Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Использование АМО и М в среднем специальном образовании |
Педагогические подходы в активном обучении студентов медицинского колледжа.
Педагогические подходы в активном обучении студентов медицинского колледжа. «Задача образования - в обеспечении такой системы, где успех был бы делом не только возможным, но и реальным, где студенты успешно учились и могли бы реализовать свои способности», - утверждал У. Глассер. В ситуации рыночных отношений практика массовых профессий всё стремительнее уходит в прошлое, уступая место «штучным» должностям и специализациям. Это касается и медицинских специалистов. Овладевая одной и той же профессией, люди становятся разными профессионалами и работают по - разному. Сегодня даже среди «алгоритмизированных» медсестер – исполнителей ценятся, пожалуй, больше, чем знания, индивидуальные профессиональные особенности и особые компетенции. Успешность специалиста начинает определяться не объемом знаний, а его мобильностью, умением неординарно подойти к решению проблемы, самостоятельно получить новую информацию, необходимую в данный момент. Стала востребованной его способность к творческим, оригинальным решениям и генерации идей. Традиционная педагогика придерживается методических норм, которые встроены в иерархию силовых ценностей. Она объясняет образовательные процессы с помощью устаревших понятий и подходов. Это уводит её в сторону от решения индивидуальных проблем обучающихся. Поэтому многие педагоги со стажем вынуждены открывать для себя элементарные приемы поддержки и неформального обучения. Именно открытое и управляемое обучение не нуждается в силовом управлении. На путь демократизации не вступишь, не приняв либеральные принципы педагогики. Сущность управленческого процесса заключается в том, чтобы координировать действия по линии совпадения: цель – результат. Управление процессом обучения основывается на знании обучаемых: уровне их подготовленности, возможностей, воспитанности, развития. Это достигается диагностированием. Без знания особенностей физического и психического развития студентов, уровня их умственной и нравственной воспитанности, уровня воспитания нельзя осуществить ни правильной постановки цели, не выбрать средства их достижения. «Чтобы педагогика могла воспитывать человека во всех отношениях, она должна и знать его во всех отношениях», - подчеркивал К.Д.Ушинский. Важную роль в педагогической технологии играет управляемое обучение – система последовательных действий, выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Управляемое обучение позволяет контролировать каждый шаг продвижения студента по пути познания, индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения; дает возможность оказывать ему своевременную учебную помощь; делает процесс обучения гибким. Проблемные вопросы: - Какой смысл вкладывается в понятие индивидуальный подход? - Как его обеспечить? - Как от карточек с дифференцированными заданиями перейти к стройной системе дополнения разнообразных форм индивидуального подхода? - Как обеспечить либеральные принципы образования в «святая святых» - в учебном процессе? - Как сделать, чтобы образование стало не только совместным интересным, творческим делом и студентов, и преподавателей, а также соответствовало индивидуальности каждого студента, создавало условия для его культурной идентичности? Задавшись всерьез этими вопросами, погружаемся в море педагогической литературы, анализируя свой педагогический опыт. Так как студенты имеют разные способности и по-разному относятся к учению, то в группе появляются отличники, хорошисты и отстающие. Организую уровневую дифференциацию работы студентов на этапах учебного занятия при закреплении, при повторении, при контроле знаний. И.С. Якиманская вводит объяснения терминов: разноуровневый подход, дифференцированный подход, индивидуальный подход. Преимущества индивидуального подхода: индивидуальные и групповые занятия и консультации повышают эффективность учения студентов, индивидуализация образования делает учение более комфортным, индивидуальные задания снижают проблемы перегруженности студентов. В ходе учебного процесса придерживаюсь принципа: «теории столько, сколько необходимо для практики». В фельдшерских группах повышенного уровня это один объём содержания учебного материала, а в сестринских – более сжатый и упрощенный для восприятия и усвоения. Например, при изучении темы «Мышцы верхней конечности» не только содержание нового материала, но и домашнее задание разноуровневое. Студенты медсестринского отделения читают текст, работают с руководством, составляют план ответа, называют мышцы плеча, предплечья, говорят о функции и общих местах прикрепления. Студентам фельдшерского отделения дается возможность воспроизвести материал темы, показать мышцы на таблицах, трупном материале, но и творческие задания - сочинения – миниатюры по теме «Анатомическая фига». В средней медицинской школе не предусмотрены группы выравнивания, а контингент поступающих многолик: от детей с высоким интеллектом и хорошей мотивацией, до «необучаемых» ≈ 10% и с отсутствующей профессиональной направленностью. Мы стараемся решить и эту проблему. В колледже существует «дополнительное» расписание для занятий – консультаций. Пробелы в знаниях ликвидируются в группах выравнивания. Рассмотрим тему «Сердечно-сосудистая система». Госстандарт дает нам критерии удовлетворительных, хороших и отличных оценок. На «3» достаточно иметь представления, уметь находить на таблицах основные сосуды всех кругов кровообращения. На «4» - уметь умственно перемещать молекулы с током крови по сосудам. Отличные оценки заслуживают те студенты, которые подходят к выполнению подобных заданий креативно: самостоятельно составляют условие задач, интегрируя с клиническими дисциплинами, пишут домашние сочинения – миниатюры. Незаметно для студентов стараюсь проводить дифференциацию по уровню умственного развития — уровню достижений и по личностно-психологическим типам, при этом обращаю особое внима¬ние на действия студента при выполнении задания, на его продви¬жение от незнания к знанию, вношу коррекции, контролирую ситуацию и подвожу студента к успеху. Способные студенты — это мои помощники на последующих занятиях, а у средних возни¬кает желание «дотянуться» до сильных. Выбираю особую программу для студентов, которые интересуются учебным предметом и имеют в этом направлении достаточно высокие показатели. Студенты объединяются в одну сводную группу – временная гомогенная группа продвинутого уровня. Для них разрабатывается особый план самостоятельной работы по углубленному изучению какого- либо вопроса по анатомии. Данные материалы «вырастают» до исследовательской работы и презентуются на учебно – исследовательской конференции. В результате применения многоуровневых задач на предмете, мы пришли к выводу, что использование элементов современных педагогических технологий позволяют решать ряд важнейших образовательных проблем: 1) Сделать образовательный процесс более увлекательным и личностно – ориентированным, так как каждый студент обязательно найдет задачу, входящую в область его личных интересов, что стимулирует его максимальную познавательную активность. 2) Преодолеть междисциплинарный разрыв в усвоении нового знания. 3) Всесторонне и комплексно изучать различные явления и процессы, анализировать их, делать выводы и обобщения. 4) На основе применения различных методов выявления индивидуальных различий студентов можно дифференцировать их познавательные возможности и управлять их формированием. 5) Только длительное изучение каждого студента с применением различных показателей может обеспечить объективную оценку его познавательных возможностей. Литература. 1. Крылова Н.Б, Александрова Е.А. Очерки понимающей педагогики. М.: Народное образование, 2001. 2. Селевко Г.К. Традиционная педагогическая технология и её гуманистическая модернизация. М.: НИИ школьных технологий, 2005. 144с. 3. Дьяченко В.К.. Новая дидактика. М.: Народное образование, 2001. 496с. | |
Просмотров: 1273 | |
Всего комментариев: 0 | |