребностями, в число которых входят дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, подростки, состоящие на профилактических учетах и подростки с девиантным поведением. Особое место в этой работе уделяется детям и подросткам группы риска. Деятельность в этом направлении Центром осуществляется в течение календарного года. Наиболее значимыми выступают следующие мероприятия: 1. Организация профильного спортивно-оздоровительного лагеря «Отрыв» (с. Шеговары, Шенкурский район, 8 лет работы) для детей из малообеспеченных семей и подростков, состоящих на учёте в КДН, ПДН; профильного спортивно-оздоровительного отряда «Отрыв» (ДОЛ «Орленок» Вельского района, 1 год работы; ДОЛ «Орленок» Онежского района, 1 год работы) для детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. 2. Участие Центра в межведомственной городской операции «Подросток», проводимой в течение 3-х лет для подростков, состоящих на учёте в КДН, ПДН округов Майская горка и Варавино-Фактория с целью профилактики по предупреждению подростковой преступности. 3. Реализация социального проекта «Я выбираю путь» для молодёжи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, получившего финансирование в сумме 50000 рублей в рамках социально-экономической программы Архангельской области «Молодёжь Поморья» (2006 - 2008 годы). 4. Реализация инновационного проекта «Каникулы» для разных категорий детей, подростков и молодёжи округа Майская и города Архангельска, в том числе состоящих на профилактических учетах. Обобщая многолетний опыт работы Центра в данном направлении, анализируя наблюдения за обучающимися, проведя диагностику правовых знаний и уровня воспитанности в ходе реализации различных программ, проведя анкетирование по проблемам правового воспитания, пришли к выводу о необходимости организации программного обеспечения правового воспитания обучающихся Центра технического творчества и досуга школьников. Была разработана и утверждена программа правового воспитания «Нам с законом по пути», цель которой: создание условий для формирования правовой культуры обучающихся Центра технического творчества и досуга школьников. Задачи программы: 1. Формирование правого сознания обучающихся, создание целостного представления о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом. 2. Профилактика девиантного поведения подростков. 3. Создание условий для развития, становления и укрепления гражданской позиции, социальной активности. 4. Пополнение и систематизация знаний обучающихся о правах и обязанностях. 5. Формирование уважительного отношения к праву, закону, понимания их ценности и необходимости безусловного выполнения правовой нормы. Программа «Нам с законом по пути» адресована, в первую очередь, детям и подросткам, состоящим на профилактических учётах или относящимся к «группе риска», а также обучающимся Центра округа Майская горка в возрасте от 6 до 18 лет. В реализации программы принимают участие: специалисты КДН и ПДН территориального округа Майская горка; Детская библиотека № 9; «Центр защиты прав несовершеннолетних»; «Центр охраны прав детства»; Центра занятости Архангельска; региональная общественная организация «Сохрани жизнь»; ГИБДД г. Архангельска; Ломоносовский военкомат; социальные педагоги общеобразовательных школ округа Майская горка; волонтерские организации; другие приглашенные специалисты (по согласованию). Содержание программы построено по ступенчато-модульному принципу. Распределение по ступеням подразумевает разделение по возрасту: первая – 6-10 лет, вторая – 10-14 лет, третья – 14-18 лет. Программа предусматривает следующие модули: 1 ступень: - Модуль «Правила поведения»; - Модуль «Правила дорожного движения»; - Модуль «Правила общения». 2 ступень: - Модуль «Асоциальное поведение»; - Модуль «Я – гражданин». 3 ступень: - Модуль «Административная и уголовная ответственность»; - Модуль «Здоровый образ жизни»; - Модуль «Уроки жизни». Содержание модулей: Модуль «Правила поведения». Мероприятия включены в «Школу правильного поведения»: Устный журнал «Права и обязанности человека», деловая игра «Выборы в сказочную думу», встреча с инспектором ОВД, час общения «Это трудное слово – толерантность», мультсалон «Уроки безопасности». Могут проводиться в рамках «Школы», могут быть реализованы по отдельности. Модуль «Правила дорожного движения». Мероприятия проводятся как самостоятельные: конкурсная программа «Безопасное поведение на дорогах», игра-соревнование «Путешествие в страну дорожных знаков». Предусматривают интерактивные формы, т.к. в школьной программе уделяется достаточная теоретическая информация. Модуль «Правила общения». Мероприятия объединены в акцию «Мир, в котором мы живём, делаем лучше» и включают: беседу «Твоя уличная компания. Как попадают в преступную группу?», конкурс рисунков «Я в мире не один», поездку в УФСИН: знакомство с работой кинологов. Модуль «Асоциальное поведение». Мероприятия этого модуля включены в фестиваль «Закон и порядок»: беседа «Социальные нормы и асоциальное поведение (преступность, наркомания, алкоголизм)»; поездка в СИЗО № 1 г. Архангельска (экскурсия по изолятору; беседа с подследственными); круглый стол «Правовая оценка современных неформальных молодежных движений»; Консультационный пункт «Проступок. Закон. Ответственность». Также могут проводиться как отдельные самостоятельные мероприятия. Модуль «Я – гражданин». В акцию «Диалог с веком» входят: сюжетно-ролевая игра «Суд над сигаретой»; диспут «Герои нашего времени»; поездка в воинскую часть, беседа «Твоя воинская обязанность», знакомство с бытом и службой солдат. Модуль «Административная и уголовная ответственность». Мероприятия этого модуля: встреча с инспектором ПДН: «Административное право. Правонарушения. Взыскания»; встреча с юристом. Беседа на тему «Уголовное право. Преступление. Ответственность»; викторина «Уроки Фемиды», тестирование по правовым знаниям и консультационный пункт «Правовая неотложка» объединены в юридическую декаду, но могут выступать как самостоятельные. Модуль «Уроки жизни». Правовой вернисаж этого модуля включает: турнир знатоков «В лабиринте правовых знаний»; диспут «Его величество закон»; выпуск информационных бюллетеней "Право. Закон. Мораль"; мониторинг правовых знаний. Для отслеживания результатов реализации программы применяется качественная и количественная оценка. Ожидаемые результаты: 1. Качественные показатели: - психологически комфортное положение всех участников программы; - степень активности участия в предложенных мероприятиях; - готовность к творчеству и познанию; - приобретение нового социального опыта; - увеличение показателей правовой грамотности. 2. Количественные показатели: - статистика прихода участников программы в различные объединения Центра; - показатели правонарушений, совершенные подростками и молодежью – участниками программы; - расширение сети социального партнёрства в решении проблемы. Для качественной оценки используется листы опроса педагогов и участников программы. Педагоги, присутствующие и проводящие мероприятия, заполняют листы экспертной оценки путем анализа и самоанализа предложенной деятельности. Для наиболее массовых мероприятий заполняется сводный экспертный лист. Удовлетворенность школьников от участия в мероприятии отслеживается по цветовой гамме после мероприятия. Рейтинг участия детей или групп из школ, а также различных объединений Центра в программе. Рейтинг проводится с целью выявления активности участия школьников в мероприятиях по программе. Результаты оформляются в таблицу. Итоги подводятся в конце учебного года. По итогам реализации программы (за каждый год) участниками заполняется анкета: «Результаты самооценки участников программы». Количественная оценка направлена на количество проведенных мероприятий и охват школьников, на количество созданных новых мероприятий с изменением содержания, формы проведения, на статистические данные. Программа правового воспитания «Нам с законом по пути» принята на методическом совете и с ноября 2011 года начата реализация программы, проведены следующие мероприятия: - Оформление стенда по правам детей (к всемирному дню ребенка); - Проведение бесед с обучающимися о правах и обязанностях (Модуль «Правила поведения»); - Фильм и лекция о вреде курения. (Модуль «Асоциальное поведение».); - поездка в УФСИН: знакомство с работой кинологов (Модуль «Правила общения»); - беседа «Твоя воинская обязанность» (Модуль «Я – гражданин»); - викторина «Уроки Фемиды» (Модуль «Административная и уголовная ответственность»; - конкурсная программа «Безопасное поведение на дорогах» (Модуль «Правила дорожного движения»). Мероприятия проводились с обучающимися Центра, с воспитанниками детского оздоровительного лагеря. Общий охват участников составил 628 человек. Права ребенка – обязательный и неотъемлемый компонент эффективного современного общества. Их соблюдение говорит о грамотном и оптимальном отношении к будущему поколению. Особую роль в формировании правового воспитания должна играть система образования, в том числе дополнительное образование детей. | |
Просмотров: 1718 | |
Всего комментариев: 0 | |