Суббота, 16.12.2017, 00:45
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании

Детский сад – территория игры

Игра, как известно, является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте, что предполагает необходимость организации жизни ребенка в формах сюжетно-ролевой игры. Игра обусловливает социокультурное развитие ребенка, развитие его личности, самосознания дошкольника, актуализирует становление процессов саморегуляции, в игре осуществляется становление речи и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, эмоционально-волевой сферы,  развитие таких психических процессов как воображение, мышление, память и т.д. (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. Запорожец, Н.Я. Михайленко, А.П. Усова и др.)

Однако при всем понимании значения игры в дошкольном детстве и множества исследований в педагогике и психологии, посвященных проблемам строения игры, закономерностей ее развития, методикам руководства игровой деятельностью, игра в детском саду часто выступает лишь как дополнение или сопровождение других видов деятельности, включая   учебную (обучение на занятиях). 

Для того, чтобы детский сад действительно стал территорией игры, необходима  концепция организации образования дошкольников, в которой игра становится подлинным центром  всей жизни дошкольника, необходимо изменение  всего построения образования и воспитания ребенка в детском саду, основанное на понимании возрастной специфики этого периода жизни. Иначе говоря, сами формы и содержание организации образования дошкольников должны быть такими, при которых игра становится необходимым его компонентом, иначе развитие игры обусловлено лишь  доброй волей воспитателя и внешними требованиями инструкций.

В основе нашей работы лежит разработанная и апробированная в течении более, чем 20 лет концепция и программа «Жар-птица» - организация образования дошкольников в формах детской субкультуры. Детская субкультура представляет собой относительно самостоятельное образование, занимающее особое место в  пространстве  человеческой культуры, и включает специфику ценностей, специфику детской картины мира и мышления, коммуникативных отношений   и  системы детских видов деятельности. Реализация концепции  и программы по отношению к дошкольному возрасту означает организацию образования детей в формах игры средствами сказки, поскольку ведущим видом деятельности дошкольников является игра, а средством детского мышления и средством конституирования детской картины мира является сказка как культурологический феномен, ведущий свое происхождение из мифа и заменяющий ребенку логику в контексте детского мифологического мышления.

Такая организация образования предполагает иной (субъект-субъектный) способ взаимодействия ребенка и взрослого, который характеризуется диалогичностью,  способностью играть вместе с детьми, осуществляя одновременно рефлексию тех процессов, которые происходят в условиях драматизации сказки, что позволяет взрослому осуществлять недирективное управление процессом игры, в том числе и на занятиях, включая в игровой сценарий (сценарий занятия) необходимое предметное и социокультурное  содержание. Таким образом, взрослый как партнер по детской игре одновременно выполняет функции игрока, сценариста и режиссера.

Развитие игры предполагает инновационную форму организации образования дошкольников, основанную на понимании психологической специфики этого возраста, что воплощено и продолжает воплощаться в следующих инновационных продуктах: разработаны концепция и технология организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки (в формах детской субкультуры); разработана, апробирована и внедрена программа развития элементарных математических представлений для дошкольников и сценарии всех занятий для детей  всех дошкольных групп (от 3 до 7 лет); разработаны, корректируются и апробируются: программы сенсорного воспитания дошкольников, развития речи, социокультурного развития.

В настоящее время программа «Жар-птица» реализуется и апробируется не только в Прогимназии № 2, но также в Прогимназии «Зимородок», в детских садах №7 и № 15 г. Бердска НСО.

Кратко представим основные моменты Программы, осуществляемой в МДОУ Прогимназия № 2.

Цель работы:

Организация жизни детей в условиях детского сада в формах игры средствами сказки  с целью амплификации детского развития.

Задачи:

1.                      Постоянная работа с педагогическим персоналом Прогимназии  посредством семинаров, обсуждения открытых занятий, консультирования и пр. для развития профессионализма, творческого потенциала и  освоения теории, содержания, технологии концепции организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки.

2.                      Разработка, апробация, коррекция содержания и технологии авторских программ социокультурного развития,  развития элементарных математических представлений, речи (в том числе письменной), сенсорики, восприятия литературных произведений    в формах игры средствами сказки.

3.                      Организация игровой развивающей среды, ориентированной на актуализацию мотивации активности, становление самосознания, личности,  развитие психических процессов (мышления, воображения, сенсомоторных процессов, речи и т.д.)

4.                      Развитие игровой деятельности дошкольников в соответствии с возрастными критериями, развитие предпосылок учебной деятельности, порождаемой  внутри игровой.

5.                      Развитие индивидуальности и субъектности ребенка как субъекта игровой деятельности.

6.                      Социокультурное развитие детей в формах детской субкультуры.

7.                      Вовлечение родителей  посредством консультаций, психолого-педагогического просвещения, проведения совместных мероприятий и т.д. в развитие игровой деятельности и игрового пространства дошкольников.

8.                      Распространение психолого-педагогического опыта организации образования дошкольников в формах игры средствами сказки.

Основные формы и средства организации образования

(развития игровой деятельности):

Форма организации деятельности детей - сюжетно-ролевая игра:

Форма организации общения - диалог в условиях субъект – субъектного общения

Средство организации деятельности и  общения - сказка как ведущее средство мышления дошкольников и становления детской картины мира.

Используемые технологии: драматизация сказки (в том числе, авторской), детское экспериментирование, наглядное моделирование.

Ожидаемые результаты:

Развитие игровой деятельности, индивидуальности и субъектности, социокультурное становление ребенка, сопровождающееся развитием психических процессов,  общения, речи, успешным освоением знаний, умений и навыков.

Многолетние исследования показали, что в условиях образования дошкольников в формах игры средствами сказки  у детей формируется более развитая в сравнении с контрольными группами сюжетно – ролевая игра (на основе наблюдений за игрой детей в соответствии с критериями уровней ее развития) и воображение (тест Торренса). Дети находятся на более высоком уровне развития ценностности (согласно методике Н.И. Непомнящей), т.е. более успешно осуществляется социокультурное развитие дошкольников. Дети обнаруживают также более высокие показатели  развития субъектности и индивидуальности  (диагностика самооценки, уровня развития автономности, открытости общению, поведенческие проявления характеризуются способностью к выбору, поступку в условиях игровой деятельности и др.).  В целом, по различным параметрам (уровень развития наглядно-образного и логического мышления, воображения, знаний, умений и навыков, саморегуляции), дети лучше готовы к обучению в школе, что подтверждают и  учителя начальных классов.

Категория: Специфика использования АМОиМ в дошкольном образовании | Добавил: Ирина (01.11.2011) | Автор: Большунова Н.Я., Инчина М.В. E
Просмотров: 1270 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]