Среда, 24.05.2017, 03:23
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Музыка и пение

От струны до рояля. История фортепиано

От струны до рояля.

Как появилось фортепиано.

Слайд 2: Появление многих струнных музыкальных инструментов подсказала тетива охотничьего лука (слушаем звук натянутой тетивы).

Древнегреческий философ, математик Пифагор, ( вы видите его статую на Шартрском Соборе во Франции) живший ещё до нашей эры, для акустических опытов построил прибор – монохорд – однострун. Он представлял собой коробку с натянутой струной, под которой находилась подставка. Двигая её, Пифагор делил струну на части: одинаковые части звучали одинаково, разные – по-разному (слушаем монохорд).

Слайд 3: Добавив струны, музыканты придумали полихорды – многоструны. Их конструировали и играли на них по-разному. На арфе струны перебирали пальцами (слушаем арфу). Арфа очень древний инструмент, упоминается в Библейской книге Бытия. От арфы произошли лютня, гитара, скрипка… На лютне часто играли медиатором (слушаем звучание лютни).

Слайд 4: Часто в природе люди видят идею новых музыкальных инструментов. Так ветер, шумевший  в обломанном тростнике, подсказал дудочку (слушаем дудочку).

А вот несколько полых трубочек разной длины. Чем короче трубочка – тем выше звук, сколько трубочек – столько нот. Пан – древнегреческий бог пастушества и скотоводства, под его флейту водили хороводы нимфы, отсюда название – флейта Пана (слушаем звучание флейты Пана). Бабочка начинает движение при нажатии фигуры слева.

Слайд 5: А  сколько труб в органе! Первые органы появились ещё в 3 веке до нашей эры! Давление воздуха, поступавшего в трубы, поддерживалось столбом воды – отсюда название «водяной орган» - гидравлос. Вот водяной фонтан-орган в городе Тиволи, рядом с Римом. В средние века ещё увеличилось число труб. В первые века христианства водяной насос заменён воздушными мехами, а потом – электромотором. А получается звук при нажатии на клавиши. Сначала они были очень широкие и играть на них можно было только кулаками (слушаем орган).

Слайд 6:  Здесь вы видите знаменитые органы:

Париж – Собор Нотр-Дам де Пари – в этом органе около 8 000 труб.

Рига – Домский Собор – в этом органе около 7 000 труб.

Германия, город Пассау – Собор святого Стефана – один из крупнейших органов  мира (третий в мире по величине), в нём около 18 000 труб.

Вена- орган Собора святого Стефана – также очень большой орган (около 10 000 труб).

Слайд 7:  В органе клавиши соединены с трубами, а если соединить струны и клавиши? Так появился клавикорд. Он упоминается в 14 веке, самый старый клавикорд – середины 16 века – хранится в Германии, в Лейпцигском музее музыкальных инструментов.

Давайте посмотрим на механику инструмента. Каждой клавише соответствует одна или две струны, при нажатии клавиши тангент (похож на гвоздь) разделял струну на 2 части – одна звучала, другая заглушалась лентой из войлока, протянутой вдоль струн. Все струны были одной длины. При игре на клавикорде можно изменять силу звука, придать звуку вибрацию. Для исполнения на клавикорде сочинял музыку И.С. Бах, его сын – К.Ф.Э. Бах. А изобретён он был в Италии. Послушаем звучание клавикордов.

Слайд 8: При соединении клавиши со струной получился ещё один музыкальный инструмент – клавесин. Клавесин более громкий инструмент, но, играя на нём, нельзя изменить силу звука. Звук у клавесина довольно резкий, не певучий.

Посмотрим механику клавесина. При нажатии на клавиши прыгунок ( толкачик) поднимается, демпфер (глушитель) освобождает струну, а закреплённый в прыгунке язычок из вороньего пера или кости ( плектр) защипывает струну. Струны у клавесина разной длины, поэтому у него такая крыловидная форма, в отличии от прямоугольной формы клавикорда. Послушаем как звучит клавесин. Итальянское название клавесина – чембало. А что исполняет девушка на картине русского художника Павла Федотова? Послушаем.

Слайд 9: А это более маленькие клавесины, с клавиатурой до 4-х октав. Они сходны в звукоизвлечении, но немного отличны по конструкции.

В Италии и Франции -  это спинет. Здесь струны располагаются по диагонали слева направо.

В Англии – это вёрджинел. Струны располагаются перпендикулярно клавишам. Клавиши – слева от центра.

В Нидерландах - мюзелар. Струны тоже перпендикулярны клавишам, но расположены справа от центра.

В Германии -  клавицитериум. Корпус расположен вертикально, похож на арфу с клавиатурой. Занимает меньше места.

Для клавесина сочиняли композиторы Скарлатти, Куперен, Рамо, Букстехуде, Фрескобальди.

Слайд 10: Бартоломео Кристофори – мастер по изготовлению клавесинов, клавикордов, работал над заменой щипкового механизма молоточковым и получилось пианино, которое он назвал «клавесин с тихим и громким звуком». Продемонстрировал он этот новый инструмент  в 1709 году, во Флоренции, во дворце Питти Фердинандо де Медичи, где потом работал хранителем коллекции клавесинов. У фортепиано ( как этот инструмент стали называть) не было педалей, демпферов ( глушителей). Другие мастера ( Шрёдер, Зильберман, Штейн и др.) усовершенствовали конструкцию. У рояля  струны натянуты горизонтально, у пианино – вертикально.

Слайд 11:  100 лет понадобилось музыкантам, чтобы признать фортепиано. Даже И. С. Бах не сразу принял новый инструмент, но когда ему показали улучшенный вариант, он с удовольствием играл на нём.

Моцарт в юности играл только на клавесине, но затем оценил все достоинства фортепиано. Моцарт – первый из музыкантов, кто выступал в концертах, играя на фортепиано. Послушаем музыку Моцарта.

А героическая музыка Бетховена сама требовала доработки фортепиано. Бетховен предложил увеличить число клавиш, струны для более мощного  звучания сделать упругие, из стальной проволоки. Послушаем музыку Бетховена.  

Слайд 12:  Среди композиторов не найдёшь ни одного, кто бы не сочинял музыку для фортепиано. А многие их великих композиторов были блестящими пианистами: Прокофьев, Шопен, Шостакович, Лист, Рубинштейн, Рахманинов….

А теперь зазвучит наш рояль. Мы будем слушать старинную музыку, написанную для тех инструментов, о котором мы с вами говорили.

На концерте прозвучала музыка Рамо, Куперена, Пёрселла, Вивальди, Шпеера, Кригера, Телемана, Генделя, Баха.



Источник: https://yadi.sk/d/fJduDsWM3296eB
Категория: Музыка и пение | Добавил: ryzhinkir (03.12.2016) | Автор: Рыжикова Ирина Ростиславовна E
Просмотров: 107 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Ирина Ростиславовна, ваш материл допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]