Воскресенье, 11.12.2016, 03:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Возможности применения АМОиМ в профессиональном образовании

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: научно-технический прогресс все больше осознается как средство достижения такого уровня производства, который в наибольшей мере отвечает удовлетворению постоянно повышающихся потребностей человека, развитию духовного богатства личности.

Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного  учреждения являются его  компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин  и модулей переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.

Разработка и внедрение активных методов обучения представлена в разных областях научного знания и исследована  многими  педагогами и психологами, но недостаточно изучено использование активных методов обучения в условиях среднего медицинского учреждения, что предопределило актуальность данной темы.

Методом позволяющим, личностно значимо и практически направлено выстроить процесс профессионального обучения, может стать метод «деловой игры». Это позволит активизировать познавательную деятельность студентов, формировать их практические навыки  и профессиональные представления.

         Актуальность работы определена необходимостью разработки специальных педагогических методов, позволяющих интенсифицировать обучение в профессиональном образовании. Зачастую, обладая хорошей профессиональной подготовкой, медсестра может быть психологически не готова к действию, и все ее профессиональные навыки теряют свое значение, особенно в экстренных ситуациях, когда необходимо принять решение самостоятельно и реализовать его.

         Гипотеза исследования: предполагалось, что использование игры как нетрадиционного метода в обучающем процессе позволяет активизировать познавательную деятельность, интенсивно формировать практические навыки и профессиональные представления студентов.

         Цель работы определяется рядом входящих в нее задач:

  1. Изучить игру как активный метод в педагогическом процессе.
  2. Определить специфику и условия организации игры в обучающем процессе профессионального образования.
  3. Сравнить две группы студентов, обучающихся по традиционным методикам, и с использованием игр на практических занятиях профессионального модуля ПМ.02. Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах специальности «Сестринское дело».

Методы исследования:

  1. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Методы наблюдения, сравнения, изучения передового педагогического опыта.
  3. Педагогический эксперимент.
  4. Результаты квалификационного экзамена.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Именно в этом случае студенту предоставлена возможность моделировать свою будущую профессиональную деятельность – вырабатывать быстроту действий, сообразительность, умение применять теорию на практике, осваивать профессиональные и общие компетенции, приобретать первоначальный практический опыт.

Во время изучения модуля ПМ.02. для проведения эксперименты были взяты две группы студентов с одинаковым уровнем знаний. Практические занятия в одной из групп (№ 301) сестринского отделения проводились по традиционной методике, а в другой группе (№ 302) наряду с традиционным обучением систематически вводились элементы активных методов обучения.

В активные методы обучения включались ситуации инсценирования профессиональной деятельности, ролевые игры на практических занятиях и на учебной практике. Разрабатывались сценарии игр, раздавались роли студентам. Преподаватель не вмешивался в ход проигрываемой ситуации, но по окончании занятия проводился тщательный анализ совместно со студентами. Учитывались правильность алгоритма оказания помощи, полнота объема медицинской помощи, знания всех групп медицинских препаратов, дозы и места введения, правильность заполнения медицинской документации. Кроме того, на каждом практическом занятии решались проблемно-ситуационные задачи с составлением планов сестринских вмешательств ухода. Анализ успеваемости студентов обеих групп прослеживался в течение 2-х лет – по результатам промежуточной и итоговой аттестации (квалификационный экзамен), а также во время прохождения ими производственной и преддипломной практик. Интерес студентов, высокий уровень усвоения материала, умение самостоятельно находить выход в экстремальной ситуации во время прохождения производственной и преддипломной практик, отзывы непосредственных руководителей практик - старших медицинских сестер отделений, позволяют судить об эффективности исследуемой педагогической деятельности относительно использования «игры» как метода в практическом обучении студентов.

Заключение. Анализ психолого-педагогической литературы, педагогический эксперимент, анализ промежуточной и итоговой аттестации студентов, использование опросной методики позволили сделать заключение.

  1. Игра является актуальным методом современного профессионального обучения.
  2. Психолого-педагогические корни обучающей игры имеют своим объектом игровую деятельность ребенка.
  3. Использование игры приближает процесс обучения непосредственно к профессиональной деятельности, вырабатывает стереотип поведения в экстренных ситуациях, сообразительность, быстроту действий, позволяет быстрее и эффективнее осваивать профессиональные компетенции и
  4. Игра является средством личностного взаимодействия, позволяющего решить проблемные вопросы, конфликтные ситуации. В игре формируется коллектив, общая культура, коллективные установки студентов, осваиваются общие компетенции.
  5. Игра является оптимальной, эффективной формой проведения обучающего процесса, формирующего высокую степень мотивации, высокую познавательную активность в учебной деятельности.

Использование данного метода позволяет интенсифицировать учебно-производственную деятельность студента, создать мотивации к плодотворной профессиональной деятельности, способствует приобретению первоначального практического опыта.

Категория: Возможности применения АМОиМ в профессиональном образовании | Добавил: tatkuf1960 (16.09.2015) | Автор: Куфтерина Татьяна Робертовна E
Просмотров: 555 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Татьяна Робертовна, ваш материал допущен к участию в Конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]