Воскресенье, 16.12.2018, 02:16
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Использование АМО и М в высшем образовании

Интерактивные способы оптимизации обучения иностранному языку в высшей школе
Основная цель обучения иностранному языку в высшей школе часто определяется как формирование коммуникативной компетенции студентов для успешного профессионального функционирования, т.е. обучение общению на иностранном языке в сфере профессиональной коммуникации. Однако развивать и совершенствовать способность к коммуникации на иностранном языке, не находясь в стране изучаемого языка, - дело чрезвычайно трудное. Поэтому важной задачей преподавателя является организация активного и интересного учебного процесса с использованием результативных методик, современной технической базы, новейших средств в области информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих повышение производительности труда профессорско-преподавательского составы вуза, прозрачность и гибкость учебного процесса, увеличение мотивации студентов к обучению.
Сегодня компьютерные технологии и ресурсы глобальной сети уже являются неотъемлемой частью учебного процесса, позволяя преподавателю творчески подойти к организации и проведению своих занятий. На уроках иностранного языка с помощью глобальной сети можно решать целый ряд дидактических задач, направленных на формирование и совершенствование иноязычной компетенции. В процессе обучения любой дисциплине стало уже привычным использование преподавателем Интернет-ресурсов, электронных учебников, приложений и технических средств.
Так, например, на мой взгляд, одним из эффективных методов, позволяющих создать ситуацию общения, является метод использования видеоматериалов, подобранных в соответствии с целями, задачами и содержания занятия и курса в целом.
Среди достоинств использования видеоматериалов на уроке по иностранному языку можно выделить следующие: 1) использование видеоматериала (как аутентичного так и неаутентичного) позволяет практиковать навыки аудирования в естественном контексте, обогатить словарный запас, совершенствовать умения устной монологической речи, стимулировать общение или дискуссию; 2) использование видеоматериалов способствует увеличению фоновых и специальных знаний студентов, так как они предлагают актуальную и важную информацию в той или иной области жизни в различных жанрах.
Материалы из сети Интернет успешно используются на занятиях по иностранному языку преподавателями нашей кафедры при изучении таких тем, как London, Great inventions, Outstanding Scientists, Radio electronics, Electricity и др., а также на занятиях студенческого лингвострановедческого научного кружка «Country Studies» на кафедре иностранных языков КНИТУ-КАИ им. А.Н. Туполева.
Целевое назначение видеоматериалов зависит лишь от задач урока и творческого подхода к уроку самого преподавателя. Видеоматериалы можно использовать с целью:
1) разминки (например, новостная подборка на BBC news);
2) развития фонетических навыков (например, видеотренажеры на Youtube.com);
3) расширения словарного запаса студентов (например, фильмы на иностранном языке);
4) развития умений устной речи в рамках изученной темы (например, видеоролики-интервью с экспертами в той или иной области);
5) представления и закрепления грамматического материала (например, на материале песен);
6) совершенствования умений письменной речи (например, при анализе конкретной ситуации необходимо закрепить умения оформления документа, статьи, отчета и др.).
О работе с видеоматериалами на занятии по иностранному языку подробно рассказано в статье «Практические учебно-методические рекомендации для использования видеоматериалов и Интернет-ресурсов на занятиях по английскому языку» (см. Литературу).
Эффективности процесса обучения и увеличению мотивации студентов к изучению иностранного языка способствует использование различных приложений, базирующихся на Интернет-технологиях. Возможно, это объясняется тем, что современный студент применяет новейшие телекоммуникационные и компьютерные средства для связи с миром, для получения информации. Таким образом, преподавателю необходимо использовать эту тенденцию к активному и интенсивному интегрированию компьютерных и телекоммуникационных технологий в жизнедеятельность современной молодежи в интересах обучения иностранному языку. Так, например, среди компьютерных программ для создания презентаций можно выделить уже популярную программу Power Point, отличающуюся простотой в использовании. Бесплатное интернет-приложение Slideshare.net можно использовать для размещения уже готовых презентаций, документов и видео (о том, где использовать этот сервис для оптимизации процесса обучения иностранному языку смотрите ниже). Для создания видео по теме урока можно воспользоваться Интернет-приложением One True Media, которое позволит создать собственное видео путем смешения фотографий, видео с графикой, музыкой, текстом и другими спецэффектами сервиса.
Данные бесплатно-условные Интернет-приложения позволяют преподавателю организовать активный, творческий, личностно-ориентированный процесс обучения, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей обучаемых, их уровня обученности, склонностей, интересов и т.д.
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой обучаемым и преподавателям разнообразной информации: страноведческой, научной, учебной и т.д. Поиск материалов в сети Интернет способствует развитию аналитических умений и навыков обучаемых, активизации мыслительных процессов, поэтому важно не просто «предложить безликую тему для эссе, не представляющую никакой практической ценности и не вызывающую интереса к дальнейшему изучению темы», следует предложить ряд личностно-ориентированных вопросов, помогающих не только сориентироваться в потоке информации, но и вызвать интерес у учащихся. Например, по теме «Лондон» можно предложить обучаемым выполнить следующее задание:
You want to spend a long week-end in London some time over the next two months. You want to see and do as much as possible, but you do not have a great deal of money. You are travelling with your friend, who is also a student. Use the Internet to help to plan your visit.
1. Find the cheapest hotel you can in central London.
2. Which Underground station or tourist site is your hotel near?
3. You would like to try some inexpensive restaurants while you are there. You enjoy Italian and Chinese food, but think you ought to try some traditional English food too.
4. There is one thing you do not mind spending money on:
You would like to go to a pop concert while you are in London. You will choose the date of your long week-end depending on the choice of concerts.
5. You enjoy museums and art galleries, but after the pop-concert, you will have no money to spare. Are there any exhibitions you could go to?
6. Look for information on other activities that you think you might enjoy.
Таким образом, самостоятельная работа, представляющая собой план действий для обучаемого, способствует структуризации, обобщению и углублению знаний, совершенствованию умений и навыков в области иностранного языка, расширению кругозора обучаемых, развитию общекультурных и профессиональных компетенций. Кроме того, подобная самостоятельная работа выполняется в посильном для обучаемого темпе, выполняя в некоторой степени задачу непрерывности обучения, усиливает мотивацию, поскольку ориентируется на интересы обучаемого.
При помощи бесплатных Интернет-приложений для записи звука/голоса (например, Free Audio Recorder) можно предложить обучаемым выполнить творческое задание по групповому проекту, связанное с развитием умений устной монологической и диалогической речи (например, организация и проведение интервью, публичное выступление и т.д. в зависимости от целей и задач урока и курса в целом).
Интернет-приложение Voicethread также можно использовать с целью развития коммуникативной компетенции обучаемых. Данный сервис предполагает создание слайдшоу в сопровождении со звуковыми комментариями, т.е. интерактивный контент, нацеленный на стимулирование речевой деятельности участников. Задания с использованием Voicethread могут быть проблемного характера, т.е. требовать логично построенного и последовательного изложения материала, что в свою очередь будет способствовать развитию мыслительных процессов обучаемых.
Использование компьютерных технологий позволяет обеспечить непрерывность и интенсивность процесса обучения. Среди средств, способных справиться с этой задачей, можно назвать блоги, форумы и чаты, создание которых позволит преподавателю организовать общение по теме, развивать умения грамотной письменной речи, умения ведения дискуссии, диалога.
Условно-бесплатный сервис Wordpress.com предлагает возможность организовать и вести блог по теме или по специальности, а для организации чата полезен сайт todaysmeet.com.
Общение обучаемых на иностранном языке вне урока можно организовать в виде социальной сети, повторяющей структуру и принципы общения популярных сетей, такой как, например, Facebook и др. Интернет-конструктор Taba.ru позволяет легко и быстро создать так называемую социальную сеть специального назначения. Организаторами студенческого научного кружка «Country Study» при кафедре иностранных языков КНИТУ-КАИ поддерживается работа многофункционального сайта countrystudy.taba.ru, на котором студенты могут общаться на английском языке во внеурочное время, публиковать эссе, презентации, фото, видео, аудиоматериалы, комментарии к выложенным материалам, общаться на форумах, в блогах по темам курса и получать своевременные консультации от преподавателей в виде комментариев к их работам. Данный сайт, удобный в управлении и простой в применении, создает оптимальные условия для общения студентов на иностранном языке, предлагая использовать не только собственный инструментарий, но также интегрировать другие интерактивные средства (например, One True Media, Slideshare, Voicethread и др.) в пространство конструктора Taba.
Таким образом, использование ресурсов Интернет и компьютерных технологий позволяет решить некоторые актуальные для преподавателя иностранного языка высшей школы следующие задачи:
1) Интернет-приложения, будучи дополнительными средствами обучения, являются эффективными, так как способствуют увеличению мотивации обучаемых к изучению иностранного языка и как следствие, развитие интереса к культуре и стране изучаемого языка, в результате чего наблюдается увеличение фоновых знаний студента;
2) благодаря Интернет-сервисам возможна организация личностно-ориентированного обучения, поддержка и организация самостоятельной непрерывной исследовательской и учебной деятельности студента;
3) использование Интернет-приложений позволяет совершенствовать ключевые умения и навыки иноязычной компетенции через общение в блогах, на дискуссионных форумах и в чатах;
4) использование Интернет-приложений способствует развитию цифровых компетенций, так как обусловливают необходимость применения огромного количества мультимедийных материалов, а именно видео- и аудиоприложений, иллюстративного материала.

Использованная литература
Султанова А.П. Информационные технологии в обучении как эффективное и современное средство развития конкурентоспособности студентов технического вуза. Развивая конкурентоспособность – развиваем производство» (на примере использования информационных технологий на занятиях по иностранному языку) / А.П. Султанова // – мат-лы Международной научно-практической конференции «Образование, наука и производство. Новые технологии как инструмент реализации стратегии развития и модернизации 2020». (г. Казань, 19 июня 2012г.)
Султанова А.П. Практические учебно-методические рекомендации для использования видеоматериалов и Интернет-ресурсов на занятиях по английскому языку / А.П. Султанова // Новый университет: серия «Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук» (альманах). - №5 (14). – 2012.
Категория: Использование АМО и М в высшем образовании | Добавил: Алина-Султанова (06.08.2012) | Автор: Алина Петровна Султанова E
Просмотров: 878 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]