Среда, 07.12.2016, 21:17
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Физкультура и здоровьесбережение

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста "Азбука здоро

Реализация здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе  в рамках проекта для детей старшего дошкольного возраста "Азбука здоровья"

Аннотация: Для предупреждения и профилактики заболеваемости, утомляемости и физической неактивности детей старшего дошкольного возраста был  разработан долгосрочный проект с использованием здоровьесберегающих технологий. При создании здоровьесберегающего проекта учитывались: индивидуальные, возрастные и физические особенности детей, медицинские показания (паспорт здоровья). Методами и формами работы с родителями послужили: беседы, анкетирование, открытые занятия и консультации по выявлению уровня осознанности к ведению здоровому образу жизни детей. Проект реализовывался систематически в течении всего учебного года в тесном контакте с педагогами по музыкальному и физическому воспитанию, с воспитателями группы и родителями детей. Главной целью данного проекта было- сформировать у дошкольников ценностного представления о здоровом образе жизни и использование полученных знаний, умений и навыков в их повседневной жизни. Формами и методами в работе с детьми являлись: игровые, здоровьесберегающие, корригирующие упражнения, беседы, выполнение творческих индивидуальных, групповых и коллективных работы, спортивные викторины и эстафеты. Здоровьесберегающие технологии, используемые в проектной деятельности способствовали развитию и укреплению здоровья ребенка: развитию его физических качеств, двигательной активности и становлению физической культуры дошкольников. Способствовали воспитанию привычки к повседневной физической активности и заботе о своем здоровье.

 

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, проектирование, проектная деятельность, корригирующие упражнения.

 

Проблема: С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье, наблюдается тенденция непрерывного роста общего уровня заболевания среди детей дошкольного возраста. От уровня психического и физического положения населения, от состояния его здоровья зависит благополучие общества в целом, поэтому проблема формирования представлений детей о здоровом образе жизни детей представляется в современном обществе актуальной.

Актуальность: Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Очень важно сформировать у ребенка базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Здоровьесберегающая деятельность формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложенное развитие.

Участники проекта: дети старшей группы, педагоги, родители, музыкальный и физкультурный руководители.

Срок выполнения: долгосрочный, реализуется в течении всего учебного года

Вид проекта: практический

Цель: сформировать у дошкольников ценностей к ведению здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Задачи:

  • формировать осознанную потребность в укреплении физического здоровья;
  • развивать силу, гибкость, ловкость, выносливость, быстроту, координацию движений;
  • развивать умения и навыки направленные на оздоровление;
  • воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни;
  • организовывать здоровьесберегающую предметно-игровую среду в группе;
  • привлекать родителей к участию в реализации проектной деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • овладение детьми приемами и навыками оздоровления своего организма;
  • осознание устойчивой потребности вести здоровый образ жизни;
  • снижение уровня заболеваемости;
  • формирование здорового образа жизни в семье;
  • повышение интереса к физическому совершенствованию, раскрытию ценности физической культуры.

Используемые в проекте принципы здоровьесберегающих технологий:

  • Учет индивидуальных, возрастных и физических особенностей детей;
  • Учет медицинских показателей ( паспорта здоровья);
  • Соблюдение санитарных норм в группе: маркировка в соответствии с возрастом ребенка, освещение, оформление, проветривание, гигиена);
  • Соблюдение охранительного режима в течении дня (смена форм деятельности, динамические паузы и т.д.);
  • Использование здоровьесберегающих элементов в течении всего дня пребывания ребенка в саду [1, с. 21].

 

Формы и методы работы с детьми:

 

  • Сотрудничество детей со взрослыми:

                 - с музыкальным руководителем:  во время проведения ежедневной утренней    гимнастики;

                 - с руководителем по физическому воспитанию на физкультурных занятиях,  спортивных мероприятиях;

  • Ежедневная бодрящая гимнастика (включающая корригирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки, массаж, самомассаж);
  • Использование игровых форм:  сказкотерапии, музыкотерапии;
  • Участие в подвижных и спортивных играх;
  • Проведение (ежедневное) психогимнастики, пальчиковых игр, дыхательной и зрительной гимнастики;
  • Использование наглядной пропаганды и агитации;
  • Чтение художественной литературы;
  • Выполнение индивидуальных и групповых творческих работ;
  • Самостоятельная деятельность детей;
  • Игры: дидактические, настольные, словесные;

Формы сотрудничества с родителями:

  • Открытые занятия;
  • Педагогические беседы -общие, групповые, родительские собрания;
  • Консультации и занятия с участием родителей;
  • Выставки детских работ, сделанные совместно с родителями;
  • Участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов;
  • Анкетирование;
  • Использование папок-передвижек.
  • Использование наглядного материала.

Этапы проектирования:

Подготовительный:

  • Выявление уровня знаний родителей и их готовности для работы над проектом;
  • Анкетирование родителей: "О здоровье и о нас";
  • Диагностика заболеваемости на начало учебного года;
  • Блиц -опрос детей: "Что я знаю о своем здоровье"
  • Определение критериев, этапов и продолжительности;
  • Подбор материалов, литературы по данной теме;
  • Создание накопительной папки (практического материала по воспитательно-оздоровительной работе, конспекты досугов, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, картотеки комплексов корригирующих упражнений.

Основной этап:

Работа с детьми:

  • Оформление наглядных стендов в группе;
  • Чтение художественной литературы: К.Чуковский " Мойдодыр", "Айболит", С.Михалков "Прививка", "Про девочку, которая плохо кушала", А.Барто "Девочка чумазая", И. Токмакова "Колыбельная", "Мне грустно – я лежу больной", А. Крылов "Как лечили петуха", В.Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо";
  • Беседы с детьми, создание проблемных ситуаций: "Зачем нужно мыть овощи и фрукты",  "Нужно ли чистить зубы?", "Правила ухода за посудой", "Осторожно, простуда!", "Откуда идет звук?", "Бывают ли хорошие микробы?", "Чистота- залог здоровья!";
  • Просмотр презентаций: "
  • Дидактические игры: "Спортивное лото", "Угадай вид сорта", "Спортивное домино", "Четвертый лишний", "Спорт зимой и летом";
  • Ежедневное проведение корригирующих упражнений: пальчиковая гимнастика, утренняя гимнастика, подвижные игры, зрительная гимнастика, бодрящая гимнастика после дневного сна, дыхательные упражнения;
  • Коллективные и индивидуальные творческие  работы детей: "Мой любимый вид спорта", "Солнце, воздух и вода", "Береги здоровье смолоду";
  • Ежедневные закаливающие процедуры после дневного сна;
  • Массаж и самомассаж;
  • Участие в спортивных соревнованиях, эстафетах.

Работа с родителями:

  • Консультации и беседы с родителями: "О важности соблюдения режима дня", "В здоровом теле- здоровый дух", "О закаливании в повседневной жизни", "Пальчиками играем, моторику развиваем", "Зимние игры на улице;
  • Анкетирование родителей: "О здоровье всерьез", "Красивая осанка";
  • Совместное оформление стенгазеты: "Мама, папа, я  -спортивная семья";
  • Участие родителей в детских спортивных мероприятиях: "Веселые старты", "Праздник для пап";
  • Фотовыставка "Мы любим спорт", "Зимние забавы";
  • Составление с родителями "Режима выходного дня";
  • Оформление стенгазет: "Витамины и здоровье", "Мои чистые игрушки"

Заключительный этап:

Диагностика заключительного этапа выявила:

 

  • Воспитанники показали хорошие результаты по снижению заболеваемости;

  

  • Приобрели осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, практически все посещают спортивные секции и клубы;
  • Работа с  родителями способствовала тому, что они больше стали уделять внимание своему здоровью и здоровью своих детей;

 

  • В процессе реализации проекта была создана благоприятная здоровьесберегающая среда, позволяющая расширить знания детей о способах укрепления своего здоровья.

 

Итоги проекта:

  • Выставка рисунков: "Быть здоровым - здорово!";
  • Игра по станциям: "Здоровье и мы";
  • Совместная деятельность воспитателя, родителей и детей - фотоотчет о проделанной работе, фотоальбом  "Мы -спортсмены".

  Здоровьесберегающие технологии, используемые в проектной деятельности способствовали развитию и укреплению здоровья ребенка: развитию его физических качеств, двигательной активности и становлению физической культуры дошкольников. Способствовали воспитанию привычки к повседневной физической активности и заботе о своем здоровьех.[2, с. 27].

 

Список литературы

1. Ахутина Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. - №2. - С. 21 – 28.

2. Гаврючина Л. В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера., 2008. - 160 с.

 

 

 

 

 

Категория: Физкультура и здоровьесбережение | Добавил: marina2309 (12.05.2016) | Автор: Коржавина Марина Игоревна E
Просмотров: 106 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
0
1  
Марина Игоревна, ваш материал допущен к участию в Конференции.

2  
Спасибо, большое

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]