Воскресенье, 25.02.2018, 16:50
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

НОД (подготовка к обучению грамоте): " Путешествие в страну Звуков" с использованием технологии АМО

Тема НОД: «Путешествие в страну Звуков»

Тип НОД - применение знаний и умений детьми старшего дошкольного возраста.

Взаимосвязь с предыдущей и последующей НОД: на предыдущем занятии дети закрепляли знания о гласных звуках (а,о,у,и,э,ы), проводили звуковой анализ слов из трёх звуков и знакомились с разбором и вычленением звуков из слов, состоящих из 4-х букв; учились подбирать слова на заданный звук, учились находить место звука( в начале, середине и конце слова). На следующем занятии будет изучаться звуковой анализ слов, состоящих из пяти звуков; дети будут учиться определять количество слогов в словах; а на последующих занятиях – определять количество слов в предложении, формирование навыков звукового синтеза при дифференциации согласных звуков (р и рь).

Психолого – педагогическая характеристика особенностей группы: данную группу дошкольников я веду со 2-й младшей группы, уже четвёртый год. Внутри группы между всеми участниками образовательно - воспитательного процесса сложились доверительные, дружеские отношения, что говорит о высокой социальной и психологической адаптации. Существует тесная взаимосвязь с родителями, которые помогают воспитателям и сотрудникам ДОУ создавать эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь пребывания детей в саду. Игровая деятельность развита достаточно, в соответствии с возрастом. Воспитанники сами организовывают сюжетно - ролевые и театрализованные игры, активно используют настольно – печатные развивающие и обучающие игры. Из индивидуальных и возрастных особенностей личностных качеств дошкольников можно выделить такие основные черты поведения, как контактность, активность, потребность в общении. У ребят сформированы в достаточной степени навыки самообслуживания и самостоятельность. Развитие детей в образовательных областях высокое и выше среднего (физическое развитие, особенности познавательной сферы – восприятие, память, мышление, развитие речи, элементарные математические представления, представления ребёнка о себе и окружающем мире). Левополушарных детей в группе – 5, правополушарных – 15. Детей со смешанным типом восприятия – 5; большинство группы – визуалы, у которых преобладает зрительное восприятие информации - 10; аудиалов (слуховое восприятие) -3; кинестетиков (с преобладанием тактильного, вкусового и обонятельного восприятия) – 2 ребёнка. Не умеют обобщать 3 ребёнка, делать выводы – 2. Проблемы при сравнении возникают у одного, у троих - сложности с классификацией и абстрагированием. Несколько детей испытывают затруднения при последовательном вычленении звуков из слова, при звуковом анализе «теряют» гласные, слышат только согласные звуки. Планируемое занятие по обучению грамоте поможет решить проблемы, связанные со звуковым анализом, классификацией и обобщением.

Цель НОД: закрепить в самостоятельной деятельности умение проводить звуковой анализ слова.

Задачи НОД: Актуализировать знания детей о звуковой культуре речи.                   Дать возможность применить на практике полученные знания о гласных и согласных звуках. Продолжать развивать навык звукового анализа слов. Продолжать совершенствовать фонетико - фонематическую сторону речи. Продолжать формировать компоненты учебной деятельности. Способствовать пониманию учебной задачи и выполнению её самостоятельно. Формировать навык самоконтроля и самооценки. Продолжать воспитывать доброжелательное и уважительное отношение друг к другу.

В ходе НОД дети закрепят: - знания о гласных и согласных (мягких и твёрдых) звуках, - умение определять место звука в слове, - умение называть слова с одинаковым и заданным звуком; -  навыки звукового анализа слов.

Материал и оборудование: фишки красного, синего и зелёного цветов; 2 домика для звуков (сине – зелёного и красного цветов); карточки с изображениями предметов и схемы (на 3 - 4 звука) под ними (кот, мак, лес, лось, луна, лиса, волк, рыба и т.д.) на каждого ребёнка; мягкие кубики красного, синего и зелёного цветов; листы бумаги и цветные карандаши красного, синего и зелёного цветов; игрушки( кубик, машинка, кукла); 8 средних мячей.

Подробный конспект занятия

Фаза 1 : Инициация. "Начало НОД".

 Этап 1. ПриветствиеАМО «Путешествие в страну Звуков»  

(заимствованный метод, но изменённый; продолжительность метода 2 минуты). 

Цели и задачи метода: создать позитивную и комфортную атмосферу, настроить ребят на рабочий лад.

Предварительная подготовка: классификация видов транспорта (наземный, воздушный, водный). Разучивание в свободное время песен про разные виды транспорта, песни путешественников: «Мы едем, едем, едем…»

Технология проведения:

Педагог предлагает детям выбрать транспортные средства, на которых они, разделившись на команды, отправятся в путешествие в страну Звуков (самолёт, поезд, автобус). В пути, чтобы не заскучать, ребята могут спеть песню (на выбор по желанию про свой вид транспорта, песню путешественников).

(дети называют и выбирают виды транспорта: самолёт, поезд, автобус и т.д.).

При использовании данного АМО формируются такие УУД, как:

- регулятивные (умение организовывать свою деятельность);

- коммуникативные (умение общаться, взаимодействовать с детьми и взрослыми; взаимовыручка, разрешение конфликтов);

- личностные (установление межличностных отношений; умение самостоятельно делать свой выбор в мире мыслей, чувств и ценностей).

При использовании данного АМО, у дошкольников формируются такие ключевые компетентности, как:

- коммуникативная (общение с детьми и взрослыми, умение договариваться, высказывать своё мнение);

- социальная (социальное окружение, межличностные отношения).

Данный АМО решает задачи НОД и позволяет более эффективно, по сравнению с традиционным мероприятием, достичь поставленных целей за счёт возникновения у детей собственного интереса, а не путём «принуждения» к занятию.

Этап 2: Погружение в тему, цель которого - обеспечение мотивации обучения и осмысленности процесса обучения.                                                                          АМО «Жильцы в домиках» (авторский, продолжительность 3 мин.).

Цель и задачи метода: закреплять знания о согласных и гласных звуках.

Необходимые материалы, которые понадобятся для успешного проведения метода: изготовленные из картона красный и сине – зелёный домики и круглые фишки этих же цветов.

Предварительная подготовка: до этого ребята ознакомились с классификацией звуков и их отличиями,уже работали с этими фишками (красные обозначают гласные звуки, синие - согласные твёрдые звуки, зелёные - согласные мягкие звуки). Технология проведения:

На полянке мы встречаем домики красного, синего и зелёного цвета, и рассыпанные по полянке фишки таких же цветов – звуки, которые после непогоды перемешал ветер. Дети помогают звукам вернуться каждому в свой дом: подбирают, называют, какой это может быть звук (если зелёный, то мягкий согласный (ль, пь, дь и т. д.); если красный, то гласный (а, о, у, и, э, у, ы); если синий, то твёрдый согласный (л, п, д, р и т.д.)

Варианты проведения метода (игра с мячом): кто ловит мяч, должен назвать гласный или согласный (твёрдый, мягкий) звуки.

Инструкция педагога воспитанникам: звуки после непогоды перемешались от ветра. Найденные звуки, называя, нужно вернуть в нужный домик.

При использовании данного АМО формируются такие УУД, как личностные, регулятивные, знаково - символические, коммуникативные.

При использовании данного АМО у детей дошкольного возраста формируются такие ключевые компетентности, как учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.

В процессе данного АМО дети самостоятельно делают выводы, предположения; работают с проблемной ситуацией, осуществляя практическое действие. Происходит включение дошкольников в познавательную деятельность через игровую ситуацию.

Этап 3 : Определение ожиданий и опасений дошкольников, цель которого - концентрация внимания, обеспечение ответственности за результат обучения, создание психологически – комфортной обстановки.

АМО «Волшебные солнышки» (авторский, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: выявить детские ожидания и опасения от предстоящей НОД, способствовать определению целей занятия, формированию ответственности за результат обучения.

Необходимые материалы: вырезанные из жёлтой бумаги кружки в виде солнышка с грустным и весёлым «лицом» (на магните). Магнитная доска, нарисованные на ней маркерами на левой половине – тучка с дождиком, на правой – голубое небо с облаком.

Предварительная подготовка: классификация эмоций ( "смайлы" с изображением разных эмоций), определение эмоционального состояния человека.

 Технология проведения:

Ребятам, после определения целей занятия, предлагается озвучить, что они ожидают от сегодняшнего занятия (позитивные ожидания (солнышки – улыбки) ребята прикрепляют на доску с ясной погодой; опасения детей (грустные солнышки) они прикрепляют на доску, где пасмурная погода. Считаем, анализируем, сравниваем.

Инструкция педагога: Расположите, пожалуйста, ваши смайлики туда, куда считаете нужным и объясните, почему..(работа в командах).

При использовании данного метода формируются такие УУД, как: 

- личностные (эмоциональность и нравственность, развитие толерантности; умение самостоятельно делать свой выбор в мире чувств, мыслей и ценностей);

- регулятивные (умение организовать свою деятельность);

- знаково - символические;

- коммуникативные.

При использовании данного АМО у воспитанников формируются такие ключевые компетентности, как коммуникативная и социальная.

Данный метод решает задачи занятия и позволяет более эффективно достичь, по сравнению с традиционным мероприятием, поставленные цели за счёт планирования и прогнозирования ребятами учебного процесса, самостоятельного выделения и формулирования ими познавательной цели. АМО обеспечивает самостоятельность детей в постановке целей и определения путей их достижения.

Фаза 2: «Работа над темой». 

Этап 4. Закрепление изученного, цель которого контроль и коррекция ЗУН.

АМО 1 «Сколько слогов?» ( метод авторский, продолжительность 3 мин. )              Цели и задачи метода: упражнять детей в определении слогов в слове.

Материалов для проведения метода не требуется.

Предварительная подготовка: упражнение дошкольников в делении длинных и коротких слов на слоги разными способами.

Технология проведения: Предлагается командам ребят назвать слова с двумя слогами (тремя, одним) и доказать правильность ( например, при помощи хлопков или другим способом).

Примечание: предварительно познакомить детей с правилом – сколько в слове гласных звуков, столько в нём и слогов.

Варианты проведения метода: поделить прямоугольник (схема слова) карандашом линиями (деление на слоги) на листке с изображением предмета.

Инструкция воспитателя детям: Придумайте и назовите слова, состоящие из двух слогов (одного, трёх) и докажите, что вы правы.

При использовании данного АМО формируются такие УУД, как: личностные, познавательные, коммуникативные, знаково-символические.

В ходе данного метода у дошкольников формируются такие ключевые компетентности, как учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.

В процессе НОД с использованием данного метода у детей совершенствуется умение самостоятельно и результативно мыслить, рассуждать логически. Воспитатель не даёт правильного и готового ответа за детей, а может лишь, в случае затруднений или отсутствия мнений детей,  «подтолкнуть» и «направить» в «нужное русло».

АМО 2 «Помоги найти младшего братца» (метод авторский, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: упражнять детей в подборе пары согласному звуку (твёрдый – мягкий).

Необходимые материалы: 8 небольших мячей.

Предварительная подготовка: упражнение дошкольников в определении твёрдых и мягких согласных звуков.

 Технология проведения:

Дети, работая в парах кидают друг другу мяч, называя твёрдый (мягкий) согласный звук, напарник возвращает ему мяч, называя мягкий (твёрдый) такой же звук: п –пь, р – рь, в – вь, мь – м, дь –д и т.д.

Примечание: можно кидать друг другу мяч, называя только гласные звуки. 

Вариант: Работают "тройками", один называет согласный звук, второй - гласный, а третий - называет образовавшийся слог. втроём произносят его "наоборот".

Инструкция модератора воспитанникам: Ребята, делимся на команды так, чтобы вас стало поровну. Дети одной команды начинают игру: кидая мяч соседу, называйте звук. Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать звук, отличающийся по твёрдости-мягкости.

В ходе данного АМО формируются такие УУД, как:

- личностные (развивается толерантность, ЗОЖ);

- коммуникативные (умение общаться и взаимодействовать со сверстниками).

При использовании данного метода у детей формируются такие ключевые компетентности, как: социальная (уважать мнение и интересы других людей, иметь собственное мнение), учебно-познавательная и коммуникативная.

У дошкольников активизируется логическое мышление, стимулируется познавательная деятельность в движении и игре через возникновение собственного интереса; осуществляется вовлечение многих органов чувств ребёнка (зрение, слух, осязание, работа вестибулярного аппарата)

АМО 3: « Где спрятался звук?» (метод авторский, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: закреплять умение детей определять место звука в слове.

Необходимые материалы: игрушки: кукла, кубик, машинка; 3 схемы с тремя ячейками, фишки красного, синего и зелёного цветов.

Предварительная подготовка: упражнение воспитанников в определении места звука в словах разными способами.

 Технология проведения:

Дети делятся на 3 команды. Вниманию ребят предлагаются игрушки и схемы из трёх ячеек. Ребятам нужно назвать слово и определить местоположение заданного звука (к), положить фишку на схему в зависимости от того, где мы слышим данный звук (кубик – в начале, кукла - в начале и середине, машинка – в конце). В процессе задания дети делятся каждый раз игрушкой с соседними командами.

Варианты проведения метода: нарисовать кружком нужный звук на листке бумаги с изображением предмета.

Инструкция педагога воспитанникам:

На схему возле каждой игрушки нужно выложить звук [к], предварительно выделив его голосом в слове.

В ходе данного метода у дошкольников формируются такие УУД, как регулятивные, познавательные, знаково-символические и учебно-познавательные.

При использовании данного АМО формируются у детей такие ключевые компетентности, как коммуникативная и информационная.

Этап 5: Инпут, цель которого сообщение детям нового материала.

АМО « Оживи картинку» (метод авторский, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: продолжать развивать у дошкольников навык звукового анализа слов.

Необходимые материалы: карточка с изображением рыбы, схема из четырёх ячеек, фишки трёх цветов.

Предварительная подготовка: проведение звукового анализа слов из  трёх - четырёх звуков.

Технология проведения:

Перед детьми картинка рыбы. Модератором ставится проблема – рыба замёрзла подо льдом и не может дальше плыть. Дети рассуждают и приходят к пониманию того, чтобы ей помочь и оживить её, нужно написать это слово правильно под ней на схеме при помощи фишек. Дети выделяют голосом нужный звук по очереди, начиная с первого; объясняя почему они взяли фишку того или иного цвета, выкладывают в нужную клеточку, читают, что получилось. Считаем, сколько звуков в слове рыба, сколько гласных и согласных; сколько слогов (проверяем хлопками (прыжками, приседаниями и т.д.)).

Инструкция модератора детям:

Рыба замёрзла подо льдом и не может дальше плыть. Чтобы ей помочь и оживить её, нужно написать это слово правильно под ней на схеме при помощи фишек.

При использовании данного АМО у дошкольников формируются такие УУД, как регулятивные; познавательные, логические; знаково-символические и коммуникативные.

В ходе данного метода у воспитанников формируются такие ключевые компетентности, как информационная, учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.

Наибольшая эффективность достижения целей достигается путём организации командной работы.За счёт использования диалога и полилога обеспечивается разнообразие коммуникаций.

Этап 6. Проработка содержания темы, целью которого является усвоение нового материала, развитие ЗУН.

АМО « Оживи свою картинку» ( метод авторский, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: закреплять знания о гласных и согласных (твёрдых и мягких) звуках. Дать возможность применить на практике полученные знания о гласных и согласных звуках. Формировать навык самоконтроля, взаимоконтроля и самооценки.

Необходимые материалы: карточки с изображением предметов (слова с одним и двумя слогами), схемы к ним (3 и 4 ячейки), фишки трёх цветов.

Предварительная подготовка: самостоятельный звуковой анализ слов.

Технология проведения:

У каждого на столах «замороженные» картинки и чтобы их оживить, надо «написать» фишками (звуками) эти слова в схемах по порядку самостоятельно, не пропустив ни одного звука. Правильность выполнения проверяет ребёнок – сосед.

При использовании данного АМО у детей формируются такие УУД, как личностные; регулятивные, действия саморегуляции; познавательные, логические; знаково-символические и коммуникативные. 

У дошкольников формируются такие ключевые компетентности, как информационная, учебно-познавательная, коммуникативная и социальная.

На протяжении всего метода наблюдается активность и чередование мыслительной и практической деятельностей.

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

Этап 7. Эмоциональная разрядка (разминка).

АМО «Звуковые кубики» (метод авторский, продолжительность 4 мин.)

Цели и задачи метода: способствовать снятию усталости и напряжения, восстановлению энергии.

Необходимые материалы: мягкие кубики красного, синего и зелёного цветов.

Предварительная подготовка: повторение правил безопасности при подвижных играх.

Технология проведения:

Дети делятся на 2 команды: гласные и согласные, отбирают себе мягкие кубики соответствующих звукам цветов. Каждая команда строит башню (у кого выше и устойчивей). Игра «Война звуков», где можно кидать свои кубики в башню противника: кто быстрее разрушит.

Варианты проведения метода: заканчивается игрой «Перемирие», где каждый игрок из одной команды выходит, кладёт свой кубик, произнося звук, к нему подходит игрок из другой команды, кладёт, свой кубик рядом, произнося, и вместе произносят получившееся звукослияние (слог).

При использовании данного метода у детей формируются личностные, познавательные и коммуникативные УУД;  коммуникативная и социальная ключевые компетентности.

Данный АМО решает наиболее эффективно задачи НОД за счёт групповой формы работы, двигательной активности, творческого характера обучения.

Этап 8. Рефлексия, цель которого - получение эмоциональной и содержательной оценки процесса и результатов обучения.

АМО  «Весёлые солнышки»   (авторский метод, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: продолжать побуждать детей оценивать процесс и результаты обучения. Способствовать формированию навыка самооценки собственной и коллективной деятельности.

Необходимые материалы: магнитная доска, магнитные "смайлики" солнышек.

Технология проведения:

Дети обсуждают, анализируют свои первоначальные опасения и ожидания. Исправляют «состояние погоды», если есть изменения в лучшую сторону. Делятся своими впечатлениями от занятия, что удалось…Что понравилось больше?

Инструкция модератора проходит в виде беседы:

Для чего мы этим занимались? (Зачем мы отправлялись в путешествие)?

Можете ли вы научить кого – либо делать также?

Как вы думаете, что мы узнаем на следующем занятии?

Как вы думаете, что нам надо узнать на следующем занятии? и т.д.

При использовании данного АМО у детей формируются личностные, знаково-символические и коммуникативные УУД; коммуникативная и социальная ключевые компетентности.

Эффективность данного метода заключается в осуществлении рефлексии, интерактивности, проявлении творчества, в ведении дошкольниками диалога – полилога (развитие коммуникации).

АМО «Руки любви» ( авторский метод, продолжительность 3 мин.)

Цели и задачи метода: способствовать расслаблению, снятию напряжения и усталости детей, восстановлению энергии.

Технология проведения:

Детям предлагается обнять себя крепко руками и подарить частичку своей любви друзьям, сказать какие – то тёплые слова (дети обнимают друг друга, парами, подгруппами, целой группой, заряжая других своей любовью, добротой, хорошим настроением).

Инструкция педагога воспитанникам: обнимем себя крепко двумя руками, покажем друг другу, как мы себя любим..Подарим частичку своей любви другу..

При использовании данного метода формируются личностные и коммуникативные УУД, коммуникативная и социальная ключевые компетентности.

В ходе данного АМО вовлекаются  такие органы чувств детей, как осязание, (прикосновения, тактильные ощущения (температуры тела)), зрение, слух, положение в пространстве.

В НОД " Путешествие в страну Звуков" целесообразно была использована технология АМО, так как с их помощью более эффективно можно добиться поставленных целей и задач. Всё занятие проходило в игровой форме: дети отправились в путешествие в страну Звуков. Тема раскрыта и содержание занятия освоено полностью. Развитие личности воспитанника происходило на основе освоения способов деятельности (реализация ФГОС).

Дети получают новые знания в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Дошкольники в начале занятия ставили перед собой цели, в процессе решали задачи, отвечали за результаты. В процессе НОД с использованием АМО дети самостоятельно делали свой выбор в эмоционально – нравственном плане (выражали мысли и чувства), у них совершенствовались межличностные, партнёрские отношения, воспитывалось чувство сплочённости, взаимовыручки и уважения чужого мнения. Развивались умения общаться, взаимодействовать.Благодаря используемым активным методам обучения были достигнуты все поставленные цели и задачи НОД.

Дошкольники подготовительной к школе группы в процессе данной НОД по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) закрепили: знания о гласных и согласных (мягких и твёрдых) звуках, умение определять место звука в слове, умение называть слова с одинаковым и заданным звуком и навыки звукового анализа слов.

Анализируя степень реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения) в данной НОД, можно сделать вывод, что данное образовательное мероприятие было очень продуктивным. На всех этапах уделялось внимание нравственному развитию, системно - деятельностному и индивидуальному подходу (индивидуальный подход к каждому ребёнку), здоровьесбережению (игры малой, средней и большой подвижности, рефлексия, разминка, эмоциональная разрядка), формированию основных компетенций дошкольников. Использовались принципы доступности, наглядности, систематичности, сознательности и активности обучения детей.

За счет использования технологии АМО можно достичь такие образовательные эффекты, как самостоятельное выделение и формулирование детьми познавательной цели; умение организовать свою деятельность (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль); совершенствование умения дошкольников результативно мыслить и работать с информацией в современном мире.

Методическая ценность занятия состоит в том, что оно может быть использовано и применено другими воспитателями в работе по речевому развитию (обучение грамоте) детей старшего дошкольного возраста.

Категория: Развитие речи | Добавил: Svetlana_Mosina1975 (28.11.2017) | Автор: Мосина Светлана Владимировна E
Просмотров: 58 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]