Пятница, 09.12.2016, 04:51
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Кружковая работа

Программа интеллектуального кружка для детей 5-7 лет «Умники и умницы».

Спорышева Татьяна Викторовна,

воспитатель МБДОУ «Муромцевский    детский сад №7                 присмотра и  оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур» Муромцевского муниципального района Омской области.

Программа интеллектуального кружка для детей 5-7 лет  «Умники и умницы».

Введение

На современном этапе успешность обучения ребенка в школе во многом зависит от того, насколько хорошо он к ней подготовлен. К сожалению, многие дети приходят в школу недостаточно подготовленными или даже совсем неподготовленными. Отчасти это объясняется как непониманием большинством родителей всей важности этой проблемы, так и отсутствием конкретных и понятных рекомендаций по данному вопросу, так как нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

Поэтому данная программа интеллектуального и творческого развития "Умники и умницы» направлена на работу с детьми 5-7 лет и призвана помочь детям психологически подготовиться к новой для них роли – роли ученика, через развитие познавательной активности детей, развитие самопознания, развитие интеллектуальной  сферы, творческих способностей.

Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи и др. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у него самостоятельность и познавательный интерес.

Необходимым условием, определяющим в последующие годы успешное духовное и интеллектуальное развитие детей, является организация их самостоятельной поисковой деятельности. В силу этого часть учебного материала данной программы строится не в виде готовых знаний, а в виде проблем, "препятствий", побуждающих к самостоятельному поиску, "открытию".

Дошкольный и начало младшего школьного возраста – это период, когда основной деятельностью ребенка является игра. В игре проще усваиваются знания, умения, навыки, при помощи игровой ситуации легче привлечь внимание ребенка, он лучше запоминает материал. Поэтому большинство заданий, используемых в данной программе, носят игровой, занимательный характер. А использование разумного сочетания игры и серьезных заданий помогает детям познакомиться с ролью ученика и осваивать основные умения учебной деятельности: умение с помощью взрослого ставить познавательные задачи, анализировать их, находить способы решения, планировать самостоятельную деятельность, контролировать правильность выполнения задания, самостоятельно производить коррекцию своих ошибок и ошибок сверстников, умение оценивать собственную деятельность и результаты.

Обязательным условием реализации программы является создание атмосферы доброжелательного общения и взаимодействия на занятиях, создание ситуации успешности для каждого ребенка. Детям предлагается совместная со сверстниками и самостоятельная деятельность как игрового, так и творческого импровизационного характера, соответствующая уровню их возраста и развития.

При работе по данной программе руководителю необходимо помнить, что все выполняемое детьми, все их слова, движения, импровизации, результаты продуктивной деятельности являются успешными, удачными и прекрасными. И неважно как это выглядит со стороны. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы поверили в себя и свои силы. Детей необходимо постоянно подбадривать, словесно поощрять и за выполнение особо трудных упражнений и заданий непременно хвалить.

Цель программы - разностороннее развитие ребенка – развитие его эмоциональной сферы, интеллектуальных и творческих сил, конструктивных качеств личности.

Задачи:

Формировать мотивацию учения, ориентированную на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

Развивать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), увеличивая объем внимания и памяти;

Развивать образное мышление, сенсорное восприятие (ощущения, восприятия, представления);

Способствовать полноценному развитию личности ребенка через самовыражение и творчество. Развитие творческих способностей, воображения, фантазии;

Способствовать формированию положительных черт характера у детей, отрицательному отношению к проявлению негативных черт характера, учить находить пути их преодоления.

Организационные условия реализации программы.

Данная программа рассчитана на двухлетний срок реализации и предназначена для работы с детьми 5 – 7 лет. Общее количество часов – 150 часов. Занятия с детьми проходят два раза в неделю, продолжительность занятия 30 минут. Количество участников группы не должно превышать 10 человек.

Руководителем в работе по данной программе используются и групповая и индивидуальная формы работы, поскольку в программе предусматривается психологическая диагностика детей (диагностика уровня психического и интеллектуального развития). Для индивидуальной работы с детьми (диагностики) выделяется 8 часов.

При организации рабочего пространства необходимым является соблюдение санитарно-гигиенических норм (соответствие размера столов и стульев росту детей, достаточная освещенность помещения и др.) и норм пожарной безопасности. На занятиях должны соблюдаться правила техники безопасности при работе с карандашами, ножницами, клеем, точилками.

Материально-технические условия.

Реализация данной программы требует наличия оснащенного кабинета с ковровым покрытием или ковром, вмещающего 10 посадочных мест, кабинет должен быть достаточно просторным для организации двигательной активности детей.

Необходимое оборудование и материалы:

аудиоаппаратура;

аудиокассеты с записями необходимой музыки;

игрушки и игровой инструментарий;

магнитная доска, фигурки и буквы на магнитах;

дидактические и развивающие игры;

канцелярские принадлежности (альбомы, простые и цветные карандаши, , папки на каждого ребенка, в которых хранится весь выполненный ребенком на занятиях материал и которые дети украшают сами дома, делая свою папочку уникальной, непохожей на другие, ножницы, точилки, ластики, ватман, фломастеры и многое другое);

необходимый для проведения игр и упражнений реквизит (прозрачная ткань, покрывало, шарфы, платочки, ленты, обручи, открытки, иллюстрации и многое другое).

Учебно-тематический план.

Темы

Общее количество часов

Теоретических часов

Практических часов

 

1 год обучения.

 

 

 

 

Вводное занятие

2

1

1

 

Страна дружбы и понимания

(развитие коммуникативных способностей детей).

 

9

3

6

1.

Знакомство друг с другом.

3

1

2

2.

Дружные путешественники.

6

2

4

 

«Учимся играя»

(развитие познавательной и интеллектуальной среды).

25

8

17

3.

Путешествие на планету Осенин.

3

1

2

4.

Игралочка.

2

1

1

5.

Весёлый город «Угадай-ка».

5

2

3

6.

Разноцветный город.

5

1

4

7.

Поплывём на корабле.

5

1

4

8.

В гостях у Мальвины.

5

2

3

 

Наше настроение

(развитие эмоционально-личностной сферы детей).

10

3

7

9.

Волшебный лес страны Фанталии.

6

2

4

10.

У самого синего моря.

4

1

3

 

Фантазируем, играем, сочиняем

(развитие творческих способностей детей).

20

6

14

11.

В гостях у Мороза Ивановича.

3

1

2

12.

Путешествие в город Морковия.

3

1

2

13.

Друзья Фантика.

4

1

3

14.

Настроение моря.

4

1

3

15.

Транспорт Деда Мороза.

3

1

2

16.

Река Оживилка.

3

1

2

 

Итоговое занятие.

2

1

1

 

Индивидуальные занятия (диагностика).

3

1

2

 

Необычное путешествие (совместные занятия с родителями).

2

1

1

 

Встречи с родителями.

2

1

1

 

Итого:

75

25

50

 

2 год обучения.

 

 

 

 

Индивидуальные занятия (диагностика).

2

1

1

 

Страна дружбы и понимания

(развитие коммуникативных способностей детей).

9

3

6

1.

Жизнь как чудо.

4

1

3

2.

Мы дружные ребята.

5

2

3

 

Учимся играя

(развитие познавательной и интеллектуальной сферы детей).

25

7

18

3.

Трудные ступеньки.

3

1

2

4.

Домик Фантика

3

1

2

5.

Путешествие на необитаемый остров.

5

1

4

6.

Новогодние приключения Фантика и его друзей.

4

1

3

7.

Поплывём за моря, океаны.

5

1

4

8.

Полёт на планету Чебурляндия, Луну.

5

1

4

 

Наше настроение

(развитие эмоционально-личностной сферы детей).

10

3

7

9.

На лесной полянке.

4

1

3

10.

Путешествие в тридевятое королевство.

6

2

4

 

Фантазируем, играем, сочиняем

(развитие творческих способностей детей).

20

5

15

11.

Моделирование игрушки-собаки при помощи МФО.

3

1

2

12.

Морские путешествия.

4

1

3

13.

Сказки для Фантика.

3

1

2

14.

Заглянем в окошко к Деду Морозу.

4

1

3

15.

Путешествие по Фанталии.

6

1

5

 

Итоговое занятие.

2

1

1

 

Индивидуальные занятия (диагностика).

3

1

2

 

Загадочное путешествие

(совместные занятия детей с родителями).

2

1

1

 

Встречи с родителями.

2

1

1

 

Итого:

75

23

52

 

Содержание программы.

Занятия с детьми по данной программе, строятся в форме путешествия детей по "Стране Фанталии" и тематика разделов логически связана в единый сюжет.

Каждое занятие начинается с того, что дети вместе с руководителем попадают в необычную "Страну Фанталию", путешествуя по которой, они посещают различные города, которые есть в этой стране, волшебный лес, берег моря, волшебные острова и т. д. Знакомятся с жителями "Страны Фанталии", гостят у них, помогают им, играют с ними, выполняют их задания, преодолевают трудности и препятствия, возникающие на пути.

Некоторые из занятий по темам: "Волшебный лес "Страны Фанталии", "У самого синего моря", "Путешествие по волшебным островам", "В гостях у Мороза Ивановича" являются сказкотерапевтическими, то есть строятся на основе сюжета одной определенной сказки.

(Сказкотерапия в данном случае выступает как процесс активизации ресурсов, потенциала личности, процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем, процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность. Это еще и процесс улучшения внутренней природы и мира вокруг).

В процессе остальных занятий на каждом занятии используется практический материал, относящийся к нескольким (двум - трем) блокам программы из семи ниже перечисленных.

Например: Одно из занятий по теме "В гостях у Мальвины" включает в себя практические задания из трех блоков:

а) игра на формирование навыков взаимодействия "Поднимите мяч";

б) упражнения и задания направленные на развитие внимания и зрительной памяти "Где ошибся Буратино?", "Помоги Буратино справиться с заданием";

в) упражнение на развитие связной речи и увеличение словарного запаса детей "Помоги Мальвине придумать сказку".

Блоки программы:

Развитие психических познавательных процессов;

Развитие творческих способностей;

Развитие речи;

Формирование навыков общения, взаимодействия с окружающими;

Анималотерапия;

Развитие координации движений и мелкой моторики рук;

1. Развитие психических процессов.

Данный блок содержит игры, упражнения, задания направленные на развитие психических познавательных процессов детей: наблюдательности, внимания, памяти, мышления, воображения.

2. Развитие творческих способностей предполагает выполнение детьми творческих заданий, то есть заданий, где необходимо мыслить творчески: нечто придумать, сочинить, дополнить, изменить.

3. Развитие речи в рамках данной программы включает:

а) развитие артикуляции речевого дыхания, фонематического слуха;

б) работу по уточнению звукопроизношения, развитию моторики речевого аппарата;

в) увеличение словарного запаса детей;

г) работу над связной речью;

д) развитие познавательных способностей на материале ознакомления с детской художественной литературой.

4. Формирование навыков общения, взаимодействия с окружающими.

Содержание этого блока призвано помочь ребенку в общении с окружающим миром. Он содержит разнообразные игры и упражнения, способствующие формированию конструктивных навыков общения у детей, преодолению излишней скромности и застенчивости, снятию у ребенка тревожности в процессе общения со сверстниками и взрослыми.

5. Анималотерапия.

(Анималотерапия – направление работы, связанное с оказанием помощи в эмоциональном развитии детей с использованием домашних животных или их образов).

На занятиях главными помощниками при знакомстве детей друг с другом и во время путешествия являются кошка и собака, с которыми дети знакомятся перед началом путешествия. Они помогают ребятам справляться со всеми заданиями и преодолевать различные препятствия и трудности. Именно от лица этих игрушек взрослый предлагает детям многие игры, упражнения и задания, которые включены в раздел “Страна дружбы и понимания”.

6. Развитие координации движений и мелкой моторики рук.

Данный блок включает развитие двигательной сферы, координации движений, развитие умения произвольно напрягать и расслаблять мышцы, развитие согласованности движений тела, снятие телесного напряжения, развитие умения двигаться легко и свободно.

А также развитие тонкой моторики пальцев рук: пальчиковая гимнастика, раскрашивание, штриховка, завязывание – развязывание, обводка, складывание фигурок из бумаги и т. д.

Практический материал данных блоков содержится в каждом разделе программы.

Разделы программы.

Развитие коммуникативных способностей детей

В данном разделе предлагается использование художественных произведений, игр, упражнений, заданий направленных на эмоциональное сближение детей, развитие групповой сплоченности, развитие навыков общения, отработку механизмов межличностной коммуникации.

Развитие познавательной и интеллектуальной сферы детей

Рекомендуемые игры, упражнения, задания направлены на развитие наблюдательности, тренировку внимания и памяти, развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (повышение уровня развития мыслительных действий и операций: сравнение, обобщение, группировка, классификация, конкретизация), пространственного мышления, а также на развитие мелкой моторики рук.

Развитие эмоционально-личностной сферы детей

Большая часть занятий по темам "Волшебный лес "Страны Фанталии" и "У самого синего моря", "В гостях у Мороза Ивановича" строится по методу сказкотерапии при котором используемые игры, упражнения, задания чередуются с прочтением детям сюжета сказки и направлены на: расширение представлений детей об эмоциях и связанных с ними физических состояниях, развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами, активизацию лучших черт каждого ребенка, развитие чувствительности, восприимчивости к окружающему миру, снятие эмоционально-психического и телесного напряжения, активизацию и обогащение словарного запаса, развитие связной речи, стабилизацию психических процессов (развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие), а также на развитие произвольного внимания, наблюдательности, воображения, образного мышления.

Занятия по теме "Такие разные настроения" направлены на развитие умения чувствовать и описывать свои состояния и настроения, настроение окружающих, на развитие умения сопереживать окружающим, на развитие способности через тело, мимику, пантомиму выражать свое внутреннее эмоциональное состояние, на совершенствование выразительности движений и действий через которые ребенок раскрывает свои чувства и воздействует на других.

Развитие творческих способностей детей

Данный раздел содержит задания, упражнения, игры выполнение которых развивает способности детей создавать образы на основе словесного или воспринятого ранее образного описания, вносить элементы нового в продуктивные виды деятельности.

Работа с детьми кружка интеллектуального и творческого развития предусматривает психологическую диагностику (диагностика уровня психического и интеллектуального развития) детей.

Для индивидуальной работы (диагностики) выделяется 8 часов.

В конце года, после того как занятия будут закончены, родителям можно предложить продиагностировать ребенка повторно по этой же диагностической программе, чтобы отследить динамику развития уровня психического и интеллектуального развития.

Совместные занятия детей с родителями

Два занятия в учебном году проводится совместно с родителями. На этих занятиях родители являются равноправными участниками, они вместе с детьми попадают в "Страну Фанталию" и выполняют все задания вместе.

Встречи с родителями

Работа по данной программе включает в себя и работу с родителями детей, через:

проведение тематических встреч с родителями;

организацию и проведение совместных занятий детей с родителями;

систему домашних заданий, требующих совместной деятельности

Прогноз результативности.

Занятия по данной программе помогут научиться: описывать признаки предметов и явлений, сравнивать предметы между собой, классифицировать предметы и явления, называть группы предметов обобщающим словом, определять принадлежность предмета к той или иной группе, находить лишний предмет, который не входит в данную группу, узнавать предметы по описанию, определять последовательность событий, рассуждать о противоположности признаков и явлений, целенаправленно запоминать,  творчески мыслить,  строить умозаключения, ориентироваться в пространстве,  выражать свои эмоции и состояния,  лучше понимать свои чувства и чувства других людей;

Работа с детьми также включает в себя: развитие мелкой моторики рук,  развитие находчивости и сообразительности,  отработку механизмов межличностной коммуникации,  развитие воли и навыков самостоятельности,  снятие психо-мышечного напряжения, обучение навыкам саморегуляции,  развитие эмоциональной сензитивности.

Основные методы диагностирования.

Название методики.

Автор.

Сроки проведения.

1.

«Рыбка»

В.В.Хохловская.

1-10.09.

10-15.05.

2.

«Классификация по заданному принципу»

Е.Л.Агеева.

1-10.09.

10-15.05.

3.

«Эталоны»

О.М.Дьяченко.

1-10.09.

10-15.05.

4.

«Систематизация»

Н.Б.Венгер.

11-15.09.

16-20.05.

5.

«Схематизация»

Р.И.Бардина.

11-15.09.

16-20.05.

6.

«Дорисовывание фигур»

Н.Б.Венгер.

16-18.09.

21-23.05.

7.

«Способность к построению речевого высказывания»

Н.Е.Веракса.

19-25.09.

24-30.05.

«Дорисовывание фигур».

Цель. Определение уровня развития воображения, способности создавать оригинальные образы.

Материал: 10 карточек, на каждой из которых нарисована небольшая фигурка неопределённой формы, набор карандашей.

                       
   
     
     
         
 
 
 
 
 

 

 

 

 

 

 

Ребёнку говорят: «Сейчас ты будешь дорисовывать волшебные фигурки. Волшебные они потому, что каждую фигурку можно дорисовать так, что получится какая-нибудь картинка- любая, какую ты захочешь». Затем дают листок с фигуркой. После того как ребёнок дорисовал фигурку, его спрашивают: «Как называется картинка? Что это?» Ответ записывают и дают следующий листок, последовательно предъявляя все 10 карточек.

Если ребёнок не принимает инструкцию (обводит фигурку, рисует рядом что-то своё и т.д.), воспитатель может нарисовать на листе  бумаги квадрат и показать, как его можно превратить в дом, портфель, машину, которая едет по улице и т.п. Затем следует снова попросить ребёнка дорисовать фигуру. В дальнейшем помощь и показ не используются.

Уровни развития.

При низком уровне дети фактически не понимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигурой что-то своё, или делают беспредметное изображение. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки повторяющиеся - самим ребёнком или другими детьми.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки. Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка или его второстепенной деталью, последнее является показателем творческого воображения.

Речевая деятельность.

Цель. Способность ребёнка к построению речевого высказывания.

Материал:1 карта (платье, девочка, собака, кукла, игла, карандаш, ручка, девочка с лейкой), 2 карта (дом, солнце, ель, лейка, собака, автобус, окунь), 3 карта (окунь, удочка, василек, яблоко, мальчик, дом, рыбак на лодке), 4 карта (лейка, ель, девочка с лейкой, ромашка, девочка, женщина, окно), 5 карта (бабочка, сачок, женщина, платье, ель, девочка, девочка с сачком), 6 карта (окно, карандаши, ель, яблоко, мальчик, тетрадь, мальчик рисует).

Задание к карте №1.

Какими картинками можно обозначить слова в предложении «Девочка шьёт платье»? Рядом с нужными картинками поставь галочки. Надо отметить столько картинок, сколько слов в предложении.

Подобные задания к другим карточкам.

Оценка.

Задание №1 является тренировочным. Оно не оценивается. Оценка выполнения ребёнком методики строится на анализе результатов 5 заданий. Задание выполнено правильно, если каждому слову соответствует отдельная картинка. Задание выполнено неправильно, если несколько слов обозначены одной картинкой.

3 балла - ребёнок  допустил ошибку только в одном задании.

2 балла – ребёнок допустил ошибку в 2 – 3 заданиях.

1 балл – ребёнок допустил ошибки в 4 – 5 заданиях.

 

Литература:

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по сказкотерапии. – СПб., 2000.

Кушнир Н. Я. Детский сад – школа: проблемы преемственности – Мн., 2000.

Логика. Учимся самостоятельно думать, сравнивать, рассуждать. Авторы-составители: С. Е. Гаврина и другие. – Тверь, 2000.

Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М., 2001.

Синицина Е. И. Умные слова .Серия: "Через игру – к совершенству". М. – 1997.

Тренинг по сказкотерапии. п. р. Зинкевич-Евстигнеевой. – СПб., 2000 .

Тесты для детей, сборник тестов и развивающих упражнений. Составители Н. Ильина и другие. – СПб., - 1999.

Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. – М., 2000.

Чистякова М.И. Психогимнастика. – М., 1995.

Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М., 1989.

Смоленцева А.А. Математика до школы. С-П., 1998.

Шпарева Г.Т., Коновалова И.П. Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет. М. 2001.

Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. М. 2006.

Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. С-П. 2001.

Клеймихина Т., Крейнина С. От Незнайки до … С-П. 1996.

Михайлова З.А. Программа интенсивного умственного развития детей дошкольного возраста. С-П. 2001.

 

Категория: Кружковая работа | Добавил: stv042015 (17.05.2015) | Автор: Спорышева Татьяна Викторовна E
Просмотров: 1017 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Татьяна Викторовна, ваш материал допущен к участию в Конференции

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]