Среда, 18.10.2017, 21:33
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Развитие речи

Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда
Конспект непосредственно образовательной деятельности логопеда
с детьми подготовительной к школе группы в рамках формирования универсаль-ных учебных действий

Бенгардт О.А., учитель-логопед МБДОУ «ЦРР-д/с «Светлячок» города Абакана РХ

Тема: Морское путешествие, Или чего не должно быть в океане?

Цель: знакомство со звуком [р] и буквой Р.

Задачи:
Образовательные:
– познакомить с буквой Р;
– соотносить звук с буквой.

Коррекционные:
– уточнить правильную артикуляцию звука [р];
– автоматизировать произношение звука [р] в словах;
– развивать диафрагмальное дыхание;
– развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Развивающие:
– развивать фонематическое восприятие;
– расширять и уточнять словарь по данной теме.

Воспитательные:
– воспитывать любовь к живой природе и ее обитателям;
– воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.

Оборудование: мультимедийная установка (презентация), магнитная доска и мар-керы, картинки с изображением обитателей моря, в названии которых встречается звук [р], звуковые домики для обозначения места звука в слове, цифры для обозначения количества слогов в словах, веревка, пакет, изображение подводного мира, медали.

Перечень формируемых универсальных учебных действий

Личностные:
– развитие интереса к предстоящей деятельности, формирование мотивации;
– проявление инициативы, самостоятельности;
– выполнение действий по словесной инструкции;
– формирование умения работать по правилу и по образцу;
– формирование позитивного отношения к себе и к окружающему миру.

Регулятивные:
– выполнение действий схематизации и моделирования;
– оценка деятельности сверстников;
– самооценка собственной деятельности.

Познавательные:
– способность и умение производить простые логические действия: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение.

Коммуникативные:
– умение вести диалог в соответствии с требованиями речевого этикета.

I. Мотивационно ориентировочный этап

(Дети входят в кабинет и видят мультимедийное изображение подводного мира).
– Посмотрите на экран, что вы видите? Хотели бы вы погрузиться на морскую глу-бину? Зачем вы хотите туда отправиться?
– Поплавать, посмотреть животных, стать исследователями, изучить растения и рыб, поиграть.
– Ребята, взгляните, кто приглашает нас в гости?
– Дельфин.
– Посмотрите внимательно, что это за буквы SOS вверху?
– Это сигнал того, что кто-то попал в беду и не просто приглашает нас в гости, а просит о помощи. Значит, получается, дельфинам нужна наша помощь. Мы должны найти на морском дне те предметы, которых там не должно быть, которые попали туда совершенно случайно.
– Как же мы окажемся на морском дне? С помощью чего? Что нам для этого нуж-но?
– Подводная лодка, батискаф, субмарина.
– Правильно, но их у нас нет. Только вот это изображение. Поэтому попробуем оказаться на морском дне с помощью воображения, давайте закроем глазки и предста-вим, что мы погружаемся в морскую воду. Замечательно! Один, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!

II. Поисковый этап.

– Ребята, какими качествами должны обладать настоящие спасатели? А исследова-тели морских глубин?
– Смелость, умение хорошо плавать и др.
– Конечно, вы правы. Но как же нам все успеть: и совершить путешествие, и узнать что-то новое, и поделиться друг с другом своими открытиями, и, самое главное, помочь дельфинам?
– Разделиться на команды.
– Конечно, вот отличная идея! Одна команда будет исследовать морских обитате-лей и растительность, а другая команда – выручать дельфинов. Тогда мы точно все успеем! Выбирайте себе капитанов и придумайте название для вашей команды!
– Что же еще нам поможет быстрее и лучше справиться с нашими делами?
– План нашего путешествия!
– Давайте его составим?
(Логопед советуется с детьми в выборе графических изображений плана, по ко-торому нужно действовать, пункты плана фиксирует на доске маркером)
– Чтобы погрузиться в морские глубины, нужно правильно дышать (рисуем нос и рот со стрелками).
– Раз мы водолазы, то должны соответственно одеться. Это так? Вы согласны? (Ри-суем маску и ласты или акваланг)
– И конечно, поиграть. (Рисуем ладошки).
– То, что мы найдем, мы будем исследовать, может, посчитаем. (Пишем: 1 2 3).
– А еще нужно рассказать о наших находках друг другу. (Рисуем стрелочки влево, вправо).
– И обязательно, после долгих исследований нужно немного отдохнуть. Будем спать в кроватках или покачаемся на волнах? (Рисуем волны).

III. Практический этап.

– Ребята, смотрим на план, что же дальше?
– Будем надевать костюмы водолазов.
– Конечно, переодеваемся, гидрокостюмы должны очень плотно облегать наше те-ло, чтобы мы с вами не замерзли в морской воде. Так, молодцы, все расправляем, чтобы не было складок. Надеваем маску, ласты, перчатки, не забудьте захватить акваланги.
– Никита, твоя команда отправляется исследовать морских обитателей? Егор, твоя команда ищет то, чего не должно быть в океане?
(Дети находят изображения подводных жителей, растительности и др.)
– Рыба, рак, ракушка, растения…
– Рукавица, карандаш, кровать, градусник…
– Ребята, что вы замечаете? Какой общий признак для всех этих слов?
– Звук [р].
– Конечно, вы молодцы! Чтобы правильно произнести звук [р], что должен делать язычок, губы?
– Губы приоткрыты, язык у верхних зубов и дрожит.
– Очень хорошо, давайте подумаем, какой звук [р]?
– Согласный (воздух не выходит свободно, мешают зубы), звонкий (горлышко ра-ботает), твердый.
– Смотрите на экран, все ли правильно вы сказали?
– Все правильно!!!
– Что дальше у нас по плану?
– Мы должны, разложить наши находки.
– Как будем раскладывать? Смотрите, у нас есть звуковые домики, распределим все эти картинки по окошкам? Если звук [р] в начале слова, то в какое окно?
– В первое.
– Если звук [р] в середине?
– Во второе.
– Если звук [р] в конце?
– В третье.
– Подскажите, мне, пожалуйста, что у нас в плане следующим пунктом?
– Цифры.
– Ребята, что можно посчитать?
– Картинки, слова?
– А слоги мы можем посчитать?
– Да!!!
– Считаем, сколько слогов в словах. И кладем картинку к соответствующей цифре. Капитаны, проверяйте: все ли правильно.
– Ребята, а дальше в нашем плане – ладошки. Что это значит?
– Пора поиграть!
– И правда, представьте, что мотор нашей субмарины сломался и нам нужно его починить! Заведем мотор! Руки перед грудью, кулачки сжаты, крутим руками и произно-сим: р- р-р (Динамическая пауза с использованием речедвигательной ритмики: ра, ро, ру, ры, ри)
– Отлично, но двигаться дальше нельзя, пока мы не завяжем морские узлы. Вот ве-ревка. Морской узел должен быть похож на букву, которая обозначает звук [р]. (Дети выкладывают из веревки букву «Р» на ковре) Посмотрите на экран. В какую сторону «смотрит» буква «Р»?
– В правую.
– Ребята, а какая буква похожа на «Р»? Смотрите на экран.
– Мягкий знак!
– Мягкий знак тоже «смотрит» направо? А чем отличается?
– Полукруг внизу. А у «Р» вверху.
– Вот предпоследний пункт нашего плана. Расскажем друг другу о своей находке предложением из 4 слов.
– Я нашла стеклянный градусник.
– Я нашел железную кровать.
– Я нашел красивую ракушку.
– Отлично справляетесь. Теперь предлагаю вам то, чего не должно быть в океане выбросить в пакет или отправить в корзину. А остальное вернуть в воду, чтобы дельфин не грустил. (Дети классифицируют картинки по заданному признаку)
– И самое последнее, что в нашем плане – это…
– Волны.
– Да, вы были настоящими исследователями и спасателями, хорошо потрудились, настала пора немного отдохнуть. Давайте послушаем шум волн и представим, как хорошо полежать и покачаться на волнах.
(Дети ложатся на ковер, закрывают глаза, звучит шум морского прибоя)
– Отдохнули? А теперь нужно возвращаться из нашего путешествия.
– Мы снимаем гидрокостюмы, глубоко вдыхаем. Субмарина доставит нас обратно на поверхность океана, а там и до берега рукой подать.

IV. Рефлексивно-оценочный этап

– Как выдумаете, ребята, доволен ли дельфин? Удалось ли нам ему помочь? Что сейчас чувствует дельфин, который просил нас о помощи? Что мы для этого делали?
– Да, мы помогли дельфину!
– У нас получилось очистить морское дно!
– Ребята, кому бы вы хотели рассказать о нашем путешествии?
– Маме, бабушке, брату.
– Как вы думаете, вы справились с ролью спасателей и исследователей?
¬¬¬¬– Мы с дельфином тоже считаем, что справились, и потому – вам вручаются морские медали!

Источник: http://moi-amour.ru/publ/1-0-0-0-1
Категория: Развитие речи | Добавил: bengardtoxana (23.05.2012) | Автор: Оксана Александровна E
Просмотров: 810 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]