Вторник, 21.11.2017, 15:13
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами развивающего обучения.
Коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами развивающего обучения.
Речевое воспитание ребенка начинается с первых «детских слов» и заканчивается развитием связной речи – умением ребенка свободно и грамматически правильно выражать свои мысли. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, договариваться о совместной деятельности.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического развернутого изложения. У детей с ОНР связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делает речь детей бедной и стереотипной. Правильно понимая логическую взаимосвязь событий, дети ограничиваются лишь перечислением действий.
В настоящее время количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Наибольшие трудности дети с ОНР испытывают при овладении творческим рассказыванием. Дети испытывают серьезные затруднения в определении замысла рассказа, последовательном развитии выбранного сюжета и его языковой реализации. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Поэтому формирование связной речи у детей с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. Это необходимо, как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
У истоков развития речевого творчества стояли учёные, детские психологи – Ветлугина Н.А., Сохин Ф.А., Конина М.М., которые утверждали, что ребёнок приходит к свободному владению языком, языковому чутью через элементарное осознание языковой действительности. Их идеи поддерживали Подькова Н.Н., Ушакова О.С., Дьяченко О.М., Кравцова Е.Е. Значимыми для нас являются позиции Чуковского К.И., который на огромном фактическом материале показал, что в дошкольном возрасте ребёнок обладает повышенной чувствительностью к языку, к смысловой стороне речи. Эта чувствительность проявляется в лёгкости, с которой ребёнок запоминает слова, их звучание и значение, осваивает нормы и правила грамматики, в тонкости анализа смысла слова и формы слова, а также в особом, лингвистическом отношении к языку, интерес к словам, звукам, рифмам.
Анализ опыта работы с детьми привел нас к убеждению, что максимально успешным речевое развитие ребенка будет только тогда, когда у него будет желание и интерес к занятиям. А интересным занятием считается то, в котором используется много нетрадиционных приемов, которые способствуют развитию творческого воображения, активизируют детской словотворчество, побуждают в детях мотив к творческой деятельности.
Методологическими ориентирами стали различные методики развития творческого воображения, которые позволили дифференцировать средства обучения, методы и приёмы речевого развития, а так же организовать детско-родительское сообщество, что вызывает более сильное стремление ребёнка к собственно речевому торчеству.
Цель предлагаемой авторской разработки - коррекция и развитие связной речи у детей с общим недоразвитием речи средствами развивающего обучения.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
1. Обогащение и активизация словаря у детей с ОНР.
2. Развитие лексико - грамматического строя речи.
3. Коррекция и развитие связной речи.
4. Развитие творческого воображения, образного мышления.
5. Развитие речевого творчества, выразительности, содержательности речи.

Отличительные особенности авторской разработки:
1. Перспективный план разработан с учетом задач программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Коррекционное обучение и воспитание детей по преодолению общего недоразвития речи».
2. Расширение содержания за счет методических пособий:
«Логопедия в детском саду», Л.Н. Смирнова ;
«Преодоление общего недоразвития речи дошкольников», Т.В. Волосовец
«Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников», Р.И. Лалаева Н.В. Серебрякова
«Развитие мышления дошкольников с помощью мнемохотехники» Большева Т.В.
«Программа по развитию творческого воображения и мышления с помощью элеметов ТРИЗ детей дошкольного возраста», Гуткович И.Я. и др.
«Развитие мышления дошкольника с помощью мнемотехники», Большева Т.В.
3. Реализация комплексно - тематического подхода через распределение программного материала лексическим темам, что является ведущей позицией в преодолении лексической недостаточности детей, имеющих тяжелые нарушения речи.
4. Принцип «спирали» - предлагаемый материал рассчитан на два года обучения 5-6 лет и 6-7 лет. На новом возрастном этапе тематика повторяется с усложнением используемых приемов и расширением содержания;
4. Наличие обязательных структурных частей занятия.
 Мотивация
 Беседа
 Игровые упражнения на развитие грамматического строя речи или обогащение словаря
 Игровые упражнения на развитие связной речи
 Приемы развивающего обучения
 Создание продуктов детского речевого творчества
 Демонстрация продуктов детского речевого творчества

5 Введение в каждое занятие нетрадиционных приемов развития детского речевого творчества:
4. Оформление и презентация продуктов по материалам детского речевого творчества
5. Вовлечение семьи в процесс детского речевого творчества через создание совместных творческих продуктов.

АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ.

Оргмомент
Цель: Мотивация на предстоящую деятельность;
Приемы:1. Психоречевая гимнастика
2.Создание проблемной ситуации
Беседа
Цель:
- Введение в тему;
- Определение объема знаний детей и лексический запас по теме;
-Ситуативный диалог
Приемы:
Обращение к личному опыту
Работа с иллюстративным материалом
Лексико - грамматические упражнения
Цель:
Активизировать и расширять словарь детей;
Формировать умение согласовывать слова в роде числе и падеже, строить грамматически правильные конструкции разной степени сложности;
Приемы:
Игровые упражнения на развитие грамматического строя речи или обогащение словаря

Упражнения на развитие связной речи
Цель:
-Формирование умения строить связное логическое высказывание, составлять рассказы описательного характера с использованием традиционных приемов обучения
Приемы:
- План рассказа;
- Образец взрослого;
- Наглядные схемы, алгоритмы составления рассказов;
-Игровые упражнения.
Нетрадиционные приемы
Цель:
-Развитие творческого воображения, логического мышления;
-Формирование умения составлять творческие рассказы;
Приемы:
-Элементы ТРИЗ
-Приемы РТВ
-Мнемотехника
-Наглядное моделирование
-Рассказы цепной организации
-Элементы театрализации

Создание продуктов детского речевого творчества
Цель:
- Стимулировать детское словотворчество;
- Способствовать повышению самооценки, через осознание значимости создаваемого продукта для окружающих.
Приемы:
-Коллажи,
-Индивидуальны книжки-малышки,
-семейные книги,
-групповые альбомы,
-трафаретный театр,
-стенгазеты
Демонстрация продуктов детского речевого творчества
-Презентация для родителей и гостей группы,
-выставки,
-конкурсы
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Детский сад. Игрушки. - Альбом группы «Моя любимая игрушка»
Фрукты и овощи. - Стенгазета загадок «Витаминки»
Ранняя осень. Семейные фантазии из листьев «Музыка осени»
Деревья. Трафареты деревьев для режиссерских игр
Перелетные птицы. Общая книга «Птица – фантазия»
Дикие животные. Книга по мотивам семейных фантазий «Не существующее животное»
Домашние животные. Коллаж «На бабушкином дворе»
Семья. «Книжки – малышки «Папа, мама, я – дружная семья»
Мой город. - Коллаж «Город будущего»
- Фотомонтаж «Семейные прогулки по городу»
Мебель. Семейные макеты «Моя комната»
Посуда. Настольная игра «Сервируем стол»
Продукты питания. Поделки для игры сюжетно – ролевой игры «Магазин»
Зима. Вернисаж «Зимний пейзаж»
Зимующие птицы. Макет « Птицы на кормушке»
Новогодние приключения.
- Акция с участием семьи «Не рубите ёлки» (макеты елочек)
- Участие в конкурсе новогодней игрушки для городской елки»
Одежда Бумажные куклы с комплектом одежды»
Профессии. Семейные проекты «Дерево профессий»
Транспорт. Плоскостной театр «Мы едем, едем, едем»
Наша армия. Групповая книга по мотивам семейных рассказов «Мой папа солдат»
Животные жарких и северных стран Макеты из соленого теста
Весна. Вернисаж «Весенний пейзаж»
Сказочное путешествие. Трафаретный театр
Перелетные птицы. Коллаж «В весеннем лесу»
Прогулка по временам года. Семейные книги
Хлеб. Злаки. Коллаж «от зернышка до булочки»
Полет в космос. Макет «Этот фантастический космос» (Макеты космических кораблей дети делают совместно с родителями)
Спорт. Семейные коллажи «Мы за здоровый образ жизни»
Рыбы. Макет «Наш аквариум»
Насекомые. Пластическая композиция «На лугу»
День победы. Семейные книжки «Этот день победы»
Категория: Развитие речи | Добавил: ds-68-zharok (16.05.2012) | Автор: Ловицкая Олеся Викторовна E W
Просмотров: 1973 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]