Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Педагогические советы, собрания, методические объединения |
Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представления как средство развития логического мышления..
Подробный конспект статьи. (размещается только в папке с конкурсным материалом) 1. Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании» 2. Другие направления педагогической деятельности (педагогический совет) 3. Педагогический коллектив 4. Сергеева Марина Петровна 5. Воспитатель 6. «Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Сланцевский детский сад №5 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей» 7. Ленинградская область 8. г. Сланцы 9. Статья сопровождается приложением(фото), где представлен теоритический материал на развитие логического мышления дошкольников в процессе совместной образовательной деятельности поосвоению образовательной области «Познание»:формирования элементарных математических представлений с использованием проблемных ситуаций через интеграцию различных действий.В основу методикисоздания проблемных ситуаций педагог предлагаетположить последовательность работы над такими ситуациями: I. Обнаружение проблемы и ее фиксация (не знаю как,потому что; не могу, потому что). II. Нахождение детьми различных способов решения проблемы. Экспериментальные действия, их обсуждение (попробую; наверное). III. Выполнение задания (это правильно (неправильно), потому что; надо делать так). Статья с использованием приложения (фото, буклеты) позволяет в увлекательной форме привлечь внимание взрослых к данной проблеме,является стимулом их познавательной активности, дает высокую результативность воспринимаемого материала. Создание проблемных ситуаций в процессе формирования элементарных математических представлений как средство развития логического мышления у дошкольников… Одной из важных задач воспитания и обучения дошкольников является создание ситуаций, позволяющих ребенку стать активным субъектом деятельности. Если ребенок сам в себе что-то преодолевает (не знаю – узнаю, научусь; начинаю – не выходит, а с помощью взрослого смогу, например, решить задачку), то он развивается как личность, способная находить нужные способы деятельности в различных ситуациях. В технологии развивающего обучения развития ребенка происходит в зоне ближайшего развития. Для формирования и развития познавательного интереса необходимо формировать у ребенка опыт преодоления затруднений, опыт эмоционального переживания результатов своих действий – переживание успеха, радости познания, гордости за свои достижения, удовлетворение деятельностью. «Я все смогу, у меня все получится» - это должно стать девизом детей. Одним из направлений в обучении дошкольников является формирование у них элементарных математических представлений.Математика входит в жизнь детей как открытие, а воспитатель подводит детей к закономерным связям и отношениям окружающего мира, организуя и направляя их поисковые действия, оказывает им помощь в форме указаний, разъяснений, вопросов. Однако как показывает практика, в работе с детьми мы имеем дело с большим количеством содержательных однотипных упражнений, которые дети выполняют механически. В тех случаях, когда они сталкиваются с более сложными заданиями или заданиями нового для детей вида, дошкольники зачастую действуют хаотически, пытаясь угадать нужный результат или способ, не могут осознать причины своих затруднений. Это свидетельствует об отсутствии у детей опыта преодоления затруднений и проблемных ситуаций. Поэтому создание проблемных ситуаций в процессе элементарных математических формирований является одной из важных задач, стоящих перед педагогами. Хотя данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в методической литературе, но в практике обучения дошкольников отдельным предметом, в частности, математике, имеется нехватка соответствующих заданий для детей и методических рекомендаций для воспитателей, в которых были бы описаны способы работы с детьми по разрешению проблемных ситуаций. Дети, сталкиваясь с непривычными ситуациями, пугаются, теряются, не умеют задавать вопросы, не сознаются в трудностях. Для того чтобы проблемные ситуации стали средством развития мышления ребенка, они должны быть соответствующим образом методически оформлены. Разработка такой методики и стала целью моего исследования. Различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности обучающихся, вторая представляет организацию учебного процесса. Проблемную ситуацию можно создавать на всех этапах процесса обучения: при знакомстве с новым материалом, при закреплении, контроле, в процессе выполнения тренировочных и творческих заданий. Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – акт индивидуальный, поэтому мы использовали дифференцированный и индивидуальный подход. Проблемность при обучении математики должна возникать совершенно естественно, за счет появления упражнений, кажущихся на первый взгляд привычными, но над выполнением, которых ребенку приходится задуматься. Я предлагаю создавать проблемные ситуации специально путем применения особых методических приемов: подведение дошкольников к противоречию; рассмотрение различных точек зрения; создание ситуаций выбора: провокации; использование проблемных задач (с недостаточными или избыточными исходными данными, с ограниченным временем решения, на преодоление психической инерции и др. Эти приемы могут быть использованы в процессе выполнения детьми различных, знакомых им упражнений, будучи дополненными соответствующими вопросами и заданиями, позволяющими детям обнаружить проблему. Кроме того, могут быть использованы знакомые детям игры с дополнительными заданиями, содержащими проблемную ситуацию. В основу методики работы с проблемными ситуациями я положила последовательность работы над такими ситуациями: I. Обнаружение проблемы и ее фиксация (не знаю как,потому что; не могу, потому что). II. Нахождение детьми различных способов решения проблемы. Экспериментальные действия, их обсуждение (попробую; наверное). III. Выполнение задания (это правильно (неправильно), потому что; надо делать так). Пример 1. Сложите из 6 спичек 2 треугольника. Воспитатель: Сможем ли выложить треугольники, если сломается спичка? I этап. Дети: Мы не можем, потому что нам 1 спички не хватает. На каждый треугольник надо 3 спички. В треугольнике 3 стороны. Воспитатель: Как вы думаете, а может быть, все-таки получиться сложить и в этом случае два треугольника? Давайте попробуем. II этап.Дети: Попробую, если 1 спичку использовать как сторону 2-х треугольников. Сломанную спичку, взять как сторону у каждого треугольника. Воспитатель: А можно ли так складывать? Получатся ли треугольники? (При организации соответствующих действий дошкольники могут поразмышлять, предложить свои варианты и попробовать сложить.) III этап.Воспитатель: Давайте попробуем сложить, что у вас получилось? У кого какие варианты? Расскажите, как делали? Дети: Надо делать так, 2-й треугольник пристроить к 1-у, у 2-х треугольников одна общая сторона. Предлагают другие варианты. ![]() Молодцы, независимо от взаимного расположения и сходства формы, разные варианты получились. Взрослый при затруднении вопросами помогает определить пути решения. Проблемный вопрос предполагает поиск и разные варианты ответа. То есть заранее готовый ответ здесь неприемлем. Пример 2. Игра: «Не могу открыть портфель. Помогите!» Iэтап.Воспитатель рассказывает, что дети вернулись с урока физкультуры и стали открывать свои портфели. Все открыли, а двое – никак! Расстроились, не могут вспомнить что-то очень важное. Что могли забыть дети? Детиобсуждают: Может быть,забылиключ? Может, перепутали одинаковые портфели?... Воспитатель: Оказалось, что один ученик забыл номер замка портфеля, а все остальные – помнили номера замков на своих портфелях. Они и помогли ему. Как? II этап.Дети: Пусть попробуют посчитать точки на замках портфелей. Наверное, надо разобрать портфели детям. А давайте положим в ряд портфели и проверим. Надо назвать номера своих кодовых замков, пропущенный номер и окажется тем, которого недостает. Воспитатель: Молодцы! Второй ученик, оказывается, потерял свой магнитный ключ. Положение сложное. Пришлось обращаться к мастеру по изготовлению таких ключей. О чем он спросил мальчика? Дети: Какой формы твой ключ? Какого цвета твой ключ? Наверное, твой номер 3? (Дети предлагают свои варианты и обсуждают их совместно с воспитателем.) III этап.Дети: Надо попробовать делать так, выложить в ряд все портфели и сосчитать. Давайте сделаем из цветной бумаги замок для второго мальчика, это правильно? ![]() ![]() ![]() ![]() В данных примерах использовался прием использованияпроблемных задач. Подобные упражнения в соответствии с предложенной методикой были апробированы в ходе эксперимента. Эксперимент проводился в подготовительной группе МДОУ № 5 г. Сланцы. Результаты эксперимента показали эффективность предложенной методики работы с проблемными ситуациями для развития мышления дошкольников. Продолжение следует ... (http://amo.letitbit.net/download/24d9b953e6f45278624d6078dcc2f5ab7/sergeva_MP.zip.html) Педагогам предлагаются буклеты. Категория: Педагогические советы, собрания, методические объединения | |
Просмотров: 4185 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 1 | ||
| ||