Суббота, 03.12.2016, 18:34
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Физкультура и здоровьесбережение

Основные особенности подхода по сбережению здоровья детей, использование инновационных методик здоровьесбережения в ДОУ

Здоровье, как известно, на 50% определяется образом жизни, а модель образа жизни формируется в детстве. Поэтому так важно формировать привычку к здоровому образу жизни в дошкольном возрасте.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.

Педагогический коллектив ДОУ главной задачей работы определил формирование у детей и взрослых мировоззрения, в основе которого лежит понимание здоровья, как главной жизненной ценности.

Работа по созданию здоровьесберегающей среды и воспитанию у детей основ здорового образа жизни  в нашем детском саду идет по следующим направлениям:

  • физкультурно-оздоровительное
  • педагогическое
  • коррекционно-развивающее
  • медицинское

 

Направления и содержание работы

Физкультурно-оздоровительное

(комплекс мер, направленных на охрану и укрепление здоровья детей, формирование физической культуры, он представлен следующими блоками).

  • комплексная  психолого-физиологическая диагностика развития ребенка и готовность его к школьному обучению, мониторинг состояния здоровья и физического развития детей.
  • отбор педагогических технологий с учетом возрастных особенностей детей и их функциональных возможностей на данном этапе, отказ от «школьного» типа обучения детей дошкольного возраста.
  • проектирование физкультурно-игровой среды в условиях детского сада с целью оздоровления и всестороннего развития личности ребенка (приемы повышения эффективности использования оборудования путем создания новизны и смены оборудования, внесение новых пособий и т.д.)
  • занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
  • формирование представлений о многообразии физических и спортивных

   упражнений, назначении и способах использования движений, их практической значимости (подвижные игры и физические упражнения, игры с элементами спорта и акробатики, ритмическая гимнастика, занятия по физической культуре);

  • приемы самоконтроля и саморегуляции в процессе разных форм двигательной активности (игровые упражнения, дыхательная гимнастика, релаксационные упражнения)

Педагогическое

(способствует  накоплению детьми знаний о здоровье и развитии, умений оберегать и поддерживать, сохранять его; дает первоначальные представления социального характера, позволяет включить детей в систему социальных отношений; способствует повышению уровня знаний родителей   в области здоровьесбережения, обучение отдельным методам оздоровления)

  • рациональный режим дня, построенный с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, физической и умственной работоспособности;
  • оптимальный двигательный режим;
    эффективное закаливание;
    обеспечение благоприятной гигиенической обстановки;
    преобладание положительных эмоций у детей;
  • занятия, беседы, игры, игровые упражнения, художественная литература, просмотры видеофильмов, направленные на формирование у детей ценности здоровья и здорового образа жизни;
  • занятия, направленные на формирование представлений о строении своего тела и отдельных систем и органов (по ознакомлению с окружающим, логопедические занятия);
  • приемы направленные на активную роль ребенка в укреплении своего здоровья в разных формах познавательной и двигательной деятельности (занятия по ознакомлению с окружающим, дидактические игры с включением активных действий, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры с включением динамического компонента);
  • привлечение семьи к формированию у детей здорового образа жизни и культуры здоровья.
  • коллективное сотрудничество (родительские собрания, круглые столы, тренинги, деловые игры, семинары, досуги, открытые занятия), дни здоровья;
  • индивидуальное сотрудничество (анкетирование, «обратная связь», консультации, беседы, психологические акции);
  • наглядно-информационное сотрудничество (стенды, «памятки», выставки работ, рабочих тетрадей детей);
  • активное участие родителей в жизни ребенка (подвижные игры, совместные занятия, соревнования, тренинги).

Коррекционно-развивающее

(включает в себя технологии, направленные на оздоровление ребенка в целом).

  • развитие всех психических функций.
  • психокоррекционная работа (индивидуальная, групповая)
  • текущее обследование
  • элементы психотренинга (консультации для педагогов и родителей)
  • психопрофилактика (элементы сказкотерапии, арттерапии, музыкотерапии релаксация, психогимнастика).
  • гимнастика артикуляционная, пальчиковая, дыхательная, для глаз.
  • массаж и самомассаж языка, лица; физкультминутки, упражнения на релаксацию.
  • комплексы упражнений, направленные на профилактику нарушений зрения.
  • развитие тактильной чувствительности, мелкой моторики.
  • су-джок терапия
  • кинезиологические упражнения

Медицинское

  • профилактика заболеваний,
  • углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники,
  • коррекция, возникающих функциональных отклонений,
  • отслеживание характера течения хронической патологии,
  • реабилитация соматического состояния здоровья,
  • противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами,
  • санитарно-гигиеническая деятельность всех служб ДОУ.

Организация работы по сохранению и укреплению здоровья детей и формированию у них основ здорового образа жизни предполагает наличие нескольких обязательных условий:

Ø    создание среды, позволяющей всем участникам процесса развиваться, реализовывать свой внутренний потенциал на основе устойчивой мотивации;

Ø    объединение всех служб с четким разграничением функций; организация мониторинга, профилактики, коррекции состояния и культуры здоровья;

Ø    организация профессиональной деятельности педагогического и вспомогательного персонала на основе теоретической и научно-практической подготовки в рамках реализации задач по обеспечению здоровья и здорового образа жизни;

Ø    постоянное совершенствование материальной базы;

Ø    взаимодействие с общественными культурно-спортивными учреждениями; использование возможностей семьи и социума по организации здоровьесберегающих технологий и пропаганды здорового образа жизни.

Данные мониторинга по использованию дыхательной гимнастики старших и подготовительных к школе групп за 2010-2013гг.

Учебный год

Кол-во детей

Случаи ЛОР заболевания на конец I полугодия

Случаи ЛОР заболевания на конец II полугодия

2010-2011

90

4

4,4%

2

2,2%

2011-2012

95

5

5,2%

3

3,1%

2012-2013

65

5

7,6%

2

3%

 

 

2010

2011

2012

Списочный состав детей

154 ребенка

145детей

145 детей

Число пропусков д/дней по болезни

22,4%

22%

21%

Число пропусков на одного ребенка

68,2%

62,6%

58,2%

Число часто болеющих детей

14

10

8

Число ни разу не болеющих детей

10

13

16

Показатель индекса здоровья

26%

24%

19%

 

 

 

 

 

 

Сводная таблица анализа заболеваемости детей по детскому саду

 

2010

2011

2012

Списочный состав детей

154 ребенка

145детей

145 детей

Число пропусков д/дней по болезни

            22,4%

22%

21%

Число пропусков на одного ребенка

68,2%

62,6%

58,2%

Число часто болеющих детей

14

10

8

Число ни разу не болеющих детей

10

13

16

Показатель индекса здоровья

26%

24%

19%

 

 

 

 

Диагностика показала, что увеличивается количество детей не разу ни болевших, наметилось снижение количества часто болеющих детей. У большинства детей старшего дошкольного возраста наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использования доступных средств для его укрепления.

Таким образом, при творческом отношении к внедрению в практику работы с дошкольниками здоровьесберегающих технологий, можно обеспечить детям психофизическое здоровье, что так важно будущим  школьникам.
Мы глубоко убеждены, что каждый человек должен быть уверен в своих силах и возможностях с детства. Это поможет ему быть доброжелательным, радостным, счастливым, более открытым людям и окружающему миру, а это под силу только здоровому человеку.

 

 

 

 

 

 

Категория: Физкультура и здоровьесбережение | Добавил: pdthtdf (01.10.2015) | Автор: Зверева Ольга Владимировна E
Просмотров: 488 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Ольга Владимировна! Ваша заявка на получение сертификата зарегистрирована.

0
1  
Ольга Владимировна, ваш материл допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]