Суббота, 16.02.2019, 08:58
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Дополнительное образование детей » Художественное и прикладное творчество

Активизация педагогической деятельности, способствующая сохранности контенгента обучающихся в системе дополнительного образования детей
Активизация педагогической деятельности, способствующая сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей
Проблема сохранности контингента актуальна для большинства
объединений дополнительного образования и клуб по месту жительства «Росинка» не исключение. Я, как педагог-организатор, самостоятельно и с помощью администрации постоянно занимаюсь этим вопросом.
Изначально, стоит проблема комплектации групп обучающихся и решается она через комплекс мер:
- объявления в районной газете;
- организация экскурсий;
- День открытых дверей;
- посещение педагогами школ и встречи с детьми.
После укомплектования групп, начинается работа по вовлечению детей в творческую деятельность.
Прежде всего, рассматриваются понятия «интерес» и «мотивация» и основные их виды, а также предметное содержание педагогической деятельности способствующие сохранности контингента обучающихся в системе дополнительного образования детей.
Интерес определятся «как следствие, как одно из интегральных проявлений сложных процессов мотивационной среды».
Важность создания условий возникновения интереса к педагогу, к обучению и формирование самого интереса, и выявить факторы, способствующие тому, чтобы обучение было интересным для воспитанника.
Важнейшей предпосылкой создания интереса к обучению является воспитание широких социальных мотивов деятельности, понимание её смысла, осознание важности изучаемых процессов для собственной деятельности.
Необходимое условие для создания у воспитанников интереса к содержанию обучения – возможность проявить самостоятельность и инициативность. Чем активнее методы обучения, тем легче заинтересовать ими воспитанников.
Основное средство воспитания устойчивого интереса к обучению – использование таких вопросов и заданий, решение которых требует от воспитанников активной поисковой деятельности.
Мотивация – важный компонент регуляции любой деятельности человека. Следовательно, необходимо развитие мотивации обучения.
Основой успешной деятельности воспитанника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности.
Структура мотивации:
Существует 4 вида мотивации (по Додонову).
• Удовольствие от самой деятельности
• Значимость для личности непосредственно её результат
• Мотивирующая сила вознаграждения за деятельность
• Принуждающее давление на личность
Немаловажную роль для сохранности обучающихся играют профессионально-педагогические качества педагога.
К важным педагогическим качествам относятся:
• Педагогическая эрудиция.
• Педагогическое (практическое и теоретическое) мышление.
• Педагогическая наблюдательность.
• Педагогическая импровизация.
• Педагогический оптимизм.
• Педагогическая находчивость.
• Педагогическое предвидение.
• Педагогическая рефлексия.

Педагогические способности (по В.А. Крутецкому):
• Дидактические способности – способность передавать учебный материал, делая его доступным для воспитанников. Преподносить им проблему ясно и понятно.
• Вызывать интерес к предмету. Возбуждать у воспитанников активную самостоятельную мысль.
• Академические способности – способности к соответствующей области наук (математике, истории и т.д.)
• Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир воспитанника. Психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности воспитанника и его временных психических состояний.
• Речевые способности – способности ясно и чётко выражать свои мысли чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики. Речь способного педагога на занятиях всегда обращена к воспитанникам.
• Организаторские способности – это способности организовать коллектив воспитанников, сплотить его, воодушевить на решение важных задач.
• Способность правильно организовать свою педагогическую работу.
• Авторитарные способности – способность непосредственного эмоционально-волевого влияния на воспитанников.
• Коммуникативные способности – способности к общению с детьми, умение найти правильный подход к воспитанникам, установить с ними целесообразные с педагогической точки зрения, взаимоотношения, наличие педагогического такта.
• Педагогическое воображение (прогностические способности) - способность предвидеть последствия своих действий в воспитательном проектировании личности воспитанника. Умение прогнозировать развитие тех или иных качеств воспитанника.
• Способность к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для работы педагога.

Предметное содержание педагогической деятельности.
Педагогическая деятельность определяется предметным содержанием, в которое включаются: мотивация, цели, предмет, средства, способы и результат.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности воспитанников, направленной на освоение предметного социокультурного опыта как основы и условия развития.
Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируются знания воспитанников.
Способами передачи социокультурного опыта в педагогической деятельности являются объяснения показ (иллюстрация), совместная работа с воспитанниками по решению учебных задач, непосредственная практика воспитанников (лабораторная, пленеры), тренинги.
Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт воспитанника в совокупности нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных выставках, конкурсах, олимпиадах.
Результаты промежуточного контроля в клубе по месту жительства «Росинка».
Исследование мотивов учебной деятельности на воспитанниках было проведено с помощью анкетирования.
Цель: выявить мотивы учебной деятельности воспитанников методом анкетирования.
Ход работы: педагог ставит перед воспитанником задачу: «Внимательно прочитай анкету и подчеркни те пункты, которые соответствуют твоим стремлениям и желаниям».
В исследовании приняло участие 79 респондентов в возрасте от 7 до 14 лет.

Анкета «Мотивы учебной деятельности»
1. Занимаюсь потому, что интересно
2. Занимаюсь потому, что заставляют родители
3. Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки
4. Занимаюсь потому, что бы подготовиться к будущей профессии
5. Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя
6. Занимаюсь потому, что бы завоевать авторитет у товарищей.
7. Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое.
8. Занимаюсь потому, что нравится педагог.
9. Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.
10. Занимаюсь потому, что хочу больше знать.
11. Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.
12. Занимаюсь потому, что бы быть лучшим.
Результаты анкеты
1. Занимаюсь потому, что интересно 92 %
8. Занимаюсь потому, что нравится педагог 89,8 %
7. Занимаюсь потому, что нравится узнавать новое 62 %
11. Занимаюсь потому, что люблю мыслить, думать, соображать 46,8 %
10. Занимаюсь потому, что хочу больше знать 44,3 %
4. Занимаюсь потому, что бы подготовиться к будущей профессии 33 %
5. Занимаюсь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя 21%
3. Занимаюсь потому, что хочу получать хорошие отметки 17,8 %
6. Занимаюсь потому, что бы завоевать авторитет у товарищей 11,3 %
9. Занимаюсь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей 8,9 %
12. Занимаюсь потому, что бы быть лучшим 7,6 %
2. Занимаюсь потому, что заставляют родители 5 %

Классификация мотивов участия воспитанников в деятельности
клуба по месту жительства

1 место Мотивация благополучия
2 место Узкие социальные мотивы
3 место Мотивация содержания
4 место Широкие социальные мотивы
5 место Престижная мотивация
6 место Мотивация прессом

Итог: Результатом педагогической деятельности, как выполнение её основной цели является личностное, интеллектуальное развитие воспитанника, совершенствование, становление его как личности, как субъекта творческой деятельности.
Категория: Художественное и прикладное творчество | Добавил: люся (26.09.2012) | Автор: Охрименко Людмила Алексеевна E
Просмотров: 1317 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]