Пятница, 09.12.2016, 04:53
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение

Методическая разработка учебного занятия "Оценка эколого-валеологического состояния жилого помещения"

Методическая разработка учебного занятия по программе предпрофильной подготовки учащихся 8-х классов «Экология жилища»

1.Пояснительная записка.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все новые, более высокие требования к человеку и его здоровью. Здоровье как условие свободы жизни является основным фактором в системе важнейших человеческих ценностей. Стремление человека к здоровому образу жизни в естественной и социальной природе вытекает из потребностей, которые выработались в процессе исторического развития. По мнению Б. Спинозы, здоровье является важнейшим условием совершенства человека, оно оказывает большое влияние на духовное развитие, является необходимым условием для его культурного становления. Здоровье интегрирует в себе экологическое и валеологическое единство организма, личности и окружающей среды.                                                                                      

Под эколого-валеологической компетенцией понимается уровень образованности, который характеризуется эколого-биологическими знаниями о валеологической и экологической культуре, а также способностью решать различные жизненные задачи на основе этих знаний и способах практической деятельности. Необходимо организовывать образовательный процесс, так чтобы он вооружал учащихся эколого-валеологическими знаниями и навыками, обеспечивал не только эффективное изучение биологии и экологии, но и нацеливал учащихся на необходимость ведения здорового образа жизни в течение всей жизни и воспитывал у них культуру здоровья. Эффективность процесса формирования эколого-валеологической компетенции в процессе обучения определяется созданием условий для самостоятельного проявления учащимися познавательных, исследовательских, практических и креативных способностей.  Реализации этого процесса способствует предпрофильная подготовка учащихся 8-х классов по программе «Экология жилища».

Большую часть своей жизни современный человек проводит в жилище. Согласно подсчётам, 92 % времени человека проходит в замкнутом пространстве, 5% - в переполненном и душном транспорте, 2% - на улице. Говоря о загрязнении окружающей среды, как правило, подразумевается загрязнение вдыхаемого воздуха вне жилых помещений. Концентрация некоторых загрязнителей атмосферы (оксида серы, озона) вне жилых помещений значительно выше, следовательно, пребывание в жилище при ограниченной вентиляции снижает вероятный вред воздействия этих загрязнителей. С другой стороны, в жилище человека возможно накопление ряда других вредных веществ, причём их концентрация может быть в 5-7 раз выше, чем за его пределами. Поэтому экологи современную квартиру называют «экологической грязью». По данным исследования, проведённого в 1972 году, 90% обследованных квартир оказались экологически небезопасными для проживания людей. В последние годы появилось множество сообщений о так называемом «синдроме больных помещений», понятие о котором введено специалистами ВОЗ. Этот термин относится к помещениям с нарушением экологического баланса, возникающим в результате  недостаточной вентиляции, повышенной влажности, плесени и пыли. У жителей  «больных помещений» наблюдаются признаки ухудшения здоровья: головные боли, умственное переутомление, увеличение числа простудных заболеваний, раздражение слизистых оболочек глаза, носа и глотки, сухость кожи и слизистых, тошнота, головокружение, проблемы с пищеварением. Появляется всё больше оснований считать, что неблагоприятное жилье способствует развитию онкологических заболеваний. Исследование экологического состояния жилища человека, решение проблемы создания здоровой среды обитания для человека в настоящее время являются очень актуальными. Все это определяет необходимость анализа качества окружающей среды непосредственно в жилище

В данной методической разработке представлен план-конспект учебного занятия «Оценка эколого-валеологического состояния жилого помещения», в ходе которого учащимися выполняются практические работы по изучению показателей жилой среды квартиры с использованием математических расчётов, тем самым, осуществляется профильная проба «Экологическая профессия».

2.План-конспект учебного занятия.

Тема. Оценка эколого-валеологического состояния жилого помещения.Цель. Определение показателей эколого-валеологического состояния жилого помещения с помощью математических расчётов.

Задачи:

1.Расширить представления учащихся о показателях экологического состояния жилой среды квартиры.

2.Развивать у учащихся умения выполнять практическую работу на основе инструктивных карт, с использованием данных, полученных самостоятельно.

3.Воспитывать эколого-валеологическую культуру учащихся, способствовать экологической профориентации.

Оборудование: экран, проектор, ноутбук.

Дидактическое обеспечение: компьютерная презентация к учебному занятию, инструктивные карты по выполнению практических работ, информационные материалы.

Ход проведения учебного занятия:

1.Организационный момент (объявление темы занятия, проверка присутствия учащихся).

2.Теоретическая часть «Экологические показатели жилых помещений квартиры».

Педагог: жилище – сложная система природной и искусственно созданной среды, где сочетаются воздействия физической, химической и биологической природы (слайд).

К факторам физической природы относятся микроклимат, инсоляция и освещённость, электромагнитные излучения, шум, вибрация техногенного происхождения.

Химические факторы включают экзогенные загрязнители атмосферного воздуха и загрязнители эндогенного происхождения, к которым относятся антропотоксины, продукты сгорания бытового газа, полимерные загрязнители, аэрозоли синтетических моющих средств и препаратов бытовой химии, табачный и кухонный дым.

К биологическим факторам относится бактериальное загрязнение, которое определяется как пылебактериальная взвесь. Качество среды жилых зданий регламентируется рядом санитарно-гигиенических нормативов для отдельных факторов окружающей среды.

3.Практическая деятельность учащихся.

Педагог: Показателями эколого-валеологического состояния квартиры являются:

- размеры помещений;

- характер внутренней отделки помещений и материалов, использованных для изготовления мебели;

- микроклимат;

- состояние воздушной среды;

- световая среда;

- физические факторы (радиационный фон, шумовое загрязнение, электромагнитное излучение);

- наличие потенциально опасных для здоровья человека средств бытовой химии;

- наличие комнатных растений и домашних животных.

Санитарно-гигиеническую экспертизу жилых помещений вы будете проводить по результатам оценки  следующих показателей эколого-валеологического состояния квартиры:

- площади, приходящейся на одного жильца квартиры;

- параметров микроклимата жилых помещений квартиры – температурного режима и относительной влажности воздуха;

- характеристик световой среды;

- режима вентиляции;

- степени озеленения.

Практическая работа №1. Расчёт площади, приходящейся на одного жильца квартиры».

Цель. Определение площади, приходящейся на одного жильца квартиры.

Методическое обеспечение: результаты измерений площади квартиры, проведённых самостоятельно.

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений жилой площади квартиры и количества жильцов, рассчитайте площадь, приходящуюся на одного жильца квартиры. Полученное значение занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/Ll_SrrNAqgjHz).

2.Определите, соответствует ли полученное вами значение площади, приходящейся на 1 жильца квартиры¸ оптимальному значению.

Практическая работа №2. Определение параметров микроклимата квартиры (температурного режима и влажности воздуха).

Микроклимат квартиры должен обеспечить условия, благгоприятные для теплообмена организма и здоровья человека. Микроклимат жилого помещения определяется температурой, относительной влажностью, плотностью и скорость движения воздуха, параметры которых регламентируются санитарно-гигиеническими нормами.

 К факторам, определяющим микроклимат квартиры, относятся:

- температура внутренних поверхностей стен и пола, максимально приближенная к температуре воздуха в помещении;

- оптимальная относительная влажность воздуха – 30-60%;

- отопление помещения не должно служить источником загрязнения воздуха запахами, дымом, сажей окисью углерода;

- обеспечение водяного отопления низкого давления, при котором температура поверхности отопительных приборов не должна превышать 75-900С;

- устранение сырости, понижающей защитные силы организма и обостряющей ревматические, почечные, неврологические заболевания.

Дискомфортный микроклимат жилого помещения обуславливает длительное напряжение процессов терморегуляции человека, что приводит к ослаблению общей сопротивляемости организма, снижению его иммунного потенциала. Поэтому для создания благоприятных условий проживания в квартире необходимо поддерживать оптимальные значения параметров микроклимата – температуры и относительной влажности воздуха.

Характеризуя экологическое состояние квартиры, вам необходимо определить температурный режим и режим влажности воздуха её жилых помещений.

- Валеологическая оценка температурного режима.

Цель. Определение температурного режима жилых помещений квартиры.

Методическое обеспечение: результаты измерений температуры жилых помещений квартиры, проведённых самостоятельно, информационные материалы «Способы улучшения температурного режима квартиры» (Приложение 1).

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений температуры  жилых помещений вашей квартиры, полученные в течение одной недели (с 12.10.2015г. по 18.10.2015г.), заполните таблицу (https://yadi.sk/i/adXlHYpXqgjR2).

2.Рассчитайте среднее значение температуры воздуха жилых помещений квартиры  (Тср. = Т1+Т2+Т3+Т4+Т5+Т6+Т7/7) и среднее значение температуры воздуха в квартире (Tср. = Тср. (зал) + Тср. (спальная комната) + Тср. (детская комната) /3), занесите полученные данные в таблицу.

3.Проведите мониторинг температурного режима жилых помещений квартиры, построив диаграмму по типу «График».

4.Определите, соответствуют ли полученные вами средние значения температуры воздуха жилых помещений квартиры санитарно-гигиенической норме.

5.Дайте рекомендации по улучшению температурного режима вашей квартиры.

- Валеологическая оценка режима влажности воздуха.

Цель. Определение режима влажности воздуха жилых помещений квартиры.

Методическое обеспечение: результаты измерений влажности жилых помещений квартиры, проведённых самостоятельно, информационные материалы «Способы улучшения режима влажности воздуха квартиры» (Приложение 2).

Воздух в закрытых помещениях загрязняется в результате дыхания лю¬дей, разложения пота и органической пыли на коже тела и одежды. От этого в воздухе уменьшается содержание кислорода, увеличивается содержание двуокиси углерода и водяных паров, повышается температура воздуха, и воздух приобретает неприятный запах. Эти изменения химического состава и физиче¬ских свойств воздуха неблагоприятно отражаются на самочувствии и здоровье людей. При скученности   большого числа людей в плохо проветриваемых помеще¬ниях появляются жалобы на духоту,  затруднённость дыхания, головную боль, потливость,  сонливость и снижение работоспособности.

Неблагоприятные физико-химические изменения воздушной среды в жилых зданиях имеет и эпидемиологическое значение. Важными мероприятиями по борьбе с загрязнением воздуха являются вентиляция и рациональная уборка помещений.

Воздух в зависимости от насыщения водяными парами бывает:

- сухим (до 55%);

- умеренно сухим (56-70%);

- умеренно влажным (71-85%);

-  очень влажным (выше 86%).

Сухой воздух неблагоприятен тем, что:

- вызывает усиленное испарение влаги с кожи, растений и предметов мебели;

- сушит слизистую носа, что является причиной частых насморков и ОРЗ;

- способствует старению кожи, что влияет на обмен веществ.

Повышенная влажность неблагоприятна тем, что:

- при высокой температуре способствует перегреванию организма, а при низкой – переохлаждению;

- человеку холоднее при высокой влажности, чем при низкой, так как вода лучше проводит тепло.

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений относительной влажности воздуха помещений вашей квартиры, полученные в течение одной недели (с 12.10.2015г. по 18.10.2015г.), заполните таблицу (https://yadi.sk/i/adXlHYpXqgjR2).

2.Рассчитайте среднее значение относительной влажности воздуха жилых помещений квартиры  (Вл.ср. = Вл.1+Вл.2+Вл.3+Вл.4+Вл.5+Вл.6+Вл.7/7) и среднее значение температуры воздуха в квартире (Вл.ср. = Вл.ср. (зал) + Вл.ср. (спальная комната) + Вл.ср. (детская комната) /3), занесите полученные данные в таблицу.

3.Проведите мониторинг режима влажности жилых помещений квартиры, построив диаграмму по типу «График».

4.Определите, соответствуют ли полученные вами средние значения влажности воздуха помещений квартиры санитарно-гигиенической норме.

5.Дайте рекомендации по улучшению режима влажности вашей квартиры.

Практическая работа №3. Оценка вентиляционного режима квартиры.

Цель. Определение вентиляционного режима жилых помещений квартиры.

Методическое обеспечение: результаты измерений площади всех вентиляционных отверстий и площади пола жилых помещений квартиры, проведённых самостоятельно, информационные материалы «Способы улучшения вентиляционного режима квартиры» (Приложение 3).

Важную роль в поддержании благоприятных условий воздухообмена играет вентиляция жилых помещений. Естественная вентиляция должна осуществляться путём притока воздуха через форточки либо через специальные отверстия в оконных створках и вентиляционные каналы.

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений площади всех вентиляционных отверстий и площади пола жилых помещений вашей квартиры, рассчитайте значения вентиляционного режима и занесите их в таблицу (https://yadi.sk/i/BT9KeyqnqgjaV).                                     

2.Определите,  соответствуют ли полученные вами значения вентиляционного режима помещений квартиры санитарно-гигиенической норме.

3.Дайте рекомендации по улучшению вентиляционного режима вашей квартиры.

Практическая работа №4. Определение показателей световой среды жилых помещений квартиры (естественная и искусственная освещённость).

Одним из важнейших санитарно-гигиенических требований является хорошее освещение жилых помещений. Рациональное освещение жилища улучшает зрительную функцию глаз,  повышает жизненный тонус  человека, увеличивает  работоспособность, способствует лучшему санитарному содержанию помещений. Световая среда квартиры определяется естественной и искусственной освещённостью её жилых помещений. Под  освещением понимают плотность светового  потока на освещаемой поверхности.

- Естественная освещённость жилых помещений квартиры.

Цель. Определение естественной освещённости квартиры.

Методическое обеспечение: результаты измерений площади остеклённой части окна и площади пола, высоты верхнего края окна над полом и ширины, проведённых самостоятельно, информационные материалы «Способы улучшения естественного освещения квартиры» (Приложение 4).

Для оценки естественного освещения внутри жилых помещений служит коэффициент естественной освещённости (КЕО), равный процентному отношению освещённости в какой-либо точке помещения к одновременно измеренной освещённости наружной горизонтальной площадки, освещаемой рассеянным светом всего небосвода. КЕО зависит от величины и расположения световых проёмов, степени пропускания ими света, наличия внешних экранирующих предметов, отражающей способности внутренних поверхностей квартиры.

Естественное освещение в квартирах осуществляется боковыми окнами и верхними фонарями. Оно создаётся прямыми или рассеянными солнечными лучами, зависит от географической широты места, времени года и времени дня, а также от ориентации (поло-жения) окон. Улучшению естественного освещения жилых помещений способствует рациональная застройка городских кварталов, правильная ориентация зданий, применение окон со спаренными переплётами при ремонте квартир. Для защиты помещения от излишнего прямого света солнца применяют светлые матерчатые шторы, занавеси козырьки и жалюзи.

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений площади остеклённой части окна и площади пола, рассчитайте значение коэффициента естественного освещения жилых помещений вашей квартиры. Используя данные значений высоты верхнего края окна над полом и ширины, рассчитайте значение коэффициента заглубления жилых помещений квартиры. Полученные результаты занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/CJawCBbDqgjfi).

2.Определите, соответствуют ли полученные вами значения показателей естественной освещённости жилых помещений квартиры санитарно-гигиеническим нормам.

3.Дайте рекомендации по улучшению естественной освещённости квартиры.

- Искусственная освещённость жилых помещений квартиры.

Цель. Определение искусственной освещённости квартиры.

Методическое обеспечение: данные о мощности электрической лампы и количестве электрических ламп в жилых помещениях квартиры, результаты измерений площади пола жилых помещений квартиры, полученные самостоятельно, информационные материалы «Советы по искусственному освещению квартиры» (Приложение 5).

Ход выполнения работы:

1.Используя данные значений мощности электрической лампы, количества электрических ламп и площади пола, рассчитайте значение коэффициента искусственного освещения жилых помещений вашей квартиры. Полученные результаты занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/CJawCBbDqgjfi).

2.Определите, соответствуют ли полученные вами значения коэффициента искусственного освещения жилых помещений квартиры санитарно-гигиенической норме.

3.Дайте рекомендации по улучшению искусственной освещённости квартиры.

Практическая работа №5 «Изучение озеленённости квартиры».

Цель. Определение показателей озелённости квартиры.

Методическое обеспечение:

- книга «Азбука комнатных растений» (автор – Л.А. Чечина);

- список видов комнатных растений, рекомендуемых для озеленения жилого помещения (Приложение 6);

- список видов комнатных растений, используемых в озеленении квартиры (по данным учётов, проведённых учащимися)

- результаты исследования фитонцидной активности комнатных растений квартиры (по данным исследования, проведённого учащимися ранее)  (Приложение 7).

Ход выполнения работы:

1.Определите % видов комнатных растений квартиры, рекомендуемых для озеленения жилого помещения. Полученный результат занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/s5jundOAqgjnV).

2.Оцените уровень соответствия видового состава комнатных растений квартиры рекомендуемому видовому составу для озеленения жилого помещения по шкале: 0-30% - низкий уровень, 30-60% - средний уровень, 60-100% - высокий уровень.

3.Дайте характеристику видовому составу комнатных растений по влиянию на экологическое состояние квартиры и организм человека, заполнив следующую таблицу (https://yadi.sk/i/s5jundOAqgjnV).

4.Используя результаты исследования фитонцидной активности комнатных растений квартиры, рассчитайте фитонцидную активность (Приложение 7). Полученные результаты занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/s5jundOAqgjnV).

4.Оцените фитонцидную активность видов комнатных растений, построив диаграмму по типу «Столбчатая».

5.Дайте общую характеристику озеленнёности квартиры.

4.Подведение итогов учебного занятия.

Педагог: В результате выполнения практических работ, вами получена информация об эколого-валеологическом состоянии ваших квартир, которую сейчас вы можете использовать для разработки памяток «Как сделать своё жилище экологичным?» (для работы учащиеся объединяются в творческие микро-группы, после выполнения задания представители микро-групп презентуют получившиеся памятки).

5.Домашнее задание.

Педагог: С позиций экологии человека имеет значение не только экологическая безопасность жилища, но и его эстетическая привлекательность (удобство, комфорт, дизайн и интерьер квартиры). Эти факторы вносят существенный вклад в формирование психологического состояния человека, определяя уровень его психического и соматического здоровья. Вот почему важным показателем экологического благополучия квартиры также является эмоциональная оценка её жилых помещений. В качестве домашнего задания предлагаю вам выполнить практическую работу «Эмоциональная оценка квартиры», результаты которой позволят расширить ваши представления об эколого-валеологическом состоянии исследуемых жилых помещений (раздаёт каждому учащемуся инструктивную карту по выполнению практической работы «Эмоциональная оценка квартиры» (Приложение 8).

Ребята, спасибо вам за плодотворную работу!

3.Список литературных источников.

1.         Алексеев, С.В. Практикум по экологии [Текст]: Учебное пособие / С. В. Алексеев, Н. В. Груздева, А. Г. Муравьёва; под ред. С.В.Алексеева. - М.: АО МДС, 1996.

2.         Дубов, Д. П. Экология жилища и здоровье человека [Текст] / Д. П. Дубов. - Уфа: Слово, 1995.

3.         Гигиена и экология человека [Текст]: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Н. А. Матвеева, А. В. Леонов, М. П. Грачёва и др.; под ред. Н. А. Матеевой. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304с.

4.         Губернский, Ю. Д. Жилище для человека [Текст] / Ю. Д. Губернский, В. К. Лицкевич. – Москва, «Стройиздат», 1991. – 227с.

5.         Клинковская, Н. И. Комнатные растения в школе [Текст]: Книга для учителя / Н. И. Клинковская, В. В. Пасечник. – М.: Просвещение, 1986. – 143с.

6.         Комнатные растения [Текст]: Справочник / Б. Н. Головкин, В. Н. Чеканова, Г. И. Шахова и др.; Под ред. Б. Н. Головкина. – М.: Лесная промышленность, 1989. – 431с.

7.         Новолодская, Е. Г. Экспертиза школьного здания [Текст] / Е. Г. Новолодская  // Биология в школе. - 2006. - №7. – С. 35-42.

8.         Фадеева, Г. А. Химия и экология. 8-11 классы [Текст]: Материалы для проведения учебной и внеурочной работы по экологическому воспитанию. - Волгоград: Учитель, 2004.

9.         Энциклопедия комнатного цветоводства. – Харьков: Книжный клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. - 512с.

10.       http://www.treeland.ru/article/home/plant/factor.htm

11.       http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=26016

12.       http://www.referatfrom.ru/watch/25126/1.html

13.       http://hrkhv.ru/kologicheskaya-proforientatciya

14.       http://www.stroy.ru/cottage/com-heating/publications_1070.html

15.       http://v-kvartiremont.ru/osveschenie-v-kvartire/iskusstvennoe-osveschenie- pomescheniya.html  

Приложение 1

Информационный материал

«Способы улучшения температурного режима квартиры»

Хорошая функциональность системы отопления и правильное ее устройство – это залог уюта в доме. Если что-то не устраивает, если температура в квартире меньше нормы, можно и нужно эти факторы устранить. Методы улучшения отопления бывают разные, и использовать их надо в зависимости от ситуации. Сначала надо проверить квартиру на теплопотери. Можно воспользоваться для этого тепловизионной диагностикой. Источниками теплопотерь являются щели в окнах и входных дверях, холодный пол на первом этаже, холодный потолок на верхнем этаже, щели в конструкциях дома, а также теплопотери при засоре отопительной системы, и при наличии в ней воздуха. При устранении всех этих факторов улучшается способность помещения сохранять тепло.

Случается так, что холода уже наступили, а коммунальные службы еще не начали отопительный сезон. В этом случае можно воспользоваться обогревателями. Разновидностей обогревателей много. Можно выбрать на свой вкус исходя из конкретно вашей ситуации. При использовании электрических обогревателей нужно учитывать, что потребление электроэнергии значительно возрастет.

При соблюдении правил безопасности использования обогревателей, можно комфортно пережить этот период времени. Если отопительный сезон начался, а ваши батареи холодные, то нужно проверить теплоотдачу отопительных приборов. Улучшить отопление квартиры позволит систематическая промывка отопительных приборов.

Промывку можно сделать тремя способами. В батарею заливается горячая вода с кальцинированной содой, выходы воды закрываются заглушками. В таком состоянии батарею нужно оставить на час, потом нужно очень аккуратно постучать по батарее, перевернуть ее на другую сторону и опять постучать. Затем нужно промыть батарею холодной проточной водой.

Препятствовать нормальной работе радиаторов может воздушная пробка. Чтобы устранить ее спускается воздух из системы. Лучше эту процедуру сделать до наступления отопительного сезона. Для того чтобы спустить воздух, открывается клапан термостата. Признак того, что воздух выходит – это шипящий звук.

Приложение 2

Информационный материал

«Способы улучшения режима влажности квартиры»

Для исправления ситуации можно наладить эффективную работу систем вентиляции, а также воспользоваться любым увлажнителем воздуха. Многие люди для повышения влажности в помещениях ставят объёмные аквариумы: и красиво, и влага испаряется с поверхности. Также увеличить влажность помогают правильно подобранные комнатные растения: тоже будет и нарядно, и уютно. Для анализа влажности в помещении применяют специальный прибор – гигрометр: им можно воспользоваться, если уровень влажности в вашей квартире вызывает у вас опасения.

В случае, если в помещении уровень влажности, наоборот, слишком высок, то также стоит пересмотреть систему вентилирования жилья и подумать о применении кондиционеров и специальных осушителей. Излишняя влажность неблагоприятно влияет на здоровье человека и гигиенические требования к микроклимату помещений здесь также достаточно строгие. Под влиянием большого количества влаги начинают активно размножатся различные грибки и плесень, портятся стены, мебель, одежда, книги, продукты питания и так далее. В такой обстановке иммунитет человека также снижается и он становится подвержен многим болезням. При этом все вещи в такой квартире приобретают неприятный затхлый запах, который никого красить не будет. Сырость в квартирах возникает по разным причинам. Например, возможно, плохо отрегулирована система отопления, помещение редко проветривается, в нем происходит постоянная стирка белья и его сушка. Если в вашей квартире начала мокнуть стена, то тогда тоже нужно предпринимать срочные меры и выявлять источник проникновения лишней влаги в вашу квартиру.

Приложение 3

Информационный материл

«Способы улучшения вентиляционного режима квартиры»

Гигиенические требования к микроклимату помещений подразумевают, что воздух в жилье, как основа нашей жизнедеятельности, должен быть «свежим», без неприятных запахов, подвижным и влажным. В большой степени данные показатели зависят от систем вентиляции и проветривания помещений. В плохо проветриваемых помещениях воздух затрудняет дыхание и становится фактором, ухудшающим здоровье человека.

В холодный период года оптимальной скорость движения воздуха в помещении является 0,1-0,3 м/с. Большие показатели вызывают ощущение сквозняка в доме и не очень-то приятны. Меньшие же показатели создают спертый воздух, который также неприятен: хочется открыть форточку и подышать свежим воздухом.

Самостоятельно определить качественный состав воздуха в доме достаточно сложно. Здесь в большей степени стоит ориентироваться на собственные ощущения. Так, вы сами можете сказать, удушливый или свежий воздух у вас в доме, приятный у него запах или не очень. Для улучшения показателей качества воздуха необходимо иметь эффективную систему вентиляции и регулярно проветривать помещение.

При этом следите за уровнем пыли в доме и не пренебрегайте влажной уборкой. Стоит заметить, что многие системы «умный дом» позволяют автоматически регулировать температуру, влажность и движение воздуха в помещении.

Приложение 4

Информационный материал

«Способы улучшения естественного освещения квартиры»

Микроклимат жилых помещений подразумевает, что в нем будет качественный световой режим. Он должен быть напрямую связан с естественным освещением и облучением комнаты солнечными лучами. Это также очень важно, так как создает наиболее оптимальный световой режим и определяет периоды наиболее благоприятной физической активности. Также солнечные лучи положительно влияют на здоровье человека, повышают его тонус, укрепляют нервную систему и стимулируют жизненную активность.

Никакой искусственный свет в квартире не может полностью заменить потребность человека в естественном свете. Важным фактором для хорошего «здоровья» жилища является степень его инсоляции, т. е. времени, в течение которого оно может освещаться прямым солнечным светом. Современные жилища проектируются таким образом, чтобы хотя бы одно из его жилых помещений не менее трех часов в сутки могло быть освещено солнечным светом.

Часто при общей характеристике помещения мы отмечаем в первую очередь степень его естественной освещенности: «хорошая комната» - это прежде всего светлая, т. е. хорошо освещенная, и наоборот: «плохая» - это комната недостаточно, на наш взгляд, освещенная дневным светом. Почти всегда в случае положительной характеристики к эпитету «светлая» добавляется еще и «солнечная».

Подобные оценки основаны на психологическом воздействии дневного света на человека. Обилие естественного солнечного света в помещении как бы раздвигает его границы, приближает его к естеству природы, поднимает наш тонус, а недостаток его, понятно, действует на нас противоположным образом. Однако всегда ли мы чувствуем себя комфортно в ярко освещенной, солнечной комнате? И каждый ли из нас? Нет, конечно. Помещения, ориентированные окнами на юг, считаются лучшими только в средних и северных широтах, а в южных широтах и близких к экватору солнечные комнаты могут превратиться просто в пекло, если не принять мер по их защите от солнечных лучей. Кроме того, не все любят яркий свет в помещении, в том числе дневной и солнечный. Как правило, яркий свет в квартире предпочитают люди с недостаточной остротой зрения или менее чувствительные к повышенным температурам воздуха.

Ну и раз мы упомянули о климатических особенностях, влияющих на наше восприятие дневного света в помещении, следует отметить те их особенности, которые связаны с низкими зимними температурами наружного воздуха и продолжительностью зимнего периода. Зимой, как известно, естественного света в природе меньше, а следовательно, и освещенность жилища зимой, особенно в северных широтах, меньше.

С другой стороны, добиться большей освещенности жилища в таких краях путем увеличения площади наружного остекления помещений сложно, так как чревато большими потерями тепла, которые порой невозможно предотвратить даже самой надежной теплоизоляцией окон. Поэтому в крестьянских домах старого типа, например, окна были небольшими. На степень и характер естественной освещенности помещений влияет их положение (точнее - положение их окон) относительно сторон света и уровня земли. Самыми темными являются комнаты, выходящие окнами на север, или, как их часто называют, - северные, самыми светлыми - юго-западные.

Самый равномерный свет в квартире достигается в северных комнатах, а неравномерное и контрастное освещение - в восточных и западных. Чем выше от земли находится помещение, тем оно светлее, а свет в нем - контрастнее.

Использование параметров дизайна помещения. С целью зрительного расширения пространства, а также заполнения его солнечным светом, следует убрать в нем некоторые из существующих перегородок, которые не выполняют роль несущих конструкций. Вследствие таких действий совместятся несколько помещений или образуется кухня-студия, гостиная-коридор, кухня-студия либо какой-нибудь другой вариант совмещенных комнат. В последнее время в нашей стране достаточно распространенным видом перепланировки является квартира-студия, представляющая собой одно большое помещение, визуально разделенное на функциональные участки.

В том случае, если хозяева квартиры нуждаются в четком распределении пространственных зон, можно прибегнуть к помощи пластиковых либо стеклянных перегородок. Еще одним хорошим вариантом в этом случае является выполнение перегородок не на полную высоту стенок. Все это значительно увеличит количество лучей, поступающих в помещение, нормирование естественного освещения в данном случае обеспечено.  

Бывают случаи, когда в капитальных перегородках проделываются сквозные отверстия, которые могут быть и открытыми. Особенно эффектно они будут смотреться, если их границы красиво декорировать. Кроме этого, данные проемы можно закрыть при помощи стекла или пластика.

Очень популярной тенденцией в настоящее время является использование в роли стеклянных перегородок больших аквариумов. Подобный интерьер особо эффектно выглядит при использовании в интерьерах гостиниц, ресторанов и других общественных заведений. Что касается квартиры, то далеко не каждый готов на такой эксперимент, ведь для установки аквариума необходимо большое пространство и площадь, в противном случае подобная перегородка может стать не совсем уместной, поэтому приходится использовать иные системы естественного освещения.   

Использование оконных проемов. Широко известным является тот факт, что дневной свет попадает в любое помещение через его окна или балконы. В связи с этим, если в квартире ощущается недостаток солнечного света, следует избегать использования тонированного стекла в оконных проемах. Кроме этого, необходимо избегать загромождения подоконников различными горшками, вазонами или любыми другими предметами. В свою очередь портьеры должны быть изготовлены из легких тканей в светлых тонах.

Использование светоотражающих поверхностей. Как показывает практика, чем светлее внутренняя отделка помещений, тем большей способностью отражать свет она характеризуется. В том случае, если желаемым является привлечение в квартиру большего количества солнечных лучей, необходимо использовать светлые тона не только на потолках, но и на стенах.  

То же самое можно сказать и о мебели, которая используется в интерьере. Если же светлые тона в мебели являются не очень желанными, то можно использовать темный цвет, однако обивка ее должна быть светлой. Важную роль играет также пол. Для его устройства лучше всего использовать светлое ламинированное половое покрытие, либо керамическую плитку.

Важную роль играет также используемый в интерьерах текстиль. Если пользоваться светлыми шторами, коврами, одеялами и другими элементами декора, это заметно увеличит естественное освещение комнат даже в пасмурные дни.

Нельзя не упомянуть и об использовании зеркал, ведь в случае их использования, солнечные лучи не только отражаются, но также и направляются в необходимом направлении.

Приложение 5

Информационный материал

«Советы по искусственному освещению квартиры»

Комфорт в доме достигается многими факторами и один из них – это создание искусственного освещения. Правильно подобранные и расположенные осветительные приборы сделают ваш дом уютным для отдыха и мягким для глаз, к тому же при выборе энергосберегающих ламп вы сэкономите деньги на электроэнергии. В этой статье вы узнаете, как создать правильное освещение в квартире и что для этого нужно предпринять.

Существует несколько способов освещения помещения в нашем случае квартиры:

- общее освещение способно равномерно осветить всю комнату, например, большую гостиную;

- местное освещение обычно устанавливается для подсветки определенного места, например, мягкого кресла или небольшого журнального столика;

- локальное освещение делает акцент на отдельных предметах интерьера, например, зеркала или ниши, а еще оно разделяет пространство комнаты на несколько зон.

При общем освещении в качестве осветительных приборов могут быть применены люстры, настенные бра, либо новомодный спот. Например, в гостиной комнате, на кухне или в спальной обычно для общего освещения используются потолочные люстры, они могут быть подвесные, встраиваемые, накладные или на штанге, в других случаях в небольшой комнате возможна установка настенных светильников, спота или создание точечного освещения.

При выборе осветительного прибора учитывайте то, что подвесные люстры в отличие от встраиваемых и накладных визуально скрадывают пространство. Поэтому, если потолок в комнате невысокий, тогда вместо подвесной люстры лучше использовать встраиваемую или накладную. Чтобы достичь максимального освещения в люстре может быть использована лампа мощностью 100 – 200 Вт или их может быть несколько с суммарной мощностью 200 – 300 Вт. Люстры с несколькими лампами имеют возможность включения не всех лампочек, а одной группы. К примеру, вам не требуется включать в гостиной все 6 ламп одновременно, тогда вы можете включить всего 3 лампочки. Но для этого люстру нужно правильно подключить к электропроводке и установить выключатель с несколькими клавишами.

По форме осветительные приборы делятся: на круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные и т. п. Плафон осветительного прибора изготавливается из стекла, синтетических материалов, абажур из ткани. Поверхность стекла бывает матовой или глянцевой с разнообразными узорами и подвесами. Арматура осветительного прибора изготавливается из металла и покрывается, например, блестящим хромом или краской. Общее количество ламп в люстрах разнится, от цифры цоколей зависит обозначенный класс энергопотребления прибора. В люстру может быть встроена 1 лампа, 2 лампы, 3 и т.д.  Тип цоколя у перечисленных приборов освещения подразделяется на классы: E14, E27 и т.д., кроме этого в светильниках могут быть установлены светодиодные лампы.

Приложение 6

Ассортимент комнатных растений,

рекомендуемых для озеленения жилых помещений

1.         Агава американская. Семейство агавовых.

2.         Адиантум венерин волос. Семейство птерисовых.

3.         Акантостахис. Семейство норичниковых.

4.         Алоэ древовидное, а. складчатое, а. устрашающее, а. остистое, а. пёстрое, а. Дескуана, а. многолистное, а. жемчужное, а. шахматное. Семейство асфоделовых.

5.         Аспидистра высокая. Семейство лилейных.

6.         Аукуба японская. Семейство кизиловых.

7.         Бегония коралловая, б. ярко-красная, б. сизолистная, б. вечноцветущая, б. группы Лоррен, б. группы Элатиор, б. клубневидная. Семейство бегониевых.

8.         Гибискус китайский. Семейство мальвовых.

9.         Каланхоэ Дегремона, к. Блоссфельда, к. Мангина, к. перистое, к. бехарское, к. Панда. Семейство толстянковых.

10.       Каллизия изящная, к, ползучая, к. душистая. Семейство коммелиновых.

11.       Камнеломка плетеносная. Семейство камнеломковых.

12.       Колеус гибридный. Семейство губоцветных.

13.       Кофе аравийский, или кофе арабика. Семейство мареновых.

14.       Лавр благородный. Семейство лавровых.

15.       Маранта беложильчатая. Семейство марантовых.

16.       Мирт обыкновенный. Семейство миртовых.

17.       Монстера деликатесная, или привлекательная. Семейство ароидных.

18.       Муррайя экзотическая. Семейство рутовых.

19.       Нефролепис возвышенный, н. бостонский, н. Пиерсони. Семейство даваллиевых.

20.       Пеларгония зональная, п. домашняя, или крупноцветковая, п. садовая, п. душистая, или сильнопахнущая, п. курчавая,  п. головчатая, п. щитовидная. Семейство гераниевых.

21.       Пеперомия туполистная, п. магнолиелистная, п. серебристая, п. серо-серебристая, п. клузиелистная, п. перескиелистная, п. лазащая, п. головатая, п. круглолистная, п. стелющаяся. Семейство перцевых.

22.       Перец длинный, п. шафранный, п. украшенный. Семейство перцевых.

23.       Пеллея мелколистная, п. круглолистная, п. зелёная, п. копьевидная, п. Кадье, п. «Норфолок», п. ползучая, п. обёрнутая, п. Bronze. Семейство птерисовых.

24.       Руэлия Дево, р. Портеллы. Семейство акантовых.

25.       Сансевиерия трёхполосая. Семейство лилейных.

26.       Сингониум ножколистный, с. ушковидный, с. Вендлэнда. Семейство ароидных.

27.       Солейролия Солейроля. Семейство крапивных.

28.       Спатифиллюм Уоллиса, с. обильноцветущий, с. приятный. Семейство ароидных.

29.       Толстянка древовидная, т. портулаковая, т. плауновидная, т. четырёхгранная, т. скальная. Семейство толстянковые.

30.       Традесканция Блоссфельда, т. зебрина, или полосатая, т. белоцветковая, т. приречная. Семейство коммелиновых.

31.       Фикус каучуконосный, или эластика, ф. Бенджамина, ф. лировидный, ф. бенгальский, ф. карликовый. Семейство тутовых.

32.       Фатсхедера Лице. Семейство аралиевых.

33.       Филодендрон лазящий, ф. домашний, ф. копьевидный, ф. дваждыперистонадрезанный, ф. гитаровидный, ф. чёрно-золотистый, ф. Село, ф. бородавчатый, ф. изящный, ф. узкорассечённый, ф. чешуеносный, ф. бутылочный, ф. продырявленный. Семейство ароидных.

Приложение 7

Результаты исследования фитонцидной активности

комнатных растений квартиры

Важнейшая роль в оздоровлении воздушной среды квартиры принадлежит фитонцидным растениям. Однако, сила действия фитонцидов у всех комнатных растений различна.

Для проведения количественного анализа фитонцидной (антимикробной) активности комнатной флоры исследованы следующие виды комнатных растений: бегония вечноцветущая, пеларгония душистая, традесканция белоцветковая, сенполия фиалкоцветная, сансевьера трёхполосая и хлорофитум хохлатый.

Этапы работы по данному исследованию отражены в последовательности следующих действий:

1. Залили чашки Петри питательной средой - агаром непосредственно перед посевом.

2. Выдержали чашки Петри с застывшим агаром выдержали в течение 5 минут в жилом помещении квартиры (с большим количеством микроорганизмов).

3. Растёрли в ступке 1 грамм листьев исследуемых комнатных растений. Перенесли приготовленную кашицу в большую крышку чашки Петри, распределив по дну равномерно.

4. Поместили на чашку с кашицей перевернутую чашку с агаром и посевом микроорганизмов из загрязненного воздуха, выдерживали 40 минут.

5. Закрыли каждую чашку с агаром своей крышкой и поместили все чашки в тёплое место.

6. Через две недели с помощью лупы подсчитали число выросших в чашках колоний микроорганизмов.

Для подсчёта количества микроорганизмов  в 1 м3 воздуха использована формула   Омелянского В. Л.: количество микроорганизмов = число выросших колоний * множитель расчёта числа микробов в 1 м3 воздуха (для чашки Петри с диаметром 9 см он составляет 80). Фитонцидная активность комнатного растения определяется количеством микроорганизмов, которое потенциально может быть убито его фитонцидами (https://yadi.sk/i/OQ5GovxqqgkGe).

Приложение 8

Инструктивная карта по выполнению практической работы

«Оценка эмоционального восприятия квартиры»

Цель. Определение эмоционального восприятия жилых помещений квартиры при помощи теста «Тепло - Холодно».

Оборудование: опросные листы, ручка.

Ход работы:

1.Раздайте опросные листы членам своей семьи и попросите заполнить их.

Содержание опросного листа:

Выразите своё отношение к жилым помещениям своей квартиры с помощью оценок: «тепло» (по отношению к жилому помещению возникают положительные эмоции) и «холодно» (по отношению к жилому помещению возникают отрицательные эмоции), заполнив следующую таблицу (https://yadi.sk/i/rZlr9vhLqgkLa).

2.Результаты опросы занесите в таблицу (https://yadi.sk/i/rZlr9vhLqgkLa).

3.Сделайте вывод об эмоциональном восприятии жилых помещений квартиры.

Учебное занятие «Оценка эколого-валеологического состояния жилого помещения» для учащихся 8-х классов нацелено на определение показателей эколого-валеологического состояния жилого помещения с помощью математических расчётов.

Задачи:

1.Расширить представления учащихся о показателях экологического состояния жилой среды квартиры.

2.Развивать у учащихся умения выполнять практическую работу на основе инструктивных карт, с использованием данных, полученных самостоятельно.

3.Воспитывать эколого-валеологическую культуру учащихся, способствовать экологической профориентации.

 



Источник: https://yadi.sk/d/TNwS1BEErrS2j
Категория: Туризм, экология, краеведение | Добавил: bonolga2016 (20.05.2016) | Автор: Ольга E
Просмотров: 185 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо большое! Просматривая свой материал, я обнаружила в его названии 2 раза подряд стоит словосочетание "учебного занятия". Если возможно удалите, пожалуйста, повтор. Заранее благодарна за ваше понимание!!!

0
1  
Ольга Евгеньевна, ваш материал прошел техническую экспертизу и допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]