Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Туризм, экология, краеведение |
Использование эффективных форм организации туристско – краеведческой деятельности с целью развития туристских навыков в процессе профессиона
Содержание: Информация об опыте………… 3 Технология опыта……………… 6 Результативность опыта………9 Библиографический список…... 15 Информация об опыте Тема опыта. Использование эффективных форм организации туристско – краеведческой деятельности с целью развития туристских навыков в процессе профессиональной подготовки инструкторов детско-юношеского туризма Условия возникновения, становления опыта. Педагогом дополнительного образования я работаю с 1996 года на базе средней колы №6. т.к. микрорайон удален от центра, и учащимся далеко добираться до Дома детского творчества. Территория микрорайона позволяет мне проводить различные мероприятия туристско-краеведческого направления и практически охватывает 50% из 189 обучающихся в школе. На территории школы оборудована специальная туристическая площадка, используется спортивный зал для проведения систематических занятий по туризму. За время моей работы были проложены семь новых туристско-краеведческих маршрутов, разработана и внедре¬на программа деятельности юных туристов. Мои воспитанники принимают активное и плодотворное участие в исследовательских, поисковых работах, экологических и спортивно-оздоровительных меро¬приятиях, которые требуют навыков выживания человека в природной среде. Основы данной работы были положены в разработанную мною программу дополнительного образования для детей туристско-краеведческого профиля « Юные инструкторы туризма», рассчитанную на трехлетний период, который дает возможность прохождения воспитанникам теории и практики основ туристических знаний. Актуальность опыта. Туризм как вид деятельности весьма привлекателен для детей. Это не только реальная возможность расширить собственные географические познания, даже на уровне родного края, но и решить проблему собственного «я». От других видов спорта туризм отличается рядом особенностей, прежде всего массовостью, общедоступностью. Любому спорту свойственен соревновательный элемент, но в туризме никогда не бывает проигравших -он сам по себе уже источник радости. В условиях туристского похода, особенно многодневного, деятельность каждого члена туристской группы тесно переплетена с деятельностью и поступками других членов группы и группы в целом. Здесь естественным путем возникает очень важная для педагогов обстановка – обстановка своего рода «ответственной взаимозависимости», экскурсии и другие формы деятельности, где социальные контакты детей очень тесны, позволяют ввести воспитанника в огромный мир сложных человеческих чувств, переживаний, отношений, направленных на заботу о ближнем. При этом воспитывается ответственность за свои действия не перед абстрактным человечеством или своим будущим, а перед конкретной группой ребят, с которыми делишь все тяготы походной жизни. В свою очередь формирование ответственности в небольших делах способствует формированию ответственности, а в целом -гражданственности. Поскольку в детско-юношеском туризме и краеведении, в отличие от других видов образовательной и спортивно-оздоровительной деятельно-сти, практически нет профессиональной подготовки кадров, особое зна-чение приобретает необходимость обучения инструкторов детско-юноше-ского туризма. При подготовке инструкторских кадров я обращаю внимание на некоторые стороны туризма как вида спорта и связанные с этим особен¬ности педагогической деятельности инструктора. В туризме, в отличие от других видов спорта, инструктор показывает спортивный резуль¬тат, по меньшей мере, равный тому, который он ожидает получить от сво¬его ученика. Это значит, что инструктор должен уметь совершать походы соответствующей степени или категории вместе со своими воспитанника¬ми и во главе группы. Один из важнейших факторов безопасности - техника страховки. Для ее отработки применены только имитационные упражнения. Срывы в реальных условиях преодоления препятствий не так уж часты, и проверить себя «на практике», к счастью, приходится не каждому. Обу¬чая приемам страховки и самостраховки, инструктор должен внушить обучаемому, что безукоризненное владение этими приемами, постоянная готовность применить их - основа квалификации туриста. Ведущая педагогическая идея опыта. В основу опыта положен анализ деятельности по развитию детско-юношеского ту¬ризма, а содержательно-смысловой подход к изучению туристско-краеведческой работы позволил выработать общие направления комплексного обуче¬ния инструктора детско-юношеского туризма. Опыт ориентирует инструкторов детско-юношеского туризма на овла¬дение основными положениями педагогики в тесной связи с опытом учеб¬но-воспитательной работы в туристско-краеведческих объединениях. Вместе с тем он носит прикладной характер, предусматривая изучение в первую очередь тех аспектов педагогики, которые имеют первостепенное значение в деятельности инструктора детско-юношеского туризма. Необходимо упомянуть о нестареющей истине: успех всякого педагоги-ческого процесса в значительной мере зависит от личного примера инст-руктора, его благожелательности по отношению к воспитанникам и твор-ческого отношения к делу .Я , как педагог-инструктор детско-юношеского туризма совме¬стно образовательными учреждениями станциями юных туристов провожу учебные мероприятия по программам специальной туристской и крае¬ведческой подготовки: - инструкторы детско-юношеского туризма; - судьи туристских соревнований; - руководители спортивных туристских походов; - инструкторы по видам туризма; - экскурсоводы; - спасатели . Длительность работы над опытом. Работа по формированию инструктора детско-юношеского туризма была разделена на несколько этапов I этап – начальный (констатирующий) – сентябрь 2009 –ноябрь 2009 года. II этап – основной (формирующий) – декабрь 2009 – март 2012 года. III этап – заключительный (контрольный) – март 2012- май 2012года. Начальный период предполагал обнаружение проблемы, подбор диагностического материала и выявление уровня готовности воспитанников к преобразовательной деятельности. Формирующий этап педагогического процесса – это ясное осознание цели и методики. Комплексная направленность различных воспитательных и образовательных средств оказывается действенной лишь в том случае, если педагогический процесс характеризуется целостностью, системностью. Польза системы для мышления состоит не только в том, что о вещах начинают мыслить упорядоченно, по известному плану, но и в том, что о них вообще начинают мыслить, раскрывать сущность. Систему учебно-воспитательного процесса детско-юношеского туризма можно определить как единство образования, воспитания и развития. Диагностика на заключительном этапе доказала успешность выбранной мною технологии по опыту Александра Петровича Жабоедова «Туристско-краеведческая деятельность-школа жизни для подростка» в решении обозначенной педагогической проблемы, которая ориентирует инструкторов детско-юношеского туризма на овла¬дение основными положениями педагогики в тесной связи с опытом учеб¬но-воспитательной работы в туристско-краеведческих объединениях. Диапазон опыта. Систему воспитания и обучения в процессе туристско-краеведческой деятельности я рассчитываю на трехлетний период в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими общечеловеческим ценностям. В то же время участие в походах, экскурсиях, путешествиях позволяет учащимся познакомиться с прошлым и настоящим нашей области. В процессе туристско-краеведческой деятельности расширяется сфера общения учащихся, они приобретают навыки социального взаимодействия, опыт положительного поведения, создаются благоприятные условия для формирования нравственных качеств личности ребенка: трудолюбия, чувства товарищества, ответственности, которые воспитываются у членов туристской группы, существующей в автономном режиме. Теоретическая база опыта. Теоретически обосновал краеведческие исследования К. Д. Ушинский. «День, проведенный ребенком среди рощ и полей... стоит многих недель, проведенных на учебной скамье», утверждал он. Основатель русской физической культуры П. Ф. Лесгафт настоятельно рекомендовал взрослым и детям прогулки, экскурсии и походы, как способ оздоровления и закалки. В отношении преподавания, использующего краеведческий подход он писал «Вообще все, что преподается в школе, должно быть непременно связано с жизнью; необходимо всегда исходить из наблюдения над жизнью, насколько это возможно». В послевоенные годы двадцатого века детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные. В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, В 70- 80-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР». 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием. Новизна опыта. Туристские походы располагают поистине огромными воспитательными возможностями. Главные из них – возможность физического воспитания туристов, привития им навыков безопасного поведения в суровых, а подчас экстремальных условиях. Не на последнем счету -воспитание экологически грамотного поведения, расширение кругозора участников туристских походов, создание условий для самореализации и возможность познать историю родного края, позволяет поставить каждого его участника в уникальные, в плане воспитания, условия, когда абстрактные идеи норм общежития приобретают весьма конкретную жестко обусловленную реальность. Это и привлекло мое внимание к опыту Александра Петровича совершенствовать его, дополняя тренировочный процесс приёмами обучения и создавая общее представление о туристских этапах «Бревно», «Параллельная переправа», «Траверс», «Подъём», «Спуск», обучить прохождению путём разбиения технических этапов на звенья, предупредить возможность возникновения в дальнейшем грубых ошибок. Проведение соревнований по туристской технике с включением данных этапов позволяет эффективнее формировать двигательные умения и рассчитывать в перспективе на достойные спортивные результаты. Технология опыта Постановка целей и задач данной педагогической деятельности. Одной из важных целей детско-юношеского туризма, как спорта, оздоровления и вида деятельности является формирование здорового образа жизни человека и общества в целом, что имеет большое государственное значение в воспитании детей. Принимая во внимание, что дети и молодежь будущее поколение страны, в современных экономических условиях не должны терять нравственные ориентиры. Поэтому перед педагогами дополнительного образования стоят первоочередные задачи: вернуть молодому поколению прекрасный мир спортивного туризма и развивать его; эффективно обучить жизненным навыкам выживания человека в природной и городской среде обитания . И здесь основной фигурой становится воспитатель, тренер, организатор , инст¬руктор детско-юношеского туризма. Целью опыта является определение педагоги¬ческих основ, факторов, условий формирования инструктора детско-юношеского туризма как личности в системе дополнительного образования: разработка технологий и критериев результативности данного процессе во взаимодействии образовательных учреждений с различными социаль¬ными институтами воспитания. Главная задача опыта: - формирование общей культуры личности, - научить новичка возможно большему количеству технических приемов, - помочь ясно определить отношение к туризму, - понять, стоит ли ему заниматься этим видом спорта, - каковы его спортивные перспективы. Организация учебно-воспитательного процесса На протяжении трех лет мною проводилась работа по совершенствованию форм учебной работы при подготовке туристов-инструкторов. Помимо традицион¬ных лекций, и практических заня¬тий, деловых игр и самостоятельной работы учащихся, я активно вне¬дряются такие виды занятий, как учебные занятия на местности (обору¬дованных полигонах) и учебно-тренировочные походы. Занятия характеризуются применением разнообразных методов обучения, возможностью групповой и индивидуальной работы. Для решения общей задачи я создал всю систему занятий по курсу в целом. Специфика занятий по каждой теме любого раздела определяется как содержанием учебного материала, так и воспитательными целями Основной этап в учебном процессе - это учебно-тренировочный поход. Он требует тщательной подготовки, продуманного плана и умелого мето¬дического руководства. Особое внимание обращаю на выбор рай¬она путешествия, наличие полного набора естественных препятствий, соответствующих данной ка¬тегории обучающихся и виду туризма, удобные пути подъезда и отъезда, наличие интересных экскурсионных объектов и т. д.. После определения района учебно-тренировочного похода даю задание учащимся на его тщательное изучение по литературным источникам, справочникам, кар¬тографическим материалам, отчетам туристских групп и разработке мар¬шрута похода. Поскольку целью учебно-тренировочного похода является отработка и закрепление туристских знаний, умений и навыков, а также повышение туристской квалификации, то в его программу включают: - проведение бесед и рассказов, углубляющих знания учащихся по пройденным дисциплинам; - проведение учебных практических занятий на естественных препятствиях по отработке техники и тактики вида туризма, ориентированию на местности, организации походного быта; - сбор и оформление материалов для отчета об учебно-тренировочном походе; - выполнение общественно полезной работы в населенных пунктах и на маршрутах ,природных и экскурсионных объектах; - регулярное подведение итогов дня и проведение разбора всего учебно-тренировочного похода при его окончании. Весь учебный процесс в условиях учебно-тренировочного похода подчи-няется соблюдению режима дня, графику похода, правил обеспечения безопасности и выполнению учебного плана. Обучение инструкторов туризма включает в себя общую и специальную физическую, теоретическую, техническую, тактическую и морально-во¬левую подготовку, что составляет единый процесс обучения и воспита¬ния туристских кадров: -физическая подготовка заключается в постепенном закаливании орга-низма, повышении его функциональных возможностей и работоспособ-ности, развитии и совершенствовании физических (двигательных) ка¬честв: силы, быстроты, выносливости, ловкости и т. д. Эта подготовка осуществляется в процессе учебно-тренировочных занятий и походов; -техническая подготовка предусматривает практическое овладение ту-ристскими умениями и навыками. Основными из них являются: владе¬ние техническими приемами страховки и самостраховки, преодоления сложных естественных препятствий в различных видах туризма, умение плавать, ходить на лыжах, управлять судами, на которых проводится по¬ход, ездить на велосипеде, автомобиле, мотоцикле, ориентироваться на местности, разжигать костер в любых условиях, готовить пищу, изготов¬лять и ремонтировать снаряжение и др. Принцип наглядности обучения требует так организовать обучение, что¬бы слушатели усваивали знания на основе чувственного восприятия реаль¬ных предметов, явлений или их изображений. Весь дополнительный учебно-методический материал и наглядные по¬собия делятся на три группы: - руководящие материалы и инструкции, методические рекомендации по вопросам туристской работы, рекламные материалы, описания марш-рутов, тексты путевой информации и т. д.; - учебно-методические наглядные пособия в помощь инструкторам-преподавателям; - материал, выдаваемый слушателям как образец, или наглядное посо¬бие для пользования на учебном мероприятии. После занятий этот мате¬риал собирается и хранится для занятий с другими группами. Кроме литературы, для повышения эффективности учебного процесса рекомендуется изготовить или приобрести следующие наглядные пособия: - схема организационной структуры управления туристской отраслью; - схема организационной структуры управления учреждением допол-нительного образования туристско-краеведческого профиля; - схема организационной структуры федерации туризма и ее комиссий; - нормативные плакаты по Единой Всероссийской спортивной класси-фикации; - топографические, физические и другие карты республики, края, об-ласти, района; - видеофильмы, диафильмы и плакаты по охране природы; - образцы маркировочных знаков, образцы и макеты оборудования мест стоянок и ночлегов; - варианты планов подготовки и проведения туристских слетов и сорев-нований; - образцы отчетов о походе; - образцы планов подготовки и проведения учебных занятий; - подборка образцов литературы; - варианты планов подготовки и проведения походов; - образцы туристского снаряжения и инвентаря; - таблицы калорийности продуктов питания и примерные меню-рас-кладки походного питания; - плакаты с условными топографическими знаками, макеты форм рельефа, учебные карты, компасы, измерители и т. д.; - видеофильмы, диапозитивы, плакаты по технике и тактике вида ту-ризма; - плакаты по оказанию первой доврачебной помощи и др. Таким образом, для успешного выполнения туристско-краеведческой деятельности инструктору детско-юношеского туризма необходимо уме-ние совмещать теоретические знания, педагогическую и методическую подготовку с развитой на высоком уровне физической подготовкой и пра-ктическим туристским опытом. Туризм и краеведение как массовое движения учащихся охватывает широкую область знаний. Деятельность педагога в этой области ориентирована в различных направлени¬ях. Структурный анализ определяет преимущественно три направления. Первое - туризм направлен на физическое развитие и совершенствова-ние человека, улучшение и восстановление его здоровья. Второе - познание в самых различных областях человеческой деятель¬ности и природы. Третье - это спортивные достижения, которые имеют целью макси-мальное развитие человеческих возможностей в преодолении разнооб-разных трудностей и природных препятствий и прохождение макси¬мально сложных походов и путешествий в различных видах туризма. Сущность обучения состоит не только в передаче знаний, умений и навы¬ков от преподавателя к учащимся, но и в воспитании буду¬щего туриста-инструктора. Результаты обучения относительно легко про-веряются. Какую бы работу ни проводил с туристами инструктор, он обязан пом¬нить, что именно на нем лежит ответственность за воспитание в людях бе¬режного отношения к природе. И здесь решающую роль играет личный пример: не подкрепленные собственным поведением призывы могут све-сти это важное дело к нулю. Пропагандистская и воспитательная деятельность инструктора включает информацию о мерах наказания за нарушение установленных правил. Довожу до сведения участников похода, какую мате¬риальную, административную и уголовную ответственность они несут за нарушения. Результативность опыта Проверяя и оценивая знания воспитанников, я могу определить уровень успеваемости в группе, трудности в усво¬ении материала, что дает возможность сделать выводы о качестве обучения и принять меры к его улучшению. Зачет является не только формой контроля успеваемости воспитанников со стороны педагога, но и хорошей шко¬лой самоконтроля. Мониторинг проводился мною на протяжении трех лет по своей методике и отслеживались четыре направления по образовательным критериям и трем направлениям умений воспитанников. Мониторинг умений воспитанников первого года обучения устанавливать палатку 14% воспитанников испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием по причине непосещения занятий. 40% воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога из за новых конструкций палаток. 46% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей Мониторинг умений воспитанников первого года обучения организовывать быт на туристском слете и в походе 20% воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации быта по причине непосещения занятий. 46% воспитанников оббьем усвоенных умений и навыков составляет более ½. 34% воспитанников овладели практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой за конкретный период. Мониторинг умений воспитанников первого года обучения работать с литературными источниками 20% воспитанников в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога по причине непосещения занятий. 54% воспитанников в состоянии выполнить задания на основе образца 26% воспитанников выполняет практические задания с элементами творчества. Мониторинг знаний основных видов спортивного туризма воспитанников первого года обучения 6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 54%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 40% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний. Мониторинг знаний перечня личного и группового снаряжения воспитанников первого года обучения 6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 40%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 54% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний. Мониторинг знаний основы личной гигиены воспитанников первого года обучения 20%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 46%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 34% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний. Мониторинг знания истории, культуры и природных особенностей родного края воспитанников первого года обучения 14%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 40%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 46% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний. Мониторинг навыков организации самостраховки воспитанников первого года обучения 20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации самостраховки по причине непосещения занятий. 46%воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога. 34% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. Мониторинг Навыков преодолевать технические этапы 1 и 2 класса воспитанников первого года обучения 20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при преодолении технических этапов 1 и 2 класса. 54%воспитанников преодолевают технические этаны с помощью преподавателя. 26% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. Мониторинг Навыков ориентироваться на местности по компасу воспитанников первого года обучения 26%воспитанников испытывает серьезные затруднения ориентироваться на местности по компасу. 40%воспитанников умеют ориентироваться с помощью педагога. 34% воспитанников умеют ориентироваться на местности по компасу самостоятельно, не испытывая особых затруднений. Мониторинг знания особенности условий родного края воспитанников третьего года обучения 6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 34%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 60% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний. Мониторинг знаний основных видов туристского многоборья, воспитанников третьего года обучения 6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 40%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 54% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний Мониторинг знаний правил работы с личным и групповым специальным туристским снаряжением воспитанников третьего года обучения 6%воспитанников овладели менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой по причине непосещения занятий. 54%воспитанников освоили более ½ объема знаний. 40% воспитанников освоили практически весь оббьем знаний Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения транспортировать пострадавшего 14% воспитанников испытывает серьезные затруднения при транспортировки пострадавшего по причине непосещения занятий. 40% воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога из за новых конструкций носилок. 46% воспитанников работает с оборудованием, самостоятельно, не испытывая особых трудностей . Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения оказывать первую доврачебную помощь 6% воспитанников испытывает серьезные затруднения при оказании первой доврачебной помощи по причине непосещения занятий. 34% воспитанников оббьем усвоенных умений и навыков составляет более ½. 60% воспитанников овладели практически всеми умениями и навыками предусмотренными программой за конкретный период. Мониторинг умений воспитанников третьего года обучения двигаться по азимуту 14% воспитанников в состоянии выполнить лишь простейшие задания педагога по причине непосещения занятий. 46% воспитанников в состоянии выполнить задания по ориентированию на основе образца. 40% воспитанников работает с оборудованием, самостоятельно, не испытывая особых трудностей. Мониторинг навыков организации самостраховки воспитанников третьего года обучения 20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при организации самостраховки по причине непосещения занятий. 34%воспитанников работает с оборудованием с помощью педагога. 46% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. Мониторинг Навыков преодолевать технические этапы 2 и 3 класса воспитанников третьего года обучения 20%воспитанников испытывает серьезные затруднения при преодолении технических этапов 2 и 3 класса. 54%воспитанников преодолевают технические этаны с помощью преподавателя. 26% воспитанников работает с оборудованием самостоятельно, не испытывая особых трудностей. Мониторинг Уметь читать карту и ориентироваться по ней воспитанников третьего года обучения 26%воспитанников испытывает серьезные затруднения ориентироваться на местности по карте. 40%воспитанников умеют ориентироваться с помощью педагога. 34% воспитанников умеют ориентироваться на местности по карте самостоятельно, не испытывая особых затруднений. Анализ мониторинга позволил проследить динамику сформированности УСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ . Таким образом, для успешной туристско-спортивной деятельности ин¬структору детско-юношеского туризма важно совмещать теоретические знания, педагогическую и методическую подготовку с физической подго¬товкой и практическим туристским опытом. Естественно, что объем зна¬ний и содержание практической деятельности в туризме непрерывно рас-ширяются и углубляются. Это вызывает необходимость при подготовке и повышении квалификации инструктора обеспечивать более глубокую специализацию обучения для работы с конкретным контингентом, в оп-ределенном виде туризма, на том или ином уровне управления. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Биржаков М.Б. Введение в туризм. – Спб: Питер, 2002. 2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд./под ред. А.М. Прохорова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998. – 1456 с.: ил. 3. Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности -М.: Финансы и статистика, 2000. 4. Квартальнов В.А.: Туризм: теория и практика – М.: Финансы и статистика, 2000. 5. Менеджмент туризма: туризм как вид деятельности./ под ред. В.А. Квартального. 6. Сысоева О.Е.: Организация летнего отдыха детей. – М.: Владос., 1999. – 176с. 7. Основы туристской деятельности./ сост. Е.И.Ильина, Москва, 2000. 8. Богданова С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 44-45 9. Морозов М. Анализ рынка российского детского туризма// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 38-40. 10. Морозов М. В России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2004, №1.-с. 26-30. 11.Попович Ю.А. "Организация туристско-краеведческой работы в районе, городе". ЦРИБ "Турист" Москва, 1990 г. 46 стр. 12.Прушакевич В.Б., Завьялов Б.Д., Деревягин Ю.В. "Рекомендации по обобщению опыта туристско-краеведческой работы в школе" ОЦДЮТ Саратов, 1990 г. 21 с. | |
Просмотров: 2241 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |