Главная » Статьи » Дошкольное образование » Окружающий мир |
Интерактивный метод обучения – сюжетно ролевая игра старших дошкольников.
«Через игровую деятельность и движение ребенок учится и в этом смысле игра может, называется едущим видом деятельности, так как определяет развитие» Л.С. Выгодский Дети - творцы настоящего и будущего. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. Говоря об игре как ведущей деятельности дошкольника, речь, прежде всего, идет о сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра в ее типичной форме - это свободный вид совместной деятельности детей. Дети объединяются между собой по собственной инициативе, сами определяют сюжет игры, берут на себя соответствующие роли, распределяют игровой материал, намечают и развивают содержание игры, выполняя те или иные игровые действия. Важно, что сюжет и содержание игры они берут из окружающей жизни, отражают те ее моменты, которые привлекли внимание, вызвали интерес, произвели особое впечатление. Интерактивный метод обучения – сюжетно ролевая игра позволяет развивать, • мышление ребенка, • способствуют их вовлечению в решения проблем, • не только расширяют, но и углубляют знания, • одновременно развивают практические навыки и умения, • дает возможность творческой природы личности каждого ребенка Главная цель педагога, проводя занятия применяя интерактивные технологии, а в частности сюжетно ролевую игру – развитие личности ребенка. Средством же развития, раскрывая ее потенциал внутренних способностей, является познавательная и мыслительная деятельность. Следовательно, задача педагога – обеспечить такую деятельность, чему способствуют современные интерактивные технологии. Так сам ребенок открывает путь к познанию. Это и есть идеальная модель обучения. Безусловно, детское творчество в игре еще несовершенно, это только начальная форма той деятельности, из которой затем вырастает искусство. Однако проявление творчества в игре позволяет ребенку глубже понять окружающий мир, дает ему некоторый жизненный опыт, вызывает потребность выразить его в своей деятельности. Мы рассматриваем сюжетные игры, в ходе которых обучаемый должен оценить обстановку и найти рациональное решение. Основная цель данного вида инсценировочной игры – научить ориентироваться в различных ситуациях. Для инсценировки заранее составляется сюжет- сценарий, где описываются конкретные ситуации, ролевые функции, задачи. Участники, дети распределяются для исполнения ролей и отрабатывают тактику поведения, функции и обязанности каждого должностного лица. Например, один ребенок выполняет роль - директора магазина, другой менеджер по продажам, третий – кассир, остальные дети покупатели. Дискуссия идет с учетом сюжета и определения ролей. Дети пытаются разрешить конфликтные ситуации. В игровом взаимодействии ребенок нащупывает способ разрешения настигшего его противоречия, и именно возможность разрешить конфликт через игру. Практика проведения игр показывает, что ядром напряженных взаимоотношений, которые требуют поиска специальных средств понимания и объединения в решении возникшей проблемы, является специально сконструированный конфликт, в котором сталкиваются различные позиции в попытках преобразования объекта изменения. Такие игры предназначены для решения задач создания ресурсов для развития мышления и деятельности. Специальные игровые конструкции, которые применяются для обучения и решения проблем, могут способствовать становлению конфликтной компетентности в дошкольном возрасте. В современном мире, мире компьютеризации, появляются новые профессии: менеджер, программист и др. Все это ставит перед педагогом задачу знакомство со всем новым через игру. Приведем некоторые игры, используемые в нашей практике. Для каждой игры определены цели, игровые действия, определенна конфликтная ситуация, которую необходимо решить. Игра «Супермаркет» Цель: Побуждать детей широко использовать знания об окружающей жизни; согласовывать игровой замысел Игровые действия: Приход в супермаркет, покупка необходимого товара, объявление о распродажах, покупка товара, упаковка товара; Конфликтная ситуация: решение конфликтных ситуаций менеджер с директором супермаркета. Игра «Дом моделей» Цель: Выполнение игровых действий и ролей в соответствии с сюжетом игры: модельер, швея, закройщик; Закреплять понятие коллективизм – от добросовестной работы каждого зависит качество товара. Игровые действия: обслуживание клиента в доме моделей, оформление заказа – приемщиком, рассматривание журнала мод и выбор модели клиентом, снятие мерки – закройщиком, выполнение заказа швеей, примерка изделия, работа кассира, службы доставки; Конфликтная ситуация: разрешение конфликтных ситуаций заведующий дома моделей и клиента; Игра «Служба ДПС» Цель: Умение распределять роли в соответствии с их ролью: инспектор ДПС, начальник службы ДПС, водитель, пешеход. Закреплять знания о правилах дорожного движения. Игровые действия: Определение места работы инспектора, оформлять документы на машину, выписывать квитанцию – штраф за нарушение водителю и пешеходу, составление отчета начальнику ДПС; Конфликтная ситуация: решение конфликта инспектор-водитель, инспектор-пешеход; Игра «Агентство журнала» Цель: Закрепить знания о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни, уметь решать конфликтные ситуации журналист и редактор, журналист и наборщик текста; Игровые действия: распределение ролей: редактор, фотограф, наборщик, журналист; изготовление макета журнала, взятие интервью, написание статей, редактирование редактором – придумывание заголовка; Конфликтная ситуация: решение конфликтных ситуаций журналист – редактор, журналист – наборщик текста; Игра «Корпорация МТС» (или Билайн, Мегафон и др) Цель: Отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, соблюдать корпоративную этику, формировать навыки сотрудничества; Игровые действия: Работа оператора связи, работа менеджеров по продажам телефонов, ремонтная мастерская по ремонту телефонов; Конфликтная ситуация: конфликтная ситуация менеджер по продажам и покупатель; Игра «Агентство недвижимости» Цель: Закреплять знания по работе агентств по недвижимости, уметь распределять и выполнять роли: менеджера по продажам, рекламного агента, покупателя; Игровые действия: Знакомство с рекламными проспектами, выбор недвижимости, оформление сделки, оплата покупки, оформление документов; Конфликтная ситуация: решение конфликтной ситуации: менеджер и покупатель; Игра «Олимпиада» Цель: Отображать события общественной жизни, объединять детей одной целью; Игровые действия: распределение ролей спортсменов в разных видах спорта, представление команд, зажжение олимпийского огня, выступление спортсменов, закрытие олимпиады; Конфликтная ситуация: разрешение конфликтных ситуаций между спортсменами; Игра «Банк» Цель: Закрепление правил поведения в общественных местах; распределение ролей: клиент, кассир, менеджер, директор банка; Игровые действия: Посещение банка, выбор банковских услуг: коммунальные платежи, перевод денег в другой город, открытие книжки для хранения денег в банке, работа с пластиковыми картами; Конфликтная ситуация: конфликтная ситуация клиент банка и кассир; Использованная литература: 1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. М.: Просвещение, 1987. 2. Буре Р.С. Воспитание в процессе обучения на занятиях в детском саду. – М.: Педагогика, 1981. 3. Виноградова Н.А, Позднякова Н. в Сюжетно ролевые игры для старших дошкольников. Практическое пособие. Айрис Пресс, Москва, 2009 4. Зварыгина Е.В., Комарова Н.Ф. Перспективное планирование по формированию игры. – М., 1989. 5. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество. – М., 1984. 6. Эльконин Д.Б. «Символика и ее функции в игре детей // Дошкольное воспитание» 1966г. №3 7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Педагогика, 1978. | |
Просмотров: 2896 | |
Всего комментариев: 0 | |