Среда, 13.12.2017, 11:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир

Почему солнце светит днем, а звезды ночью?
1. Название мероприятия: Первая Всероссийская научно-методическая конференция «Интерактивные технологии в образовании»
2. Предмет начальной школы (окружающий мир)
3. Класс. 1
4. Автор Ожмекова Наталья Юрьевна
5. Должность. Учитель начальных классов
6. Образовательное учреждение. МБОУ Нармонская средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
7. РеспубликаТатарстан
8. Поселок Нармонка Лаишевского района
9. Краткая аннотация статьи. Данный урок проведен с использование технологии деятельностного метода. На уроке формируются познавательные , регулятивные, личностные и коммуникативные УУД. Учащиеся с помощью учителя ставят цели и задачи урока, постоянно находятся в поиске решения поставленных задач. Итогом урока является самостоятельная оценка работы на уроке.

Цели
Образовательные: Формировать представления у детей о солнце, звездах, созвездиях.
Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.
Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Планируемый результат
Предметные:
Знать и обосновывать причины почему солнце светит днем, звезды ночью.
Уметь различать созвездия.
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Основные понятия
Солнце, звезда, созвездие, астрономия, астроном, телескоп.
Межпредметные связи
Окружающий мир, Астрономия
Ресурсы:
Мультимедийное оборудование, мяч, фрукты, тарелки, глобус, фонарик, таблички звезд.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник для 1-го класса. Часть 1. Стр. 34-35
http://crazymama.ru/zagadki.php?a=1&id_cat1=15; Загадки про солнце
http://crazymama.ru/zagadki.php?a=1&id_cat1=16; Загадки про звезды
http://fizkult-ura.ru/node/111; Физкультминутки
http://www.astrogalaxy.ru/kind5.html; Астрономия для детей
http://festival.1september.ru/articles/504708/ Астрономия для малышей

Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в группах.

Ход урока.
1. Организационный момент.
Энергизатор «Испорченный телефон». Группам слова: космос, планета, Земля.
Вывод: -Чтобы быть понятым и услышанным, нужно внимательно слушать и правильно , четко говорить.
2. Введение в тему.
Отгадайте загадку.

Что видим мы, взглянув в оконце?
Нам ярким светом светит …
(Солнце)
Коль ночь ясна – прозрачен воздух,
Тогда мы небо видим …
(в звёздах)

- Когда мы можем их увидеть? На какие два вопроса мы должны сегодня ответить?
(Почему солнце светит днем, а звезды – ночью?)
3. Раскрытие темы урока.
• - А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей)
Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это наша звезда, дающая нам жизнь.
- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах)
Мяч
Круг
тарелка Апельсин
Круг
крышка Яблоко
Круг
блюдце
-Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.

-Почему нам днем светло? (освещает солнце)
-Как это происходит?

Опыт 1. Смена дня и ночи. ( Один ученик в роли солнца, второй в роли планеты Земля. У «солнца» светильник. Ученики демонстрируют, как происходит смена дня и ночи)

-Наша планета расположена настолько близко, что лучи солнца хорошо достигают ее поверхности.
-Какой вывод можно сделать? (Солнце само создает день, т.к. расположено близко к планете)

-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему солнце светит днем)

• -Когда же у нас наступит ночь? (когда планета повернется обратной стороной к солнцу)
-Что же мы увидим на ночном небе?
-Хотели бы вы совершить полет к звездам?
-На чем полетим?

Учитель: Ученики:
Сесть удобнее
Пристегнуть ремни
Ключ на старт
Контакт
Включить мотор
Пуск. Есть сесть
Есть пристегнуть ремни
Есть ключ на старт
Есть контакт
Есть включить мотор
1,2,3,4,5 –Поехали!

• Физкультминутка.
-Как полет?
-Что экипажи видят в открытом космосе?
Вечер зимний в небе синемвстать из-за стола
Звезды синие зажегвстать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий инейпотряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

-Каждый экипаж приземляется на своей звезде.
• Работа в группах
-Из цветной бумаги, что у вас на столах вырежьте ту звезду, цвет который подходит к вашей звезде. Для этого вы может воспользоваться учебником. (с. 32)
1 группа (красный цвет)
Альдебаран 2 группа (синий цвет)
Сириус 3 группа (белый цвет)
Регул

-Теперь экипажи поделются своими впечатлениями об увиденном. Для этого возвращаемся в класс.
• Физминутка
А сейчас мы с вами, дети,
Приземлимся на ракете.
На носки поднимись,
А потом руки вниз.
1,2,3,4-
Вот летит ракета вниз.

-Расскажите, на каких звездах вы побывали?
-Их мы приклеим к звездному небу.


-Что вы можете сказать об увиденных звездах? (Они отличается цветом и размером)
-Мы улетели так далеко, что солнце стало казаться горошиной. (Приклеиваем на макет)

• Работа в группах.
1 группа. Расположите звезды таблички в порядке увеличения. 2 группа. Рабочая тетрадь стр.21, задание 1 3 группа. Расположите таблички звезды в порядке уменьшения.

Выступление групп.
• Создание проблемной ситуации.
- Ребята в классе нарисовали для вас звезды, такими какими они их себе представляют. Но они получились сверкающими, остроконечные. Вы вырезали звезды круглыми. Почему? И кто из вас прав? (Варианты детей).

Опыт 2. Фонарик –звезда, свет пропускаем через мутную пленку.
Вывод: так устроен наш глаз, далекий свет звезды пройдя через слои газов и атмосферы , расплывается, и звезды нам кажутся мерцающими.

• Создание проблемной ситуации.
-Заканчивается ночь и звезды выключают свет, ложатся спать. Правда ли это? (Варианты ответов)
Опыт 3. Для опыта нам понадобится картонный ящик, гвоздь, лист белой бумаги, небольшая настольная лампа. В боковой стене картонного ящика пробивают несколько отверстий, а снаружи наклеивают лист белой бумаги. Ящик помещают в тёмную комнату и освещают его изнутри. На пробитой стенке тогда явственно выступают освещённые изнутри отверстия-дырочки – это звёзды на ночном небе. Но стоит только, не прекращая освещения изнутри, зажечь в комнате достаточно яркую лампу , и искусственные звёзды на листе бумаги бесследно исчезают: это “дневной свет” гасит “звёзды”.
Вывод. Теперь вы видите, что звёзды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.
-На какой вопрос мы сейчас ответили? (Почему звезды видны ночью?)
4. Закрепление изученного.
-Красивое звездное небо. Люди из давно любовались им. (На доске астроном смотрит в телескоп).
-Что это за персонаж? (звездочет, астроном)
Астроно́мия — наука о Вселенной.
Астроном изучает небесные тела: звезды, планеты, их спутники и кометы.
ТЕЛЕСКОП (от теле... и ...скоп), астрономический инструмент для изучения небесных светил.
-Что он рассматривает?
-Мысленно он соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия. Перед вами созвездие Льва.

• Работа в рабочей тетради. (с.22, задание 3)
-Соедините линиями точки на рисунке так, чтобы получилось созвездие Льва. Проверь себя по учебнику.
5. Итог урока.
- На какие два вопроса мы сегодня ответили?
-Почему солнце светит днем?
-Почему звезды видны ночью?
6. Рефлексия.
-Иногда наше настроение зависит от того, солнечный сегодня день или пасмурный. И по тому какое у вас настроение, я пойму по вашим солнышкам. Если на уроке вам было интересно и все понятно нарисуйте веселое солнышко, а если на уроке вам было не интересно и скучно нарисуйте грустное солнышко.
Лучами земля опоясана,
Цветами земля опоясана.
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами!
Орбитой любви и привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Спасибо вам за урок!
Категория: Окружающий мир | Добавил: narmnat79 (13.07.2012) | Автор: Ожмекова Наталья Юрьевна E
Просмотров: 1794 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]