Среда, 23.01.2019, 02:32
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Использование АМО и М в начальной школе

Групповая работа, как один из секретов успешности обучения.
Групповая работа, как один из секретов успешности обучения.
В психолого-педагогической литературе понятие «успешность обучения» рассматривается в двух направлениях. Первое – понятие «успешность» определяется, как особое эмоциональное состояние ученика. Второе направление связано с результативностью и показателями качества обучения. Я стала искать такие формы работы, чтобы добиться успешности своих учеников в этих направлениях. Такой формой для меня стала работа в группах, когда цель достигается в результате информационного обмена участников групп, то есть интерактивно. Я поставила перед собой задачи:
1. Научить учащихся самостоятельно рассматривать явления в целом и в динамике.
2. Развивать коммуникативные навыки.
3. Научить учащихся самоорганизации.
4. Способствовать укреплению здоровья детей.
Среди существующих определений группы в свете поставленных задач мне ближе следующее: «Группа – это собрание людей, включённых в познавательно-координированную деятельность, сознательно или бессознательно подчинённую общей цели».
Групповая работа даёт возможности:
• дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается школьная тревожность, а у лидеров искажается становление характера;
• дать каждому ребенку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в микроспорах, где нет ни огромного авторитета учителя, ни подавляющего внимания всего класса;
• дать каждому ребенку опыт выполнения тех рефлексивных учительских функций, которые составляют основу умения учиться (в 1 классе - это функции контроля и оценки, позже - целеполагание и планирование).
• дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечь детей в содержание обучения.
Среди функций, которые реализует групповая работа, первостепенное значение для меня имеют: коммуникативная (направленная на создание и сплочение коллектива) и личностно-ориентированная (направленная на самоорганизацию).
При работе в группе у учеников могут быть разные роли. Я предлагаю такие:
1) Писарь – записывает решение;
2) Спикер – защита решения, ответ от имени группы;
3) Организатор – распределяет роли, следит за временем, действиями всех членов группы.

Позднее:

1. Организатор – отвечает за работу группы в целом.
2. Спикер – выступает перед классом с готовым решением группы.
3. Секретарь – записывает высказанные идеи и решения.
4. Критик – высказывает противоположную точку зрения.


Учителю при данном виде работы отводится ряд функций. Главными из них я считаю посредническую (организовать общение друг с другом) и консультирующую (обеспечить необходимой информацией и ответить на возникающие вопросы).

Существует много способов деления класса на группы. Они в значительной степени определяют то, как будет проходить работа в группе и на какой результат группа выйдет. Я отдаю предпочтение работе в парах, четвёрках и группах по 5-7 человек. В парах удобно проводить тренировочные упражнения. Работа в четвёрках не требует перестановки парт, не создаёт шума, позволяет высказаться каждому ученику. Например: 1 класс. Тема «Безударные гласные». Вопросы для обсуждения:
1Какие слова называют родственными?
2. Что такое «корень» слова?
3. Какие гласные в корне надо проверять?
4. Как проверить безударную гласную в корне?
Группы по 5-7 человек мы с ребятами называем «большими группами». Сегодня в классе четыре таких группы. Они сформированы на основе симпатии ребят друг к другу. В таких группах целесообразно проводить творческие задания. Например:1 класс. Русский язык. Составьте рассказ на тему «Школа», используя слова: учитель, картина, ученик, урок.
Организацию групповой работы я начинаю с первого школьного дня. Даю образец сотрудничества, акцентируя тот или иной момент взаимодействия. Мне очень помогают занятия курса «Этические беседы для младших школьников» который разработан мной и утверждён методическим советом нашей школы. Данные занятия обеспечивают обязательный минимум этических норм поведения в обществе. На одном из занятий мы заключаем договор о культуре общения и экономии времени на уроке.
Подготовкой к работе в большой группе, является работа в парах – диадах. Диада – хрупкая группа, поскольку связана с положительным эмоциональным отношением между партнёрами. В диаде складываются условия для более глубокой эмоциональной удовлетворённости, чем в другой группе. Работа в паре способствует развитию эмпатии. Взаимодействие в паре создаёт напряжение, которое помогает проявиться личности, облегчает процессы самораскрытия, самоииследования, самопознания.
Существует алгоритм работы в группе.
1.Повторение задания для осознанного понимания
2. Анализ условий (разграничение границ знаний для нахождения способа решения задачи)
3. Выдвижение версий всеми членами группы.
4.Обоснование версий, их проверка, исключение неподходящих решений.
5.Совместное принятие решения.
6.Анализ решения. Оформление.
7.Проговаривание в группе выступления.
8.Представление решения.
Вместе с ребятами мы разработали правила работы в группе, которые всем необходимо соблюдать.
1. Не говорить всем сразу.
2. Реагировать жестами и знаками.
3. Возражая или соглашаясь, смотреть на говорящего.
4. Обращаться друг к другу по имени.

Среди многообразия групповых технологий, я отдаю предпочтение уроку- путешествию и уроку – игре, что соответствует младшему школьному возрасту, носит воспитательный характер и расширяет кругозор. Мы строим «домик дружбы», опускаемся на морское дно, спасаем любимых героев от злодеев.
Групповая работа эффективна на различных уроках: изучения нового материала, повторения, закрепления и даже проверки знаний. Я начала использовать работу в «большой группе» при изучении авторского курса «Этические беседы для младших школьников». Задания носили игровой характер. Например: Одень куклу правильно и красиво. 1группа – для прогулки в лес. 2 группа – на праздник. 3 группа – в школу.4 группа – для отдыха дома. (тема: «За что мы сами себя иногда не любим».)
Проведённый опрос показал, что мои ученики любят работать в группах.

95% первоклассников указали, что работать в группе интересно. 15% детей отдают предпочтение работе в четвёрках, а 80% - работе в «больших группах». При работе в группе 80% детей не испытывают страха, который возникает во время ответа у доски. Значит, мы бережём психическое здоровье детей.
Работа в группе способствует развитию коммуникативных навыков. Психологом школы в моём классе были проведены ряд тестов. Тест
К.Томаса (в адаптации Н.В. Гришиной) показал, что в 1 классе сотрудничество, когда участники приходят к альтернативе удовлетворяющей интересы сторон, выбирали 33% детей (соревнование 28%, конкуренция 11%, компромисс 11%, избегание 17%).



В первом классе коэффициент сплочённости группы был средний – 48%, а в четвёртом он вырос до 82%, что является высоким уровнем сплочённости.
Коэффициент сплочённости
(сравнительная диаграмма)



К концу первого класса у 43%учеников выявили высокий уровень мотивации и учебной активности (познавательный мотив). Хорошая школьная мотивация у 22% детей (социальный мотив). Положительное отношение к школе у 9% детей. У 26% школьная мотивация (игровой мотив). Следует отметить, что детей с негативным отношением к школе, то есть школьной дезадаптацией выявлено не было.


Групповая работа способствует развитию коммуникативных навыков, что ведёт к сплочению детского коллектива, а в результате способствует успешности обучения.
К концу четвёртого класса мои ученики (класс возрастной нормы, «Школа России») показали 100% успеваемость, качество знаний составило 61%, а степень обученности 55%.Сейчас я работаю по программе «Школа 2100».Весь учебный год мои ученики по математике (Л.Г.Петерсон) показывают рейтинг – 4.Коофициент успеха : 1,02- 1,06.Средняя успеваемость по классу : 90%-96%.Ребята принимали участие в дистанционных викторинах и показали хорошие результаты. «Фактор роста»: «Алфавит-чудесная страна букв» - 2 место, «Математические игры на олимпийский лад» - 2 место и два 3 места.
Несколько слов необходимо сказать о тех трудностях, которые я испытываю во время работы в группах. Для меня самое сложное – это уложиться во временные рамки. Здесь необходим такт, терпение и изобретательность. Другая трудность – возникающий во время обсуждения шум, что несвойственно другим формам работы. Учителю необходимо быть собранным, внимательным и терпимым. Очень важно, чтобы групповая работа присутствовала на уроках систематически, а не раз от разу. Я включаю групповую работу ежедневно на разных этапах разных уроков.
Я на собственном опыте убедилась, что работа в группе способствует успешности обучения.
Список литературы :

1 Гиниятуллина А.А. «Опыт организации групповой работы на уроках» «Начальная школа» №1 2004г.

2 Гюлямирян Дж. «Формирование навыков сотрудничества как средство обеспечения гуманистического и образовательного процесса» «Начальная школа» №7 2005г.

3 А.Б.Воронцов. Практика развивающего обучения по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова / Из опыта работы ЭУК ‘’Школа развития’’ (подразделения школы №1133 г. Москвы). – М.:ЦПРО ‘’Развитие личности’’,1998

4 А.Б.Воронцов. Материалы для слушателей курсов по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова (начальные классы). – М.,2000

5 Монахова А.Ю. «Психолог и семья: активные методы взаимодействия».Ярославль 2002г.

6 И.В.Носова. Особенности работы в малых группах. – ж.''Начальная школа плюс до и после'',№6 – 2004 г.

7 И.В.Перепелица, И.И.Куксгаузен. Метод коллективного взаимообучения при работе по Образовательной системе ''Школа 2100''. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №11 – 2003 г

8 С.Танцоров. Групповая работа в развивающем образовании. Исследовательская разработка для учителя. – Рига: ПЦ ''Эксперимент'', 1997

9 О.В.Чиханова. Групповая форма организации урока введения нового знания. - ж.''Начальная школа плюс до и после'', №2 – 2003 г.
Категория: Использование АМО и М в начальной школе | Добавил: Натуля (05.09.2012) | Автор: Кокина Наталья Вячеславовна E
Просмотров: 1935 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]