Воскресенье, 04.12.2016, 15:10
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Компьютерные технологии

Жизнь после уроков. Из опыта работы объединения "Юный физик"
В Концепции модернизации российской системы образо¬вания определены важность и значение системы дополни¬тельного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и про¬фессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополни¬тельного образования детей на 2002—2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25.01.2002 г. № 193, рас¬сматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики. Дополнительное образование детей нельзя рассматривать как некий придаток к основному образованию, выполняю¬щий функцию расширения возможностей образовательных стандартов. Основное его предназначение — удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей. В науке дополнитель¬ное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образова¬ния в России». Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной па¬раллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимые дела — трудовые акции). Внеурочная работа — это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов учени¬ческого самоуправления. В процессе многоплановой внеуроч¬ной работы можно обеспечить развитие общекультурных ин¬тересов школьников, способствовать решению задач нравст¬венного воспитания. Внеурочная работа тесно связана с дополни¬тельным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включе¬ния их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность. Связующим звеном между внеурочной работой и допол¬нительным образованием детей выступают различные фа¬культативы, школьные научные общества, объединения про¬фессиональной направленности, учебные курсы по выбору. Дополнительное обра¬зование детей предполагает реализацию обра-зовательной дополнительной программы по конкретному на¬правлению деятельности или области знаний. В современном мире финансовых отношений муниципальные учреждения дополнительного образования оказались за пределами достаточного финансирования образовательного процесса. В учреждении дополнительного образования детей на базе самого учреждения научно-техническую направленность в основном представляют объединения информационных технологий. Что делать объединениям по физике? Физика – наука экспериментальная, сопровождаемая опытами и наблюдениями. Значит, необходимо либо работать на базе общеобразовательных учреждений, где сохранилось небогатое лабораторное оборудование, либо в «своих» кабинетах информатики, используя компьютеры, прививать интерес к предмету, исследовательской работе и развивать техническое творчество. Активно использую информационные технологии на занятиях объединения «Юный физик» по дополнительной общеразвивающей программе «Физика в задачах и экспериментах в условиях дополнительного образования». Для обеспечения образовательного процесса имею учебно-методический комплект, состоящий из:  брошюр с опорными конспектами и алгоритмами решения задач;  мультимедийных опорных конспектов в виде слайдов со вставками видеофрагментов, анимациями, рисунками, фотографями;  дисков с интерактивными физическими моделями, лабораторными работами, тестами, задачами, историческим материалом, биографиями известных ученых. Особо хочется остановиться на виртуальных лабораторных работах и физическом конструкторе. Лабораторные работы были приобретены на выставке «Информационные технологии в образовании», Физический конструктор был презентован фирмой 1С в электронном виде бесплатно автору данной статьи. Компьютерное моделирование физических явлений и процессов является одним из наиболее перспективных направлений использования информационных технологий в физическом образовании. Используя компьютерные модели, можно представить изучаемый материал более наглядно, продемонстрировать его новые и неожиданные стороны, что, в свою очередь, повышает интерес учащихся к изучаемому предмету и способствует углублению понимания учебного материала. Под компьютерными моделями понимаются компьютерные программы, имитирующие физические опыты, явления или идеализированные модельные ситуации, встречающиеся в физических задачах. Компьютерные модели позволяют получать в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов. При помощи компьютерного моделирования можно изменять временной масштаб, варьировать в широких пределах параметры и условия экспериментов, а также появляется возможность моделировать ситуации, недоступные в реальных экспериментах. Некоторые модели позволяют выводить на экран графики временной зависимости величин, описывающих эксперименты, причем графики выводятся на экран одновременно с отображением самих экспериментов, что придает им особую наглядность и облегчает понимание общих закономерностей изучаемых процессов. Использование компьютерного моделирования в учреждении дополнительного образования рассматривается в качестве замены реальных физических экспериментов их симуляциями, ведь число изучаемых в школе физических явлений, не охваченных реальными демонстрациями, очень велико. Но «живой эксперимент» в школе и компьютерная модель в дополнительном объединении (в сочетании) вызывает интерес у всех учащихся. Компьютерные модели, используемые на занятиях, достаточно полно охватывают такие разделы физики, как механика, молекулярная физика термодинамика, электродинамика, оптика, квантовая физика, физика атомного ядра. Любые старания педагога сойдут на нет, если учащийся не будет заинтересован предметом изучения, тем более что занятия не обязательны и не предполагают строгий контроль знаний. Одной из основных частей образовательного процесса в учреждении дополнительного образования является самостоятельная работа. В воспитанниках необходимо развивать самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение, самостоятельно применять полученные знания в учении и практической деятельности. При этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленные цели, употребляя свои умственные усилия и выражая результат в форме устного ответа, описания опытов, графиков, рефератов, докладов, презентаций. Самостоятельная работа предполагает активные умственные действия учащихся, связанные с поисками наиболее рациональных способов выполнения предложенных заданий, с анализом результатов работы. В качестве примера можно привести виртуальные лабораторные работы. Все предложенные лабораторные работы выглядят следующим образом: установка (штатив), инструменты и материалы и небольшое пояснение, что можно с этим сделать. Но, в школах учат определять цель лабораторной работы, перечислять используемые инструменты и материалы, заполнять таблицы, производить некоторые математические действия, используя формулы, чертить графики, делать выводы, определив какую-либо закономерность. При выполнении первых двух-трех работ я предлагаю ребятам готовые шаблоны для заполнения: цели, алгоритм выполнения работы, формулы, по которым вычисляются неизвестные величины, пустые таблицы, которые необходимо заполнить. Параллельно поясняю, как создавались такие шаблоны, какую логическую цепочку надо выстраивать, чтобы выявить зависимость вычисляемых и измеряемых величин. Шаблоны для следующих лабораторных работ учащиеся делают сами, некоторые с помощью педагога, мы выверяем алгоритм выполнения работы все вместе на доске, затем выполняем лабораторную работу. К концу первого года обучения почти все учащиеся могут по имеющимся в виртуальной лабораторной работе материалам составить алгоритм и выполнить ее с заполнением таблиц, необходимыми расчетами, графиками, выводами. Особое место занимает конструктивная среда по физике «Физический конструктор» (далее Физический конструктор). Она ориентирована на уровень основного общего образования. Осуществляемый в настоящее время переход на новые ФГОС требует реализации системно-деятельностного подхода к обучению физике. Разработанный Физический конструктор – это принципиально новый образовательный продукт, внедрение которого в педагогический процесс рассматривается как средство, позволяющее реализовать деятельностный подход и дать возможность учащимся самостоятельно использовать средства моделирования физического мира при решении различных образовательных задач. Самостоятельная работа учащихся с компьютерными интерактивными моделями побуждает ребят к творчеству, к исследовательской работе. У учащихся возникает множество вопросов при работе с компьютерными моделями, то есть развивается любознательность, интерес к модели. Исследуя модель, меняя параметры величин, получая ответы на свои вопросы, обучающийся все глубже и глубже погружается в исследовательский мир науки. Я, как педагог дополнительного образования, стараюсь создать условия для реализации успешной познавательной деятельности учащихся, мобилизации и стимулирования их деятельности, корректирую и оказываю помощь. Таким образом, через использование компьютерных моделей развивается самостоятельность учащихся, тяга к исследованиям, увеличивается любознательность и интерес к такой науке как физика. Кроме конкретно учебной деятельности провожу интеллектуальные игры, учу задавать вопросы, правильно на них отвечать, мыслить логически, развивать воображение. Считаю, что дополнительные общеобразовательные программы объединения «Юный физик» можно использовать в качестве образовательных программ внеурочной деятельности. Литература 1.Литвинова И.А. Самостоятельная работа как один из аспектов развития личности студента. Повышение качества профессионального образования на основе его духовно-этической ориентации. Материалы III межвузовской науч.- практ.конф. Часть II. В(ф) РГПУ, В(ф)ТГПИ, 2004.- с.10 – 12. 2. Мастер-класс, проведенный учителем физики МОУ лицея №6 г. Ессентуки Дракиной Е.А. для учителей ОУ г. Ессентуки. Городской фестиваль: «Инновации в образовании» 3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования России от 11 июня 2002 г. № 30-51-433/16) 4. Григорьев Д.В.. Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников, Москва «Просвещение». 2013, с. 209-210.
Категория: Компьютерные технологии | Добавил: ИНЕССА (27.03.2015) | Автор: Литвинова Инна Алексеевна E
Просмотров: 386 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2  
Спасибо!

0
1  
Инна Алексеевна, ваша статья допущена к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]