Воскресенье, 25.08.2019, 14:35
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Фантазия и творчество в геометрической резьбе
Открытый урок
Предлагаемый урок- игра позволит заинтересовать обучающихся изучению предмета «Рисунок», повысит учебно-познавательные, коммуникативные, личностные компетенции.
В 1 классе обучаются дети от 10 до 12 лет. Проведенный мониторинг показал, что из общего количества обучающихся (10 человек) только четверо показали высокую мотивацию обучения, у всех остальных этот показатель средний. Основное направление курса- это резьба по дереву и дети с неохотой идут на предмет «Рисунок».
Главная задача – повысить мотивацию к предмету, дать знания, развить умения, навыки работы с измерительными инструментами (циркуль, линейка)
Использование технологии модерации и активных методов обучения позволят получить высокую активность на уроке, развить и раскрыть творческий потенциал каждого ученика, задействовать всех обучающихся в образовательном процессе. Работа в группах и мини-группах, проведенная в игровой форме, позволит раскрепостить и раскрыть творчески каждого ребенка, развить коммуникативные, личностные и социальные качества.
Учащиеся узнают как скучный и не интересный для них предмет, может стать интересным, коммуникативным и познавательным.

Тема урока: Фантазия и творчество в геометрической резьбе
Тип: Урок- Ролевая игра
Класс : 1класс (10 чел.) отделение: «Художественная резьба по дереву»
Время: 80 минут (урок-40 мин.)
Цели урока:
- Изучение нового материала, путем прямого и комментированного показа, через графическое выполнение орнамента;
- Предоставление учащимся возможности повышения мастерства, применив творческие способности;
- Качественные психологические, личностные изменение в личности, - а также результат этих изменений;
- Развитие интеллектуальных знаний, умений, навыков в процессе деловой игры, коммуникативных навыков при работе в группах;
- Развитие творческого мышления.
Задачи урока:
- Способность активно использовать знания, умения, навыки, личностные качества;
- Способность ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.

Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят учащиеся:
Обучающиеся:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- знаково-символические;
- коммуникативные.
Развивающиеся:
- качественные психологические, личностные изменения в личности, - а также результат этих изменений;
-способность интеллектуальных знаний, умений, навыков в процессе деловой игры;
- способность коммуникативных навыков при работе в группах;
- способность развития творческого мышления.
Воспитательные:
- формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями;
- личностные изменения в личности;
- духовное развитие;
- физическое развитие.

Ход урока
Фаза I «Начало образовательного мероприятия»
Инициация
Метод «Настройки» - 10 минут
Цель: Настроить класс на начало урока, для создания в классе дружелюбного, эмоционально теплого настроения.
Численность: Весь класс
Материалы: Вязанный мячик.
Предварительная подготовка: Связать мяч из ярких ниток
Технология проведения: Модератор (педагог) предлагает участникам передать по кругу вязанный мячик с добавлением дружеских слов, приветствий, пожеланий, комплиментов. Глаза участников закрыты.
Примечание: Если педагог сам примет участие в этой игре, то установятся доброжелательные отношения между педагогом и учащимися.
Модератор. Для того, чтобы начать урок, мы с вами ребята «настроимся», поприветствуем друг друга.
Для этого встаньте в круг, закройте глаза и передавая мячик обратитесь с дружеским словом, приветствием, пожеланием или комплиментом друг другу. При передаче мячика обращайтесь к товарищу по имени.
Рефлексия.
-Понравилось ли вам как мы начали урок?
- К следующему уроку предложите свои варианты, придумайте название.
Вхождение в тему.
Метод «Инфо-карусель» - 15 минут
Цель:
- Избежать монотонности при сообщении информации;
- Развить коммуникативные качества обучающихся в групповой работе.
Численность: малые группы (5 групп по 2 участника)
Материалы: наглядные пособия, книги, рисунки, задания.
Предварительная подготовка: на разных столах раскладываются привлекательно оформленные информационные материалы, связанные с изучением темы. Класс разбит на малые группы по числу столов.
Технология проведения: каждая группа за своим столом знакомится с информационным материалом, листом с вопросами и выполняет поставленную задачу. По истечении отведенного времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая группа не побывает за каждым столом. Задача групп – отобрать нужный материал по теме урока.
На столах помимо информационных материалов лежат чистые листы , на которых участники групп записывают свои соображения.
Примечание:
- Перемена места дает не только физическую разрядку, но и способствует коммуникации в непринужденной обстановке. Группы работают совместно, хотя находятся не в контакте друг с другом;
- В малых группах лучше идет работа и знакомство с информацией.
Модератор. Сегодня тема нашего урока «Фантазия и творчество в геометрической резьбе». Мы научимся вместе с вами строить геометрические орнаментальные розетки.
Изучив эту тему вы сможете самостоятельно создавать различные геометрические розетки. А для того чтобы иметь представление о них, мы с вами сейчас поиграем в «инфо-карусель».
На ваших столах лежат информационные материалы, лист с вопросами (Какие изображения вы видите? Какие орнаменты вы знаете?... ).
Ваша задача, за 3 минуты ознакомиться с вопросами и отобрать нужный материал по теме нашего урока. На столах лежат чистые листы, где вы можете делать записи своих соображений. Каждая группа должна побывать за каждым столом. По окончании вы должны объявить результаты работы своей группы.
Рефлексия.
- Какие впечатления у вас остались?
- Какие информационные материалы еще вы бы положили на стол?
Формирование ожиданий обучающихся.
Метод «Сшей костюмчик» - 5 минут
Цель: Прояснить общую ситуацию в классе, настрой на изучение новой темы
самостоятельное формирование своих ожиданий и опасений от предстоящего урока
Численность: Весь класс
Материалы: Из цветной бумаги шаблоны костюмчиков (футболка, шорты, брюки), фломастеры, длинная веревка, бельевые прищепки, скотч, ручки
Предварительная подготовка: Заготовлены заранее из цветной бумаги шаблоны костюмчика- футболка (красный цвет), шорты (желтый), брюки (синий), натянута веревка.
Технология проведения: Модератор (педагог) предлагает участникам написать на оригинальной форме - вопроснике, состоящую из трех вырезанных в форме футболки, шорт и брюк. На «футболке» ожидания от урока, на «шортах» -страхи и опасения, на «брюках» - свой опыт и вклад, предложения по проведению урока.
Готовые детали костюмчика скрепляют между собой скотчем, «сшитый» костюмчик учащиеся вешают на натянутую веревку.
Когда все костюмчики готовы и висят, участники подходят и знакомятся с выставкой (с записями других участников)
Примечание: Воздействие на зрительный канал информации обучающихся обеспечивает хорошее понимание изучения новой темы.
Модератор. Ребята, мне хотелось бы узнать, что вы хотите узнать на этом уроке, чему хотели бы научиться. Сейчас мы с вами это выясним. У вас на столах лежат шаблоны «костюмчика»: футболка, шорты и брюки.
Вы должны написать свои ожидания на «футболке», свои опасения на «шортах» и свои предложения по проведению урока на «брюках». Затем сшейте свой «костюмчик» скотчем и прикрепите вот на этой веревке. Когда все «костюмчики» будут прикреплены, вы можете подойти и ознакомиться со всеми сделанными записями. В конце урока мы проверим все ваши ожидания, опасения и предложения.
Фаза II. «Работа над темой»
Интерактивная лекция
Метод «Кластер» - 20 минут
Цель: Концентрация внимания обучающихся, структурирование информации
Численность: Весь класс
Материалы: Цветные карточки, фломастеры, скотч
Предварительная подготовка: Подготовить 4 карточки с названиями разделов, подготовить карточки по каждому разделу.
Технология проведения: Тему разделить на 4 основных раздела и в начале интерактивной лекции прикрепить заранее подготовленные 4 карточки с названиями разделов, озвучивая их обучающимся. Начать рассказ про первую подтему, сопровождая его прикреплениями новых карточек с основными моментами этого раздела. Карточки могут содержать текст, картинки или рисунки. Таким образом визуализируются ключевые моменты подтемы, привязывая их к самой подтеме. Затем модератор переходит ко второй подтеме, третьей и так до полного освещения темы урока. Все карточки остаются прикрепленными на доске.
Примечание: Воздействие на слуховой и зрительный канал информации обучающихся, четкое структурирование информации обеспечивает хорошее понимание, усвоение и прочное закрепление изучения нового материала.
Модератор. Мы с вами познакомимся ближе с орнаментом «розетка», с этим элементом украшения можно много фантазировать и воплощать в рисунке.
I. История орнамента «розетка».
Розетка, розетта (от фран. rosette), буквально «розочка» в архитектуре- это мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины. Этот цветок, если смотреть на него сверху, олицетворяли с солнцем, а его лепестки- с солнечными лучами. Ее круглая форма, обозначала идею круговорота явлений во Вселенной, как сказано о том в Библии- «все возвращается на круги своя»(показ слайдов)
II. Формы орнаментов «розетки» бывают: геометрические и растительные (показ слайдов).
Ранние формы орнамента (10-15 т. л. до н. э – геометрические, состоящие из точек, линий, звездочек и т. д. (показ слайдов)
III.Растительный орнамент составляется из стилизованных листьев, цветов, плодов, веток и т. д. (показ слайдов)
IV. Практическая часть с элементами творчества.
Ребята, как вы думаете, с чего нужно начинать построение этого орнамента? Анализ форм орнамента. Делаем выводы, что техническое построение орнамента начинается с построения окружности и делении ее на равные части.
Окружность можно построить с помощью циркуля и линейки. Демонстрация окружности на доске: построение оркуж. и деление ее на равные части: 3или 4, 6 или 8, и т. д.
Ребята давайте с вами выработаем критерии к орнаменту:
- аккуратность
- эстетичность
-оригинальность
Рефлексия.
-В каких разделах по резьбе по дереву можно применить орнаментальные «розетки»?
-Все ли у вас получилось?
-Понравилось вам работать с циркулем и линейкой?
- Проанализируйте ваши успехи и неудачи.
Проработка содержания темы
Метод «Картинная галерея» - 10 минут
Цель: Обсуждение темы.
Численность: Малые группы.
Материалы: Карточки с заданиями, пазлы с изображением сюжета.
Предварительная подготовка: Заранее подготовлены карточки с заданиями (вопросы по теме), подобраны пазлы с изображением сюжета.
Технология проведения: Модератор предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагает пазлы, из которых нужно будет собрать картину. При этом оговаривает, что некоторые пазлы лишние, и для того, чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания, которые состоят из нескольких вопросов. Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты, образуется своеобразная выставка картин-работ.
Примечание: Участники урока виртуально попадают в детство и обрабатывают материал в легкой игровой форме.
Модератор. Ребята а сейчас мы с вами закрепим наши полученные знания и я предлагаю вам стать художниками, но вместо кисточек и красок вы будете собирать пазлы. На ваших столах лежат карточки с вопросами и конверты с пазлами с изображением сюжета. Ваша задача: ознакомиться с вопросами, найти нужные ответы, после этого собрать из пазлов картинку. Обратите внимание, что в пазлах есть лишние фрагменты, поэтому будьте внимательны и ответственно подойдите к выполнению этого задания. По окончании работы, каждая группа должна объявить свои результаты.
Ребята эту работу мы проведем в форме соревнования, кто быстрее и правильно справится с заданием. Время вам будет отведено ровно 5 минут. Приступаем к выполнению задания по моей команде. Время пошло… Обсуждение результатов. Объявление победителей.
Рефлексия.
- Понравилась вам эта игра, если да, то почему?
-Что не понравилось, обоснуйте?
- Как вы наградили бы победителей этого задания?
Воздействие на зрительный канал информации обучающихся, обеспечивает хорошее понимание, усвоение и прочное закрепление изучения нового материала.
Фаза III. «Завершение образовательного мероприятия»
Разминка
Метод «Электрическая цепь» - 5 минут
Цель: Взбодрить уставших участников, переключить внимание на подвижную командную игру для создания комфортной атмосферы.
Численность: Весь класс – две группы
Материалы: Стол, предмет (линейка)
Предварительная подготовка: Стол поставить на середину комнаты
Технология проведения: Все учащиеся делятся на две группы и становятся друг напротив друга в цепочку взявшись за руки. В начале двух равных цепей, на равном расстоянии ставится стол и на него кладется предмет (линейка). В конце двух цепей, на равном расстоянии стоит ведущий и держит за руку последнего участника в каждой цепи.
Все играют молча. Ведущий одновременно сжимает руки последних участников из каждой цепи. Получив сигнал от ведущего, участник должен сжать руку своему соседу. Таким образом сигнал передается по всей цепи. Задача, чтобы сигнал быстрее был передан в начало цепи и первый стоящий около стола участник, получив сигнал, должен ухватить лежащий предмет на столе. Побеждает та команда (цепь), которая быстрее ухватит предмет. Затем все участники поздравляют победителя.
Примечание: Идет тесный контакт между обучающимися, что дает доброжелательный настрой для дальнейшей работы.
Модератор. Ребята, после большой проделанной вместе с вами работы, вы наверное устали. Сейчас мы с вами немного взбодримся и я предлагаю вам вот такую игру, она называется «Электрическая цепь».
Вы должны разделиться на две группы, взяться за руки и встать друг против друга. Играть будем молча. Я буду одновременно сжимать руки последних в цепи участников, а вы должны передать такой же сигнал по всей цепочке.
Задача, чтобы сигнал быстрее был передан в начало цепи и первый стоящий около стола участник, получив сигнал, должен ухватить лежащий предмет на столе. Побеждает та команда (цепь), которая быстрее ухватит предмет. Этим предметом будет наша постоянная помощница- Госпожа Линейна.
Рефлексия.
Давайте ребята поздравим победителей
- Понравилась вам ребята эта игра?
-Какую разминку можно еще придумать?
Участники команд получили положительные эмоции.
Подведение итогов.
Метод «Подарок модератору» - 10 минут
Цель: Выяснить насколько оправдались ожидания и опасения учащихся от проведенного урока.
Численность: Весь класс
Материалы: Цветные стикеры, фломастеры
Предварительная подготовка: Подготовить 4 окружности разного цвета, которые будут служить сердцевиной цветка.
Технология проведения: Учащиеся возвращаются к своим ожиданиям и опасениям, записанные в начале урока и вычеркивают из того, что было ранее написано, то, что удалось реализовать из ожиданий и что не оправдалось из опасений. Затем каждому участнику предлагается написать на разноцветных стикерах по одному реализованному и нереализованному ожиданию и оправдавшемуся и не оправдавшемуся опасению:
-Я рад что….
-Меня расстроило, что…
- Хорошо, что не случилось…
Примечание: Так воздействие на зрительный канал информации обучающихся, обеспечивает наглядное понимание, усвоение и прочное закрепление изучения нового материала.
Модератор. А сейчас подведем итоги нашего урока.
Мы вернемся к своим «костюмчикам», на которых вы написали в самом начале урока свои ожидания, опасения, предложения и посмотрим все ли нам удалось.
Для этого я раздам вам разноцветные стикеры, где вы должны написать по одному реализованному и нереализованному ожиданию и оправдавшемуся и не оправдавшемуся опасению:
-Я рад что….
-Меня расстроило, что…
- Хорошо, что не случилось…
Рефлексия.
- Оправдались ли ваши ожидания от урока?
- Оправдались ли ваши опасения?
- Какие еще будут пожелания и предложения по проведению урока?
Обучающимся наглядно удалось проанализировать свои ожидания и опасения.
На этом этапе возникло много предложений и пожеланий по проведению урока.
Главное единодушное пожелание: обучающимся нужны такие уроки.
Домашнее задание - 5 минут
Метод «Химс»
Цель: Выяснить впечатления обучающихся от прошедшего урока
Численность: Весь класс
Материалы: Шаблоны смайликов
Предварительная подготовка: Из цветного картона приготовить смайлики (веселый, вопросительный, сомневающийся, улыбающийся…)
Технология проведения: Каждый обучающийся должен по возможности честно ответить на вопросы:
- Хорошо…
-Интересно….
-Мешало…
- возьму с Собой…
Включая свое личное самочувствие на уроке.
Примечание: Этот метод позволяет быстро выяснить впечатления обучающихся на уроке по вопросам.
Домашнее задание выполняется в конце урока.
Сегодня у нас с Вами завершился урок изучения нового материала. Думаю, что интересно и полезно обменяться впечатлениями об участии каждого из вас на уроке. Делать это мы будем следующим образом, каждый из вас получит набор смайликов и отвечая на вопросы:
- Хорошо…
-Интересно….
-Мешало…
- Возьму с Собой…
Выберите нужный смайлик
При этом учитывайте свое личное самочувствие, настроение, впечатление от прошедшего урока.
Рефлексия.
- Понравился вам ребята урок?
- Нужны нам такие уроки?
- Появилось ли желание еще порисовать?
- Интересный предмет «Рисунок»?
Этот метод позволяет быстро выяснить результаты проведенного урока.
Важен этот момент этапа для педагога тем, что при дальнейшей разработке урока он сможет скорректировать план урока.

Источник: http://amo.letitbit.net/download/494a42a981e2a5c21ee8a42971cce81ec/RudkovskayaVD-Konferenzaya.doc.html
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: rudkovskaya (29.01.2012) | Автор: Рудковская Валентина Дмитриевна E
Просмотров: 1028 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]