Вторник, 22.01.2019, 14:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Музыкальные занятия

«Народный фольклор как средство стимулирования личностных и творческих способностей дошкольников»
Занятия искусством – арт-терапия – оказывают положительное психофизиологическое воздействие на человека, и что самое важное, на его духовное здоровье. На грани XX-XXI вв. был введен термин «фольклоротерапия», определяемый как направление арт-терапии, в котором коррекционное и гармонизующее воздействие на личность осуществляется посредствам занятий фольклором.
Мной разработана авторская программа «Веселый хоровод» включающая в себя четыре направления: цикл коррекционно – развивающих занятий с одноименным названием, познавательно – творческие занятия в фольклорной студии «Лапоток», народно – обрядовый календарь праздников, а также занятия в детско – родительском клубе «Оберег», вводящие родителей и детей в мир народной обрядовой культуры.
Первое направление моей работы - коррекционно – развивающие занятия на основе фольклоротерапии.
Функции фольклоротерапии.
1.Психологическая функция
Фольклор способствует раскрепощению, самоидентификации, социализации, ценностному самоопределению детей, принятию ими нравственных норм и норм этического поведения. Через состояние единения, характерное для русского музыкального фольклора, осуществляется коррекция нежелательных черт личности, эффективные эмоциональные сбросы, которые оказывают качественное воздействие на тело и душу, создают ощущение равновесия, дают точку опоры, чтобы обрести силу, спокойствие, эмоциональную устойчивость.
2. Физиологическая функция.
Народный фольклор, вызывает у детей сильнейшие эмоциональные переживания. Их воздействие на растущий организм активизирует в большей или меньшей степени, работу буквально всех органов, всей сложной системы желёз внутренней секреции и оказывает этим глубочайшее и продолжительное воздействие на всё поведение и развитие детей, зачастую определяя собой важнейшие повороты и сдвиги в этом процессе. Доступные нашему наблюдению и самонаблюдению изменения в дыхании, кровообращении, моторных ощущениях – это лишь часть той широкой сферы органических изменений, которые происходят под воздействием переживаний, вызванных фольклором
3. Развивающая функция.
Под воздействием фольклора развиваются все психические процессы и функции и прежде всего
- способность к разносторонней мыслительной деятельности, основанной на общих познаниях о действительности, понимании нравственных аспектов, что стимулируюет активную личностную позицию, способствуют выработке у ребят умений смотреть и видеть, слушать и слышать мир.
- музыкально-образное мышление, т.е. особенность воспринимать музыкальное звучание как связную, выразительную последовательность звуков, их комплексов, а также способность слышать и узнавать разную фактуру.
- эмоциональное мышление, которому присущи захваченность объектом, неутомимость, расположение к творческому подъёму.. Оно служит той базой, которая позволяет в дальнейшем подвести их к пониманию выразительного значения лада, ритма, метра, мелодии, гармонии в музыке и во всём мире. При этом эстетические переживания детей, связанные с освоением русской фольклорной музыки, реализуются через осознание собственных выразительных движений и эмоций
- воображение. Оно обогащается различными образами фольклорных произведений. Само по себе восприятие народной музыки и её исполнение располагают ребёнка к свободному полёту фантазии, к мечтанию: переживание музыки подсказывает ему «свои» образы, связанные с содержанием того или иного произведения, и это делает фольклорную музыку особенно близкой, дорогой, запоминающейся. Импровизация народных напевов и драматизация фольклорных образов развивают способность к перевоплощению.
Средства, используемые мной в фольклотерапии
1. Народные игры – универсальный способ общения, формирующий у детей навыки взаимоотношения с коллективом и умение координировать своё поведение с его жизнью, источник радости, удовольствия, развития инициативы и находчивости.
2. Песенный фольклор, который позволяет гармонизировать отношения человеческой личности с окружающим миром, опираясь при этом не на разум, а на сердечное восприятие. А работа со звуком, ритмом, дыханием формирует и корректирует личность человека.
3. Народные танцы. Народные танцы, пляски, различные по характеру рисунка построенные на смене ритмов, движения, сопровождающие практически каждую песню, несут в себе терапевтический и освобождающий заряд огромной силы, т.к. создают у детей чувство единения, снимают комплексы, зажимы, расширяют возможности коммуникации.
В занятиях участвуют дети, имеющие психофизические проблемы: двигательная расторможенность, мышечные блоки и зажимы, характеризующиеся эмоциональной неустойчивостью, неуверенностью, неумением строить позитивное взаимодействие с окружающими, низкой самооценкой. В течение года проходит два цикла по 12 занятий в каждом. Комплектование группы происходит по результатам психологического обследования и на основании рекомендаций ПМПК ДОУ. Каждое занятие представлено в виде единой темы: «Ветры, ураганы», « Нет милей дружка, чем родная матушка», «Забавы матушки зимы» и др.
В структуру занятия входит ритуал приветствия, проводимый в виде объединяющего хоровода; эмоциональный разогрев, включающий в себя психоэтюды, контактные игры на выход агрессивных чувств, негативных эмоций («Петушки», «Подушечные бои» и т. п.), ласковые игры с поглаживаниями («Подушечка моя пуховая», «Мой бедный ослик болен»). В раздел «Контакты» включаются двигательные игры (горелки, догонялки); игры инициации, связанные с принятием на себя роли и расширение способов взаимодействия: хороводы («ручейки», «змейки», «Стенка на стенку»). Завершаются занятия ритуалом прощания с обязательным прощальным хороводом. Результатом таких занятий является нормализация психофизического состояния и эмоционально – личностного статуса ребенка.
Цель занятий в фольклорной студии «Лапоток» - Развитие нравственных качеств личности, формирование русского менталитета через знакомство и исполнение русского фольклора. На занятиях используется весь спектр русского фольклора: песни, танцы, хороводы, игры, малый фольклор (заклички, попевки, песушки и т.п.), народные праздники, что дает детям возможность прикоснуться к великому русскому искусству, почувствовать глубину и красоту русских обычаев и обрядов. Фольклорная студия «Лапоток» неоднократно отмечалась благодарственными письмами городских фестивалей «Я – Братчанин», «Терпсихора». В 2011 году студия стала лауреатом 2 степени в городском фестивале искусств «Жемчужина Братска» в номинации «Фольклорное искусство»
Третье направление - знакомство с русскими календарными праздниками, как православными, так и народными.
7 января – Рождество Иисуса Христа. В форме рождественских колядок, которые проходят на зимних Святках и длятся две недели до Крещения мы знакомим детей с христославлением и рождественским колядованием. Следуя календарному кругу праздников следующей является Масленица. На этом празднике, как известно всем, проводятся игры, ярмарки и развлечения. Но вместе с тем мы рассказываем и о том, что есть «прощенное воскресенье» - это день просьб прощения у своих близких.
Мы так же, соблюдая, православный календарь готовимся к большому светлому празднику Пасха. Вместе с взрослыми, дети украшают группы веточками вербы и пророщенной травкой, расписывают пасхальные сувенирные яйца «крашенки», разучивают хороводы, игры. На празднике проводятся игры с яйцами – «Собери яйца», «Катание яиц навстречу» и т.д.
В день Святой Троицы в детском саду прославляют русскую красавицу, водят хороводы «Во поле береза стояла», «Ай, да березка», завивают березку, проводятся игры «Кукушка», «Плетень», «Колечко». Березку украшают лентами, бусами, платочками.
На осеннее время года приходится очень много праздников, в том числе и православных. Начиная с Воздвижения (27 сентября) в группах проводятся Осенние Капусники, ведь не зря говорят: «На Воздвижение первая барыня – капуста!». Покровом завершался сельскохозяйственный год, подводились итоги урожая. Повсеместно проводятся праздники урожая. Раньше в старину они назывались покровские ярмарки. Этими праздниками завершается наш календарно-обрядовый круг.
Наблюдения за детьми показывают, что проводимая мною работа дает положительные результаты. Главный же результат всей моей работы, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия, в стремлении его к добру и неприятию зла, осознание своей значимости в мире людей.
Структура совместной коррекционно – развивающей деятельности педагога с детьми по фольклорной арт – терапии

I часть - Приветствие
Цель: С помощью ритуала возникает группа, дети объединяются, создается атмосфера доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.
Форма проведения:
1. Объединяющий хоровод. Все участники объединяются хороводом в круг, лицом друг другу, поют приветственную песню
2. Приветствие – здороваемся с каждым участником по имени;
II часть – Эмоциональный разогрев
Цель: Формирование умения выражать свои эмоциональные состояния и понимать эмоциональные состояния других людей; отработка негативных проявлений, замена их на позитивный эмоциональный настрой.
Форма проведения:
1. Психоэтюд на основе народной песни, попевки, частушки на выработку адекватной самооценки, отработку эмоций.
2. Контактные игры на выход агрессивных чувств, негативных эмоций («Петушки», «Подушечные бои», «Барашки» и т. п.)
3.Ласковые контактные игры с поглаживаниями («Подушечка моя пуховая», «Мой бедный ослик болен» и т. п. )
III часть «Контакты»
Цель: Формирование навыков позитивного взаимодействия с коллективом, эмоциональной отзывчивости, формирование умения принимать роль на себя. Развитие навыков произвольного поведения, умения ориентироваться на правила игры и следовать им;
Форма проведения:
1. Двигательные игры (горелки, догонялки);
2. Игры инициации, связанные с принятием на себя роли;
3. Хороводы: ручейки, змейки, завивание, «Стенка на стенку» – игры, расширяющие возможности контактов, требующие постоянной смены ведущих;
IV часть – ритуал прощания
Цель: Закрепить положительный эмоциональный настрой, полученный на занятии, дать почувствовать радость и спокойствие от общения с друзьями рефлексия
Форма проведения:
Прощальный хоровод. Все участники двигаются в хороводе лицом друг к другу, объединившись в один круг. Способ может быть разным: соединившись ладошками, взявшись за руки, под локти, положив руки на плечи, на талию. Степень близости в контакте увеличивается от занятия к занятию.

Структура совместной коррекционно – развивающей деятельности педагога с детьми в фольклорной студии «Лапоток»

I часть - Приветствие
Цель: С помощью ритуала возникает группа, дети объединяются, создается атмосфера доверия, психологического комфорта, положительного эмоционального фона.
Форма проведения:
1. Объединяющий хоровод. Все участники объединяются хороводом в круг, лицом друг другу, поют приветственную песню
2. Приветствие – здороваемся с каждым участником по имени;
II часть – введение в тему встречи
Цель: Введение в тему встречи, настой на предстоящую деятельность, подготовка голосового аппарата к пению
Форма проведения:
1. Беседа или рассказ педагога по теме встречи, рассматривание картин, фрагментов фильмов, атрибутов народной жизни,
2. Песенки - попевки в узкообъемных ладах: колядки, веснянки, заклички, игровые припевки, колыбельные песни, потешки, детские песенки, прибаутки, считалки и др.;
III часть – Основная
Форма проведения:
1. Песни с более развернутой мелодикой: плясовые, шуточные, игровые хороводные, с использованием народных шумовых инструментов и без них
2. Танец, пляска или хоровод
IV игровая - Народная игра
Форма проведения:
1. Двигательные игры (горелки, догонялки);
2. Игры инициации, связанные с принятием на себя роли;
3. Ручейки – змейки – игры, расширяющие возможности контактов, требующие постоянной смены ведущих;
IV часть – Ритуал прощания
Форма проведения:
Прощальный хоровод. Все участники двигаются в хороводе лицом друг к другу, объединившись в один круг. Способ может быть разным: соединившись ладошками, взявшись за руки, под локти, положив руки на плечи, на талию. Степень близости в контакте увеличивается от занятия к занятию.

Сценарий занятия по фольклоротерапии
Нет друга – ищи, а нашел, так береги»
Педагог кланяется детям со словами, обращаясь к девочкам: «Здравствуйте, красны девицы». Девочки отвечают поклоном и словами: Здравствуйте. Затем педагог кланяется со словами, обращаясь к мальчикам: Здравствуйте, добры молодцы. Мальчики отвечают поклоном и словами: Здравствуйте.
Педагог: Нет друга, так ищи, а нашел – береги. Давняя русская народная пословица. Как вы ее понимаете? (идет обсуждение). (Дружба крепка не лестью, а правдой и честью)
Вот и мы сегодня постараемся понять, что такое дружба. А может быть кто-то найдет себе друга. (Предлагает всем встать в хоровод)
Под русскую народную мелодию «Вологодские кружева» водят орнаментальный хоровод. Заканчивают кругом. (встают в хоровод с ведущим, водят, рисуют узор по всему залу. Можно делиться парами, четверками, затем соединяются все снова в один хоровод, круг)
Педагог. А, ну, дружок, поклонись да именем назовись. Кланяется, называет свое имя. Предлагает это сделать всем (проводится приветствие – знакомство)
Педагог. Ты три раза повернись и в мартышку превратись.
Проводится психоэтюд «Веселые мартышки».
Мы веселые мартышки
Мы играем громко слишком, (берутся за руки, раскачивают ими)

Мы в ладоши хлопаем,
Мы ногами топаем (хлопают, топают)
Надуваем щечки,
Скачем на носочке,
И друг другу даже-
Языки покажем. (все движения по тексту)

Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску.
Оттопырим ушки,
Хвостик на макушке.
Шире рот откроем,
Гримасы все состроим,
Раз, два, три, все с гримасами замри!

Педагог. Ух ты. Пока развлекались, веселились кто-то нам подбросил подушки. Предлагаю устроить подушечный бой. Но для начала подзадорим себя – будем дразниться именами, например, Антошка - тонкая ножка. (сначала дразнят себя, затем придумывают дразнилки друг другу).
Юрка – мошенник
Украл квашенник,
Бабка увидала,
Тестом закидала.

Толька – молька,
Жарена фасолька,
Номер девятый,
Только пузатый.
Сережка – картошка,
Сзади поварешка,
Спереди лукошко,
А в лукошке кошка.

Петя – редя, съел медведя.
Утром рано, съел барана.
На закуску - съел лягушку.
Хотел волка, да не ловко.
Хотел гуся, да боюся!

Была Зинка простота,
Взяла лошадь без хвоста.
Села задом наперед
И помчалась из ворот.

Ульянка едет на быке,
Березиночка в руке.
Березиночка упала,
Быку ноженьку сломала.

А теперь – подушечные бои. Здорово мы наигрались, пора бы и отдохнуть. Найдите себе дружочка (по цвету глаз, по цвету одежды).
Проводится парная игра «Подушка пуховая»
Дети стоят так: один ребенок позади другого. Затем по окончании игры меняются местами. Играть заново. Все движения исполнять нежно, ласково.
Подушечка пуховая (нежно гладить голову)
Одеялка голубая (гладить спину)
Подцепочка золотая (гладить ноги)
Вот люлечки у нас какие! (обойти партнера, обнять со спины и покачиваться вместе)
Педагог. Вот так мы сдружились. Не бойтесь вдвоем на качелях покачаться?
Проводится подвижная игра «Качели»
Дети берутся за руки (в паре), «качают качели». Поют глиссандо вверх и вниз.
Качели на веревочках – у - ух!
(глиссандо вверх)
Понравились девчоночкам – у - ух!
(глиссандо вниз)
И мальчики довольны – у - ух!
(глиссандо вверх)
Все накатались вволю! – у - ух!
(глиссандо вниз).
Педагог. Друг за друга держаться, ничего не бояться. Крепкую дружбу и топором не разрубить. Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает. Новых друзей наживают, а старых не утрачивают.
Выходите друзья в «горелки играть.
Для игры выбирают водящего.
Педагог поет:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло,

Глянь на небо, звезды летят,
Журавли летят
«Гу, гу, гу, убегу!
Гу, гу, гу, убегу!»
В это время все игроки убегают. «Горящий должен осалить игроков.
Педагог. Нарезвились, а теперь и отдохнем, да приголубимся.
Поцелуйная игра «Я на стульчике сижу»
Дети стоят в кругу, один ребенок сидит в кругу на стульчике. Дети водят вокруг хоровод и поют:
Я на стульчике сижу
Я на крашенном сижу,
Тот меня погубит
Тот меня погубит, - три раз поцелует.
После игры проводится рефлексия. Все садятся в круг.
Педагог. Давайте посидим рядком. Поговорим ладком. Хорошо ли когда есть друг? А нашли ли вы себе друзей сейчас? Какое настроение?
Педагог. До свидания, красны девицы. До свидания, добры молодцы.
Дети отвечают.
Категория: Музыкальные занятия | Добавил: ds-68-zharok (16.05.2012) | Автор: Московских Татьяна Степановна E W
Просмотров: 1779 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]