Суббота, 03.12.2016, 05:22
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.

Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать, это прописано в ФГТ к основной образовательной программе. Современные педагогические исследования показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости, притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, нежелающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, успеваемость детей падает. Как же поправить ситуацию? Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.

Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов.

Работая по традиционной программе М.А.Васильевой, решила использовать в своей работе с детьми  метод проблемного обучения, реализовать проектную деятельность. Предпосылками использования метода проектной деятельности явились:

- видоизменение и совершенствование развивающей среды;

-использование инновационных технологий;

-адекватное вовлечение семей в воспитательно-образовательный процесс;

-многофункциональное взаимодействие с социумом.

При организации проектной деятельности в детском саду столкнулась со следующими противоречиями:

-несоответствие между традиционной формой организации         образовательного процесса и характером проектной деятельности.

Традиционная педагогическая деятельность осуществляется в нормативном пространстве – она ориентирована на разработанные конспекты занятий, строгую логику перехода от одной части программы к другой. Проектная деятельность, напротив, осуществляется в пространстве возможностей, где нет четко заданных норм. В этом случае и педагог, и дети попадают в ситуацию неопределенности. Проектная деятельность ориентирована на исследование как можно большего числа заложенных в ситуации возможностей, а не прохождение заранее заданного (и известного педагогу) пути. Естественно, что воспитателю проще следовать жесткой программе, чем постоянно искать новые нестандартные подходы к образовательному процессу. Поэтому каждый педагог должен оценить свою готовность к проектной деятельности.

При организации проектной деятельности я столкнулась со следующими проблемами:

-   неразличение субъектной и объектной позиции ребенка.

Большинство педагогов дошкольных образовательных учреждений очень чутко относятся к детям и поддерживают их эмоционально. Однако эта эмоциональная поддержка не должна выливаться в готовность выполнить творческое задание за ребенка, будь то формулировка творческого замысла или поиск возможных способов решения проблемы.

В проектной деятельности под субъектностью подразумевается выражение инициативы и проявление самостоятельной активности, при этом субъектность ребенка может проявляться по-разному.

Ребенок высказывает оригинальную идею, ее нужно поддержать и немного видоизменить. Это особенно важно для пассивных детей, не имеющих положительного опыта проявления инициативы.

-    необходимость формирования субъектной позиции педагога.

Невозможно развивать субъектность ребенка, оставаясь в жесткой, фиксированной позиции. Педагог в силу своего профессионального опыта имеет достаточно устойчивые представления о том, как можно и нужно поступать в различных ситуациях. Но задача педагога  заключается вовсе не в том, чтобы дожидаться необычного решения. Он должен посмотреть на уже известную ему ситуацию и способы решения задачи с точки зрения пространства возможностей.

Выдвинутые противоречие и проблемы обусловили выбор темы моей работы:

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста».

Определившись с темой, поставила перед собой цель:

Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей.

Для достижения цели определила  следующие задачи:

  1. Создать условия для обеспечения психологического благополучия и здоровья детей;
  2. развивать познавательные способности, творческое мышление и    воображение;
  3. формировать предпосылки для поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
  4. развивать умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
  5. развить желание участвовать в процессе совместной проектно-исследовательской деятельности.

 

Изучив психолого-педагогическую литературу, провела наблюдение и диагностирование детей и пришла к выводу, что дошкольники могут правильно  ответить в ситуациях, которые ранее были хорошо им знакомы. А при незнакомых (нестандартных) ситуациях дети не могли дать определенный ответ, не позволяли найти причину в тех или иных противоречивых ситуациях, не могли экспериментировать, синтезировать полученные знания, коммуникативные навыки развиты были слабо, познавательные способности проявлялись в меньшей степени. Это обусловлено тем, что дети привыкли идти по заранее заданному пути, следствием которого было подавление интереса и снижение активности ребенка.

 

     Первый этап – подражательско-исполнительский, реализация которого возможна с детьми 3,5–5 лет. На этом этапе дети участвуют в проекте “на вторых ролях”, выполняют действия по прямому предложению взрослого или путём подражания ему, что не противоречит природе маленького ребёнка; в этом возрасте ещё существует потребность установить и сохранить положительное отношение к взрослому и подражать ему. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, знакомство детей с домашними животными проходило на занятиях познавательного цикла, где ребята определяли роль домашних животных в жизни человека, сопереживали героям «Котишко-мурлышко»; на занятиях художественно-эстетического цикла – дети знакомились с образами домашних животных в произведениях писателей, поэтов. Дети охотно и с увлечением участвовали в решении проблемных ситуаций, долго вспоминая, и делясь, впечатлениями не только друг с другом, но и со всеми окружающими, в том числе и родителями – «     Поможем медвежонку Винни-Пуху», «Следопыты», «Наш друг Снеговик».

В дальнейшем разработала план движения к цели: провела родительские собрания «Роль проектного метода на занятиях дошкольников», «Разработка групповых проектов на основе проектно-исследовательской деятельности», где познакомила родителей с изученными проблемами детей, предложив оказать помощь своему ребенку при реализации замысла, так как необходимо учитывать тот факт, что  замысел дошкольника, как правило, опережает его технические возможности. Показала значимость совместной деятельности, которая позволяет установить доверительные отношения, лучше понять друг друга детям и родителям. Родители охотно откликнулись на предложение участвовать в проекте. Подготовила ряд консультаций: «Что такое детское проектирование?», «Роль совместного творчества в семье».

    Второй этап – развивающий, он характерен для детей 5–6 лет, которые уже имеют опыт разнообразной совместной деятельности, могут согласовывать действия, оказывать друг другу помощь. Ребёнок уже реже обращается к взрослому с просьбами, активнее организует совместную деятельность со сверстниками. Внедряя проектную технологию в образовательный процесс, поняла, что развитие у детей таких качеств, как активность и социализированность не может проявиться без нормативных ситуаций, сопровождающих жизнь ребенка. Общая стратегия работы  заключается в том, чтобы минимизировать запрещающие ситуации и увеличить количество ситуаций, поддерживающих детскую познавательную инициативу. Работа по созданию нормотворчества основывалась на реальных ситуациях, возникающих в жизни детей в детском саду. Обычно это типичные, повторяющиеся конфликтные ситуации. Конфликты детей характеризовались столкновением детских инициатив, при котором каждый ребенок настаивает на своем варианте поведения.

Развитие специальных способов ориентации -  экспериментирование и моделирование  проходило  при проведении занятий «Эти обыкновенные и необыкновенные камни», где познавательный интерес детей удерживался в течение всего времени; «Жили - были наши предки», позволяющее самостоятельно анализировать полученные результаты и развивать эстетический вкус ребенка.

Пробуждение интереса к деятельности взрослых, формирование положительного отношения и уважения к труду, расширение и представление о разных видах деятельности было применено в проекте «Кем быть?» где детям предложены разные виды деятельности: экскурсии, беседы, занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, различные виды трудовой деятельности, чтение художественной литературы, конструирование, макетирование, коллекционирование. У детей появилась возможность найти друзей по интересам, раскрылись индивидуальные творческие способности, и прослеживается положительная динамика развития познавательного интереса

    Третий этап – творческий, он характерен для детей 6–7 лет. Мне  очень важно на этом этапе развивать и поддерживать творческую активность детей, создавать условия для самостоятельного определения детьми цели и содержания предстоящей деятельности, выбора способов работы над проектом и возможности организовать её. На этом этапе работы стал творческий проект «Лучшие в мире друзья – мамочка и я!». Была организована «Малая Третьяковская галерея» с репродукциями великих художников, где и родители, и дети получили огромное удовольствие от посещения выставки. Формами работы были представлены все виды деятельности: игровая, познавательная, исследовательская, музыкальная, театрализованная, изобразительная и продуктивная. При совместной деятельности родителей и детей были организованы творческий конкурс и выставка поделок «Творческая семья», где прослеживались благоприятный комфорт и активность со стороны детей и их семей. При проведении презентации проекта с родителями пришли к выводу, что проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.  При дальнейшей работе над проектной деятельностью  стала использовать формы профилактической работы по пожарной безопасности, тем самым формируя навыки личной безопасности, развивая познавательную активность, обучая адекватным действиям в пожароопасных ситуациях. Ярким примером явился межгрупповой, долгосрочный, педагогический проект «Чтобы не было пожара, чтобы не было беды», где дети в полной мере занимались исследовательской деятельностью, физическим развитием, встречались с интересными людьми – работниками пожарной части, занимались игровой и театрализованной деятельностью по противопожарной тематике. Были проведены познавательные беседы: «Огонь – друг и враг человека», «Люди героической профессии»; решали проблемные ситуации «Бабушка забыла выключить утюг»; читали художественные произведения, обсуждали пословицы  и поговорки, отгадывали загадки на противопожарную тематику; показали для малышей спектакль «Кошкин дом», организовали выставку рисунков «Осторожно - огонь!». Результатом этого проекта явилось то, что дети стали больше проявлять интереса к данной теме, были сформированы у каждого ребенка  правила поведения в экстремальных ситуациях.

 

     Своеобразным звеном познавательной активности  детей стал исследовательский проект «Почему собаки кусают?», который носил чаще всего индивидуальный характер. На первом этапе была сформулирована проблемная ситуация, поставлен общий исследовательский вопрос.

На втором этапе  ребенок совместно с близкими оформлял проект, но организатором являлся сам ребенок. На третьем проходила защита проекта, где проявились такие качества как коммуникативность, артистичность, искусство общения со сверстниками. При организации выставки проектов были проведены игры на закрепление и систематизацию материала. По окончании выставки проекты поместили в библиотеку группы, сшили в книжку для  свободного доступа. В процессе работы  над исследовательскими проектами  обогащаются знания детей, дошкольники начинают добывать их самостоятельно, привлекая все доступные средства. Стимулируется не только познавательная активность, но и происходит влияние на содержание сюжетно-ролевых игр. Проверка выбранного варианта позволяет ребенку обрести уверенность в собственной позиции.

В последнее время стало больше времени уделяться защите, сохранению и развитию здоровья детей. Новые тенденции по здоровьесберегающей системе формируют мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания. Несомненно, и родители, и педагоги стараются оказывать огромное внимание сохранению здоровья детей.

Проекты по здровьесберегающим технологиям нашли положительный отклик со стороны родителей, педагогов других детских садов: «Зимняя сказка», «Здоровое поколение», «Жить здоровым – здорово!», где формами работы стали встреча – круглый стол с родителями, совместные досуги и праздники, консультации: «Приобщение детей к ЗОЖ», «Если хочешь быть здоров – закаляйся!», занятия с проблемными ситуациями: «Зачем человеку сердце?», «Чтобы зубы были здоровыми?», гимнастики,  массажи, закаливающие и профилактические мероприятия. Были проведены Дни открытых дверей, совместные занятия для детей и родителей. Обнаружилось, что в условиях совместных мероприятий и родителям, и детям было, не только комфортно, но и эффективно в дальнейших действиях: все стали обращать внимание на различные виды гимнастик, больше проводить времени на свежем воздухе, что привело к снижению заболеваемости; повышению заинтересованности детей и родителей в укреплении здоровья и вопросам питания, рациональной двигательной активности детей.

Работая по внедрению проектного метода, отобрала методы и приемы, используемые мною  при работе с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности: наглядный; словесный; практический; проблемно-поисковый; исследовательский; сюрпризный момент; элемент загадочности; создание воображаемой ситуации; использование музыки.

Используя проектирование, пришла к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Проектная деятельность обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка-дошкольника.

Прежде всего, в ходе моей работы по проектной деятельности расширились знания детей об окружающем мире. В первую очередь это связано с выполнением исследовательских и творческих проектов.

Кроме того, произошло развитие общих способностей детей – познавательных, коммуникативных и регуляторных. Выполняя проект, дети приобрели навык публичного изложения своих мыслей, необходимые социальные навыки – они стали внимательнее друг к другу, стали руководствоваться не столько собственными мотивами, сколько установленными нормами.

При реализации проектов произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными, сложно структурированными, а сами дети стали интересны друг другу.

В ходе проектной деятельности дети оказались интересны родителям, поскольку выдвигали различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях. Жизнь детей и родителей наполнилась богатым содержанием, укрепились детско-родительские отношения.

Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников, который выразился в стремлении к выполнению оригинальных творческих работ.

 

Категория: Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании | Добавил: stv042015 (25.07.2015) | Автор: Спорышева Татьяна Викторовна E
Просмотров: 875 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Татьяна Викторовна, ваш материал допущен к участию в конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]