Главная » Статьи » Дошкольное образование » Математика |
"Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников»
Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников» Не подражать, а открывать - вот что такое образование. Дж. Кримнашурти Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету. Особую ценность сегодня приобретает развитию способности самостоятельно и творчески мыслить. Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению. Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения в решении задач на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и её проверки. Особенно актуальным это в классах развивающего обучения, работающим по программе нового поколения. Анализ адаптации выпускников ДОУ № 68 обучающихся по программе Петерсона «Школа 2100» (школа № 13), ориентированной на развитие математических способностей показал, что наиболее успешными являются те дети, у которых развита логическое мышление и творческие способности. В связи с этим передо мною встал ряд вопросов: - Какие это мыслительные умения? - С помощью, каких дидактических средств их следует формировать? - Как осуществить руководство этим сложным процессом? - Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед? - Как лучше и основательнее подготовить ребенка к школе? Ответы на них я нашла, анализируя литературу, статьи в периодической печати: Михайлова З.А.: «Игровые занимательные задачи для дошкольников». Обучение математики в детском саду. М.1997г. Дошкольное воспитание № 9. 2004г. Ермолаева Л.И. «Игры, задания и упражнения математического содержания». Иркутск 2005г. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М.1991г. Носова Е.Д., Непомнящая Р.Л. «Логика математика для дошкольников». 2004г. Смольникова А.А. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей». Анализ литературы помог мне выбрать тему углубленной работы: Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников». Прежде, чем приступить к работе, я провела диагностическое обследование детей. Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала следующее: 1. Умение выбирать предметы по их свойствам: одному, двум, трем (цвету, форме, величине) – 70 %. 2. Умение оценивать свои действия по результатам – 60 %. 3. Умение устанавливать взаимосвязь между частью и целым – 65 %. 4. Овладение процессом воссоздания целых фигур из частей – 70 %. 5. Умение сравнивать и обобщать по отдельным признакам с целью самостоятельного установления ими правил настроения логических задач – 60 %. 6. Умение решать логические задачи на основе мыслительного анализа путем выдвижения гипотезы и ее проверки. Проанализировав результаты диагностического обследования детей, я поставила под задач: - Учить решать задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и ее проверки. - Развивать пространственное мышление элементарных геометрических представлений. - Учить детей анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию. - Способствовать развитию мелкой моторики рук, готовить детей к овладению письма. - Развивать внимание, память, восприятие, воображение. Для их реализации я разработала перспективный план работы с детьми, в который вошли 36 занятий, а также перспективный план совместной деятельности на 9 месяцев, куда вошли разнообразные приемы на развитие логического мышления. 1. «Развивающие игры В.В.Воскобовича «Геоконт»: - конструирование: «Точка, прямая, луч, отрезок». - геометрические фигуры: «Треугольник», «Рыбка», «Квадрат», «Бабочка», «Многоугольник», «Паук». - «Кривая линия», «Змей», «Зонтик». - «Сказочные лабиринты», «Теремок». - «Цифры». 2. Упражнения и задания на построение простых фигур: «Разные треугольники». - «Чем больше сторона, тем больше треугольник и наоборот». - «Чем больше сторона, тем больше квадрат и наоборот». - «В каких углах живет солнышко?» Задания на построение сложных фигур: - «Как построить треугольник из пяти палочек». - «Как построить треугольник со стороной в три палочки». - «Как построить квадрат со стороной в три палочки». - «Как составить два равных квадрата из семи палочек?». Задания на преобразование фигур. (головоломки). - Что изменилось? «Домик» «Ослик» «Корова» «Квадрат» 3. Проблемно – игровые ситуации с точками, линиями, фигурами: - «Точка, которая живет на прямой и вне ее». - Что получится, если точки подружатся? Задания с геометрическими фигурами: - «Какие фигуры спрятались в точках?» - Какая фигура получится их трех точек? (четырех, пяти?). 4. Логические упражнения: - «Кто больше найдет треугольников?» - «Кто больше найдет квадратов?» - «Найди и покажи 6 Δ и 1 квадрат?» - «Найди и покажи 6 Δ и 1 ромб?» 5. Развивающие игры В.В.Воскобовича на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений: Игры-головоломки: - «Колумбово яйцо» (силуэты человека, птиц). - «Листик» (пингвин, лисичка, мышка). - «Вьетнамская игра» (рыбка, бабочка, кошка). - «Чудо цветик» (цветочная поляна, рыбка). - «Монгольская игра» (зоопарк, транспорт). - «Волшебный квадрат В.В.Воскобовича». (летучая мышь, конверт). 6. Логические блоки: - «Где чей домик?» - «Какую пуговицу потерял Незнайка?» - «Поможем муравьишкам.» - «Какого котенка подарили Кате?» - «Найди свой домик?» 7. Логические упражнения З.А.Михайловой. - На нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой. - На поиск недостающих фигур. 8. Логические задачи на смекалку (в стихотворной форме). - загадки с математическим содержанием. - задачи-минутки. - крылатые слова. - скороговорки. - веселые стихи. 9. Дидактические игры (с математическим содержанием). - «Цепочка слов» - «Отгадай число». - «Только одно свойство». - «Числовой ряд». - «Кто знает пусть дальше считает» и т.д. Разнообразить методы и приемы работы, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к детям позволяют подобранная мною картотека: - загадки (с математическим содержанием); - задачи-минутки; - задачи в стихах; - пословицы; - крылатые слова; - скороговорки; - веселые стихи; - физминутки; - проблемно-игровые ситуации; - Дидактические игры и таблицы; - Игры по блокам Дьенеша, таблицы; - Логические задачи и упражнения на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой; - логические задачи и упражнения на поиск недостающих фигур; - логические задачи на смекалку. В группе создана предметно развивающая среда, где подобран материал: настольно печатная игра математического содержания: - словесные игры с использованием пособий. - Игры в «Шашки», «Домино». - логические задачи. - «Кубики». - лабиринты, ребусы. - «Геоконт». - таблицы, схемы. - игры-головоломки. - счетные палочки. Подобран материал для развития мелкой моторики: «300 узоров» (готовимся к школе). Для индивидуальных занятий имеются прописи, тетради: кроме этого, я активно использую в работе – детские журналы с занимательным материалом, книжки с заданиями художественную литературу, - что позволяет активизировать интерес детей к занятиям математикой. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников использую: магнитные доски, счетные палочки, циркули, линейки. В течение года, по мере освоения детских игр, разнообразила их виды, вносила более сложные игры с новым занимательным материалом. Для того чтобы данная работа приносила ощутимые результаты необходимо проводить систематически и целенаправленно. В нашей группе она проводится по двум направлениям: 1. Включение игр и упражнений на развитие логического мышления в режиме для – ежедневно. 2. Обязательное занятие – 1 раз в неделю занятия проводятся по разделам: Раздел: «Путешествие в Геометрию». Ведется работа по ознакомлению детей с основным геометрическим понятием. В этом блоке мною использованы игры и упражнения по ознакомлению с основными геометрическими понятиями: точка, линия, прямая. Дети учатся рисовать в тетради вертикальные и горизонтальные, наклонные и прямые линии, а так же комбинации из них; Упражняются в рисовании ломанных, кривых, учатся находить эти линии, а так же использовать их при рисовании предметов. Дети учатся чертить геометрические фигуры. Анализировать, обследовать и зрительно-осязательным способом. Дополнительно используется их штриховка, раскрашивание, дорисовка, обводка по точкам. В разделе: «Логические блоки». Учим детей выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по каждому из этих свойств. Раздел: «Развивающие игры В.В.Воскобовича» Направлены на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (головоломки). Через игры-головоломки: «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Квадрат – Воскобовича» - дети учатся составлять целое из частей, всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего мира. Ведется работа на развитие смекалки, сообразительности, находчивости, развитие мелкой моторики рук. Далее эта работа усложняется и детям предлагается развивающее пособие В.В.Воскобовича «Геоконт», которое позволяет продолжить работу по ознакомлению с понятиями: точка, луч, отрезок. Дети учатся конструировать на «Геоконте» углы: тупой, острый, развернутый. прямой; геометрические фигуры: треугольник, квадрат, многоугольник. Усложняется задание в моделирование предметов из кривых, ломаных и прямых линий; упражнения на развитие пространственного мышления и творческого воображения. Отдельным блоком я выделила работу со счетными палочками: «Что умеют счетные палочки?» - здесь мною использованы упражнения и задания на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменить, преобразовать заданную фигуру. «Проблемно-игровые ситуации» - вызвали у детей положительное эмоциональное отношение, любознательность, стимулирование развития познавательных интересов. Через решение проблемно - игровых ситуации дети учатся самостоятельно и творчески мыслить. Благодаря этой целенаправленной работе, дети научились самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения. Можно сказать, что практически все наши выпускники идут в школу. Диагностика 2012г. показала: - Умение выбирать предметы по их свойствам: по одному, двум, трем (цвету, форме, величине). – 80 % - Умение оценивать свои действия по результату - 75 % - Умение устанавливать взаимосвязь между частью и целым - 80 % - Овладение процессом воссоздания целых фигур из частей - 85 % - Умение сравнивать и обобщать по отдельным признакам с целью самостоятельного устанавливания ими правил построения логической задачи - 85 % - Умение решать логические задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и ее проверки - 80 % КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ. «К.В.Н.: «СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ!» Цель: Закрепить умение решать задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы. Развития внимания, памяти, воображения, логического мышления. Развитие обобщения конструктивных способностей, материал: задачи в стихах, игры головоломки. «Монгольская игра», «Волшебный круг», иллюстрация, игрушка «Вини-Пух», Демонстрационный материал «сосчитай треугольник». Ход: Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных, смекалистых, находчивых и умелых. Сегодня вы можете показать свои знания, способности. Итак, условия игры: 1. быть находчивым и смекалистым; 2. не оставлять ни одного вопроса без ответа; 3. не подглядывать, не подслушивать. К нам в гости пришел Вини-Пух (иллюстрация, игрушка). Он для вас сочинил вопросы, загадки. Успехов вам ребята в мире интересных и увлекательных заданий! Задачи в стихах: 1. Мы большущая семья, Самый младший – это я. Сразу нас не перечесть: Маня есть и Ваня есть, Юра, Шура, Клаша, Даша, И Наташа – тоже наша. Мы по улице идем Говорят, что детский дом. Посчитайте поскорей. Сколько нас в семье детей? (8 детей.) - К двум зайчатам в час обеда Прискакали три соседа В огороде зайцы сели И по одной морковки съели. Кто считать, ребята ловок Сколько съедено морковок? (5 морковок.) - Дарит бабушка-лисица Двум внучатам рукавицы: Это вам на зиму, внуки, Рукавичек по две штуки. Берегите, не теряйте, Сколько всех, пересчитайте. (4 рукавицы.) 2. «Веселый конструктор». Игры-головоломки: «Монгольская игра» «Аквариум» «Волшебный круг» (силуэты животных: лиса, заяц, мышка.) 3. Игра: «Сосчитай треугольники!» Часто знает и дошкольник, Что такое треугольник, а Уж ваш-то как не знать! Быстро, точно и умело Треугольники считать. Например, в фигуре этой Сколько разных? Рассмотри! Все внимательно исследуй И по краю, и внутри! (10 треугольников.) 4. Задания в прописях. Ребята, наш сказочный Вини-Пух доволен вашими ответами. Вот и закончилась наша игра «Путешествие в мир занимательной математики». Любите и уважайте эту точную науку. | |
Просмотров: 3918 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |