Воскресенье, 24.09.2017, 20:36
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Другие направления педагогической деятельности » Библиотечное дело

Практическое занятие с использованием интерактивных средств обучения в школе начинающего библиотекаря.
Практическое занятие с использованием интерактивных средств обучения в школе начинающего библиотекаря.

Задачи:
- приобретение необходимых теоретических и практических навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности;
- выявление деловых и профессиональных качеств новых сотрудников;
- знакомство со спецификой работы школьной библиотеки, опытом работы лучших школьных библиотек района и края.

Цель:
- приобретение профессиональных базовых знаний, повышение уровня библиотечного и библиотечно-библиографического обслуживания;
- повышение уровня профессиональной подготовки молодых школьных библиотекарей района.

Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства (ГОСТ 6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».
Основные документы библиотеки подлежат постоянному хранению как документы строгой отчетности.
Официально для школьных библиотек методическим центром является Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского в Москве. По рекомендациям ГНПБ в школьной библиотеке должны вестись 17 текущих учетных форм, не считая актов о списании и паспорта каталогов (см. брошюры «Технология работы школьной библиотеки», «Организация фонда школьной библиотеки»). В настоящее время добавились новые документы: Типовое положение о школьной библиотеке, Правила пользования библиотекой, паспорт библиотеки. Итого получается свыше 20 документов.
Итак, для начала вспомним, что большинство бухгалтерий, как правило, ведет только суммарный учет библиотечного фонда (стоимость) без количественного показателя и без деления на фонд художественной и научно-популярной литературы. Фонд учебников в настоящее время учитывается отдельно. Т.е., в бухгалтерии учитываются основной и учебный фонды.
Тем не менее, библиотекарь должен иметь все сведения о своих фондах, потому что он за них отвечает (даже при том, что основную ответственность за все имущество школы несет директор, независимо от того, подписывал библиотекарь или нет договор о материальной ответственности). Любая проверка вправе спросить с библиотекаря подробные сведения о фонде, а не только суммарный учет, который ведет бухгалтерия. Такие сведения, естественно, нужны и для комплектования фонда. Учет основного фонда и фонда учебников ведется отдельно. Впрочем, в «Инструкции об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 года 2488 не прописано, что библиотека должна вести 2 книги суммарного учета, разрешая добавлять в единую книгу суммарного учета факультативные записи.
Итак, все поступившие книги после сверки с сопроводительным документом и штемпелевания учитываются прежде всего суммарно.

ДОКУМЕНТЫ УЧЕТА ОСНОВНОГО ФОНДА

Книга суммарного учета основного фонда.
Новая книга суммарного учета библиотечного фонда имеет целью вести суммарный учет фондов в соответствии с изменениями в существующей библиотечно-библиографической классификации.
В основу распределения изданий по содержанию легла систематизация ББК, охватывающая основные области научного знания:
• Естественные науки,
• Прикладные науки,
• Общественные и гуманитарные науки литература универсального содержания;
• Педагогические науки (в том числе).

1. Книга суммарного учета библиотечного фонда – основной учетный документ суммарного учета всех изданий (кроме газет) и аудиовизуальных документов.
2. Записи в книгу производятся от руки производятся только ручкой. Вместе с тем библиотека имеет право вести учет в карточной форме, в виде распечаток, полученных на компьютере, в машинохранимых файлах, записанных на диске, дискете и других носителях, обеспечивающих долговечное хранение.
3. Книга суммарного учета состоит из трех частей:
• Поступление в фонд.
• Выбытие из фонда.
• Итоги движения

Часть 1. Поступление в фонд.
4. Каждая партия книг и брошюр, поступивших в библиотеку по одному документу, записывается в первой части книги на отдельной строке под очередным порядковым номером.
5. Порядковые номера записи в части 1 начинаются каждый год с первого номера.
6. В графе 3 указывается номер и дата сопроводительного документа.
7. В графе 4 кратко указывается источник поступления изданий: комитет по образованию, учколлектор, магазин №…, дар и др.
8. В графе 6 указываются только те книги, которые подлежат записи в инвентарную книгу.
9. В графе 7 и 8 отражается стоимость изданий, подлежащих записи в инвентарную книгу без накладных расходов.
10. В графе 9 указывается количество брошюр без указания стоимости.
Брошюры, как и книги, распределяются по содержанию. Рекомендуем
контролировать правильность записи в графы 6 и 9, их сумма должна
соответствовать записи в графе 5.
11. В графе 10 учитываются аудиовизуальные документы (диски, дискеты, аудио- и видеокассеты).
12. В графе 11 учитываются издания естественных наук: отделы 20,22,24,26,28.
13. В графе 12 учитываются издания отделов 3,4,5.
14. В графе 13 учитываются издания по общественным и гуманитарным наукам, а также литература универсального содержания. Отделы: 60, 63, 65, 66, 67, 68, 70/79 (кроме 74), 80/83, 85, 86, 87, 88, 9.
15. В графе 14 ведется учет изданий по народному образованию и просвещению: отдел 74.
16. В графах 16 и 16 соответственно учитываются художественная и детская литература (дошкольная и для 1-2 классов).
17. Рекомендуем контролировать правильность записи в графы 10, 11, 12, 13, 14, 15,
16, - сумма чисел должна соответствовать записи в графе 5.
18. После 16 графы можно добавить дополнительные графы для ведения суммарного
учета учебников, а также для учета изданий тематики, актуальной для данной
школы.

Не ставятся на баланс библиотеки брошюры (объем до 48 страниц,), листовки (объем до 4 стр.), календари, плакаты, методические разработки, программы, материалы, подлежащие списанию после раздачи учащимся и педагогам (конкретный перечень библиотека определяет самостоятельно).

По окончании каждого учебного года подводятся итоги поступления за год, которые переносятся в часть 3 книги суммарного учета. После подведения итогов записи на новый год начинают подсчитывать заново, не суммируя с итогами предыдущего года.

Часть 2. Выбытие из фонда.
19. Каждая партия книг, выбывших из библиотеки, после составления и утверждения акта записывается во 2-й части книги суммарного учета фонда на отдельной строке под очередным порядковым номером. Порядковые номера записей во 2-й части продолжаются из года в год.

20. В акт списания вносятся издания, исключаемые по одной какой-либо причине.
По окончании каждого года подводятся итоги выбытия за год, которые переносятся в часть 3 книги суммарного учета. После подведения итогов записи за новый год начинают подсчитывать заново, не суммируя с итогами предыдущего года.

Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1 % от объема книговыдачи.
Исключение документов производить не реже одного раза в 2 года.

Часть 3. Итоги движения библиотечного фонда.
21. По окончании года в части 3 подводятся итоги поступления и выбытия. Количество и стоимость изданий, записанных в инвентарную книгу, должны соответствовать данным бухгалтерии
Категория: Библиотечное дело | Добавил: СкляроваСветлана (04.03.2012) | Автор: Склярова Светлана Юрьевна E
Просмотров: 903 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]