Воскресенье, 11.12.2016, 09:03
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Психологическая служба в образовании

Использование интерактивных игр в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ

Компьютерные технологии открывают новые, малоисследованные технологические варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Практика показывает, что компьютерные программы имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Они обеспечивают создание коммуникативной ситуации, личностно значимой для каждого ученика, таким образом, повышается мотивация к выполнению трудных для ребенка видов деятельности. При использовании компьютерных технологий создается благоприятная психологическая атмосфера, при этом вырабатывается правильная реакция ребенка на ошибку, неудачу при выполнении заданий. Компьютерные технологии качественно индивидуализируют процесс образовательной деятельности, обеспечивают индивидуальный темп и количество повторений.

         Поэтому применение в коррекционно-воспитательном процессе специализированных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с ОВЗ, позволит повысить эффективность коррекционно-развивающей деятельности, снизить риск социальной дезадаптации.

         Применение интерактивных игр в процессе коррекционно-развивающей деятельности является чрезвычайно эффективным, так как они позволяют корригировать психические функции, осуществляя традиционную деятельность по-новому. В зависимости от возраста и особенностей ребенка можно подобрать/создать игру, соответствующую потребностям и решаемым образовательным и коррекционно-развивающим задачам. Интерактивные игры учитывают основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста, создают проблемную ситуацию с опорой на его жизненный опыт, позволяет наиболее эффективно учитывать возрастные особенности детей. При создании интерактивных игр применяется игровой принцип моделирования среды, в рамках которой ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого) осуществляет свою деятельность, тем самым развивая способность принимать решения, учится доводить начатое до конца. Использование компьютерной игры повышает мотивацию ребенка за счет игровой стратегии, за счет получения обратной связи в виде одобрения со стороны компьютера, видит результат своих действий на экране.

         Поскольку у дошкольников с ОВЗ внимание, как правило, непроизвольное, имеются трудности концентрации, переключения, то применение интерактивных игр становится для них особенно целесообразным, так как позволяет представлять информацию, задания в привлекательной форме. Общение с компьютером вызывает у них живой интерес, который лежит в основе формирования познавательной мотивации, произвольности психических процессов.

         Образовательная деятельность на компьютере имеет большое значение не только для развития высших психических функций, но и для развития зрительно-моторной координации, произвольной моторики пальцев рук.       С помощью интерактивных игр совершенствуется пространственная ориентировка, таким образом, обеспечивается совместная деятельность различных анализаторов (слухового, зрительного, моторного).

         В процессе образовательной деятельности с применением компьютера дети в ОВЗ учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты; дети учатся целеполаганию, планированию и контролю через сочетание различных приемов. Решая заданную в игре проблемную ситуацию, ребенок стремится к достижению положительных результатов, подчиняя свои действия поставленной цели.

         Таким образом, использование интерактивных игр помогает развивать у детей с ОВЗ такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, а также развивает эмоциональность, эмпатию ребенка.

Для педагога использование интерактивных игр представляет следующие возможности. Во-первых, избавляют его от тяжелой рутинной работы по подготовке дидактических и наглядных пособий, материалов, карточек. Во-вторых, они открывают новые возможности использования педагогических приемов в традиционной коррекционной методике. В-третьих, позволяют взглянуть на свою работу с новых позиций, переосмыслить методические приемы, обогатить знания и умения, которыми он владеет.

         Одним из актуальных направлений внедрения информационных технологий в образовательно-воспитательный процесс являются мультимедийные презентационные технологии. Электронные презентации предназначены, как правило, для решения локальных педагогических задач. Презентация дает возможность педагогу проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению образовательной деятельности.

         С помощью редактора Microsoft PowerPoint можно создавать мультимедийные презентации для решения различных целей и задач. Также с помощью данного редактора можно создавать развивающие интерактивные игры. Отличительной особенностью такой игры от обычной презентации является наличие особого алгоритма, который с помощью системы гиперссылок позволяет управлять процессом игры, обеспечивая обратную связь с ребенком. Для создания подобных интерактивных игр, имеющих целью развитие высших психических функций детей с ОВЗ, подойдут задания, в которых ребенку необходимо выбрать какой-либо вариант действия.

         Интерактивные игры можно широко использовать как на фронтальной, так и во время  индивидуальной образовательной деятельности. Каждый специалист может смоделировать игры на конкретном учебном материале в соответствии с изучаемой темой.

         Представляю вашему вниманию несколько интерактивных игр, созданных с помощью редактора Microsoft PowerPoint.

1. Интерактивная игра «Собери снеговика».

Цель: Развивать операции анализа и синтеза, учить составлять целое из частей, учить соотносить образ представления, с предметной картинкой.

Использование:

Во время беседы о зиме, педагог вспоминает вместе с ребенком зимние забавы, одной из которых является создание снеговика. Педагог предлагает собрать снеговика  прямо в кабинете. Ребенок удивляется, как это можно так сделать. Педагог предлагает интерактивную игру «С помощью компьютера». Предъявляя игру, педагог дает инструкцию: Что ты видишь на картинке? Это части снеговика. Из каких частей состоит снеговик? (Ребенок называет части) Давай соберем снеговика.

По ходу игры педагог направляет действия ребенка, проговаривает последовательность сборки снеговика (сначала большой шар, затем средний, затем маленький, затем создаем снеговику лицо: глаза, нос, рот, затем приделываем руки-веточки и шляпу-ведро). Направление действий ребенка происходит с помощью наводящих вопросов: А что сначала? Что потом? И т.д.

Если ребенок допускает ошибку и не замечает ее, педагог обращает внимание ребенка на этот факт. Спрашивает: Какую ошибку ты допустил? Как ее исправить? Помогает ребенку с решением проблемы. Похвалить ребенка за исправление ошибки.

Если ребенок, допустив ошибку, сам пытается ее исправить, необходимо похвалить его, при необходимости, помочь.

По завершению игры, опираясь на выполненное задание, вспомнить из каких частей состоит наш снеговик, а также последовательность сборки снеговика. Педагог при этом задает ребенку вопросы: Давай вспомним, из каких частей мы собрали снеговика? Какие части мы соединили первыми? Что присоединили потом? И т.д.

В конце игры обязательно похвалить ребенка с объяснением, за что вы его похвалили.

Данную интерактивную игру можно использовать для детей с ЗПР, УО, в возрастном диапазоне от 4 до 8 лет, в зависимости от тяжести проявления нарушений.

Противопоказания: сенсорная гиперсензитивность, нарушение зрения, двигательные ограничения, частные противопоказания.

2. Интерактивная игра "Что лишнее?"

Цель: Развивать операцию анализа, учить сравнивать, обобщать, выделять неподходящее под обобщение.

Использование: Инструкция для  ребенка: Найди лишние картинки. Предварительно проводится вводная беседа о зимних забавах. Каждая картинка рассматривается, обсуждается сюжет. Затем картинки сравниваются между собой, обобщаются под тему. Выделяются лишние картинки. Педагог уточняет у ребенка, почему он исключает именно эту картинку. По каким параметрам исключенная картинка не подходит к остальным.

Противопоказания: сенсорная гиперсензитивность, нарушение зрения, частные противопоказания.

         При активном внедрении интерактивных игр и других мультимедийных средств, качественно меняется использование наглядно-иллюстративных методов, при этом происходит стимуляция интеллектуальной деятельности, эмоциональности и работоспособности детей с ОВЗ.

Познакомиться с интерактивными играми можно по ссылке на источник материала



Источник: https://drive.google.com/file/d/0B0vgvKCe7OzBd09sZmdjSVZnUkU/view?usp=sharing
Категория: Психологическая служба в образовании | Добавил: Waldelfen (23.03.2015) | Автор: Тарабыкина Александра Александровна E
Просмотров: 761 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Александра Александровна, ваша работа допущена к участию в Конференции.

2  
Здравствуйте. Спасибо

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]