Суббота, 10.12.2016, 02:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » АМО и М - инструменты для обучения длинною в жизнь » Использование АМО и М в дополнительном образовании

Мастер-класс для педагогов "Развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся средствами интерактивных методов обучения"

Тема мастер-класса. Развитие интеллектуально-творческого потенциала обучающихся средствами интерактивных методов обучения.

Цель мастер – класса. Повышение мотивацию педагогов к овладению методом проектов как одним из интерактивных методов обучения.

Задачи:

- познакомить педагогов с понятием «интерактивное обучение», методами интерактивного обучения;

- углубить знания педагогов о методе проектов, алгоритме создания проекта;

- создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой.

Ход проведения мастер-класса

Творчество включает в себя категорию понятий –

«мыслить нестандартно, отрываться от стереотипов!» 

 

Организационный момент.

Методист: Здравствуйте, уважаемые коллеги, разрешите поделиться с вами собственным опытом успешной работы по организации учебно-исследовательской, проектной деятельности в УДОД.

Теоретическая часть.

Методист: Мы живём в мире, который постоянно изменяется. Сегодня перед педагогами образовательных учреждений стоит важнейшая проблема - как сделать процесс обучения ещё более интересным и продуктивным, чтобы в него были вовлечены практически все обучающиеся, чтобы не было среди них скучающих и безразличных. Как создать на учебном занятии такие условия, при которых каждый обучающийся чувствовал бы свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность?

В связи с решением проблем современного образования педагогами  осуществляется поиск содержания, обновленных форм, методов, средств обучения, обеспечивающих на практике широкие возможности для самоактуализации, саморазвития и самореализации личности обучающегося. Среди разнообразных направлений актуальных педагогических технологий, в которых реализуются возможности рефлексии, хотелось бы уделить внимание проектно-исследовательской  деятельности,  направленной на личностно-ориентированное обучение. Ведущую роль  в данной деятельности   играют творческие методы обучения, в основе которых лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение видеть, сформулировать и решить проблему. Ведь известно, что запоминается человеком 10 % того, что он читает, 20 % - из того, что слышит, 50 % - из того, что слышит и видит, 90% - из того, что делает сам.

Творческие методы обучения относятся к активным методам обучения. При использовании в педагогической практике  активных методов обучения на учебном занятии применяют метод обсуждения проблем, устанавливается диалоговый режим, центральная роль педагога остаётся. Воспитанники уже не являются пассивными слушателями, они могут задавать вопросы, предлагать собственные решения. Такие учебные занятия не имеют жёсткой структуры, формулирование тем и проблем происходит в форме совместного обсуждения

Наиболее интересными и эффективными в настоящее время считаются интерактивные методы обучения, где педагог теряет центральную роль, а становится организатором образовательного процесса. Акцент на таком учебном занятии делается на сотрудничество и взаимодействие. Педагог определяет общее направление, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана, даёт консультации, помогает в серьёзных затруднениях. Меняется сама обстановка на учебном занятии, происходит отход от привычных требований к дисциплине. Дети на таких учебных занятиях взаимодействуют друг с другом, а педагог заботиться о том, чтобы их усилия были направлены на положительный результат.

При использовании   интерактивных методов обучения в корне меняются соотношения «педагог - воспитанник»: воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом, воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний, воспитанник выбирает – педагог содействует, воспитанник активен – педагог создаёт условия для проявления активности.  Для сравнения традиционные пассивные методы:  педагог учит - воспитанник учится, педагог думает – воспитанник воспроизводит, педагог говорит – воспитанник слушает, педагог выбирает - воспитанник принимает, педагог активен - воспитанник пассивен. При использовании пассивных методов педагог играет центральную роль на занятии. Здесь преобладает монологовый режим общения. Педагог сам распределяет работу и необходимую информацию.

Таким образом, интерактивные методы способствуют формированию активной, самостоятельной позиции детей, развивают исследовательские, рефлексивные и оценочные умения. Одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционного  в обучении  стандарта  знаний.

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт  предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Что такое проект?

- Это описание конкретной ситуации, которая должна быть улучшена, и конкретных методов и шагов по её реализации.

- Буквальный перевод - «нечто, брошенное вперёд».

В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач.

 Алгоритм работы над проектом включает следующие этапы:

1. Подготовка к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).

2. Выбор  проблемы (использование метода «мозгового штурма», разговор о каждой проблеме, голосование за проблему).

3. Сбор и анализ информации (можно разделить обучающихся на несколько групп: юристы – изучают нормативные документы, социологи – опрашивают об актуальности проблемы, журналисты - берут интервью).

4. Планирование действий команды (Куда, кому, зачем, что делать. Просчитывается экономическая составляющая.).

5. Реализация проекта.

6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).

7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).

8. Рефлексия  проводится через неделю после защиты (Ответ на вопрос: «Что дал проект?»)

А общую схему проекта можно представить следующим образом:

ЗАДУМАЛ    –   СПРОЕКТИРОВАЛ   –   ОСУЩЕСТВИЛ

В ходе работы над проектом используем следующие требования и ориентиры:

Мы изучаем    -     Мы планируем    -    Мы исследуем  -     Мы действуем.

Кроме того, я хочу предложить вашему вниманию информацию о перечне возможных выходов проектной деятельности (продукт проекта): сайт, видеофильм, атлас, видеоклип, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, модель, оформление кабинета, буклет, проспект,  пакет рекомендаций, праздник и т.д.

Видами презентации могут быть: деловая игра, демонстрация фильма, инсценировка, доклад, реклама, спектакль, слайд-фильм, экскурсия и т.д.

Многие учебные занятия моих курсов по предпрофильной подготовке осуществляются по методу мини-проектов. Работа осуществляется по следующим направлениям:

- знакомство с теоретическими понятиями проектно-исследовательской деятельности, такими, как исследование, проект, информация, цель, продукт и   др.;

- осуществление коллективных и индивидуальных  исследований по определенному плану (с соблюдением всех этапов) по различным темам;

- защита итоговых работ.

При организации таких игр-исследований использую общепринятые, широко известные и достаточно хорошо апробированные методики. Это применение карточек с символическими изображениями методов сбора информации: подумать,  собрать информацию из возможных источников, понаблюдать, провести эксперимент, провести  сравнение, выбрать оптимальный вариант и т.д.

Набор используемых методов исследования зависит от реальных возможностей обучающихся. Полученную информацию надо проанализировать и обобщить. В процессе обобщения  выяснить, что нового узнали школьники, подумать какие выводы позволяет сделать собранная информация, что они могут рассказать, основываясь на результатах проведенного исследования.

Приведу пример такого мини-проекта по теме «Экостиль в интерьере».

1. Первый пункт плана проекта, как правило, обозначается карточкой «Подумать!». Применение проблемных и поисковых методов, на которых  происходит знакомство с терминологией и некоторыми понятиями о методах исследования, работа со словарями и другими источниками информации, провожу  работу по выявлению причинно-следственных связей, по обучению приемам наблюдения и описания.  Например, подумав, изучив информацию (предоставляется педагогом для изучения, или собирается детьми самостоятельно),  школьники могут сделать следующее заключение о  характерных особенностях данного стиля, его специфике оформления.  

2. Формулируется цель мини-проекта (научный отдел), выбирается и обсуждается  план действий, распределяются группы (стараюсь организовать работу обучающихся так, чтобы каждый побывал участником разных групп.

3. Каждый участник проектной группы выполняет определенные действия по плану - изучив самостоятельно литературу, фиксируют её в  несколько предложений, создают экостиль интерьера.

Далее можно  рассуждать о цветовых особенностях  (схема цветового круга для данного интерьера, определяется цветовое решение);  рисуют  эскиз интерьера (художники), фиксируют декоративное оформление, определяются с видами тканей, сувенирами, растениями и т.д. (декораторы). Это тоже фиксируется на местах.

Далее дети выясняют  (задание «Найди в инфо - источниках»), чем отличается данный стиль от других современных стилей (информационный отдел).

Группа «врачей» выясняет здоровьесберегающие качества эко-интерьера

В результате анализа и обобщения всей полученной информации воссоздается общая картина понятия «Экостиль». Коллективно создается презентация «Экостиль в интерьере».  Подведение итогов. Все участники проектных групп  выражают благодарность за сотрудничество друг другу. В процессе обобщения результатов исследования происходит развитие мышления, творческих способностей   школьников, они учатся выделять главное и видеть второстепенное. Эта работа по степени мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящих учёных.

Как показывает опыт, этих кратких записей и несложных значков оказывается достаточно для фиксации несложной информации на короткий срок. Школьники быстро обучаются умению делать такие записи и создавать символы, обозначающие различные идеи. Таким образом, в процессе осуществления исследования проблемы нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности, и происходит формирование соответствующих исследовательских умений.

Первые занятия  ведения курсовой подготовки почти все работы носят коллективный характер, тематика определяется педагогом, но каждый обучающийся вносит свой вклад в общую работу, эта форма  учит  работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В  конце курсовой подготовки многие  обучающиеся  уже знают, какая деятельность и направление   им интересно, могут сами выбрать тему мини-проекта. Педагог может помочь сориентировать их к правильному выбору. Тема  может быть фантастической, экспериментальной, изобретательской, теоретической.

Результаты моей работы  видны. Все обучающиеся имеют достаточное  представление об исследовательской и проектной деятельности, её назначении, имеют представление о планировании работы, проводят учебные исследования, осуществляют поиск информации в литературе и Интернет - источниках  по интересующей теме, имеют  желание и возможность поделиться результатами своей  работы. А работы получаются очень интересными. Лучшие исследовательские проекты были представлены на конкурсах и конференциях различных уровней, где получили достойную оценку.

Практическая часть.  

 Скажи мне - я забуду,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать это,
И это станет моим навсегда

(Китайская пословица).

 Методист: Представляю особенности организации проектной деятельности на учебных занятиях по предпрофильной подготовке курса «Философия экостиля». Одной из важных задач данной программы является формирование экологической компетентности будущего дизайнера. Данный курс был разработан  с учётом современных ориентиров  на экологизацию всех сфер общественного развития. Приоритетным направлением  обучения является проектный характер освоения  современной культуры быта, необходимой в профессиональной подготовке будущего дизайнера.

В результате  проектной деятельности экодизайнер должен быть способен гармонично соединять творческий, художественный замысел и практическое воплощение, продукт его деятельности призван быть природосообразным, соответствовать экологическим критериям.

Уважаемые коллеги, предлагаю вам побыть начинающими, но успешными экодизайнерами и стать активными участниками учебного занятия по образовательной программе  курса предпрофильной подготовки «Философия экостиля» (8-9 классы).

Тема учебного занятия: «Экостиль в интерьере».

Форма проведения занятия: коллективный мини-проект.

Название проекта: «Интерьер Здоровья».

Цель учебного занятия: осуществление коллективного исследования проблемы по определенному плану (с соблюдением всех этапов), в процессе которого обучающиеся овладевают практическими знаниями проектной деятельности в области экодизайна.

Оборудование: карточки с названиями отделов: научный, проектный, художественный, информационный, рекламный, листы-заготовки для работы в отделах,  плакат для работы художественного отдела, сборник информационных материалов по отделам, компьютер, проектор, заготовки буклетов.

В ходе игры педагог выступает в роли консультанта фирмы «Здоровый дом».

1 этап (мозговой штурм).

Педагог объявляет тему и цель занятия, вводит в проблематику вопроса экологии жилого пространства (предпосылки к началу активной деятельности).

Задача педагога вызвать интерес к конкретной теме. Проводится инструктаж начальников отделов и распределение должностных функций по отделам:

- научный отдел – выдвижение гипотез, постановка цели и задач;                                   

- проектный – построение алгоритма работы;                                                                

- художественный – представление проблемы в виде схемы, продукта в виде эскиза;

- информационный – сбор информации (подбором конкретных примеров по теме);

- рекламный отдел – индивидуальная работа по  оформлению и презентации идей (слогин проекта).

 

2 этап (проектирование конкретной деятельности).

Обучающиеся работают в группах по отделам.

Названия отделов

Направления деятельности

Научный

Вопрос дня: Почему одним из популярных интерьерных стилей является Экостиль?

Проблема: Современные составляющие интерьера квартир (бытовая техника, компьютеры, принтеры, синтетические материалы в оформлении мебели, отделочные материалы и т.д.) оказывают негативное воздействие на здоровье человека.

Идея: Живите здоровыми, благодаря «зелёному» подходу к дизайну интерьера.

Название проекта: «Интерьер Здоровья»

Цель проекта: Разработка экологически благополучного для здоровья человека дизайн-проекта интерьера.

Проектный

Планирование деятельности по пунктам:                                              - изучить составляющие  организации здорового интерьера;                                                                                 - выделить существенные отличительные  особенности организации интерьера в  экостиле: отделочные материалы, мебель, цветовое решение, композиционное построение, декор и т.д.;                                                           - выявить здоровьесберегающие  качества данного интерьера (безопасность материалов оформления, использование фитодизайна и аквадизайна в создании интерьерной композиции).

Художественный

1. Составить схему цветового решения интерьера в экостиле по пунктам:                                                                                                           - оформление стен, пола и потолка;                                                             - мебель;                                                                                                           - ткани (шторы, скатерти, подушки и т.д.);                                                - декор (посуда, сувениры, традиционные предметы этностилей и т.д.).                                                                                                              2. Оформить  эскиз интерьера комнаты в экостиле с учетом  стилистических требований и правил экологии интерьера.

Информационный

1.Определение  стилевых направлений в  эко-стиле интерьера: африканский, японский, кантри, скандинавский, средиземноморский  и т.д.                                                                                                               2. Согласование и выбор идеи в оформлении основного варианта  собственного интерьера.                                                                            3. Составление памятки «Правила оформления здорового интерьера».

Рекламный

Реклама интерьера в экостиле (с учётом его эстетики и здоровьесберегающих качеств).                                                  Слоганы проекта:                                                                                1. Выбор дизайна и художественного оформления для интерьера влияет на ваш комфорт и самочувствие.                                                   2. Уважайте свое здоровье и планету, используя зеленые материалы при проектировании и оформлении своего интерьера.                                                                                 3. Быть здоровым - сегодня модно.

 

  1. этап (обмен информацией, тренинг).

Обучающиеся создают группы, в которые входят по одному человеку из каждого отдела. Группы работают по следующему алгоритму:

- формулирование проблемы;  

- формулировка понятия;

- алгоритм действия – постановка целей и задач (организация поиска сведений, связанных с разными сторонами данной проблемы – члены проектного отдела);

- схема-формула (члены художественного отдела);

- тренинг (члены информационного и рекламного отдела).

 

4 этап (подведение итогов).

На этом этапе происходит защита, систематизация, оценка и отбор лучших проектов.

Подведение итогов мастер-класса.

Методист: Всего вам доброго, до новых встреч!

Список литературных источников

1. Алексеева, Т.Б. Культурологический подход в современном образовании [Текст]: научно-методическое пособие / Т.Б. Алексеева. - Санкт-Петербург: Книжный дом, 2008. - 301с.

2. Воронцов, А.Б. Учебная деятельность [Текст] /  А.Б. Воронцов. - М., 2004. - 189с.

3. Журавлёв, Д. Мотивация и проблемы в обучении [Текст] / Д. Журавлёв // Народное образование. – 2002. - №9.

4. Коротаева, Е.В. О ситуации успеха в учебной деятельности [Текст] / Е.В. Коротаева // РЯШ. – 2003. - №1.

6. Тихомирова, Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника [Текст] / Л.Ф. Тихомиров. - М.: Академия развития, 2005. – 240.

Электронные ресурсы:

1. http://www.allbest.ru

     2. http://www.prescol.km.ru

     3. http://www.lib.direktor.ru 

     4. www.vestniknews.ru

5. http://www.abitu.ru/researcher/issledovaniya/pedagogika/a_3rqw48.htm

 

 

 

 



Источник: https://yadi.sk/i/7MyI0ixyrSyhu
Категория: Использование АМО и М в дополнительном образовании | Добавил: annabar2016 (03.05.2016) | Автор: Анна E
Просмотров: 160 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
0
1  
Анна Леонидовна, ваш материал допущен к участию в конференции.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]