Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество |
Активизация педагогической деятельности, способствующая сохранности контенгента обучающихся в системе дополнительного образования детей
Активизация педагогической деятельности, способствующая сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей Проблема сохранности контингента актуальна для большинства объединений дополнительного образования и клуб по месту жительства «Росинка» не исключение. Я, как педагог-организатор, самостоятельно и с помощью администрации постоянно занимаюсь этим вопросом. Изначально, стоит проблема комплектации групп обучающихся и решается она через комплекс мер: - объявления в районной газете; - организация экскурсий; - День открытых дверей; - посещение педагогами школ и встречи с детьми. После укомплектования групп, начинается работа по вовлечению детей в творческую деятельность. Прежде всего, рассматриваются понятия «интерес» и «мотивация» и основные их виды, а также предметное содержание педагогической деятельности способствующие сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей. Интерес определятся «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды». Важность создания условий возникновения интереса к педагогу, к обучению и формирование самого интереса, и выявить факторы, способствующие тому, чтобы обучение было интересным для воспитанника. Важнейшей предпосылкой создания интереса к обучению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности. Необходимое условие для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения – возможность проявить самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников. Основное средство воспитания устойчивого интереса к обучению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности. Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения. Основой успешной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Структура мотивации: Существует 4 вида мотивации (по Додонову). • Удовольствие от самой деятельности • Значимость для личности непосредственно её результат • Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность • Принуждающее давление на личность Немаловажную роль для сохранности обучающихся играют профессионально-педагогические качества педагога. К важным педагогическим качествам относятся: • Педагогическая эрудиция. • Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление. • Педагогическая наблюдательность. • Педагогическая импровизация. • Педагогический оптимизм. • Педагогическая находчивость. • Педагогическое предвидение. • Педагогическая рефлексия. Педагогические способности (по В.А. Крутецкому): • Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно. • Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль. • Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, истории и т.д.) • Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний. • Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам. • Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач. • Способность правильно организовать свою педагогическую работу. • Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников. • Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта. • Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника. • Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога. Предметное содержание педагогической деятельности. Педагогическая деятельность определяется предметным содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности воспитанников, направленной на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируются знания воспитанников. Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснения показ (иллюстрация), совместная работа с воспитанниками по решению учебных задач, непосредственная практика воспитанников (лабораторная, пленеры), тренинги. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт воспитанника в совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных выставках, конкурсах, олимпиадах. Результаты промежуточного контроля в клубе по месту жительства «Росинка». Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования. Цель: выявить мотивы учебной деятельности воспитанников методом анкетирования. Ход работы: педагог ставит перед воспитанником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям». В исследовании приняло участие 79 респондентов в возрасте от 7 до 14 лет. Анкета «Мотивы учебной деятельности» 1. Занимаюсь потому, что интересно 2. Занимаюсь потому, что заставляют родители 3. Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки 4. Занимаюсь потому, что бы подготовиться к будущей профессии 5. Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 6. Занимаюсь потому, что бы завоевать авторитет у товарищей. 7. Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое. 8. Занимаюсь потому, что нравится педагог. 9. Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей. 10. Занимаюсь потому, что хочу больше знать. 11. Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать. 12. Занимаюсь потому, что бы быть лучшим. Результаты анкеты 1. Занимаюсь потому, что интересно 92 % 8. Занимаюсь потому, что нравится педагог 89,8 % 7. Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое 62 % 11. Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать 46,8 % 10. Занимаюсь потому, что хочу больше знать 44,3 % 4. Занимаюсь потому, что бы подготовиться к будущей профессии 33 % 5. Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 21% 3. Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки 17,8 % 6. Занимаюсь потому, что бы завоевать авторитет у товарищей 11,3 % 9. Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей 8,9 % 12. Занимаюсь потому, что бы быть лучшим 7,6 % 2. Занимаюсь потому, что заставляют родители 5 % Классификация мотивов участия воспитанников в деятельности клуба по месту жительства 1 место Мотивация благополучия 2 место Узкие социальные мотивы 3 место Мотивация содержания 4 место Широкие социальные мотивы 5 место Престижная мотивация 6 место Мотивация прессом Итог: Результатом педагогической деятельности, как выполнение её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие воспитанника, совершенствование, становление его как личности, как субъекта творческой деятельности. | |
Просмотров: 1863 | |
Всего комментариев: 0 | |