Понедельник, 21.01.2019, 06:56
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Математика

"Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников»
Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников»
Не подражать, а открывать
- вот что такое образование.
Дж. Кримнашурти

Современные дети живут и развиваются в эпоху информационной цивилизации, новых компьютерных технологий. В этих условиях математическое развитие дошкольника не может сводиться к обучению счету. Особую ценность сегодня приобретает развитию способности самостоятельно и творчески мыслить.
Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко освоить новое.
На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению.
Современная школа предъявляет большие требования к детям, поступающим в первый класс. На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения в решении задач на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и её проверки. Особенно актуальным это в классах развивающего обучения, работающим по программе нового поколения.
Анализ адаптации выпускников ДОУ № 68 обучающихся по программе Петерсона «Школа 2100» (школа № 13), ориентированной на развитие математических способностей показал, что наиболее успешными являются те дети, у которых развита логическое мышление и творческие способности.
В связи с этим передо мною встал ряд вопросов:
- Какие это мыслительные умения?
- С помощью, каких дидактических средств их следует формировать?
- Как осуществить руководство этим сложным процессом?
- Как обеспечить постепенное продвижение каждого ребенка вперед?
- Как лучше и основательнее подготовить ребенка к школе?
Ответы на них я нашла, анализируя литературу, статьи в периодической печати:
Михайлова З.А.: «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
Обучение математики в детском саду. М.1997г.
Дошкольное воспитание № 9. 2004г.
Ермолаева Л.И. «Игры, задания и упражнения математического содержания». Иркутск 2005г.
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры». М.1991г.
Носова Е.Д., Непомнящая Р.Л. «Логика математика для дошкольников». 2004г.
Смольникова А.А. «Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей».
Анализ литературы помог мне выбрать тему углубленной работы: Использование средств занимательной математики в интеллектуальном развитии старших дошкольников». Прежде, чем приступить к работе, я провела диагностическое обследование детей.
Диагностика, проведенная в начале учебного года, показала следующее:
1. Умение выбирать предметы по их свойствам: одному, двум, трем (цвету, форме, величине) – 70 %.
2. Умение оценивать свои действия по результатам – 60 %.
3. Умение устанавливать взаимосвязь между частью и целым – 65 %.
4. Овладение процессом воссоздания целых фигур из частей – 70 %.
5. Умение сравнивать и обобщать по отдельным признакам с целью самостоятельного установления ими правил настроения логических задач – 60 %.
6. Умение решать логические задачи на основе мыслительного анализа путем выдвижения гипотезы и ее проверки.
Проанализировав результаты диагностического обследования детей, я поставила под задач:
- Учить решать задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и ее проверки.
- Развивать пространственное мышление элементарных геометрических представлений.
- Учить детей анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать информацию.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук, готовить детей к овладению письма.
- Развивать внимание, память, восприятие, воображение.
Для их реализации я разработала перспективный план работы с детьми, в который вошли 36 занятий, а также перспективный план совместной деятельности на 9 месяцев, куда вошли разнообразные приемы на развитие логического мышления.

1. «Развивающие игры В.В.Воскобовича «Геоконт»:
- конструирование: «Точка, прямая, луч, отрезок».
- геометрические фигуры: «Треугольник», «Рыбка», «Квадрат», «Бабочка», «Многоугольник», «Паук».
- «Кривая линия», «Змей», «Зонтик».
- «Сказочные лабиринты», «Теремок».
- «Цифры».

2. Упражнения и задания на построение простых фигур: «Разные треугольники».
- «Чем больше сторона, тем больше треугольник и наоборот».
- «Чем больше сторона, тем больше квадрат и наоборот».
- «В каких углах живет солнышко?»
Задания на построение сложных фигур:
- «Как построить треугольник из пяти палочек».
- «Как построить треугольник со стороной в три палочки».
- «Как построить квадрат со стороной в три палочки».
- «Как составить два равных квадрата из семи палочек?».
Задания на преобразование фигур. (головоломки).
- Что изменилось?
«Домик»
«Ослик»
«Корова»
«Квадрат»

3. Проблемно – игровые ситуации с точками, линиями, фигурами:
- «Точка, которая живет на прямой и вне ее».
- Что получится, если точки подружатся?
Задания с геометрическими фигурами:
- «Какие фигуры спрятались в точках?»
- Какая фигура получится их трех точек? (четырех, пяти?).

4. Логические упражнения:
- «Кто больше найдет треугольников?»
- «Кто больше найдет квадратов?»
- «Найди и покажи 6 Δ и 1 квадрат?»
- «Найди и покажи 6 Δ и 1 ромб?»
5. Развивающие игры В.В.Воскобовича на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений:
Игры-головоломки:
- «Колумбово яйцо» (силуэты человека, птиц).
- «Листик» (пингвин, лисичка, мышка).
- «Вьетнамская игра» (рыбка, бабочка, кошка).
- «Чудо цветик» (цветочная поляна, рыбка).
- «Монгольская игра» (зоопарк, транспорт).
- «Волшебный квадрат В.В.Воскобовича». (летучая мышь, конверт).

6. Логические блоки:
- «Где чей домик?»
- «Какую пуговицу потерял Незнайка?»
- «Поможем муравьишкам.»
- «Какого котенка подарили Кате?»
- «Найди свой домик?»

7. Логические упражнения З.А.Михайловой.
- На нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой.
- На поиск недостающих фигур.

8. Логические задачи на смекалку (в стихотворной форме).
- загадки с математическим содержанием.
- задачи-минутки.
- крылатые слова.
- скороговорки.
- веселые стихи.

9. Дидактические игры (с математическим содержанием).
- «Цепочка слов»
- «Отгадай число».
- «Только одно свойство».
- «Числовой ряд».
- «Кто знает пусть дальше считает» и т.д.

Разнообразить методы и приемы работы, обеспечить индивидуально-дифференцированный подход к детям позволяют подобранная мною картотека:
- загадки (с математическим содержанием);
- задачи-минутки;
- задачи в стихах;
- пословицы;
- крылатые слова;
- скороговорки;
- веселые стихи;
- физминутки;
- проблемно-игровые ситуации;
- Дидактические игры и таблицы;
- Игры по блокам Дьенеша, таблицы;
- Логические задачи и упражнения на нахождение признаков отличия одной группы фигур от другой;
- логические задачи и упражнения на поиск недостающих фигур;
- логические задачи на смекалку.
В группе создана предметно развивающая среда, где подобран материал: настольно печатная игра математического содержания:
- словесные игры с использованием пособий.
- Игры в «Шашки», «Домино».
- логические задачи.
- «Кубики».
- лабиринты, ребусы.
- «Геоконт».
- таблицы, схемы.
- игры-головоломки.
- счетные палочки.
Подобран материал для развития мелкой моторики: «300 узоров» (готовимся к школе). Для индивидуальных занятий имеются прописи, тетради: кроме этого, я активно использую в работе – детские журналы с занимательным материалом, книжки с заданиями художественную литературу, - что позволяет активизировать интерес детей к занятиям математикой. Для стимулирования коллективных игр, творческой деятельности дошкольников использую: магнитные доски, счетные палочки, циркули, линейки.
В течение года, по мере освоения детских игр, разнообразила их виды, вносила более сложные игры с новым занимательным материалом.
Для того чтобы данная работа приносила ощутимые результаты необходимо проводить систематически и целенаправленно.
В нашей группе она проводится по двум направлениям:
1. Включение игр и упражнений на развитие логического мышления в режиме для – ежедневно.
2. Обязательное занятие – 1 раз в неделю занятия проводятся по разделам:

Раздел: «Путешествие в Геометрию».
Ведется работа по ознакомлению детей с основным геометрическим понятием.
В этом блоке мною использованы игры и упражнения по ознакомлению с основными геометрическими понятиями: точка, линия, прямая. Дети учатся рисовать в тетради вертикальные и горизонтальные, наклонные и прямые линии, а так же комбинации из них;
Упражняются в рисовании ломанных, кривых, учатся находить эти линии, а так же использовать их при рисовании предметов.
Дети учатся чертить геометрические фигуры. Анализировать, обследовать и зрительно-осязательным способом. Дополнительно используется их штриховка, раскрашивание, дорисовка, обводка по точкам.

В разделе: «Логические блоки».
Учим детей выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать, обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Раздел: «Развивающие игры В.В.Воскобовича»
Направлены на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений (головоломки).
Через игры-головоломки: «Листик», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг», «Вьетнамская игра», «Монгольская игра», «Квадрат – Воскобовича» - дети учатся составлять целое из частей, всевозможные силуэты, передавать многообразие окружающего мира. Ведется работа на развитие смекалки, сообразительности, находчивости, развитие мелкой моторики рук.
Далее эта работа усложняется и детям предлагается развивающее пособие В.В.Воскобовича «Геоконт», которое позволяет продолжить работу по ознакомлению с понятиями: точка, луч, отрезок.
Дети учатся конструировать на «Геоконте» углы: тупой, острый, развернутый. прямой; геометрические фигуры: треугольник, квадрат, многоугольник.
Усложняется задание в моделирование предметов из кривых, ломаных и прямых линий; упражнения на развитие пространственного мышления и творческого воображения.
Отдельным блоком я выделила работу со счетными палочками: «Что умеют счетные палочки?» - здесь мною использованы упражнения и задания на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменить, преобразовать заданную фигуру.
«Проблемно-игровые ситуации» - вызвали у детей положительное эмоциональное отношение, любознательность, стимулирование развития познавательных интересов.
Через решение проблемно - игровых ситуации дети учатся самостоятельно и творчески мыслить.
Благодаря этой целенаправленной работе, дети научились самостоятельно мыслить, рассуждать, сравнивать, обобщать, анализировать, делать простейшие умозаключения.
Можно сказать, что практически все наши выпускники идут в школу.
Диагностика 2012г. показала:
- Умение выбирать предметы по их свойствам: по одному, двум, трем (цвету, форме, величине). – 80 %
- Умение оценивать свои действия по результату - 75 %
- Умение устанавливать взаимосвязь между частью и целым - 80 %
- Овладение процессом воссоздания целых фигур из частей - 85 %
- Умение сравнивать и обобщать по отдельным признакам с целью самостоятельного устанавливания ими правил построения логической задачи - 85 %
- Умение решать логические задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы и ее проверки - 80 %

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ.
«К.В.Н.: «СЧИТАЙ, СМЕКАЙ, ОТГАДЫВАЙ!»

Цель: Закрепить умение решать задачи на основе мыслительного анализа, путем выдвижения гипотезы. Развития внимания, памяти, воображения, логического мышления.
Развитие обобщения конструктивных способностей, материал: задачи в стихах, игры головоломки.
«Монгольская игра», «Волшебный круг», иллюстрация, игрушка «Вини-Пух»,
Демонстрационный материал «сосчитай треугольник».

Ход:
Внимание! Внимание! Начинаем наше состязание умных, смекалистых, находчивых и умелых. Сегодня вы можете показать свои знания, способности.
Итак, условия игры:
1. быть находчивым и смекалистым;
2. не оставлять ни одного вопроса без ответа;
3. не подглядывать, не подслушивать.
К нам в гости пришел Вини-Пух (иллюстрация, игрушка). Он для вас сочинил вопросы, загадки. Успехов вам ребята в мире интересных и увлекательных заданий!

Задачи в стихах:
1. Мы большущая семья,
Самый младший – это я.
Сразу нас не перечесть:
Маня есть и Ваня есть,
Юра, Шура, Клаша, Даша,
И Наташа – тоже наша.
Мы по улице идем
Говорят, что детский дом.
Посчитайте поскорей.
Сколько нас в семье детей? (8 детей.)

- К двум зайчатам в час обеда
Прискакали три соседа
В огороде зайцы сели
И по одной морковки съели.
Кто считать, ребята ловок
Сколько съедено морковок? (5 морковок.)

- Дарит бабушка-лисица
Двум внучатам рукавицы:
Это вам на зиму, внуки,
Рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте. (4 рукавицы.)

2. «Веселый конструктор».
Игры-головоломки: «Монгольская игра»
«Аквариум»
«Волшебный круг» (силуэты животных: лиса, заяц, мышка.)
3. Игра: «Сосчитай треугольники!»
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник, а
Уж ваш-то как не знать!
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Рассмотри!
Все внимательно исследуй
И по краю, и внутри! (10 треугольников.)

4. Задания в прописях.
Ребята, наш сказочный Вини-Пух доволен вашими ответами.
Вот и закончилась наша игра «Путешествие в мир занимательной математики».
Любите и уважайте эту точную науку.
Категория: Математика | Добавил: ds-68-zharok (16.05.2012) | Автор: Бачурина Наталья Петровна E W
Просмотров: 3330 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]