Среда, 12.12.2018, 16:05
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир

Сообщение из опыта работы « Использование метода проектов в ознакомлении детей с родным городом»
« Использование метода проектов в ознакомлении детей с родным городом»
Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Это и побудило нас к созданию педагогического проекта «Знакомим детей с родным городом».
Цель проекта: Воспитание любви к малой Родине через ознакомление детей с родным городом, его историей, культурой. Вовлечение семьи в активную подготовку к празднованию дня города.
Вид проекта – познавательно – творческий, так в его процессе дети не только получают определенный объем знаний о городе, но и создают собственные творческие работы. Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, их родители и, конечно же воспитатели. По срокам реализации это длительный проект, так как он реализуется на протяжении трех месяцев, предшествующих Дню города.
Мы предполагали, что данный проект поможет нам:
- создать привлекательную для детей развивающую среду, , которая будет способствовать пробуждению их интереса к родному городу, его истории и культуре;
- Вовлечь родителей в образовательное пространство ДОУ, сделать их активными участниками педагогического процесса.
Результатами данного проекта, по нашим предположениям должно было стать:
- Расширение представлений детей о родном городе, формирование чувства гордости за него, осознание себя его частью;
1.воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, городу, улице.
2.расширить представление о родном городе, его истории.
3.прознакомить с символами г.Братска.
4.Воспитывать у детей любовь к малой Родине.
5.Учить видеть историю вокруг себя.
Для того, что бы решить успешно все эти задачи, мы решили узнать, что же знают наши дети и их родители о родном городе. Для этого мы провели анкетирование родителей. И задали несколько вопросов
1. Знаете ли вы, в каком году образован город Братск?
2. Есть ли у нашего города свой герб и гимн?
3. В каких местах города вы любите отдыхать со своим ребенком?
4. В каком году ваша семья приехала в Братск?
5.Какие изменения произошли с того времени в городе?
6. кто из ваших родных был на войне?
Провели беседу – диагностику с детьми, которая помогла нам выявить какие знания есть у детей о родном городе.
Все это показало, что многие из родителей сами родились не в Братске и мало где бывают с детьми в основном это библиотека и приезжий цирк.
Книги о Братске в некоторых семьях есть, но дети и родители редко заглядывают в них.
Есть семьи, в которых бабушки или дедушки были первостроителями Братска, но внуки ничего об этом не знают.
Мы пришли к следующим выводам, что работу по ознакомлению детей с родным городом необходимо проводить в определенной последовательности1
1. теснее работать с родителями.
2. организовать экскурсии по улицам п. Падун, в музей, в библиотеку, на выставки, в Ангарскую деревню.
3. познакомить детей с интересными местами в Падуне, где можно провести свободное время.
4.Рассказать детям и предложить консультацию родителям о гербе города.
5.Познакомить с памятниками и памятными местами Падуна и Энергетика.
6. организовать выставку рисунков и макетов, сделанных совместно родителями и детьми, оформить фото выставку
«Братск - вчера и сегодня», посвященную50-летию города.
Подобрать материал для музея «как жили в старом Братске».
7. изучить краеведческую работу, проводимую в музее Б.Г.С., познакомиться с литературой о городе Братске
Пополнить личную библиотеку новой литературой о городе.
Чтобы детям было интересно материал надо преподнести доходчиво, понятно, интересно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать. В младшем и среднем возрасте не стоит проводить интегрированных занятий и давать детям знаний об истории города, можно ограничиться наблюдениями на близлежащих улицах, беседами о том, где они бывали и что видели. Основная цель этого возраста – вызвать чувство восхищения красотой родного города. Задача педагога – выбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком те, которые наиболее доступны и которые дает ему природа, животные, дом, детский сад, родной край, труд людей, традиции и общественные события.

Что бы решить успешно все эти задачи, мы решили узнать, что же знают наши дети и их родители о родном городе. Для этого мы провели анкетирование родителей. И задали несколько вопросов
 Знаете ли вы, в каком году образован город Братск?
 Есть ли у нашего города свой герб и гимн?
 В каких местах города вы любите отдыхать со своим ребенком?
 В каком году ваша семья приехала в Братск?
 Какие изменения произошли с того времени в городе?
Интервью с детьми помогло нам выявить, какие знания есть у детей о родном городе. Все это показало, что многие из родителей сами родились не в Братске и мало где бывают с детьми в основном это библиотека и приезжий цирк. Книги о Братске в некоторых семьях есть, но дети и родители редко заглядывают в них. Есть семьи, в которых бабушки или дедушки были первостроителями Братска, но внуки ничего об этом не знают.
Мы пришли к следующим выводам, что работу по ознакомлению детей с родным городом необходимо проводить в определенной последовательности.
Для того чтобы у детей возник интерес к теме проекта, в группу были внесены фотографии города: Братск до затопления, строительство города и современный Братск. Возникло стихийное обсуждение: что это такое, что они знают об этом, в каких местах они бывали с родителями, хотят ли они побольше узнать о своем городе и как можно это сделать. История города:
• География города – улицы и районы города;
• - заводы и предприятия нашего города
• Куда можно сходить отдохнуть - культурные центры города.
С целью расширения представлений детей о родном городе мы провели цикл познавательных занятий и бесед. «Сибирь – родная, необъятная», «Я – братчанин и этим горжусь», «Братск вчера и сегодня», «Я по улице иду», «Герб Москвы и Братска», «Город трудится», «Сделаем город чистым».
Наиболее значимой формой расширения представлений детей о родном городе являются экскурсии. Чтобы экскурсии прошли для детей интересно и познавательно мы тщательно готовились. Уточняли маршрут, определяли, где сделать остановки, какую информацию дать детям, на что обратить внимание. Хочется остановиться на нескольких экскурсиях, которые нам удалось провести. Побывали мы в музее Братскгэсстроя – Истории города. Дети многое узнали о истории города, его первостроителях, условиях их жизни, заглянули в палатку первостроителей, бурятский берестяной чум, узнали о том как строилась Братская ГЭС, узнали такие фамилии как Наймушин, Василий Синица, вспомнили, что некоторые дети живут на улице В. Синицы, а у кого живут знакомые на улице Наймушина. Музей Братскгэсстроя это место, где проводятся разнообразные выставки. Недавно мы побывали с детьми на выставке, подготовленной Братским кукольным театром «Тирлямы».
Следующая экскурсия была в Ангарскую деревню.
Дети с большим интересом посмотрели – быт первых жителей старого Братска, сразу узнали Башню острога, удивили экскурсовода своими знаниями о затоплении старого Братска, посмотрели старую церковь, узнали названия бытовых вещей, которыми пользовались люди (лодка –долбленка, люлька, амбар, и другие), увидели русскую печь –узнали как в ней раньше мылись и спали на печи. Вся атмосфера располагала к празднику. И мы
спели частушки о Братске, рассказали стихи и поиграли в народные игры, в заключение покатались с русской горки и покачались на деревянных качелях.
Получился настоящий праздник на территории Ангарской деревни. Дети получили большое удовольствие и пополнили свои знания о городе его истории.
Неподдельный интерес вызвало у детей посещение Геологического музея в школе № 13, созданного учениками под руководством учителя Леликовой Л.Г. Настоящим чудом в глазах наших малышей стали экспонаты музея: кости динозавров, необычные камни, многие из которых ученики вырастили сами.
Наряду с познавательной мы стараемся использовать возможности и других видов детской деятельности. Нами подобрана целая серия дидактических, знакомящих детей с родным городом: «Кто где живет», «Экскурсоводы», «Что сначала, что потом…», «На Ангаре», «Где эта улица, где этот дом», «Украсим город цветами», «Поможем Незнайке».
Для закрепления полученных знаний мы использовали сюжетно-ролевые игры:
- «Строители» (Братской ГЭС, Нового Братска)
- «Автобус» (экскурсия по городу)
- «Прогулка на теплоходе по Ангаре»
- «Городские хлопоты» (комплекс с - р игр «больница», «магазин», «парикмахерская», «стройка», «автобус» и т.п.).
- Братская студия телевидения и другие.
Особо хочется остановиться на рассказах, которые предлагаются детям, по ознакомлению с городом.
1.В рассказе не должны упоминаться даты и цифры, потому что детям они нечего не дают, лучше использовать такие выражения: «это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были маленькими»
2. Наглядность – основа рассказа. Это могут быть фотографии, картины, схемы, рисунки, модели и т.д.
3.Язык рассказа должен быть простым, необходимо заменять такие слова как «героизм, отечество, слава» более доступными как «смелость, родина, хорошие дела людей».
Прохождение данной темы через все виды деятельности позволяет закрепить полученные знания и как результат, были проведены следующие мероприятия:
Поведен спортивный праздник « МАМА, ПАПА, Я -СПОРТИВНАЯ СЕМЬЯ» родители и дети с удовольствием и интересом приняли участие в соревнованиях. Получили призы команды занявшие первых три места. Все эстафеты были связаны со строительством города на Ангаре. Спортивный азарт был присущ всем игрокам,
Конкурс рисунков «Мой город», в котором участвовали все дети группы, фотомонтажи «Братск вчера и сегодня» и «История города в истории детского сада», позволил объединить интересы детей и родителей.
К реализации проекта активно подключились все специалисты ДОУ. На музыкальных занятиях дети слушали и разучивали песни и частушки о Братске; инструктор по физкультуре играла с детьми в бурятские подвижные игры, проводила авторские психоэтюды: «Ангара пробивается через пороги»; «Первопроходцы»; «Палаточный городок», «Салют». На занятиях по изобразительной деятельности - дети рисовали «Ночной город» лепили из пластилина парусники на Братское море, конструировали из бумаги дома и рисовали «Салют в честь юбилея города».
На занятиях по развитию речи детям читали произведения Братских писателей, ребятишки заучивание стихов о городе, составляли рассказы
- «Я иду в детский сад»;
- «Где работают родители»;
- «Где мы были, вам расскажем» и даже создавали книги.
По результатам проектной деятельность мы оформили фотоальбомы и фоторепортажи. По мотивам экскурсий, игр, праздников, совместно с родителями создали коллаж «Прогулки по городу» и книгу «Я и мой город».
Главные же результаты нашего проекта - это знания и представления детей об истории города, о знаменитых земляках, о городских достопримечательностях. Но главное - это неподдельный, активный интерес детей к родному городу, желание сделать его еще лучше и краше своими делами и поступками.

Актуальность
Последнее время все более актуальным становится лозунг прошлых лет: «Растим детей патриотами». Это связано с тем, что информационное поле, окружающее детей, наполнено символами, чуждыми русской национальной культуре, традициями, устоям. Дети смотрят иностранные мультфильмы и кинофильмы, персонажи из которых заполнили полки магазинов игрушек, поселились в детских книгах на детской одежде и, что самое печальное в детских душах. Поэтому возникла насущная необходимость возвращения к вечным истинам. Чем раньше ребенок осознает себя частью великой страны и испытает от этого чувство гордости, тем глубже и прочнее поселится это чувство в его душе.
На нас, педагогов – дошкольников, возложена великая миссия – воспитать подрастающее поколение патриотами своей Родины, научить их любить свою страну и гордится ею. И, прежде всего, необходимо дать детям понимание, что великая страна начинается с малой Родины – с того место, где ты родился и живешь. Если ребенок знает историю своего города, интересуется, чем она живет сейчас и хочет стать частью происходящих в городе событий, то он вырастит настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.

Проект: «Мой Братск»

Цель проекта : Расширение представлений детей с родным городом, его историей, культурой. Вовлечение семьи в активную подготовку к празднованию дня города.

Задачи:
1. Дать детям возможность познакомиться с историей родного города. Формировать представление её разноплановости: Братск – древний – острожный и Братск – молодой город – новостройка.
2. Помочь детям осознать связь между историей города и историей своей семьи.
3. Приобщать детей к истокам народной культуры, развивать интерес к творчеству народных умельцев.
4. Познакомить с произведениями искусства, создаваемыми братскими художниками, поэтами, писателями.
5. Формировать умение ориентироваться в ближайшем окружении: познакомить с основными достопримечательностями города; дать представления о названии улиц города (В.Синицы, Гидростроителей и т.п.).
6. Помочь детям почувствовать себя гражданином своего города, участником, происходящим в нем событий через активное вовлечение в подготовку к празднованию юбилея города.
7. Активизировать семью в вопросах нравственно-патриотического воспитания детей.
8. Помочь детям выразить свое отношение к родному городу через создание творческих работ: рисунков, макетов.

ПЛАН – СХЕМА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап
Содержание
Деятельность
педагога детей родителей
I Выбор темы проекта.
Беседа: «Что мы знаем о родном городе». 1. Внесение праздничного буклета.
2. Беседа по иллюстрациям.
3. Метод «Трех вопросов».
- «Что вы знаете о родном городе»,
- «Что хотите узнать»,
- «Где это можно узнать».
4. Помощь в формулировке цели проекта: подготовиться к празднованию юбилею города. 1. Рассматривание иллюстраций.
2. Участие в беседе.
3. Ответы на вопросы.
4. Формулировка цели проекта. Знакомство с темой проекта.
II Сбор информации:
1. Познавательные занятия:
А) «Я Братчанин и этим горжусь»;
Б) «Я по улице иду»;
В) «Герб родного города». 1. Беседа.
2. Рассказ о городе его достопримечательностях.
3.Чтение стихов и рассказов о городе.
4. Проведение д/игр:
- «Кто где живет»,
- «Где это находится»;
- «На Ангаре»,
- «Где эта улица, где этот дом»;
- «Украсим город цветами». 1. Участие в беседе.
2. Слушание рассказов, чтения;
3. Участие в дидактических и сюжетно-ролевых играх. Помощь в подборе материалов к занятиям (книги, иллюстрации).
Прогулки с детьми по городу и обсуждение увиденного.
2. Чтение стихов и рассказов о Братске. Подбор и чтение литературы. 1. Слушание.
2. Заучивание стихов. Помощь в создании библиотечки о Братске.
3. Экскурсии:
- Музей истории строительства города.
- «Ангарская деревня» Организация экскурсии. Активное участие в экскурсии. Участие в экскурсии;
- Помощь в организации фото и видеосъемки.
4. Посещение детской библиотеки:
- знакомство с выставкой литературы о городе; Организация экскурсии и встречи. - Изготовление подарков ветерану;
- Разучивание стихов и песен.

- Встреча с ветераном строительства города.
5. Рассматривание фотографий о городе. Сбор фотографий, беседа по ним. Участие в сборе фото и беседе. Приносят фотографии из семейного архива.
6. Просмотр видео фильма «Братск вчера и сегодня». Организация просмотра и обсуждения фильма. Просмотр и обсуждение фильма.
7. Познавательная викторина «Братск – мой город». Организация и проведение викторины. Участие в викторине. Участие в викторине.
III Оформление собранной информации:
1. Изготовление карты п. Падун. А) внесение карты с разметкой улиц, но без домов.
Б) Помощь в изготовлении карты. Изготовление символов объектов и их размещение на карте. Прогулки по улицам поселка и беседа об увиденным.
2. Изготовление макета «Малая Родина – Падун». А) подготовка площадки для макета.
Б) помощь в изготовлении соц. культурных объектов. Изготовление макетов соц. Культурных объектов: магазин, больница, музей и т.п. Совместно с детьми изготовить макет своего дома.
3. Конкурс рисунков «Любимый город». Оформление выставки рисунков. Создание совместных работы: рисунков, плакатов.
4. Оформление фотомонтажей:
А) «Как все начиналось»;
Б) «История города – история детского сада»;
В) «История города в семейном альбоме»;
Г) «Я и мой город»;
Д) «Репортаж с места событий» (по материалам экскурсий, встреч и т.п.).

5. Конкурс чтецов «Ветер Братска».

Оформление фотовыставки.
Сбор фотографий и оформление выставки.

Сбор фотографий и оформление выставки.

Сбор фотографий и оформление выставки.

Оформление фотомонтажа

Помощь в заучивании

Участие в оформлении выставки.

Участие в оформлении выставки.
Изготовление книги «Я и мой город».
Участие в оформлении
Фотомонтажа.

Разучивание стихов.

Участие в сборе фотографий.

Участие в сборе фотографий.
Изготовление книги «Я и мой город».
Организация фотосъемки,
изготовление фотографий.

Помощь в разучивании стихов.
стихов;
Организация конкурса.
6. Спортивное развлечение «Папа, мама, я – здоровая семья». Подготовка сценария и проведение развлечения. Готовятся и участвуют в соревновании.
7. Спортивный праздник «Строители Братска». Помощь инструктору ФК в проведении праздника. Активное участие в празднике. Помощь в оформлении зала; зрители.
IV Презентация проекта. Праздничный концерт посвященный юбилею города.

СОТРУДНИЧЕСТВО СО СПЕЦИАЛИСТАМИ

КТО ЧТО ДЕЛАЕТ
Музыкальный руководитель Разучивание песен, частушек о Братске; постановка танцев (хоровод вокруг «березки», «перекрытие»). Подбор музыкальных произведений для слушания.
Развлечение в Ангарской деревне. Праздничный концерт, посвященный дню города.

Инструктор по ФК Разучивание и проведение подвижных игр, психоэтюдов. Проведение спортивных праздников и развлечений.

Педагог эколог Проведение экскурсии на берег Братского моря, целевых прогулок по экологической тропе и в парк. Проведение опытов и экспериментов. Изготовление экологических макетов.

Учитель-логопед Составление рассказов из личного опыта о городе.

Руководитель кружка по изобразительной деятельности «Волшебная кисточка» Создание творческих работ с детьми («Осенняя Тайга», «ночной город»).
Помощь в оформлении выставок и зала к празднику.
Схема реализации проекта через различные виды деятельности

Игровая деятельность.

I. Дидактические игры:
- «Кто где живет»
- «Экскурсоводы»
- «Что сначала, что потом…»
- «На Ангаре»
- «Где эта улица, где этот дом»
- «Украсим город цветами»
- «Поможем Незнайке».

II. Сюжетно-ролевые игры:
- «Строители» (Братской ГЭС, Нового Братска)
- «Автобус» (экскурсия по городу)
- «Прогулка на теплоходе по Ангаре»
- «Городские хлопоты» (комплекс с - р игр «больница», «магазин», «парикмахерская», «стройка», «автобус» и т.п.).

Познавательная деятельность.

- экскурсия в музей БГС;
- экскурсия в Ангарскую деревню;
- целевые прогулки по улицам города.

Наблюдение за трудом взрослых (дворник, повар, аптекарь и т.п.).

Опыты: - «Очистка воды»
- «Чем мы дышим».
Создание экологических макетов: - Сибирская тайга;
- Тайга вокруг заводов.
Просмотр видеофильма о городе.
Просмотр слайдов «Природа Приангарья».

Изобразительная деятельность.

- Аппликация из природного материала «Осенний лес».
- Рисование «Ночной город».
- Плоскостная композиция из пластилина «Братское море».
- Конструирование из бумаги «Строим город».
- Рисование «Салют в честь юбилея города».

Музыкальная деятельность.

Слушание:
- Маршалл «Иркутская история»;
- И.Ясный «Мой дом»;
- сл. С. Гребенникова и Н.Добронравова, муз. Пахмутовой «Прощание с Братском».
Пение:
- частушки о городе;
- «Песня о Братске» - сл. Н. Пискунова, муз. Ю.Пилиенко.
- «Юбилейная песня» - сл.Н. Снегова, муз. Ю. Пилиенко.
- музыкально-ритмические композиции: «Перекрытие Ангары» (под муз. «Шторм» в исполнении Ваннесы Мей); «Русский хоровод» (муз. «Вологодские кружева»).
Художественно-речевая деятельность.
- Заучивание стихов о городе.
Составление рассказов:
- «Я иду в детский сад»;
- «Где работают родители»;
- «Где мы были, вам расскажем».
Создание книги «Я и мой город».

Физическая культура.
Подвижные игры:
- «Табун» (бурятская игра);
- «Нитка – иголка» (бурятская игра);
- «Мы кого-то видели» (о животном мире Приангарья).

Двигательные психоэтюды.
- «Сказ о Байкале, Ангаре и Енисее»;
- «Ангара пробивается через пороги»;
- «Первопроходцы»;
- «Палаточный городок»
- музыкально-спортивная композиция с лентами «Салют».
- Развлечение: «Папа, мама, я – здоровая семья».
- Поход на берег Братского водохранилища.
- Спортивный праздник «Строители Братска».
Категория: Окружающий мир | Добавил: ds-68-zharok (16.05.2012) | Автор: Воеводина Тамара Ильинична E W
Просмотров: 2860 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]