Воскресенье, 16.12.2018, 02:20
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дошкольное образование » Физкультура и здоровьесбережение

Еще раз о питании
ВВЕДЕНИЕ

По данным Минздрава России к окончанию школы лишь 5 процентов детей могут считаться практически здоровыми. 30-40 процентов школьников за завтраком, обедом и ужином предпочитают картофель, макароны, крупы, а в промежутках - чипсы, сухарики, конфеты и «Пепси».
Доказано, что распространенные нарушения в питании были связаны не только и не столько с социальным положением семей, сколько с низкой культурой питания.
Поэтому важно содействовать детям в приобретении знаний, навыков и взглядов, которые позволят им сохранить свое здоровье, а также здоровье тех, о ком они заботятся.
Полезно обучать людей культуре здорового питания с раннего возраста, поскольку привычки в еде приобретаются в младшем возрасте и впоследствии их сложно изменить.

Учитывая важность изучения основ правильного питания , а также значение правильного питания в здоровье школьника, мы поставили перед собой цель:
Изучить особенности питания современного школьника. Сравнить характер питания школьника с рекомендациями Всемирной Организации Здравоохранения.

Для выполнения этой цели были поставлены и решены следующие задачи:
1. Изучить литературные источники по интересующей нас теме
2. Изучить рекомендации Всемирной Организации Здравоохранения по питанию школьников
3. Изучить и проанализировать действительный характер питания современных школьников.
4. Установить, совпадает ли характер питания школьников с рекомендациями ВОЗ.

1.Выступления учащихся с сообщениями по теме:
(примерный текст)
Исследования показывают, что академическая успеваемость и умственные способности учащихся, получающих качественное питание, значительно выше по сравнению с этими показателями у учащихся с неполноценным питанием, независимо от дохода семьи, качества школы и компетентности учителя.
Аргумент: Полноценное питание, полученное в раннем возрасте, способствует здоровью в зрелом возрасте и в старости.
Среди людей, получающих полноценное питание, острые заболевания встречаются реже, протекают в менее тяжелой форме и имеют меньшую продолжительность. Полноценное питание способствует сохранению психического, социального и физического здоровья на протяжении всей жизни. Здоровое питание, более того, делает жизнь более комфортной, позволяя молодым людям развить здоровые зубы и десны. Таким образом, полноценное питание в период детства позволяет заложить основу здоровой взрослой жизни. Здоровая пища также позволяет сохранить активность в старости. Рационы богатые кальцием позволяют сформировать крепкие кости, в то время как рационы насыщенные протеином и солью повышают риск уменьшения плотности кости к старшему возрасту.

Очевидно, что сбалансированное и рациональное питание исключительно важно в жизнедеятельности детей и подростков. Школьный возраст является тем ключевым периодом развития человеческого организма, в котором завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры, происходит резкая нервно-гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков, возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессами обучения.

Необходимые продукты для полноценного питания школьников.

Белки.
Самыми ценными для ребенка являются рыбный и молочный белок, который лучше всего усваивается детским организмом. На втором месте по качеству - мясной белок, на третьем - белок растительного происхождения.
В рационе школьника обязательно должны присутствовать следующие продукты:
 молоко или кисломолочные напитки;
 творог ;
 сыр ;
 рыба ;
 мясные продукты ;
 яйца .
Жиры.
Необходимые жиры содержатся не только в привычных для нас <жирных> продуктах - масле, сметане, сале и т.д. Мясо, молоко и рыба - источники скрытых жиров. Животные жиры усваиваются хуже растительных и не содержат важные для организма жирные кислоты и жирорастворимые витамины.
Норма потребления жиров для школьников - 80-90 г в сутки, 30% суточного рациона.
Ежедневно ребенок школьного возраста должен получать:
 сливочное масло ;
 растительное масло ;
 сметану .
Углеводы.
Углеводы необходимы для пополнения энергетических запасов организма. Наиболее полезны сложные углеводы, содержащие неперевариваемые пищевые волокна.
Суточная норма углеводов в рационе школьника - 300-400 г, из них на долю простых должно приходиться не более 100 г.
Необходимые продукты в меню школьника:
 хлеб ;
 крупы ;
 картофель ;
 мед ;
 сухофрукты ;
 сахар .
Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по питанию
Схема здорового питания может быть представлена различными зрительными образами, но наиболее часто используется изображение пирамиды. Первую пирамиду питания (классическую) представило в 1992 году Министерство сельского хозяйства США. Ее принцип строился на ограничении жиров и потреблении большого количества углеводов. Такая пирамида была рекомендована ВОЗ и принята за основу здорового питания во многих странах. Позднее были составлены пирамиды Европейские, Азиатские, Латиноамериканские, вегетарианские и другие. В настоящее время принцип построения пирамид несколько изменился. Мы предлагаем Вашему вниманию пирамиду здорового питания, построенную на основе модели, предложенной специалистами «Mayo Clinic» (США). Она наиболее соответствует новым знаниям, полученным за прошедшее десятилетие в области науки о питании. Основным требованием для введения в практику любого типа пирамиды является сочетание здорового питания с 0,5-1-часовой физической работой в течение дня. Порцией овощей считается одна чашка тертого или резаного сырого овоща (примерно 200 г), или 100 г отварного резаного овоща или пюре. Порцией зерновых продуктов считается 1 ломтик хлеба или 100 г каши на обезжиренном молоке или воде, 50-60 г отрубных палочек или мюслей, 50-60 г хлебцов. Одной порцией мяса следует считать кусочек отварного мяса без видимого жира весом 60-90 г, то же самое относится к рыбе и птице (без кожи), одно яйцо или два белка без желтка. Одной порцией молочных продуктов является 50 г сыра, 100 мл молока или стаканчик несладкого йогурта, или 100 мл кефира. Из сектора «масла и орехи» одна порция составляет 1 столовую ложку орехов или 1 чайную ложку растительного масла. Добавлять в пищу можно только растительные масла, т.к. мясо, рыба, сыр и молоко и так содержат достаточное количество животных жиров. Необходимо принимать в пищу разнообразные растительные масла: подсолнечное, оливковое, льняное, кукурузное, расторопши, облепиховое и др., так как они содержат различный набор жирных кислот и жирорастворимых витаминов. Самый верхний сегмент пирамиды (сахар, кондитерские изделия и т.д.) – это необязательные продукты, или «лишние» калории. Цифра 75 ккал означает, что можно съесть в день не более 3 ч.л. сахара или 1/5 пирожного, или 2 сахарных печенья.

Режим питания школьника

Школьные годы — очень важный период в жизни ребенка. Изменяется не только окружающая среда, но и образ жизни. В это время рекомендуется 4-5-разовое питание с интервалами между приемами пищи в 3-4 часа. Наиболее целесообразным считается следующий распорядок употребления пищи в течение дня:

7.30 - 8.00 — завтрак;
10.00 - 10.30 — школьный завтрак;
13.00 - 13.30 - обед;
16.00 - 16.30 — полдник;
19.00 - 19.30 - ужин.

Занимающиеся в первую смену обязательно должны получать в школе горячий завтрак, причем в одно и то же время. Педагоги так контролируют прием пищи, чтобы он был четко организован , и исключалась спешка. Отмечено, что учащиеся, получающие школьный завтрак, лучше воспринимают учебный материал и остаются до конца занятий работоспособными.

Обучение в школе вызывает немало затруднений в питании детей. Нередко утром они мало и неохотно едят, с трудом удается уговорить ребенка выпить хотя бы стакан молока. Часто приходится прилагать усилия, чтобы он ел спокойно, не торопясь. Ребенку, у которого из-за усталости после школы нет аппетита, до обеда необходим отдых.

Совершенно недопустимы длительные перерывы в приеме пищи. Например, если у школьника будет перерыв между обедом и ужином 6-7 часов, то через несколько недель у него начнется головокружение, появятся вялость, слабость, ему станет труднее учиться.

Кроме того, после длительного перерыва ребенок, сильно проголодавшись и жадно набросившись на еду, плохо ее пережевывает. Большое количество пищи, проглоченное наспех, плохо переваривается и не принесет пользы. Могут возникнуть сильная резь в животе, тошнота и даже рвота, а впоследствии — заболевания пищеварительной системы.

Следует, однако, помнить, что даже прекрасно организованное питание в школе не даст хорошего результата, если в семье на питание ребенка не обращается должного внимания.

Заполнение анкеты школьниками

АНКЕТА
Анализ характера питания
школьника
1. Опишите примерное меню семьи на 1 день.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Всегда ли вы завтракаете по утрам?
ДА НЕТ ИНОГДА (нужное подчеркнуть)
3. Как часто встречаются нижеприведенные продукты на вашем столе? Расположите в порядке убывания
сладости, рыба, хлеб, молочные продукты, овощи и фрукты, крупы, макароны, орехи, яйца
на первом месте(больше всего употребляем)____________________________
на втором месте____________________________
на третьем_________________________________
на четвертом_______________________________
4. Соблюдаете ли вы режим питания?
ДА НЕТ Что это?
5. Знакомы ли вы с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения по питанию?
ДА НЕТ
6. Есть ли у Вас в семье заболевания, связанные с пищеварительной системой?
ДА НЕТ (нужное подчеркнуть)

Вопросы анкеты сначала были предложены родителям учащихся, а потом их детям.

Анализ полученных данных:
1. Составлению меню из наиболее часто встречающихся сочетаний продуктов. Вывод.
2. Составление диаграмм или таблиц по итогам ответов школьников на вопросы анкеты.
3. Выводы.
Например:

На второй вопрос «Всегда ли вы завтракаете по утрам?» ответили таким образом:

Процентное соотношение ответов на второй вопрос детей и их родителей приведено в таблице 1
Завтракаю иногда Не завтракаю Завтракаю всегда
Дети Родители дети Родители Дети Родители
10% 9% 21% 1% 69% 90%

Проанализировав полученные данные было установлено следующее:
Данные у детей и их родителей не совпадают.
Большой процент детей, которые не завтракают или завтракают иногда.
После анализа ответов на 3 вопрос «Как часто встречаются нижеприведенные продукты на вашем столе? Расположите в порядке убывания : сладости, рыба, хлеб, молочные продукты, овощи и фрукты, крупы, макароны, орехи, яйца»
мы сделали вывод, что на первом месте по популярности у школьников конечно сладости, на втором месте хлеб, крупы, макароны, т.е большое количество пищи богатой углеводами. На третьем месте находятся молочные продукты. Четвертое место поделили овощи, фрукты и рыба.

На вопрос «Соблюдаете ли вы режим питания?»

положительно ответили лишь 38 % опрошенных. 62% не придают этому большого значения


Положительно ответить на 5 вопрос «Знакомы ли вы с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения по питанию?» не смог ни один учащийся.
И, наконец, каждая вторая семья имеет заболевания связанные с органами пищеварения.
Полученные нами результаты позволили сделать следующие выводы:
4. У школьников очень скудный рацион питания, в котором чаще всего преобладают жиры и углеводы.
5. Большой процент детей (31%), которые не завтракают или завтракают иногда.
6. На первом месте по популярности у школьников сладости, а на последнем фрукты, овощи и рыба. Следовательно питание школьников не соответствует рекомендациям Всемирной организации здравоохранения, которая рекомендует сладости употреблять меньше всего, а фрукты, овощи, рыбу, молочные продукты побольше.
7. Лишь 38% опрошенных соблюдают режим питания. Остальные не придают этому большого значения
8. Положительно ответить на 5 вопрос «Знакомы ли вы с рекомендациями Всемирной организации здравоохранения по питанию?» не смог ни один учащийся.
9. Каждая вторая семья имеет заболевания связанные с органами пищеварения.
Изучив все материалы работы мы предполагаем, что распространенные нарушения в питании связаны не только и не столько с социальным положением семей, сколько с низкой культурой питания.
Категория: Физкультура и здоровьесбережение | Добавил: Tochilowa (17.03.2012) | Автор: Точилова Алёна Сергеевна E
Просмотров: 753 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]