Среда, 13.12.2017, 12:02
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании

«Информационно-компьютерные технологии в работе педагогов дошкольного образования»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Олененок» городского округа Стрежевой

«Информационно-компьютерные технологии в работе педагогов дошкольного образования»
Подготовила воспитатель
Малкандуева Алёна Васильевна
г. Стрежевой – 2012

Общеизвестно, что в конце 20-го века человечество вступило в иную стадию своего развития, получившую название информационное общество. Его характеризует быстрое развитие информационных и коммуникативных технологий (ИКТ), которые дают практически неограниченные возможности для эффективного решения различных профессиональных задач.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. Однако действующая система дошкольного образования существенно отстает от процессов, происходящих в школе и обществе в целом, где наиболее важным и значительным товаром становится информация, способы ее хранения и использования.
Данную проблему, как использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в ДОУ – считаю наиболее актуальной на сегодняшний день, поэтому коллектив нашего дошкольного учреждения пришел к выводу, что необходимо организовать работу в этом направлении.
Для успешной реализации программы в ДОУ требуется не только его современное техническое оснащение, но и соответствующая подготовка педагогов, так как «современный этап развития системы образования характеризуется возрастанием культуры мышления, компьютерной грамотности педагогических работников, которые становятся необходимыми факторами повышения эффективности и результативности педагогической деятельности». Поэтому связанные с ними задачи включены в план методической работы по повышению компьютерной грамотности, ИКТ – компетентности педагогов ДОУ.
Уточним, что подразумевается под данными понятиями.
Понятие «грамотность» традиционно и до последнего времени относилось к умению читать и писать. Есть и более специализированный подход к определению данного понятия. Он связан с образованием нового термина, который соединил в себе понятия «грамотность» и «компьютеризация» - «компьютерная грамотность».
В общее понятие «компьютерная грамотность» включаются следующие умения:
- умение обращаться с компьютером;
- составление элементарных программ для компьютера;
- представление об устройстве и принципах его работы;
- представление о сферах применения и возможностях, а так же последствиях компьютеризации.
Так, педагоги, работающие с детьми, должны знать технические возможности компьютера, владеть навыками работы с ним, четко выполнять санитарные нормы и правила использования компьютеров в учреждениях детского сада, хорошо ориентироваться в компьютерных программах, разработанных специально для дошкольников, соотносить их с возможностями детей – их возрастными, физиологическими и психическими особенностями.
Под «информационно-компьютерной компетентностью мы подразумеваем практическое использование информационных и коммуникативных технологий в своей педагогической деятельности.
Это:
1.Реализация социального заказа, который заключается в подготовке педагогов средствами педагогических и информационных технологий к самостоятельной познавательной и продуктивной деятельности;
2. Развитие коммуникативных способностей на основе выполнения совместных проектов;
3. Формирование информационной культуры, умение обрабатывать информацию (при использовании локальных и сетевых баз данных);
4. Выявление и использование стимулов активизации познавательной деятельности за счет дифференцированного применения методов обучения (кроме того, педагог должен уметь создавать мотивацию, организовывать и руководить работой детей на компьютере, подбирать и соответствующим образом компоновать учебный и дидактический материал и создавать проблемные ситуации на занятиях с детьми);
5. Повышение эффективности и качества воспитательно-образовательного и учебно-воспитательного процесса за счет применения информационных технологий: в частности, они позволяют педагогам находить оптимальные способы и методы овладения детьми старшего дошкольного возраста компьютерными средствами.
Эти перечисленные требования педагог должен уметь реализовывать в ходе воспитательно-образовательного процесса. Эти требования позволили также определить цель работы с педагогами – повышение качества образования через активное внедрение в воспитательно-образовательный процесс информационных технологий.
Однако было выявлено, что профессионально-личностные особенности педагогов могут затруднять формирование у них информационно-компьютерной компетентности.
В связи с этим были изучены их образовательные потребности с помощью:
• диагностирования (анкетирование, составление диагностических карт, которые содержат проблемные вопросы, темы);
• индивидуального собеседования.
При анализе результатов анкетирования и собеседования были выделены четыре уровня готовности педагогов к использованию информационно-компьютерных технологий в работе с детьми:
1 уровень – начальный – несформированность психологической готовности к использованию информационно-компьютерных технологий в работе с детьми:
- мотивационно-целевой компонент реализуется не педагогами ДОУ, а методистом дошкольного учреждения;
- незнание педагогами общих правил самоорганизации;
- неумение реализовывать предполагаемые действия;
- отсутствие элементарных навыков работы на компьютере.
2 уровень – низкий – готовность к использованию информационно-компьютерных технологий в работе с детьми:
- мотивационно-целевой компонент реализуется педагогами ДОУ и ориентирует их на формирование соответствующей мотивации у детей;
- усиливается роль собственной деятельности;
- переход от внешнего самоконтроля к внутреннему, от внешней оценки к формированию самооценки;
- элементарные умения работы педагогов на компьютере.
3 уровень – достаточный – способность к использованию ИКТ в работе с детьми на практике:
- мотивационно-целевой компонент реализуется воспитанниками и педагогами, повышенная познавательная мотивация у детей (на процесс деятельности и результат);
- совершенствование самоконтроля и самооценки педагогов;
- самостоятельный выбор объекта изучения и обоснование этого выбора для себя;
- расширенные умения работы педагогов и методиста детского сада на компьютере.
4 уровень – высокий – личная потребность в использовании ИКТ в работе с детьми:
- потребность в самообразовании у педагогов и углубленные умения работы на компьютере;
- высокая информационная культура личности (комбинирование знаний и умений, принятие решения в нестандартной ситуации, оптимальный выбор средств решения задач);
- привлечение детей, других педагогов и родителей воспитанников к творческому преобразованию действительности средствами ИКТ.
Высокий уровень владения ИКТ среди педагогов составил также 14 %. Уровень владения и использования в своей работе ИКТ среди педагогов в основном достаточный и требует постоянного роста.
Поэтому, в нашем учреждении используются следующие формы для повышения ИКТ-компетентности педагогов:
• мастер-классы;
• работа в паре;
• открытые показы.
С целью пропаганды опыта лучших педагогов в ДОУ организуются недели педагогического мастерства. В рамках проведения недели мастерства педагогами проводятся открытые показы, на которых представляется опыт внедрения информационных технологий в воспитательно-образовательный процесс. Педагог может посетить занятие своего опытного коллеги и наглядно увидеть, как можно применять цифровые образовательные ресурсы в работе с детьми.
Мастер-классы такие как «Использование анимированных презентаций в работе с детьми», «Использование компьютера в создании иллюстрационного материала», “Подготовка наглядных и дидактических материалов средствами Microsoft Office” и др., проводят опытные педагоги с целью обучения других педагогов методам и приемам работы с детьми с использованием информационных технологий.
Открытый показ занятий со слайдовыми презентациями дает возможность установить непосредственный контакт с педагогом во время занятия, получить ответы на интересующие вопросы, помогает проникнуть в своего рода творческую лабораторию воспитателя, стать свидетелем педагогического творчества. Так как занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Но при этом компьютер должен только дополнять воспитателя, а не заменять его.
Такой форме, как работа в паре, пару составляют педагог, владеющий информационно-компьютерными технологиями, и педагог с низким уровнем работы на компьютере. Данная форма очень эффективна, т. к., например, педагог непосредственно помогает приобрести практические навыки работы на компьютере и отвечает на проблемные вопросы обучающегося.
В помощь педагогам в ДОУ была создана творческая группа, которая разработала занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов, методические рекомендации по использованию информационно-компьютерных технологий на занятиях.
Кроме обучающих форм профессиональной подготовки педагогов по повышению их информационной компетентности с ними проводятся и другие мероприятия, например, конкурсы: «Новогодний плакат» - в виде слайдовых презентаций. В работе с родителями используются такие формы презентаций как “Моя группа” – с целью знакомства с жизнью в группе.
И хочется отметить положительные стороны в работе педагогов:
• Увеличилось число педагогов, которые используют компьютер для подготовки документации (50% педагогов перешли на ведение документации в электронном виде)
• Оформления группы, информационных стендов полностью происходит за счет ИКТ средств
• Увеличился процент использования слайдовых презентаций на занятиях по экспериментальной деятельности детей, в тех случаях, когда объекты нельзя рассмотреть в «живую».
• Приобретение собственных ноутбуков и их использование
• Создание сайтов узких специалистов
В то же время в результате работы по повышению ИКТ компетентности были выявлены следующие проблемы:
• Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками;
• Нерациональное использование времени на подготовку к занятиям с использованием средств ИКТ;
• Остаются педагоги, которые предпочитают черпать информацию из книг, чем искать ее в интернете.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в ДОУ требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Каждый педагог должен быть открытым новым способам работы, потому что компьютерные программы позволяют чрезвычайно повысить эффективность и динамичность всего образовательно-воспитательного процесса.
Категория: Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании | Добавил: Алёна_Васильевна (21.06.2012) | Автор: Алёна_Васильевна_Малкандуева E
Просмотров: 1867 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]